ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 25.01.2012 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

                                                                                    Московский районный суд г. Нижний Новгород                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Московский районный суд г. Нижний Новгород — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

25 января 2012 года г. Н.Новгород

Московский районный суд г.Н. Новгорода в составе:

председательствующего судьи Шавенковой Е.Б.

с участием представителя ФИО1,

при секретаре Кривошеевой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации г.Н.Новгорода, ОАО «Д*» г.Н.Новгорода о признании незаконным действия (бездействия), обязании включения в адресную программу по проведению капитального ремонта, обязании проведения капитального ремонта,

у с т а н о в и л:

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к администрации г.Н.Новгорода, ОАО «Д*» г.Н.Новгорода, указывая, что являются собственниками квартир в доме №*по ул.Г* г.Н.Новгорода, с 1948 года момента постройки данного дома, капитальный ремонт в нем не производился, 27 ноября 2010 года на общем собрании собственников помещений дома *по ул.Г* г.Н.Новгорода было принято решение об участии в муниципальной региональной адресной программе капитального ремонта о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома в размере не менее, чем 5 % от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, данный протокол был предоставлен ОАО «Д*», администрации М* района, однако никаких действий не последовало. Просят признать незаконным бездействие администрации г.Н.Новгорода, выразившееся в невключении в Муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г.Н.Новгорода на 2011 год многоквартирного дома* по ул.Г* г.Н.Новгорода, обязать администрацию г.Н.Новгорода включить в Муниципальную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г.Н.Новгорода на 2011 год многоквартирный дом * по ул. Г* г.Н.Новгорода, признать незаконным действие (бездействие) ОАО «Д*», выразившееся в ненаправлении протокола общего собрания собственников помещений дома * по ул.Г* г.Н.Новгорода от 27 ноября 2010 года в администрацию М* района г.Н.Новгорода и направлении недостоверной информации в администрацию М* района г.Н.Новгорода о том, что капитальный ремонт дома *по ул.Г* г.Н.Новгорода проводился, обязать ОАО «Д*» провести капитальный ремонт в многоквартирном доме *по ул.* г.Н.Новгорода по видам ремонта, установленным ч.3 ст.15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (в ред. от 11 июля 2011 г.) «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В процессе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, в порядке ст. 39 ГПК РФ просили признать незаконным бездействие администрации г.Н.Новгорода, выразившееся в невключении в Муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г.Н.Новгорода на 2011 год многоквартирного дома * по ул.Г* г.Н.Новгорода, обязать администрацию г.Н.Новгорода включить в Муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г.Н.Новгорода на 2011 год многоквартирный дом *по ул.Г* г.Н.Новгорода, признать незаконным действие (бездействие) ОАО «Д*», выразившееся в ненаправлении протокола общего собрания собственников помещений дома * по ул.Г* г.Н.Новгорода от 27 ноября 2010 года в администрацию М* г.Н.Новгорода и направлении недостоверной информации в администрацию М* г.Н.Новгорода о том, что капитальный ремонт дома * по ул.Г* г.Н.Новгорода проводился, обязать ОАО «Д*» провести капитальный ремонт в многоквартирном доме * по ул.Г* г.Н.Новгорода по следующим видам ремонта: ремонт теплоснабжения и водоотведения, ремонт фасада, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии и холодной воды) в счет муниципальной адресной программы на 2011 год.

В судебном заседании истцы ФИО4, ФИО2 иск поддержали.

Истец ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика ОАО «Д*» г.Н.Новгорода ФИО1, действующая по доверенности, иск не признала, мотивировав тем, что на основании протокола общего собрания собственников от 30 октября 2007 года данный дом включен в указанную программу на 2008-2011 гг., в счет которой 2008-2009 гг. отремонтирована система центрального отопления, в 2010 году в данном доме была отремонтирована система электроснабжения, из протокола общего собрания собственников дома *по ул.Г* от 27 ноября 2010 года не усматривается финансирование собственниками не менее 5 % от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта дома, на 01 января 2011 года на счету собственников денежные средства отсутствовали, также просила применить последствия пропуска 3-х месячного срока обжалования действий органа местного самоуправления, должностных лиц.

Представитель ответчика администрации г.Н.Новгорода, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве иск не признал, мотивировав тем, что многоквартирный дом *по ул.Г* г.Н.Новгорода уже включен в Муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г.Н.Новгорода на 2008-2011 годы, кроме этого считал себя ненадлежащим ответчиком, поскольку Муниципальная программа была утверждена Городской Думой г.Н.Новгорода.

