ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 24.05.2011 Белоярского районного суда (Свердловская область)

                                                                                    Белоярский районный суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Белоярский районный суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,

при секретаре Шевцовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Белоярской поселковой Управе Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным бездействия по решению вопроса об организации уличного освещения, обязании организовать уличное освещение,

У С Т А Н О В И Л:

Белоярский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Белоярской поселковой Управе Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным бездействия по решению вопроса об организации уличного освещения, обязании организовать уличное освещение. В обоснование исковых требований указал следующее. Белоярской2 межрайонной прокуратурой совместно с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Асбесте, п. Рефтинский, Белоярском районе и р.п. Верхнее Дуброво проведена проверка исправности работы искусственного наружного освещения вблизи жилых домов  по . Недостаточная освещенность улиц в , в частности по адресам , , ставит под угрозу жизнь и здоровье неограниченного круга лиц тем, что в темное время суток не исключено совершение дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов по причине плохой видимости. Также данное обстоятельство способствует совершению преступлений на улицах. Следовательно, нарушаются установленные статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации права человека на жизнь и охрану здоровья. Согласно подпунктам 27 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Данный вопрос разрешается в интересах всех жителей муниципального образования, а также граждан, посещающих это муниципальное образование, то есть в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 35 п.1 ст. 33 Устава Белоярского городского округа организация освещения улиц относится к полномочиям Администрации Белоярского городского округа. Аналогичное полномочие закреплено за Белоярской поселковой Управой Администрации Белоярского городского округа п.п. 3 п.3 Положения о поселковой Управе, утвержденного решением Белоярской районной Думы от  . В силу п. 1.1 Положения о Белоярской поселковой Управе Администрации Белоярского городского округа поселковая Управа является территориальным органом Администрации городского округа, наделенным правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом Белоярского городского округа и указанным положением. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные унитарные предприятия, формировать и размещать муниципальные заказы, заключать для этих целей договоры. Администрация Белоярского городского округа и Белоярская поселковая Управа Администрации Белоярского городского округа не обеспечили решение вопроса местного значения по освещению вышеуказанных участков местности . В первоначальном иске просил признать незаконным бездействие Администрации Белоярского городского округа, Белоярской поселковой Управы Администрации Белоярского городского округа по решению вопроса об организации уличного освещения на территории, прилегающей к дому  по  (в трех точках площадки возле главного входа в дом), на территории, прилегающей к дому  по  (в трех точках площадки возле главного входа в дом), на территории, прилегающей к дому  по  (в трех точках торца дома справа). С учетом уточнений к исковому заявлению прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Белоярского городского округа, Белоярской поселковой Управы Администрации Белоярского городского округа по решению вопроса об организации уличного освещения на территории вблизи домов  по ; обязать Администрацию Белоярского городского округа, Белоярскую поселковую Управу Администрации Белоярского городского округа в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать уличное освещение на территории вблизи домов  по . (л.д.2-3, 89)/

В судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Шашкин А.А. исковые требования поддержал, уточнил, что просит признать незаконным бездействие Белоярской поселковой Управы Администрации Белоярского городского округа по решению вопроса об организации уличного освещения, обязать Белоярскую поселковую Управу Администрации Белоярского городского округа организовать уличное освещение в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Белоярской поселковой Управы Администрации Белоярского городского округа 1, действующий на основании доверенности от , исковые требования прокурора признал, суду пояснил, что Белоярская поселковая Управа не проводила ремонтно-восстановительные работы уличного освещения по  из-за отсутствия денежных средств.

Представитель ответчика Администрации Белоярского городского округа 2, действующая на основании доверенности  от  исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что в силу Положения о Белоярской поселковой Управе Администрации Белоярского городского округа организация освещения улиц относится к полномочиям Белоярской поселковой Управы Администрации Белоярского городского округа.

Ответчик МУП «Белоярские тепловые сети» вы судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик ОАО «Восточные электросети» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно письменной информации, электроустановка уличного освещения по  не стоит на балансе ВЭС, не оформлена, не имеет акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с ВЭС, не имеет утвержденной электрической схемы и договора на электроснабжение, не ведется оплата за уличное освещение Белоярской поселковой Управой. Действующее освещение является бездоговорным. Заявок на технологическое присоединение уличного освещения домов по  к электрическим сетям Белоярского РЭС от Администрации Белоярского городского округа и от Белоярской поселковой Управы не поступало. (л.д. 63).

