ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 25.02.2011 Мариинского городского суда (Кемеровская область)

                                                                                    Мариинский городской суд Кемеровской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Мариинский городской суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-112-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

г.Мариинск 25 февраля 2011 г.

Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Скорикова Г.И.,

при секретаре Бородиной Ю.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Своровской Г.А. к Государственному учреждению –Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области о взыскании невыплаченных сумму по оплате больничного листа по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет и возмещения морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Своровская Г.А. обратилась в Мариинский городской суд с иском к Государственному учреждению- Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании невыплаченных сумм по оплате больничного листа по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет и возмещения морального вреда. Просила взыскать с Государственного учреждения- Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ  руб., из которых  руб. по больничному листу,  руб.- по ежемесячному пособию,  руб.- моральный вред.

 исковые требования изменила. Просила обязать Межрайонную инспекцию ИФНС России №1 по Кемеровской области выплатить ей  руб.  коп., из которых по больничному листу  руб.  коп., по ежемесячному пособию  руб.  коп. Обязать Государственное учреждение –Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ возместить Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области  руб.  коп., из которых по больничному листу  руб.  коп., по ежемесячному пособию  руб.  коп.

Свои требования мотивировала тем, что ей при оплате больничного листа по беременности и родам, а также при выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет работодателем занижены суммы выплат.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной трудоспособности и в связи с материнством» оплата больничного листа по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда Социального Страхования Российской Федерации.

В  года произведена оплата больничного листа за период с  по , в расчет средней заработной платы не были включены не только суммы выплат материального стимулирования, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611 ««О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», но и суммы единовременных поощрений, материальной помощи, единовременной выплаты к отпуску (п.9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных гражданских служащих» от 25.07.2006г. № 763). Все указанные выплаты были обложены ЕСН, и предусмотрены Положением об оплате труда Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области.

В  года она обратилась в бухгалтерию работодателя (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Кемеровской области) по вопросу о перерасчете указанных выше выплат, т.к.  Фонда Социального Страхования Российской Федерации письмом № 02-08/07-2248П сообщил, что на обращения по вопросу учета сумм материального стимулирования при исчислении пособий в расчете средней заработной платы для расчета указанных выплат включаются суммы материального стимулирования, выплачиваемое в соответствии с постановлением Правительства.

Работодатель по ее вопросу обратился к ГУ КРОФСС за получением разрешения на произведение перерасчета и оплаты указанных выплат, ГУ КРОФСС не мотивированно отказал в произведении перерасчета и оплаты выплат.

 ею было направлено письменное заявление в Филиал  Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ с просьбой дать разъяснение по вопросу включения суммы выплат материального стимулирования, выплачиваемого федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов федеральной налоговой службы в соответствии с постановлением Правительства в расчет среднего заработка при исчислении указанных выплат. Согласно полученного  ответу, материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда, таким образом, не может быть включено в расчет. С данным выводом она не согласна.

Работодателем в  года ей оплачен больничный лист по беременности и родам в размере  руб., в соответствии с произведенным перерасчетом сумма выплаты по больничному листу составила  руб.(перерасчет больничного листа). Сумма не полученной выплаты составила  руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет, выплаченное ей с  года по  года составляло  руб., всего сумма выплат составила  руб.(реестр начислений и удержаний работодателем за .), в соответствии с произведенным перерасчетом всего сумма пособия, подлежащего к выплате составляет  руб.(перерасчет средней заработной платы для исчисления пособия). Сумма неполученных выплат составила  руб.

В судебном заседании истица Своровская Г.А. исковые требования поддержала частично, просила обязать Межрайонную инспекцию ИФНС России №1 по Кемеровской области выплатить ей  руб.  коп., из которых по больничному листу  руб.  коп., по ежемесячному пособию  руб.  коп. В части обязания Государственного учреждения –Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ возместить Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области  руб.  коп., из которых по больничному листу  руб.  коп., по ежемесячному пособию  руб.  коп. не поддержала. Суду показала, что с  она работает в МИ ФНС России № 1 по Кемеровской области.  она ушла в декретный отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. Больничный лист ей был выплачен в размере  рублей  копеек за период с  по  за  дней. Она считает, что ей должны были оплатить  рубль  копеек, поскольку работодатель при расчете больничного листа не включил все виды выплат, а именно не включил единовременные выплаты и материальные выплаты. Данные суммы ею при пересчете были включены помесячно без учета индексации. Эти суммы также не были учтены работодателем и подсчете отпуска по уходу за ребенком. Выплаченное ей за период с  по  года ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет составило  руб.  коп., всего сумма выплат составила  рубль  коп., считает, что ей в соответствии с произведенным перерасчетом должны были выплатить  руб.  коп., поэтому сумма недополученных выплат составила  руб.  коп. Просит взыскать с МИ ФНС России №1 по Кемеровской области в ее пользу  руб.  коп., из которых по больничному листу  руб.  коп., по ежемесячному пособию  руб.  коп.

