ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 24.12.2010 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Бузулукский районный суд Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бузулукский районный суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Курманаевка 24 декабря 2010 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе судьи Дахно Г.А.,

с участием прокурора – старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области Горяинова М.А.,

представителей ответчиков Нестеровой Е.А. и Киселева С.Н., Кучерова А.В., Овчинникова С.В., при секретаре Фоминой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к районному межмуниципальному унитарному предприятию ... района, администрации муниципального образования ... сельсовет, администрации муниципального образования ... сельсовет, администрации муниципального образования ... сельсовет, администрации муниципального образования ... сельсовет, администрации муниципального образования ... сельсовет о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения в селах ... района ... области,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к РМУП ЖКХ ... района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения, ссылаясь на то, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательств при осуществлении питьевого водоснабжения населения сел ... района ... области. В ходе проверки было установлено, что РМУП ... района осуществляет деятельность по питьевому водоснабжению населения указанных сел ... района. В этих селах водозаборные скважины эксплуатируются с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства: водозаборные скважины не имеют ограждения в первом поясе зоны санитарной охраны, не охраняются надлежащим образом, в связи с чем, не исключен доступ посторонних лиц к скважинам, что является нарушением ст. 11 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.2.1.1., п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; в нарушение требований ч.4 ст.18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.6, п.1.10 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» на объекты водозабора не разработан проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (водозабора), нет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам; на водопроводе не организована зона санитарной охраны (п.п.1.4., 1.7, 1.11 СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»); не производится оценка качества питьевой воды, данные о результатах производственного лабораторного контроля отсутствуют (ст. 19 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.1, 3.2, 4.2 СанПиН 2.1.21074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты. Частью 2 статьи 43 Водного кодекса РФ установлено, что для водных объектов используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в т.ч. водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч.1 ст.18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Согласно ст.11, ст.39 ч.3 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В силу ст.ст. 41, 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на здоровье и благоприятную окружающую среду. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством РФ об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при использовании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан.

Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего в селах ... района, что является нарушением ст.8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которым установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). Неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством (ст.2 ГК РФ). Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ, при этом одним из способов защиты указанных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Согласно ст. 76 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке, в соответствии с действующим законодательством.

К участию в деле были привлечены в качестве соответчиков администрации муниципального образования ... сельсоветы..

В судебном заседании старший помощник прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры Горяинов М.А. уточнил исковые требования, подтвердив вышеизложенное, и просил суд признать незаконным бездействие РМУП ... района при осуществлении деятельности по питьевому водоснабжению населения соответственно сел ... района. Обязать РМУП ... в срок до Дата обезличена выполнить в селах ... района мероприятия: оградить в первом поясе зоны санитарной охраны водозаборных скважин; осуществлять охрану водозаборных скважин. Обязать администрацию ... сельсовета в срок до Дата обезличена разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозабора) в ...; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в .... Обязать администрацию ... сельсовета в срок до Дата обезличена разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозабора) в ...; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в .... Обязать администрацию ... сельсовета в срок до Дата обезличена разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозабора) в пос....; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в пос..... Обязать администрацию ... сельсовета в срок до Дата обезличена разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозабора) в ...; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в .... Обязать администрацию ... сельсовета в срок до Дата обезличенаг разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозабора) в ...; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в .... В обоснование своей позиции прокурор пояснил, что собственник объекта водоснабжения - администрация муниципального образования- должна была передать РМУП ... водные объекты в состоянии, отвечающем требованиям санитарного законодательства. Обязанность водоснабжения населения лежит на органе местного самоуправления, а потому орган местного самоуправления обязан разработать проект зон санитарной охраны водного объекта и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен. Представители ответчиков – администрации МО ... сельсовет в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены.

Представитель ответчика РМУП ... Киселев С.Н. иск прокурора не признал и пояснил, что источники водоснабжения в селах ... переданы РМУП ... по договору безвозмездного пользования, а потому водозаборные скважины находятся на балансе муниципальных образований. Работы по строительству ограждений санитарной охраны, разработке проекта зон санитарной охраны водных объектов в тарифы на водоснабжение не включены. Указанные работы должны выполняться собственником объекта водоснабжения.