Третье лицо ООО «Свердловэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно письменного отзыва между ОАО «Свердловэнергосбыт» и Белоярской поселковой Управой Администрации Белоярского городского округа заключен договор электроснабжения  от  по уличному освещению , уличное освещение д.  по  в данный документ не входит. (л.д.64).

Третье лицо Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест, поселке Рефтинский, Белоярском районе и р.п. Верхнее Дуброво в судебное заседание не явилось, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Согласно отзыва, исковые требования прокурора поддерживает. В письменном отзыве указано следующее. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, в структуру законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения входят, в частности, санитарно-эпидемиологические правила и нормы, которые носят общий характер и подлежат применению на всей территории Российской Федерации в отношении каждого субъекта хозяйственной деятельности, независимо от его размеров, вида деятельности, организационно-правовой формы. В силу ч.3 ст. 89 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является безусловной обязанностью юридических лиц. Любое нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм ведет к тому, что условия среды обитания человека становятся неблагополучными, то есть небезопасными и не безвредными для его жизни и здоровья. Согласно протоколу лабораторных испытаний за  от  проведенных уполномоченной аккредитованной лабораторией Асбестовского филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», измеренные параметры уровней искусственной освещенности на территории, прилегающей к жилым домам  по  значительно ниже гигиенических нормативов (от 2 до 5 люкс против допустимых не менее 10 люкс в темное время суток, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», что свидетельствует о несоблюдении требований данных санитарных правил. Согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения- это, в частности, состояние среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Одним из факторов среды обитания человека является искусственная освещенность, количественные и качественные показатели которой, характеризующие ее безопасность и безвредность для человека, устанавливаются гигиеническими нормативами. Искусственная освещенность, равно как и другие факторы среды обитания, не должна оказывать вредного воздействия на человека. Снижение уровня искусственной освещенности за пределы допустимых, т.е. безопасных для человека, гигиенических нормативов, представляет угрозу здоровью человека и свидетельствует о не благоприятности условий его жизнедеятельности в создавшейся санитарно-эпидемиологической обстановке. Выше указанным протоколом лабораторных испытаний был установлен и документально подтвержден факт санитарно-эпидемиологического не благополучия среды обитания человека, определяющей условия его жизнедеятельности, на территории населенных мест Белоярского городского округа. В силу п. 27 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, организация освещения улиц является вопросом местного значения муниципального образования в виде городского округа. В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ юридические лица, органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Организация надлежащего, то есть отвечающего требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, освещения улиц и дворов жилых домов, органами местного самоуправления Белоярского городского округа явится в данном случае профилактическим мероприятием, направленным на нормализацию санитарно-эпидемиологической обстановки и предотвращение угрозы ее дальнейшего неблагоприятного воздействия на людей. Кроме того, проведение данных мероприятий будет способствовать облегчению передвижения граждан по улицам и дворам указанных жилых домов в вечернее время в значительной степени предупредит здесь проявления уличной преступности, снизит количество вероятных дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов и связанных с ними травм. (л.д.72-73).

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункта 27 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации организация освещения улиц относится к полномочиям Администрации Белоярского городского округа.

А в соответствии с п. п. 3 п. 3.1 Положения о Белоярской поселковой Управе Администрации Белоярского городского округа, утвержденного Решением Белоярской районной Думы от   в редакции от , Белоярская поселковая Управа Администрации Белоярского городского округа организует благоустройство и озеленение территории, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население, участвует в создании мест отдыха граждан, присваивает наименование улицам и другим частям населенных пунктов, устанавливает нумерацию домов, организует освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов.

В силу п.п. 32 п. 1 ст. 33 Устава Белоярского городского округа, утвержденного решением Белоярской районной Думы от   (в редакции от ) вопрос организации освещения улиц относится к вопросам местного значения.

Как следует из копии заявления 3 Белоярскому межрайонному прокурору она просит рассмотреть вопрос о привлечении к наказанию должностных лиц за отсутствие уличного освещения по . Сообщает в заявлении, что  по  возле дома  в  около 20 часов 30 минут она возвращалась с сыном с занятий в бассейне, из-за отсутствия освещения около дома, ее сын споткнулся, упал, ударившись головой о скамейку. Ему была оказана скорая медицинская помощь. Она считает, что в данной трагедии виновна Администрация Белоярского городского округа. Она неоднократно обращалась с заявлениями по поводу ремонта уличного фонаря: в восточные электросети, откуда ее направили в Белоярскую поселковую Управу; затем обращалась в Белоярскую поселковую Управу, где сообщили, что нет денег на ремонт уличного освещения и порекомендовали обратиться к главе Администрации Белоярского городского округа, в приемной которого ей пояснили, что этот вопрос не в компетенции Главы. Она вынуждена была обратиться за защитой своих прав к прокурору. Просит проверить и установить ответственность за уличное освещение в . (л.д.6).

