ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 25.02.2010 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й

О Б Л А С Т Н О Й С У Д

  Дело № 7 –***/10

  Судья К***

Р Е Ш Е Н И Е

  25 февраля 2010 года г. Ульяновск

  Судья судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда Костюнина Н.В. (единолично)

  при секретаре Тарановой А.О.,

  рассмотрев дело по жалобе начальника Управления государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Ч*** на решение судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02 февраля 2010 года, по которому постановлено:

  Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области С*** от 28.12.2009 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, и вынесении устного замечания Ч*** оставить без изменения, а жалобу Ч***. – без удовлетворения,

установил:

  Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области от 28.12.2009 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении начальника Управления государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Ч*** в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, постановлено объявление ему устного замечания.

  Не согласившись с этим постановлением, Ч***. обжаловал его в Ленинский районный суд.

  Рассмотрев жалобу Ч***. по существу, Ленинский районный суд постановил вышеприведенное решение.

  В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, Ч*** просит решение отменить, указав, что в соответствии со ст.17 п.5 Федерального закона от 21.07.2005года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", размещение информации на официальном сайте не может служить основанием для проведения внеплановой проверки. Пунктом 3.7 письма ФАС от 25.05.2007года №АЦ/8325 «Методические рекомендации при проведении плановых и внеплановых проверок…» предусмотрено, что информацию с официального сайта следует использовать для подготовки сплошной проверки с целью определения количества размещений заказов за проверяемый период, а также случаев размещения заказов, содержащих признаки нарушений, требующих детальной проверки в ходе контрольного мероприятия, а не с целью основания для проведения внеплановых проверок. Полагает, что приказ Ульяновского УФАС от 17.11.2009года №258 о проведении проверки издан с нарушением действующего законодательства.

  Указывает, что при проведении проверки были грубо нарушены нормы ст.14 п.3, ст.16 п.1, 4, ст.16 п.2 п.п.8 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части невручения ему копии приказа о проведении внеплановой проверки, акта проверки, несоответствия акта проверки типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ №141 от 30.04.2009года, неознакомлении его с указанным актом. В соответствии со ст.20 данного закона, результаты проверки, проведенной органом госконтроля с грубым нарушением установленных требований, не могут являться доказательством нарушения обязательных требований и подлежат отмене.

  Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Ч***. - П***., поддержавшую жалобу, представителя УФАС по Ульяновской области - К***., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

  Согласно ст.7.30 ч.4 КОАП РФ установление должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, - влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

  Судом установлено, что 13.11.2009 года начальник Управления государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Ч***. в рамках своих должностных полномочий утвердил извещение №*** о запросе котировок у субъектов малого предпринимательства на изготовление печатных бланков, при этом форма котировочной заявки, размещенная на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, предусматривала, что участники размещения заказа, помимо прочего, должны указывать в котировочной заявке размер уставного (складочного) капитала (паевого фонда), численность работников за предшествующий год, размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год.

  Размещение заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с требованиями ст.10 Федерального закона от 21.07.2005года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а в предусмотренных Законом случаях - без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

  Статьей 11 Закона установлены требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица, неприостановление деятельности участника размещения заказа, обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков, сведений об участниках размещения заказа и т.д.

  Согласно ч.5 ст. 11 требования, указанные в частях 1-3 настоящей статьи, предъявляются ко всем участникам размещения заказа.

  Учитывая изложенное, положениями Закона предусмотрено установление обязательных требований к участнику размещения заказа.

  Государственные заказчики и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок (часть 1 ст.15 Закона).

  Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства путем проведения торгов или запроса котировок осуществляется в соответствии с процедурами, установленными положениями Закона. При этом заказчики размещают в извещении о проведении торгов либо запросе котировок информацию об участии субъектов малого предпринимательства в указанных процедурах размещения заказов. В соответствии с положениями Закона заявки, поданные участниками размещения заказов, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению (часть 4 ст.15 Закона).

  Следовательно, при размещении заказов в соответствии со статьей 15 Закона 94-ФЗ участники размещения заказа должны соответствовать следующим требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ):

  а) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

  б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующего предельного значения средней численности работников для субъектов малого предпринимательства - сто человек включительно;

  в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства.

  Учитывая приведенные положения Закона, заказчик в конкурсной документации должен указать необходимость соответствия участника размещения заказа данным требованиям.

  Аналогичная правовая позиция отражена в совместном письме Минэкономразвития России (Письмо от 18.08.2009 N 13497-АП/Д05) и ФАС России (Письмо от 17.08.2009 N АЦ/27510), из которого следует, что заказчиком при проведении торгов (открытого конкурса, открытого аукциона) должны соблюдаться следующие требования:

  - в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона, конкурсной документации, документации об аукционе должна содержаться информация о том, что участниками таких торгов могут являться только субъекты малого предпринимательства и участники размещения заказа должны соответствовать требованиям Закона N 209-ФЗ;

  - с целью проверки сведений о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства указать в конкурсной документации или документации об аукционе требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе копии учредительных документов (устав, учредительный договор), заказчик должен указать в конкурсной документации и в документации об аукционе необходимость соответствия участника данным требованиям;

  - с целью проверки численности работников участника размещения заказа (средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно) заказчик должен указать в конкурсной документации, документации об аукционе необходимость соответствия участника размещения заказа данным требованиям;

  - с целью проверки выручки участника размещения заказа от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовую стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 (400 млн. рублей), заказчик должен указать в конкурсной документации и в документации об аукционе необходимость соответствия участника данным требованиям.

  Для подтверждения соответствия требованиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, участник размещения заказа должен представить учредительные документы и продекларировать в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе соответствие требованиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ. Дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не требуется.

  При проведении запроса котировок заказчик должен указать в извещении о запросе котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.

  Участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства, о численности работников за предшествующий календарный год, о выручке от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год. Требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается.

  В случае если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок установлены в форме заявки требования пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, участник торгов обязан в составе заявки на участие в торгах продекларировать соответствие данным требованиям. Если в заявке на участие в торгах участник размещения заказа не продекларировал соответствие требованиям пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в торгах. В случае если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок в форме заявки не содержится требование о соответствии пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, заказчик не вправе отклонять заявку участника размещения заказа, в которой не продекларировано соответствие указанным требованиям.

  Таким образом, в случае соблюдения всех вышеперечисленных требований заказчиком заказ у субъектов малого предпринимательства считается размещенным, то есть объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, запрос котировок учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном частью 1 статьи 15 Закона.

  Утверждая извещение о запросе котировок 091113/012680/5, начальник Управления государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Ч***. правильно руководствовался разъяснениями, изложенными в вышеуказанном совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России.

  При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении по ст.7.30 ч.4 КоАП РФ в отношении Ч***. подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

  Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

  Жалобу начальника Управления государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Ч*** удовлетворить.

  Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области С***. от 28.12.2009года, решение судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02 февраля 2010 года, вынесенные в отношении Ч*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

  Производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Судья