Представитель ответчика - Государственного учреждения- Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ Г., действующая на основании доверенности  от , исковые требования Своровской Г.А. не признала, суду пояснила, что в соответствии с законом от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях граждан имеющих детей» пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются работодателем за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

С 01.01.2007 условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности установлены Федеральным законом от 29.12.2006 К255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее -Закон К255-ФЗ).

До 01.01.2010г., согласно ч.2 ст.14 Закона N255-ФЗ, в заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включались все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по Единому Социальному Налогу (далее ЕСН), зачисляемому в Фонд Социального Страхования (далее ФСС), в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

В расчет включались все суммы, выплаченные работнику в связи с исполнением им профессиональных (должностных) обязанностей, облагаемые ЕСН в части ФСС.

В силу пункта 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяется Правительством Российской Федерации.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Часть 2 статьи 139 предусматривает, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Аналогичная норма установлена п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N922. Таким образом, в бухгалтерии работодателя должен быть сформирован единый расчет среднего заработка.

Пунктами 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» установлено, что с 01.01.2007г. и в 2008-2010 годах материальное стимулирование указанной категории служащих осуществляется в виде премии, за качество исполнения ими обязанностей, за счет средств федерального бюджет, выделенных на эти цели в 2007-2010 годах.

При этом приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007г. №90н «Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы» установлено, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы не входит в состав денежного содержания гражданского служащего  и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007-2010 годы.

Материальное стимулирование указанной категории лиц осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. Таким образом, при расчете среднего заработка для выплаты пособий учитываются только те премии, которые предусмотрены системой оплаты труда и включаются в налоговую базу по ЕСН в части ФСС.

Следовательно, если суммы материального стимулирования выплачивались государственным служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы с учетом этих условий, то они подлежат учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Поскольку Своровская Г.А. является застрахованной, то, в соответствии с положениями ст.255 ТК РФ, застрахованной женщине выплачивается пособие по беременности и родам. При этом обязанность учреждения оплатить пособие по беременности и родам возникает на основании листка нетрудоспособности, и не зависит от факта поступления денежных средств от отделения ФСС РФ.

Согласно ст.144 Трудового кодекса стимулирующие выплаты (премии, доплаты и надбавки) работодатель устанавливает самостоятельно, с учетом мнения представительного органа работников. Эти выплаты могут быть закреплены как в локальных актах организации, так и в коллективном договоре, либо должны быть отражены в трудовом договоре с работником, поскольку размер зарплаты, в том числе размер надбавок, доплат, премий является согласно ст.57 ТК РФ существенным условием трудового договора.

Доводы истицы о том, что Фонд якобы должен разрешить работодателю произвести перерасчет пособия неправомерен, поскольку Фонд не наделен такими функциями.

Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994г №101, определено, что выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя (работодателя) в лице руководителя и главного бухгалтера. Фонд лишь осуществляет контроль за правильным и рациональным расходованием средств обязательного социального страхования.

Если начисленных страховых взносов недостаточно для выплаты пособий, страхователь (учреждение) обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика (ФСС РФ) по месту своей регистрации (часть 2 ст.4.6. Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ). Отделение Фонда выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов.

 Межрайонная ИФНС России №1 по Кемеровской области обращалась за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию в сумме  рублей. Согласно решению  от  ГУ-КРОФСС РФ п/п   от  была перечислена указанная сумма.

Не возражает, чтобы исковые требования истицы были удовлетворены и данные суммы были взысканы с работодателя, а именно МИ ФНС России №1 по Кемеровской области. Поскольку они не являются надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика МИ ФНС России №1 по Кемеровской области Г., действующая на основании доверенности  от  исковые требования признала суду показала, что Своровская Г.А. является государственным служащим МИФНС России №1 по Кемеровской области. Пособие по беременности и родам исчисляется в порядке, установленном статьей 14 ФЗ от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007г. № 375.

В соответствии в п.1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных органов исполнительной власти» с 1 января 2007г. и в 2008-2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется в виде премий. До 2010 года ими суммы премий, выплаченных в виде материального стимулирования, при подсчете пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком 1,5 лет и при оплате больничного листа по беременности и родам не включались. Данные суммы стали включать в 2010 году, после того как были внесены изменения в вышеуказанное постановление. Поэтому они не оспаривают исковые требования Своровской Г.А., расчет произведен ею верно.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с законом от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях граждан имеющих детей» пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу пункта 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации, система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч.2 ст.139 ТК РФ, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Пунктами 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» установлено, что с 01.01.2007г. и в 2008-2010 годах материальное стимулирование указанной категории служащих осуществляется в виде премии, за качество исполнения ими обязанностей, за счет средств федерального бюджет, выделенных на эти цели в 2007-2010 годах.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007г. №90н «Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы», материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы не входит в состав денежного содержания гражданского служащего  и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007-2010 годы.