Представитель третьего лица администрация Московского района г.Н.Новгорода, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве с иском не согласились, считали, что истцы пропустили установленный законом 3-х месячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, кроме этого указали, что невключение в адресную программу капитального ремонта многоквартирного дома вызвано непредставлением управляющей организации в орган самоуправления сведений, установленных ст. 15 №185-ФЗ.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования необоснованными.

Согласно п.1 ч.2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

Согласно ч.1, 4, 14.1. ст.15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.

4.1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать условия включения многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов исходя из лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленного для субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При подготовке муниципальных адресных программ, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи, должны учитываться установленные в соответствии с настоящей частью условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

Согласно п. 6.2.1. Решения Городской Думы г. Н.Новгорода от 20.04.2011 N 50 (ред. от 21.09.2011) "Об утверждении муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов города Нижнего Новгорода на 2011 год"

Критериями отбора многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу является:

Организационные критерии:

уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирном доме в отношении управления многоквартирным домом:

собственниками помещений в многоквартирном доме осуществлен выбор способа управления многоквартирным домом, и выбранный способ реализован посредством управления товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо управления управляющей организацией;

общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение об участии в муниципальной программе капитального ремонта и о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома в размере не менее чем пять процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.

Согласно п. 7 Решения Городской Думы г. Н.Новгорода от 20.04.2011 N 50 (ред. от 21.09.2011) "Об утверждении муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов города Нижнего Новгорода на 2011 год"

условием финансовой поддержки является решение (протокол) внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об участии многоквартирного дома в Программе и о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственниками жилых помещений в размере не менее чем пять процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом.

СогласноРаспоряжения Правительства Нижегородской области от 25.07.2008 N 1193-р (ред. от 07.12.2011) "Об утверждении Методических рекомендаций по отбору многоквартирных домов для включения в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов"

Во исполнение статьи 14 Федерального закона в целях стимулирования собственников помещений в многоквартирных домах к созданию товариществ собственников жилья приоритет также может отдаваться многоквартирным домам, собственники помещений в которых приняли решение о создании товарищества собственников жилья, представили протоколы собраний и направили документы на регистрацию товарищества собственников жилья;

- общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение об участии в муниципальной программе капитального ремонта (согласно части 4 статьи 15 Федерального закона);

- общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома (согласно пункту 2 части 6 статьи 20 Федерального закона);

3.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области осуществляют отбор многоквартирных домов для их включения в муниципальную адресную программу и принимают муниципальную адресную программу, а именно:

3.1.1. Рассматривают обращения товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов и управляющих организаций (с приложением необходимых документов), производят оценку обращений на основе установленных критериев и составляют ранжированный список многоквартирных домов исходя из суммы баллов, присвоенных каждому обращению.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником кв.* дома *по ул.Г*, общей площадью 53,3 кв.м.; ФИО3 является собственником кв.* дома * по ул.Г* г.Н.Новгорода, общей площадью 52,9 кв.м.; ФИО4 является собственником кв* дома * по ул.Г* г.Н.Новгорода, общей площадью 50,3 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права * (л.д. 6-8).

01 февраля 2007 года жильцами многоквартирного дома * по ул.Г* заключен договор с ОАО «Д*», согласно которому ОАО «Д*» принимает на себя обязательства по обеспечению надлежащего содержания, обслуживания и ремонта вверенного имущества – жилого дома № *по ул. Г* г. Н. Новгорода. Согласно п.1.10 указанного договора решение о проведение работ по капитальному ремонту принимается общим собранием собственников помещений. При принятии решения о проведении работ по капитальному ремонту утверждается перечень таких работ и сроки их проведения (л.д. 60-79).

Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме *по ул.Г* г.Н.Новгорода от 30 октября 2007 года следует, что принято решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома с включением его в адресную муниципальную программу по проведению капитального ремонта многоквартирного дома в 2008-2011 годах по видам работ: ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт и замена лифтового оборудования (при их наличии в доме), ремонт крыши, ремонт подвальных помещений (при их наличии в доме), утепление и ремонт фасадов; об установлении размера платы за капитальный ремонт в размере 5% от общей стоимости работ. Начало взимания платы за капитальный ремонт в размере 1 руб. 20 коп. за 1 кв.м. общей площади помещений в месяц установлен с января 2008 года (л.д. 24-26).

На основании данного решения собственников дом * по ул.Г* включен в Муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г.Н.Новгорода на 2008-2011 гг. (л.д. 216).

