ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 24.11.2010 Белоярского районного суда (Свердловская область)

                                                                                    Белоярский районный суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Белоярский районный суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010года Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,

при секретаре Шевцовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» к Администрации городского округа Верхнее Дуброво об обязании установить охранную зону вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво,

У С Т А Н О В И Л :

Государственное учреждение «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» обратился в Белоярский районный суд  с иском к Администрации городского округа Верхнее Дуброво об обязании установить охранную зону вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво. В обоснование иска указано, что объединенная гидрометеорологическая станция Верхнее Дуброво (ОГМС Верхнее Дубров) является обособленным структурным подразделением ГУ «Свердловский ЦГМС-Р», расположенным по адресу: . На территории ОГМС Верхнее Дуброво расположены два пункта государственной наблюдательной сети: метеорологическая площадка, на территории которой непосредственно осуществляются метеорологические наблюдения, и автоматизированный вычислительный комплекс (АВК) для проведения наблюдений комплексного зондирования параметров атмосферы. В соответствии с ч. 1 Федерального закона № 113-ФЗ от 19.07.1998г. «О гидрометеорологической службе» стационарный пункт наблюдения за состоянием окружающей природной среды - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающее природной среды, ее загрязнения. В соответствии с ч.3 ст. 13 указанного закона в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Согласно п.п. 3,6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999г. № 972, охранные зоны создаются в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. В соответствии с п.5 вышеуказанного Положения предоставление изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п.3.7. Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и систем получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденного приказом Минприроды РФ от 31.10.2008г. № 299 (далее - Административный регламент) требования п. 5 Положения о согласовании схем размещения пунктов наблюдения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяются для вновь открываемых пунктов наблюдений. ОГМС Верхнее Дуброво существует с 1926 года, в соответствии с Приказом Росгидромета № 182 от 30.11.2001г. вошла в качестве структурного подразделения в состав ГУ «Свердловский ЦГМС-Р» (п.1.2 Устава ГУ»Свердловский ЦГМС-Р», п. 5 Приложения к Уставу). Проект границ земельного участка, существующего на сегодняшний день, утвержден Постановлением Главы городского округа Верхнее Дуброво № 81 от18.04.2007г. Границы участка на местности установлены при межевании и внесены в кадастровый учет. ОГМС открыта до принятия Положения и Административного регламента, поэтому дополнительных согласований с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Свердловская область) для размещения станции на местности не требуется. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах его компетенции. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Таким образом, установление охранной зоны вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво является обязанностью администрации городского округа Верхнее Дуброво. ГУ «Свердловский ЦГМС-Р» неоднократно обращалось в администрацию с просьбой об установлении охранной зоны. Из ответов администрации ГО Верхнее Дуброво следует, что администрация не возражает против установления охранной зоны, но каждый раз находятся какие-либо доводы невозможности ее установления. До настоящего времени охранная зона вокруг пунктов государственной наблюдательной сети не установлена. При установлении охранной зоны вокруг стационарного пункта наблюдений не происходит изъятие земельного участка у землепользователя. Земельный участок остается в распоряжении муниципального образования. В границах участка лишь устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. В соответствии с решением Думы городского округа Верхнее Дуброво № 197 от 16.07.2009г. участок, входящий в двухсотметровую охранную зону, отнесен к зоне перспективной застройки. Строительство в охранной зоне является хозяйственной деятельностью, которая отразится на достоверности получаемой информации. Достоверность информации, получаемой ОГМС Верхнее Дуброво, особенно важна, поскольку станция входит в основную (федеральную) наблюдательную сеть и является реперной. Реперные станции функционируют неограниченное время и неизменных условиях окружающей среды. ОГМС Верхнее Дуброво ведет непрерывные наблюдения за состоянием природной окружающей среды с 1936 года и является самой большой по объему выполняемых наблюдений из станций Урала. Данные наблюдения ОГМС Верхнее Дуброво передаются непосредственно в Росгидромет, используются при составлении прогноза погоды любой заблаговременности и необходимы для обеспечения органов власти, МЧС, предприятий и частных лиц метеорологической информацией, а так же для оповещения об опасных и стихийных атмосферных явлениях. Кроме этого, ОГМС Верхнее Дуброво входит в перечень станций международного обмена климатическим данными. В настоящее время администрацией выданы разрешения на строительство в охранной зоне нескольким частным лицам, вплотную к границам метеоплощадки ведется строительство жилого дома гражданином 2 Как выдача разрешений не строительство, так и строительство осуществляются без согласования с ГУ «Свердловский ЦГМС-Р». Таким образом, бездействие администрации городского округа Верхнее Дуброво приводит к застройке земельного участка, на котором должна быть установлен охранная зона ОГМС Верхнее Дуброво, что может негативно отразиться на качестве наблюдений, выполняемых на пунктах государственной наблюдательной сети. Просят обязать администрацию городского округа Верхнее Дуброво установить охранную зону вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво в размере 200м во все стороны согласно прилагаемой схеме.