ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 24.05.2011 Новоорского районного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Новоорский районный суд Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Новоорский районный суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 24.05.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 мая 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Левченкова А.И.,

при секретаре Егоровой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Новоорский поссовет» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг населению и должной организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования,

установил:

Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному образованию «Новоорский поссовет» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг населению и должной организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования. В обоснование исковых требований указал следующее.

В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995г.) дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствии.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (ст.24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995г.).

В силу ст. 24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995г. участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства РФ о безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также соблюдения данного законодательства контрольными органами и органами местного самоуправления, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой на поселение возложено полномочие по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, МО «Новоорский поссовет» не в должной мере соблюдается указанная обязанность.

На территории муниципального образования «Новоорский поссовет» организована перевозка пассажиров по нескольким маршрутам.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если, согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

Раздел II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" содержит, кроме прочего, требования к остановкам. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию (п. 11).

Пункт 14 определяет, что остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.

Согласно п. 15 Правил перевозок, на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов) размещается следующая информация:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

В силу п. 16 Правил перевозок, на указателях, помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии с п. 23 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 29.09.1997, посадка и высадка пассажиров может осуществляться только на остановочных пунктах.

Пункт 16 указанных Правил определяет, что остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров, при соблюдении правил дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов.

В соответствии с п. 17 Правил остановочный пункт должен быть оснащен:

а) остановочным указателем с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, наименовании данного пункта, конечных пунктов маршрута, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах движения свыше 30 мин. - времени прохождения подвижного состава через этот пункт. В случае работы маршрута только в отдельные периоды дня на остановочном указателе приводится соответствующая информация;

б) посадочной площадкой, ограниченной бортовым камнем со стороны проезжей части;

в) павильоном (при наличии места на уличной сети) для ожидающих транспорт пассажиров.

Кроме того, с 01.06.2003 введен в действие ОСТ 218.1.002-2003 «Стандарт отрасли автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» - специальный нормативный акт, предусматривающий технические требования к автобусным остановкам.

Проверка по маршрутам движения пассажирских рейсов п. Новоорск показала, что посадка и высадка пассажиров по ходу следования маршрута осуществляется вне остановочных пунктов ввиду их отсутствия, а имеющиеся остановочные пункты не отвечают вышеуказанным требованиям.

В частности, остановочный пункт «», расположенный по четной стороне  возле  и одноименный остановочный пункт напротив возле  по нечетной стороне  не обладают какими-либо признаками нахождения в указанных местах остановок, в том числе соответствующими знаками и информацией. Предусмотренные нормативными актами в данной сфере требования не соблюдены, в том числе:

- отсутствует знак и указатель с информацией (п.п. 14, 15 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, 5.12 ПДД);

- отсутствует посадочная площадка, ограниченная бортовым камнем со стороны проезжей части (п. 17 Правил перевозки пассажиров, утв. Минтрансом РФ 29.09.1997);

- в нарушение требований ОСТ 218.1.002-2003 на автобусной остановке – отсутствует остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, заездной карман, пешеходный переход, автопавильон, а также иные требования ОСТ.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района совместно со старшим госинспектором дорожного движения отделения ГИБДД при ОВД по МО Новоорский район З.Д.В. при участии представителя МО «Новоорский поссовет» Л.В.А..

Кроме того, ранее прокуратурой района в адрес администрации МО «Новоорский поссовет» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности населения и территорий, в котором указано на несоответствие автобусных остановок п. Новоорск установленным требованиям законодательства. Представление от ДД.ММ.ГГГГ основано на фотоотчете, предоставленном отделением ГИБДД при ОВД по МО Новоорский район (фото по указанной остановке прилагается). Вместе с тем, администрацией дан ответ о том, что ею закупаются соответствующие дорожные знаки и указатели. Принятие каких-либо иных мер, направленных на обеспечение безопасности пассажиров, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривается.

Указанные обстоятельства создают непосредственную угрозу безопасности населения на объектах транспортной инфраструктуры МО «Новоорский поссовет», а также свидетельствуют об отсутствии должной организации по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, то есть обязанностей, возложенных на поселение статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом, статья 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относит в том числе:

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения,

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения,

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Учитывая вышеизложенное, допущенные нарушения требований указанных нормативных актов, в том числе ОСТ 218.1.002-2003, свидетельствуют о том, что со стороны администрации МО «Новоорский поссовет» необходимо принятие комплекса мер, направленных на обеспечение безопасных условий движения по автомобильным дорогам поселения, в рассматриваемом случае, приведения в соответствие с требованиями законодательства указанного остановочного пункта.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 254 ГПК РФ бездействие органов местного самоуправления также может быть оспорено в суде. Согласно ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции, относятся споры с участием граждан, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из земельных, экологических правоотношений.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утв. Минтрансом РФ 29.09.1997, ОСТ 218.1.002-2003 «Стандарт отрасли автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» при организации и функционировании автобусной остановки «», расположенный по четной стороне  возле  и одноименный остановочный пункт напротив возле  по нечетной стороне .

Обязать муниципальное образование «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области привести в срок до 01.11.2011 автобусную остановку «», расположенную по четной стороне  возле  и одноименный остановочный пункт напротив возле  по нечетной стороне  в соответствие с нормами закона, указанными в п. 1 резолютивной части заявления, в том числе, установить указатель с информацией о маршрутах, графиках движения, оборудовать посадочную площадку, ограниченную бортовым камнем со стороны проезжей части, площадку ожидания, заездной карман, пешеходный переход, принять меры к установке автопавильона.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Новоорского района Дьяченко А.С. уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие муниципального образования «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг населению и должной организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования при организации и функционировании автобусной остановки «», расположенной по четной стороне  возле » и одноименного остановочного пункта напротив возле  по нечетной стороне , обязать муниципальное образование «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области в срок до 01.11.2011 принять меры по организации устранения допущенных нарушений закона, а именно:

- на автобусной остановке «», расположенной по четной стороне  возле  и одноименном остановочном пункте напротив возле  по нечетной стороне  установить указатель с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, конечных пунктов маршрута, интервалах движения автобусов;

- оборудовать посадочную площадку, ограниченную бортовым камнем со стороны проезжей части;

- оборудовать площадку ожидания, заездной карман, пешеходный переход;

- рассмотреть вопрос о возможности выделения денежных средств из бюджета муниципального образования Новоорский поссовет 2012 года на установку автопавильона.

Обосновывая свои исковые требования Дьяченко А.С., опирался на доводы, изложенные в исковом заявлении и указанные в нем нормативно-правовые акты. Считает, что автобусные остановки, расположенные на  не соответствуют установленным требованиям законодательства. Имеющиеся нарушения создают непосредственную угрозу безопасности населения на объектах транспортной инфраструктуры МО «Новоорский поссовет», а также свидетельствуют об отсутствии должной организации по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, то есть обязанностей, возложенных на поселение федеральным законом № 131.

Определением суда от 06.05.2011 года производство по иску в части обязать администрацию МО «Новоорский поссовет» рассмотреть вопрос о возможности выделения денежных средств из бюджета муниципального образования Новоорский поссовет 2012 года на установку автопавильона прекращено на основании ч. 1 ст. 220 ГПК РФ.

Представители ответчика МО «Новоорский поссовет» ФИО1, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Новоорского района не признали и пояснили следующее.

ФИО1 пояснила, что прокурор в обоснование своих требований ссылается на нормативные акты, которыми установлены требования к собственно остановочным пунктам, а именно: Постановление Правительства от 14.02.2009 № 112, которым закреплена обязательность обустройства остановочных пунктов и наличие на них указателей. Требования, указанные в Постановлении Правительства РФ администрацией МО «Новоорский поссовет» выполняются по мере возможности и наличия денежных средств. Дорожные знаки, обозначающие места автобусных остановок уже заказаны, остановочные пункты на  уже ими оборудованы. Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации» от 29.09.1997, как документ не был опубликован и не прошел государственную регистрацию, что противоречит требованию Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, согласно которым нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в установленном порядке в «Российской газете» и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

ОСТ 218.1.002-2003, как стандарт дорожной отрасли обязателен только для строительных дорожных организаций и носит рекомендательный характер и не касается органов местного самоуправления. Поэтому указанные акты применению не подлежат.

МО «Новоорский поссовет» не имеет средств для выполнения всех требований прокурора. Согласны с требованиями прокурора лишь в части необходимости оборудования остановок общественного транспорта информационными табличками. Остальные требования носят рекомендательный характер и исполнять их администрация МО «Новоорский поссовет» не обязана.