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме *по ул.Г* г.Н.Новгорода, проведенным в форме заочного голосования 21 мая 2010 года, принято решение об установлении размера платы за капитальный ремонт с января 2010 года в размере 1 руб.55 коп. с 1 кв.м. общей площади помещения в месяц, о проведении в 2010 году капитального ремонта многоквартирного дома с выполнением видов работ по ремонту системы электроснабжения, утверждена смета расходов на капитальный ремонт (ремонт системы электроснабжения) в размере 353927 руб.(л.д. 56-59).

С учетом решений общего собрания собственников от 30 октября 2007 года и 21мая 2010 года в 2010 году в доме * по ул.Г* г.Н.Новгорода проведен капитальный ремонт в виде ремонта системы электроснабжения, что подтверждается журналом расходов, протоколом №*комиссионного отбора №*, актом о приемке выполненных работ, сторонами не оспаривается (л.д. 27-42).

Согласно протокола общего собрания собственников помещений дома №* по ул.Г* г.Н.Новгорода от 27 ноября 2010 года, при участии 35 собственников, что составляет 73% голосов, принято решение об участии в муниципальной, региональной адресной программе капитального ремонта общего имущества в соответствии с Федеральным законом №185 от 21 июля 2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», обращении в ОАО «Д*» г.Н.Новгорода о включении дома в программу капитального ремонта на 2011 год по следующим видам капитального ремонта: капитальный ремонт системы теплоснабжения дома с заменой стояков, капитальный ремонт системы холодного водоснабжения дома с заменой стояков, ремонт фасада дома, ремонт подъезда. Копии данного протокола 29 ноября 2010 года направлены в ОАО «Д*»г.Н.Новгорода и администрацию Московского района г.Н.Новгорода (л.д. 9-11).

При этом, из данного протокола усматривается, что решение о долевом (в размере не менее 5% от общего объема средств на проведение капитального ремонта) финансировании капитального ремонта дома * по ул.Г* собственниками жилых помещений не принято. При этом суд не соглашается с доводами истцов о том, что решение о 5% софинансировании капитального ремонта автоматически следует из того, что собрание постановило принять участие в адресной программе капитального ремонта, поскольку решение о софинансировании не отражено в решении собрания, тогда как данное решение является одним из условий отбора и включения в указанную программу.

Из журнала расходов, акта выполненных работ по дому * ул.Г* следует, что в 2007 году выполнен капитальный ремонт мягких кровель, в 2008-2009 гг. - капитальный ремонт системы центрального отопления, в 2010 г. – капитальный ремонт системы электроснабжения. При этом на 01 января 2011 года отсутствовали денежные средства, поступающие от собственников жилых помещений, на расходы капитального ремонта дома (л.д. 27-42).

Из письменных ответов администрации г.Н.Новгорода, администрации М* г.Н.Новгорода, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области на имя ФИО3 следует, что дом * по ул.Г* г.Н.Новгорода включен в адресную муниципальную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008-2011 гг., в рамках которой выполнен ремонт кровли, системы центрального отопления, системы электроснабжения (л.д. 11 об.-13).

17 декабря 2011 года, в ходе рассмотрения данного гражданского дела, собственниками помещений многоквартирного дома №*по ул.Г* г.Н.Новгорода было проведено общее собрание, в рамках которого было постановлено: продолжить в 2012 году участие в программе капитального ремонта общего имущества в соответствии с Федеральным законом №185 от 21 июля 2007 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», избрать приоритетными видами капитального ремонта в 2012 года ремонт фасада дома, включая ремонт перекрытия между 4-ым этажом и чердачным помещением во 2-ом подъезде дома, и установка коллективных приборов учета тепловой энергии (отопления), обязать ОАО «Д*» г.Н.Новгорода разработать смету ремонтных работ и предоставить ее на утверждение собственникам многоквартирного дома. После утверждения сметы собрать 5% от стоимости ремонтных работ с собственников многоквартирного дома (статья – капитальный ремонт) и обратиться в администрацию г.Н.Новгорода, администрацию Нижегородской области и в Фонд содействия реформированию ЖКХ о выделении необходимых средств в размере 95 % от стоимости ремонтных работ (л.д. 140-145).

Копия данного протокола 22 декабря 2011 года направлена Главе администрации г.Н.Новгорода К*. с просьбой, помочь собственникам дома продолжить участие в 2012 году в программе капитального ремонта в соответствии с ФЗ №185 от 21 июля 2007 года и оказать содействие в выделении необходимых денежных средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта, что подтверждается письмом (л.д. 146).