Глава администрации МО ... сельсовет Кучеров А.В. и глава МО ... сельсовет Овчинников С.В. иск прокурора признали.

Суд, выслушав прокурора, представителей ответчика, изучив представленные сторонами доказательства, пришел к следующему.

Из договоров безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования и приложений к ним следует, что муниципальные образования ... сельсоветы передали в безвозмездное пользование РМУП ... района водонапорные скважины и водопровод в селах .... В соответствии с п.2.1.1 договоров РМУП ... вправе производить улучшения переданного имущества, которым временно пользуется, производить переустройство, перепланировку либо иные изменения переданного имущества. В соответствии с п.2.2.1 РМУП ... обязано использовать имущество исключительно в соответствии с принятыми нормами эксплуатации, соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу при его использовании.

Из акта по результатам проверки органом государственного контроля – Роспотребнадзора - Номер обезличен от Дата обезличена следует, что проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательств при осуществлении питьевого водоснабжения населения сел ... района ... области. В ходе проверки было установлено, что РМУП ... района осуществляет деятельность по питьевому водоснабжению населения указанных сел ... района. В этих селах водозаборные скважины эксплуатируются с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства: не имеют ограждения в первом поясе зоны санитарной охраны, не охраняются надлежащим образом, в связи с чем, не исключен доступ посторонних лиц к скважинам, что является нарушением ст. 11 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.2.1.1., п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; в нарушение требований ч.4 ст.18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.6, п.1.10 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не разработан проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (водозабора), не имеется санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источников водоснабжения санитарным правилам; на водопроводе не организована зона санитарной охраны (п.п.1.4., 1.7, 1.11 СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»); не производится оценка качества питьевой воды, данные о результатах производственного лабораторного контроля отсутствуют (ст. 19 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.1, 3.2, 4.2 СанПиН 2.1.21074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»). Из постановления по делу об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена следует, что РМУП ... района привлечен к административной ответственности за нарушение указанных требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В судебном заседании стороны пояснили, что указанные нарушения не устранены до настоящего времени.

В соответствии со ст. 8 ч. 1 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 43 ч. 1 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. В соответствии со ст. 43 ч. 2 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. В соответствии со ст. 39 ч. 3 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст.14 ФЗ от 6.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. В судебном заседании установлено, что собственником объектов водоснабжения в селах ... являются соответственно муниципальные образования ... сельсоветы. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В суде также установлено, что объекты водоснабжения на основании договоров переданы в безвозмездное пользование РМУП ... района. В соответствии со ст.691 ГК РФ по договору безвозмездного пользования орган муниципального образования обязан был передать РМУП ... объекты водоснабжения в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества. Имущество предоставляется в безвозмездное пользование со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами ( техническими паспортами и т.п.). Из указанного следует, что на орган муниципального образования должна быть возложена обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны объектов водоснабжения, получения санитарно-эпидемиологического заключения на переданные объекты водоснабжения; вопросы надлежащего использования и содержания переданного имущества – на лицо, использующее имущество по назначению, то есть на РМУП ... района.

С учетом вышеизложенного, суд находит исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении питьевого водоснабжения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие районного межмуниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства ... района при осуществлении деятельности по питьевому водоснабжению населения сел ... района ... области. Обязать районное межмуниципальное унитарное предприятие ... района в срок до Дата обезличена оградить полностью первый пояс санитарной охраны водозаборных скважин в селах ... района ... области и осуществлять охрану указанных водозаборных скважин.

Обязать муниципальное образование ... сельсовет ... района ... области в срок до Дата обезличена разработать проект зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого водоснабжения в ... района ... области и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в ... района ... области.

Обязать муниципальное образование ... сельсовет ... района ... области в срок до Дата обезличена разработать проект зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого водоснабжения в ... района ... области и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в ... района ... области.

Обязать администрацию ... сельсовета в срок до Дата обезличена разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозабора) в пос.... и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в пос.... района ... области.

Обязать администрацию ... сельсовета в срок до Дата обезличена разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозабора) в ...; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в с.... района ... области.

Обязать администрацию ... сельсовета в срок до Дата обезличена разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозабора) в ...; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в ... района ... области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья