Енотаевский районный суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Енотаевский районный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2011 года с. Енотаевка
Енотаевский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Сызрановой Т.Ю.
при секретаре Захаровой В.В.
с участием прокурора Енотаевского района Астраханской области Чернова Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества ...) о признании представления прокурора ... ... незаконным,
установил:
открытое акционерное общество «... обратилось с заявлением в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит признать незаконным представление прокурора ... ... от ... года ... об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам.
Представитель заявителя Миронова Л.О., действующая на основании доверенности от ... года, заявленные требования поддержала полностью, пояснив, что ... года в адрес Открытого акционерного общества « ...» прокурором ... ... внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам. Считает данное представление незаконным, поскольку Открытое акционерное общество «...» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории ... и ... посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином, установленном федеральным законом основании. Общие принципы и порядок оказания услуг по передаче электрической энергии установлены Правилами не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 (далее по тексту - Правила № 530). Согласно п. 136 Правил № 530 - оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета. В силу п. 151 Правил №530 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии. В целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии в соответствии с разделом XII Правил № 530. В случае, если объем фактически потребленной электрической энергии и услуг по её передаче определяется с использованием приборов учета, в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) должно быть определено условие об обязательности обеспечения периодического (не чаще 1 раза в месяц) доступа уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и которая является стороной в заключаемом договоре, либо представляет интересы гарантирующего поставщика, к приборам учета для цели проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний.
Снятие контрольных показаний в ... году с прибора учета у бытового абонента М.Л.В.., проживающей по адресу ... ... ... ... ... ..., персоналом филиала ОАО «...» проводились ... года, ... года, ... года, то есть с периодичностью ... раз в ... месяца, что соответствует требованиям законодательства, регулирующего правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяющего условия взаимодействия субъектов розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией. Однако, при проведении проверки прокуратурой ... ... на основании заявления М.Л.В. установлено, что ОАО «...» нарушается законодательство, регулирующее предоставление коммунальных услуг гражданам, что не соответствует действительности.
Прокурор ... ... Чернов Д.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что считает, что представление от ... года является законным, в связи с чем, нет оснований для удовлетворения заявления Открытого акционерного общества «...».
Выслушав стороны, проверив письменные материалы дела, доводы заявления, суд считает, что заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с статьёй 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
В соответствии с статьёй 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.12.2010) "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой ... ... исполнения ОАО «...» прокурором ... ... Черновым Д.С. в порядке статьи 24 Федерального Закона № 2202 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в отношении должностного лица генерального директора ОАО «...» вынесено представление от ...г. ... 2010.
Согласно данному представлению прокурор района установил нарушение законодательства, регулирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, в связи с чем потребовал:
1. Рассмотреть представление с участием прокуратуры района и принять меры к устранению нарушений законодательства, регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам и не допускать подобных нарушений впредь.
2. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, установленной законом.
3. Сведения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах предоставить прокурору района в месячный срок.
Из представления прокурора следует, что ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ... года ... участком учета электроэнергетики ОАО «...» произведен съём показаний прибора учета электроэнергии по месту жительства М.Л.В.. Результаты съёма показаний прибора учета электроэнергии отражены в обходном листе потребителей электроэнергии – граждан от ... года, из которого следует, что предыдущий съем показаний прибора учета электроэнергии по месту жительства М. ... участком учета электроэнергии ОАО «...» произведен ... года. Таким образом, ... участком учета электроэнергии ОАО «...» «...» ... года произведен съем показаний прибора учета электроэнергии по месту жительства М.Л.В.. чаще ... раза в ... месяцев, без заранее согласованного с потребителем времени. В соответствии с статьёй 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги вносится в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В соответствии с пунктом 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель имеет право в заранее согласованные с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Указанные нарушения законодательства, регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, допущены в связи с ненадлежащим исполнением начальником Енотаевского участка учета электроэнергии ОАО «...» К.А.А. своих служебных обязанностей. Результаты проверки свидетельствуют, что ненадлежащая организация работы ОАО «...» «...» сопряжено с нарушением законодательства, регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг, что повлекло нарушение прав и законных интересов М.Л.В.
Суд считает, что представление прокурором ... внесено незаконно.
Так, согласно пункта 1 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (далее по тексту - Правила №307), данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Из абзаца 2 пункта 3 Правил № 307 следует, что «исполнителем коммунальных услуг» является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание
внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Сетевые организации, каковой является ОАО «...», к вышеуказанному перечню лиц не относятся. Исполнители коммунальных услуг являются самостоятельной категорией субъектов розничных рынков электроэнергии, что установлено п. 3 Правил № 530.
В силу указанного выше и применительно к обстоятельствам данного дела оспариваемое представление Прокурора затрагивает законные права и свободы сетевой организации путем незаконного возложения на ОАО «...» обязательств по предотвращению в будущем действий, связанных с нарушением законодательства,
регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, которые не оказываются абоненту М.Л.В.., и соответственно законодательство предоставления коммунальных услуг гражданам нарушаться не может.
В целях осуществления продажи электрической энергии потребителям между ОАО «..., являющегося собственником электрических сетей, к которым присоединены энергопринимающие устройства, заключен договор ... от ... года на оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно условий заключенного договора, ОАО ... обязано передавать электрическую энергию в соответствии с качеством и параметрами, установленными ..., осуществлять контроль за качеством передаваемой электрической энергии, нести ответственность за состояние объектов электрического хозяйства. Из данного договора следует, что ОАО «...» не осуществляет продажу электрической энергии непосредственно гражданам. Соответственно, на него не распространяется положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.
Кроме того, данное представление направлено на запрет для сетевой организации проведения мероприятий по проверке приборов учета электроэнергии потребителей чаще 1 раза в 6 месяцев, что противоречит положениям раздела 12 Правил № 530, согласно которому в случае, если объем фактически потребленной электрической энергии и услуг по её передаче определяется с использованием приборов учета, в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) должно быть определено условие об обязательности обеспечения периодического (не чаще 1 раза в месяц) доступа уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя и которая является стороной в заключаемом договоре либо представляет интересы гарантирующего поставщика, к приборам учета для цели проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний.
Снятие контрольных показаний в ... году с прибора учета у бытового абонента М.Л.В.., проживающей по адресу ... ... ... ... ... ..., персоналом филиала ОАО «...» проводились ... года, ... года, ... года, то есть с периодичностью ... раз в ... месяца, что подтверждается обходным листом по потребителям-гражданам, составленного сотрудником Енотаевского участка филиала ОАО «...» - «...», что соответствует требованиям законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Открытого акционерного общества «...» о признании представления незаконным- удовлетворить.
Признать внесенное прокурором ... ... на имя генерального директора ОАО «...» Г.П.В. представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам ... от ... года незаконным.
Решение может быть обжаловано в ... суд в течение 10 дней через ... суд.
Судья: Сызранова Т.Ю.