ОАО «Д*» г.Н.Новгорода составлены акты осмотра и локальные сметные расчеты на проведение капитального ремонта дома * по ул.Г*: ремонта фасада, ремонта системы центрального отопления, что подтверждается актами осмотра, локальными сметными расчетами (л.д. 148-166).

Из надзорного производства № * прокуратуры Московского района г.Н.Новгорода, принятого к обозрению судом, следует, по заявлению ФИО3 проведена проверка, в ходе которой установлено, что 20 августа 2009 года ОАО «Д*» г.Н.Новгорода заключила договор подряда № * с ООО СК «Н*» на выполнение капитального ремонта теплоизоляции трубопровода центрального отопления в доме №* по ул.Г* г.Н.Новгорода, 30 апреля 2010 года ОАО «Д*» г.Н.Новгорода заключила договор подряда № * с ООО «Р*» на выполнение капитального ремонта системы электроснабжения дома №* Согласно письменного ответа администрации М* района г.Н.Новгорода от 10 мая 2011 года многоквартирный дом №* по ул.Г* г.Н.Новгорода Постановлением городской Думы г.Н.Новгорода №* от 21 ноября 2007 года включен в перечень многоквартирных домов г.Н.Новгорода, подлежащих капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств бюджета г.Н.Новгорода в 2008-2011 г.г., в связи с тем, что в данном доме уже были проведены работы по капитальному ремонту, а именно капитальный ремонт кровли, электроснабжения и системы розлива центрального отопления, данный дом не вошел в план проведения работ по капитальному ремонту в 2011 г., что подтверждается актами и сметами выполненных работ (л.д. 182-190).

Учитывая, что дом *по ул.Г* в установленном законом порядке включен в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2011 гг., капитальный ремонт в доме производился, а также то, что в протоколе общего собрания собственников помещений дома №*по ул.Г* г.Н.Новгорода от 27 ноября 2010 года не выполнено обязательное условие включения в данную программу на 2011 год, а именно: не было принято решение собственников о долевом финансировании капитального ремонта дома собственниками жилых помещений в размере не менее чем 5 % от общего объема средств, предоставляемых на проведение ремонта многоквартирного дома, муниципальная адресная программа на 2011 год закончена, суд отказывает в удовлетворении иска о признании незаконным бездействие администрации г.Н.Новгорода, выразившееся в невключении в Муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г.Н.Новгорода на 2011 год многоквартирного дома* по ул.Г* г.Н.Новгорода, обязании администрацию г.Н.Новгорода включить в Муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г.Н.Новгорода на 2011 год многоквартирный дом * по ул.Г* г.Н.Новгорода, признании незаконным действие (бездействие) ОАО «Д*», выразившееся в ненаправлении протокола общего собрания собственников помещений дома * по ул.Г* г.Н.Новгорода от 27 ноября 2010 года в администрацию ФИО5 Новгорода и направлении недостоверной информации в администрацию ФИО5 Новгорода о том, что капитальный ремонт дома *по ул.Г* г.Н.Новгорода проводился, обязании ОАО «Д*» провести капитальный ремонт в многоквартирном доме * по ул.Г* г.Н.Новгорода по следующим видам ремонта: ремонт теплоснабжения и водоотведения, ремонт фасада, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии и холодной воды) в счет муниципальной адресной программы на 2011 год.

Суд соглашается с доводами ответчиков, считает, что истцами, которые, обратившись к ответчикам 29 ноября 2010 года, обжаловали их действия (бездействия) в суд 05 октября 2011 года, пропущен 3-х месячный срок обращения в суд с требованием об обжаловании незаконных действий (бездействий) ОАО «Д*» г.Н.Новгорода, администрации г.Н.Новгорода, что также является основанием к отказу в иске по требованиям об обжаловании незаконных действий (бездействий) ОАО «Д*» г.Н.Новгорода, администрации г.Н.Новгорода.

При этом суд учитывает, что общим собранием собственников дома * по ул.Г* г.Н.Новгорода принято решение 17 декабря 2011 года об участии в муниципальной адресной программе в 2012 году, собственники обратились с протоколом общего собрания в администрацию г.Н.Новгорода и решение данного вопроса находится в стадии рассмотрения, в связи с чем истцы в дальнейшем вправе воспользоваться судебной защитой.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать ФИО2, ФИО3, ФИО4 в удовлетворении иска к администрации г.Н.Новгорода, ОАО «Д*» г.Н.Новгорода в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.