Согласно протокола лабораторных испытаний  от   с 18.10 до 18.30 Асбестовский ТО УФСН в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проводили измерения освещенности территории прилегающей к домам  по . В результате установлено: освещенность искусственная не соответствует нормативным величинам, установленным СанПиН 2.1.2.2645-10 в точках: территория, прилегающая к дому  по , территория, прилегающая к дому  по ; территория, прилегающая к дому  по  (л.д.8).

Как следует из сообщения Главы Администрации Белоярского городского округа 4 Белоярскому межрайонному прокурору от  по обращению 3 о ненадлежащем уровне освещения вблизи дома  по , ремонтно-восстановительные работы уличного освещения по  не проводились; из местного бюджета на 2010 год по Белоярскому городскому округу по разделу «Уличное освещение» заложено 932,3 тыс. рублей. Ответственными за обеспечение уличного освещения в  является Белоярская поселковая Управа. В настоящее время не определено, какие виды работ необходимо выполнить для восстановления уличного освещения по , их стоимость и источник финансирования. (л.д.10).

Суд полагает, что Белоярская поселковая Управа Администрации Белоярского городского округа обязана решать вопрос об организации уличного освещения на территории вблизи домов  по  в соответствии с п. п. 3 п. 3.1 Положения о Белоярской поселковой Управе Администрации Белоярского городского округа, утвержденного Решением Белоярской районной Думы от   в редакции от .

Совокупностью исследованных доказательств по делу: пояснениями истца, представителей ответчиков, сообщением ОАО «Свердловэнергосбыт» о том, что между ОАО «Свердловэнергосбыт» и Белоярской поселковой Управой Администрации Белоярского городского округа заключен договор электроснабжения по уличному освещению  (уличное освещение д по  в данный документ не входит) (л.д.64); сообщением ОАО Акционерное общество Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала филиала «Свердловэнерго» производственного отделения Восточные электрические сети Белоярского района о том, что электроустановка по  не оформлена, не имеет акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с ВЭСЧ, не имеет утвержденной электрической схемы и договора на электроснабжение, не ведется оплата за уличное освещение Белоярской поселковой Управой, освещение является бездоговорным, заявок на технологическое присоединение уличного освещения домов по  к электрическим сетям Белоярского РЭС от Администрации Белоярского городского округа и от Белоярской поселковой Управы не поступало (л.д.63); сообщением Главы Администрации Белоярского городского округа от  подтверждается факт бездействия Белоярской поселковой Управы Администрации Белоярского городского округа по вопросу об организации уличного освещения на территории вблизи домов  по .

Согласно представленной КУМИ Администрации Белоярского городского округа выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от  собственником электросетевого комплекса «Электросети 10/0,4 кВ МУП «Свет », включающего 61 объект в , является Закрытое акционерное общество «», ООО «».

Данное обстоятельство не освобождает Белоярскую поселковую Управу Администрации Белоярского городского округа от обязанности решать вопрос освещенности , в частности, вблизи домов  улицы .

Бездействие Белоярской поселковой Управы Администрации Белоярского городского округа по решению вопроса причиняет вред неопределенному кругу лиц- нарушены права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Прокурор вправе обращаться с настоящим иском в защиту неопределенного круга лиц к Белоярской поселковой Управе Администрации Белоярского городского округа.

Поэтому исковые требования Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Белоярской поселковой Управе Администрации Белоярского городского округа о признании бездействия по решению вопроса об организации уличного освещения вблизи домов  по улице ; обязании организовать уличное освещение вблизи домов  по  в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд находит указанный прокурором срок для организации уличного освещения вблизи домов  по  2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разумным.

Руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Белоярской поселковой Управы Администрации Белоярского городского округа по решению вопроса об организации уличного освещения вблизи домов  по .

Обязать Белоярскую поселковую Управу Администрации Белоярского городского округа организовать уличное освещение вблизи домов  по  в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения (решения суда в окончательной форме).

Председательствующий: А.Г. Вострецова.

Мотивированное решение (решение суда в окончательной форме) изготовлено 31 мая 2011 года.