ФИО2 пояснил, что на остановках «» установлены знаки «Автобусная остановка». Больше пока ничего не сделано. На оборудование одной остановки необходимо примерно 200000 рублей. Таких денежных средств в бюджете поселения нет. Администрация МО «Новоорский поссовет» принимает меры по надлежащему содержанию дорог, производит ямочный ремонт, заказали дорожные знаки. Бездействие администрации поссовета признавать нельзя.

Представитель 3-его лица – ОВД по МО «Новоорский район» ФИО3, действующий на основании доверенности пояснил, что организация обеспечения безопасности дорожного движения возложена на органы местного самоуправления. На дорогах поселения должны быть установлены знаки, иметься подъездные пути, остановочные павильоны для пассажиров, ожидающих транспорт, и пешеходные переходы напротив остановок. На остановках «» имеются недостатки, указанные в акте, остановка не оборудована в соответствии с требованиями закона. Не возражает против удовлетворения требований прокуратуры Новоорского района.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии ст. 24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагает на поселение полномочие по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

В п. 5 статьи 5 Устава МО «Новоорский поссовет» указано, что к вопросам местного значения поссовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из анализа указанных правовых актов следует, что на администрацию МО «Новоорский поссовет» прямо возложена обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Из представленных прокуратурой Новоорского района материалов следует, что при проведении проверки маршрутов движения пассажирских автобусов в п. Новоорск установлено, что посадка и высадка пассажиров по ходу следования маршрута осуществляется вне остановочных пунктов ввиду их отсутствия, а имеющиеся остановочные пункты не отвечают требованиям законов и нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения..

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района совместно со старшим госинспектором дорожного движения отделения ГИБДД при ОВД по МО  З.Д.В. с участием представителя МО «Новоорский поссовет» Л.В.А..

Из акта проверки усматривается, что остановочный пункт «», расположенный по четной стороне  возле  и одноименный остановочный пункт напротив возле  по нечетной стороне  не обладает какими-либо признаками нахождения в указанном месте остановок, в том числе соответствующими знаками и информацией. Предусмотренные нормативными актами в данной сфере требования не соблюдены, в том числе:

- отсутствует знак и указатель с информацией (п.п. 14, 15 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, 5.12 ПДД);

- отсутствует посадочная площадка, ограниченная бортовым камнем со стороны проезжей части (п. 17 Правил перевозки пассажиров, утв. Минтрансом РФ 29.09.1997);

- в нарушение требований ОСТ 218.1.002-2003 на автобусной остановке – отсутствует остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, заездной карман, пешеходный переход, автопавильон, а также иные требования ОСТ.

Факты, указанные в акте, подтверждаются фотоснимком остановки «».

Прокуратурой Новоорского района в адрес администрации МО «Новоорский поссовет» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности населения и территорий, в котором указано на несоответствие автобусных остановок п. Новоорск установленным требованиям законодательства, в том числе на  возле .

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Новоорский поссовет» указывает, что ею закупаются соответствующие дорожные знаки и указатели. Однако о принятии каких-либо мер, направленных на приведение остановок на  в соответствие с требованиями закона, в ответе не указано.

В материалах дела имеется акт обследования специалистом МО «Новоорский поссовет» Л.В.А. ДД.ММ.ГГГГ автобусных остановок по маршрутам «» и ». Обследованием установлено отсутствие 10 остановочных пунктов и 13 дорожных знаков «Автобусная остановка», в том числе и на остановке «». На акте имеется резолюция главы администрации Б.А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о том, чтобы наметить план по ремонту и установке новых остановок на 2011-2012 гг.

Из представленных ответчиком смет на ремонт улично-дорожной сети МО «Новоорский поссовет» и распределении ассигнований из бюджета на 2010 г. и 2011 г. видно, что в 2010 году на изготовление дорожных знаков затрачено 118975,60 руб. в 2011 году – 50000 рублей. На другие мероприятия по приведению автобусных остановок в соответствие с требованиями закона, денежные средства в бюджете МО «Новоорский поссовет не закладывались.

Из анализа нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения установлено следующее.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если, согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

Разделом II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" установлены требования к остановкам.

Так, остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию (п. 11).

- остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров (п. 14).

- на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов) размещается следующая информация:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (п. 15).

-на указателях, помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа (п. 16).

В соответствии с п. 23 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 29.09.1997, посадка и высадка пассажиров может осуществляться только на остановочных пунктах.

Из п. 16 указанных Правил следует, что остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров, при соблюдении правил дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов.