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истец заявленные исковые требования уточнил, просит обязать администрацию городского округа Верхнее Дуброво установить вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво - метеорологической площадки и автоматизированного вычислительного комплекса, охранную зону в виде земельных участков, ограниченных на плане замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии 200 метров во все стороны, в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В настоящем судебном заседании представитель истца 3, действующая на основании доверенности от  , заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, также просила обязать администрацию городского округа Верхнее Дуброво установить вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво - метеорологической площадки и автоматизированного вычислительного комплекса, охранную зону в виде земельных участков, ограниченных на плане замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии 200 метров во все стороны, в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика - администрации городского округа Верхнее Дуброво в судебное заседание не явился. И.о. главы городского округа 1 направила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и отзыв за  от , согласно которого исковые требования Государственное учреждение «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» считают незаконными и необоснованными. Указали, что в соответствии с ч.3 ст. 13 Федерального закона от  № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений охранные зоны создаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Порядок создания охранных зон определен Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным постановлением Правительства РФ от   (далее - Положение). В соответствии с п.п. 3 и 4 Положения в целях получения достоверно информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий. Указанные нормы не являются императивными, а имеют рекомендательный характер, так как содержат понятие «как правило, 200 метров». Положение допускает ситуацию, что размер зоны может быть менее 200 метров, а также что ее может и не быть вовсе. В соответствии с п. 5 Положения предоставление (изъятие) земельных участков под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанная норма установлена в связи с тем, что при определении охранной зоны могут быть затронуты интересы других собственников земельных участков. Следует учитывать также, что часть 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает выбор земельных участков под охранные зоны до строительства объекта, а не при существующем объекте. Истец ошибочно полагает, что администрация ГО Верхнее Дуброво в соответствии со ст.ст. 11 и 29 Земельного кодекса РФ обязана установить охранную зону вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво, допуская неправильное толкование указанных норм. Во-первых, в ст. 11 Земельного кодекса РФ перечислены полномочия органов местного самоуправления, а именно, перечислены их права, а не обязанности. К тому же перечень полномочий не сдержит пункта, определяющего обязанность исполнительного органа местного самоуправления по установлению охранных зон. Администрация ГО Верхнее Дуброво вправе лишь предоставить земельный участок для этих целей, однако истец никогда не обращался с подобным заявлением. Во-вторых, ст. 29 Земельного кодекса РФ также указывает на предоставление земельных участков и не предусматривает каких-либо норм об обязанностях исполнительных органов местного самоуправления по установлению охранных зон. Полагают, что истец должен сам устанавливать охранную зону на своей территории в границах земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании данного учреждения. В соответствии с п. 1 ст. 87Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ (далее- земли промышленности и иного специального назначения). Однако ОГМС Верхнее Дуброво расположен на территории поселка в микрорайоне «Обсерватория» по адресу: . Следовательно, порядок установления зоны специального назначения, предусмотренный ст. 87 Земельного кодекса РФ, не может применяться при установлении охранной зоны вокруг ОГМС Верхнее Дуброво. Спорная зона перспективной застройки не предполагает строительство каких-либо промышленных объектов, а предназначена для предоставления гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства с возведением жилых домов высотой не более двух этажей. Администрация ГО Верхнее Дуброво неоднократно предлагала истцу разные варианты установления охранной зоны с учетом сложившейся в микрорайоне «Обсерватория» р.п. Верхнее Дуброво застройки и планов развития территории ГО Верхнее Дуброво. Однако истец настаивает на установлении охранной зоны именно на расстоянии 200 метров от границ своего земельного участка во все стороны, и никак не меньше. При этом в данную зону попадают многоквартирные и индивидуальные жилые дома, садовые участки, следовательно, установление охранной зоны повлечет ущемление прав собственников жилых домов, а также землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков. В случае ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельце и арендаторов земельных участков правовым актом ГО Верхнее Дуброво, в соответствии с п. 3 ст. 57 Земельного кодекса РФ администрация ГО Верхнее Дуброво будет вынуждена возмещать все убытки, причиненные ограничением прав за счет бюджета ГО. Следовательно, действуя в интересах истца, исполнительный орган местного самоуправления должен будет затратить значительные бюджетные средства вопреки интересам населения ГО Верхнее Дуброво. Кроме того, истец не представил ни одного доказательства, подтверждающего тот факт, что какое-либо строительство в зоне перспективной застройки повлечет недостоверность информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений. Следует также учитывать, что радар, установленный на здании ОГМС Верхнее Дуброво, направлен на восток, а не в западную сторону. Следовательно, зона перспективной застройки не попадает в зону действия радара и не может повлиять на качество его наблюдений.

Третье лицо 2 в суд не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ОГМС Верхнее Дуброво на основании приказа Росгидромета  от  входит в качестве структурного подразделения в состав ГУ «Свердловский ЦГМС-Р» ( С 1936 года ОГМС Верхнее Дуброво ведет непрерывные наблюдения за состоянием природной окружающей сред, входит в список основной метеорологической сети и является реперной станцией и переносу не подлежит. Проект границ земельного участка ОГМС Верхнее Дуброво утвержден Постановлением Главы городского округа Верхнее Дуброво от  за  ). Границы участка на местности установлены при межевании и внесены в кадастровый учет ().

Согласно статье 1 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» № 113-ФЗ от 19.07.1998г. стационарный пункт наблюдения за состоянием окружающей природной среды - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающее природной среды, ее загрязнения.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» № 113-ФЗ от 19.07.1998г., в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

Порядок создания охранных зон определен Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999г. за № 972.

Согласно пунктами 3, 6 указанного Положения охранные зоны создаются в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

В соответствии с пунктом 4 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий.

Из приведенных норм однозначно усматривается обязанность установления охранной зоны вокруг комплекса ОГМС Верхнее Дуброво, включающего земельный участок с установленным на нем оборудованием. Соответствующая зона должна устанавливаться не внутри земельного участка, занятого наблюдательными пунктами, как указывает ответчик, а вокруг его границ. Кроме того, иное установление охранной зоны в отношении объектов истца практически невозможно, поскольку из приобщенного к делу кадастрового плана земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании истца ( следует, что не подлежащий переносу пункт наблюдений размещен вплотную к границе земельного участка.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что решение о создании соответствующих охранных зон отнесено к компетенции исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации (Свердловская область) в лице МУГИСО, является несостоятельной.

Согласно пункту 5 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, предоставление (изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Названный пункт регулирует вопросы формирования охранных зон у вновь создаваемых стационарных пунктов наблюдений. Поскольку ОГМС Верхнее Дуброво открыта до принятия Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, поэтому каких-либо дополнительных согласований с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Свердловская область) для размещения станции на местности не требуется.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах его компетенции.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Суд приходит к выводу, что установление охранной зоны вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво является обязанностью администрации городского округа Верхнее Дуброво.

ГУ «Свердловский ЦГМС-Р» неоднократно обращалось в администрацию с просьбой об установлении охранной зоны в 2008-2009годах. Однако, до настоящего времени охранная зона вокруг пунктов государственной наблюдательной сети не установлена. В соответствии с решением Думы городского округа Верхнее Дуброво  от  участок, входящий в двухсотметровую охранную зону, отнесен к зоне перспективной застройки ). Бездействие администрации городского округа по установлению охранной зоны ОГМС Верхнее Дуброво и установлению ограничений на хозяйственную деятельность в данной охранной зоне может негативно отразиться на качестве наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнении, выполняемых на пунктах государственной наблюдательной сети.

Поэтому иск ГУ «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

ГУ «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» уплачена госпошлина: 2000 рублей при подаче искового заявления; 1 000 рублей при подаче кассационной жалобы на решение Белоярского районного суда  от ; 4000 рублей при подаче надзорной жалобы, а всего уплачено 7000 рублей.

В силу ст. 98 ГПК РФ с администрации городского округа Верхнее Дуброво в пользу истца следует взыскать в возврат госпошлины 7 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Государственного учреждения «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Верхнее Дуброво установить вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво - метеорологической площадки и автоматизированного вычислительного комплекса, охранную зону в виде земельных участков, ограниченных на плане замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии 200 метров во все стороны, в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации городского округа Верхнее Дуброво в пользу Государственного учреждения «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в возврат госпошлины 7000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: А.Г.Вострецова

Мотивированное решение изготовлено .