Материальное стимулирование указанной категории лиц осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. Таким образом, при расчете среднего заработка для выплаты пособий учитываются только те премии, которые предусмотрены системой оплаты труда и включаются в налоговую базу по ЕСН в части ФСС.

Следовательно, если суммы материального стимулирования выплачивались государственным служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы с учетом этих условий, то они подлежат учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно ст.144 Трудового кодекса стимулирующие выплаты (премии, доплаты и надбавки) работодатель устанавливает самостоятельно, с учетом мнения представительного органа работников. Эти выплаты могут быть закреплены как в локальных актах организации, так и в коллективном договоре, либо должны быть отражены в трудовом договоре с работником, поскольку размер зарплаты, в том числе размер надбавок, доплат, премий является согласно ст.57 ТК РФ существенным условием трудового договора.

Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994г №101, определено, что выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя (работодателя) в лице руководителя и главного бухгалтера. Фонд лишь осуществляет контроль за правильным и рациональным расходованием средств обязательного социального страхования.

Если начисленных страховых взносов недостаточно для выплаты пособий, страхователь (учреждение) обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика (ФСС РФ) по месту своей регистрации (часть 2 ст.4.6. Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ). Отделение Фонда выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов.

Судом установлено, что с  Своровская Г.А. работает в МИ ФНС России №1 по Кемеровской области, приказ №  от .

С  по  Своровская Г.А. находилась по больничному листу в отпуске по беременности и родам (л.д.4).

Согласно реестру начислений и удержаний за  год, Своровской Г.А. в январе  года было выплачено пособие по беременности и родам в размере  руб.  коп. (л.д.6).

Согласно реестру начислений и удержаний за  год, заработная плата Своровской Г.А. за январь . составила  рублей, февраль-  руб., март –  руб., апрель- руб., май-  руб., июнь –  руб., июль-  руб., август- руб., сентябрь- руб., октябрь  руб., ноябрь-  руб., декабрь-  руб. Итого общая сумма начислений за  год составила  руб.  копеек.

Таким образом, среднедневной заработок Своровской Г.А. за  год составил:  руб.  копеек.

Сумма пособия по беременности и родам должна была составить  рублей  копеек =  дней(период больничного листа) х  руб. (среднедневная заработная плата).

Своровской Г.А. было выплачено, согласно представленным реестрам начислений и удержаний  руб.  копеек.

Таким образом, требования Своровской Г.А. о взыскании  руб.  копеек по больничному листу, обоснованны и подлежат удовлетворению. Представитель ответчика МИ ФНС России №1 по Кемеровской области с данным расчетом согласился.

Суд считает, что требования Своровской Г.А. о выплате  руб.  коп. по ежемесячному пособию, также обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно реестру начислений и удержаний за . заработная плата Своровской Г.А. за период с . по  года составила  рубля  копеек, таким образом, среднемесячная заработная плата за этот период составила  руб.  коп. Исходя из среднемесячной заработной платы, пособие должно составить  руб. коп. х % =  рублей  копейки.

Таким образом, всего сумма пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет за период с  года по  года должна была составить  рублей  копеек. Своровской Г.А. было выплачено  рубль  копеек.

Ответчик с представленным детальным расчетом согласен.

Поскольку в судебном заседании было установлено, что Своровской Г.А. при оплате больничного листа по беременности и родам, а так же при выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет работодателем были занижены суммы выплат, а именно в расчет больничного листа и пособия не были включены суммы материального стимулирования, а также суммы единовременных поощрений, материальной помощи, единовременной выплаты к отпуску, поэтому требования истицы удовлетворить, взыскать с работодателя, а именно с Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Кемеровской области в пользу Своровской Г.А.  руб. коп., из которых по больничному листу  руб.  коп., по ежемесячному пособию  руб.  коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 219 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Своровской Г.А. удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Кемеровской области в пользу Своровской Г.А.  руб. коп., из которых по больничному листу  руб.  коп., по ежемесячному пособию  руб.  коп.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней через Мариинский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья- подпись

Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2011 года.

Судья- подпись

Верно: Судья- Г.И. Скорикова

Секретарь- Ю.Д. Бородина

Решение вступило в законную силу 14.03.2011 года

Судья- Г.И. Скорикова

Секретарь- Ю.Д. Бородина