В соответствии с п. 17 Правил остановочный пункт должен быть оснащен:

а) остановочным указателем с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, наименовании данного пункта, конечных пунктов маршрута, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах движения свыше 30 мин. - времени прохождения подвижного состава через этот пункт. В случае работы маршрута только в отдельные периоды дня на остановочном указателе приводится соответствующая информация;

б) посадочной площадкой, ограниченной бортовым камнем со стороны проезжей части;

в) павильоном (при наличии места на уличной сети) для ожидающих транспорт пассажиров.

Из представленных материалов следует, что кроме выделения денежных средств на приобретение дорожных знаков «Автобусная остановка» администрация МО «Новоорский поссовет» других мероприятий по приведению остановок «», расположенных на  в соответствие с требованиями закона, не осуществляла. Представители ответчика не представили доказательств, что администрация МО «Новоорский поссовет» предприняла исчерпывающие меры по приведению автобусных остановок в соответствие с требованиями законодательства.

Доводы представителей ответчика об отсутствии денежных средств не являются основаниями для отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Новоорский поссовет, выразившегося в непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг населению и должной организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.

  Установленные в судебном заседании обстоятельства создают непосредственную угрозу безопасности населения на объектах транспортной инфраструктуры МО «Новоорский поссовет», а также свидетельствуют об отсутствии должной организации по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, то есть обязанностей, возложенных на поселение законом.

Бездействие органа местного самоуправления в связи с невыполнением требований законодательства в области дорожного движения и прямо возложенных на него законом обязанностей по осуществлению дорожной деятельности и контролю за обеспечением ее сохранности создает опасность для участников дорожного движения, не защищает от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством.

В судебном заседании представители ответчика, оспаривая требования прокурора, ссылаются на то, что Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации» от 29.09.1997 не были официально опубликованы и не прошли государственную регистрацию, ОСТ 218.1.002-2003, как стандарт отрасли обязателен только для Федеральных управлений автомобильных дорог и носит рекомендательный характер и не обязателен для исполнения органами местного самоуправления. Указанные акты применению не подлежат.

В соответствии со статьей 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

В данном случае Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденные Первым заместителем Министра транспорта РФ ФИО4 29 сентября 1997, действуют на всей территории России и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.

Правила утверждаются, вводятся в действие, изменяются, дополняются и отменяются Министерством транспорта Российской Федерации.

Целью указанных правил является установление прав, обязанностей и ответственности пассажиров и перевозчиков, а также порядка их взаимоотношений при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Российской Федерации. Поэтому суд считает необоснованными доводы представителя ответчика о невозможности их применения к спорным правоотношениям, к тому же они приняты во исполнение нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, никем не отменены и не противоречат им, в частности, указанным выше законам и Правилам от 2009 года.

Временными правилами установлено, что автобусные установки должны быть оборудованы :

остановочным указателем с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, наименовании данного пункта, конечных пунктов маршрута, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах движения свыше 30 мин. - времени прохождения подвижного состава через этот пункт. В случае работы маршрута только в отдельные периоды дня на остановочном указателе приводится соответствующая информация;

посадочной площадкой, ограниченной бортовым камнем со стороны проезжей части.

Следовательно, требования прокурора в этой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Распоряжение Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N OC-460-р "Об утверждении стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" носит рекомендательный характер, издано в целях совершенствования нормативно-технической базы дорожного хозяйства и установления общих технических требований к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения, и рекомендованы Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации.

Поэтому суд соглашается с доводами представителей ответчиков, что требование прокурора об оборудовании автобусных остановок строго в соответствии с требования ОСТ 218.1.002-2003 является необоснованным.

Следовательно, требования прокурора в части обязать администрацию МО «Новоорский поссовет» оборудовать площадку ожидания, заездной карман, пешеходный переход на автобусных остановках «» удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного иск прокурора Новоорского района подлежит удовлетворению в части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 197 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Новоорского района Оренбургской области удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг населению и должной организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования при организации и функционировании автобусной остановки «», расположенной по четной стороне  возле  и одноименного остановочного пункта напротив возле  по нечетной стороне .

Обязать муниципальное образование «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области в срок до 01.11.2011 принять меры по организации устранения допущенных нарушений закона, а именно:

- на автобусной остановке «», расположенной по четной стороне  возле  и одноименном остановочном пункте напротив возле  по нечетной стороне  установить указатель с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, конечных пунктов маршрута, интервалах движения автобусов;

- оборудовать посадочную площадку, ограниченную бортовым камнем со стороны проезжей части.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья :