ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 25.03.2011 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

                                                                                    Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 марта 2011 года г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Валтер А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Прокуратуре Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании денежной компенсации взамен предусмотренного форменного обмундирования за период работы в органах прокуратуры с учетом инфляции, взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска с учетом инфляции, взыскании компенсации за задержку причитающихся выплат при увольнении

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Прокуратуре Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании денежной компенсации взамен предусмотренного форменного обмундирования за период работы в органах прокуратуры с учетом инфляции, взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска с учетом инфляции, взыскании компенсации за задержку причитающихся выплат при увольнении.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании приказа Генерального прокурора РФ №119-к от 29.12.2010 года истец был освобожден от должности прокурора г. Губкинский и уволен из органов прокуратуры. Во исполнение приказа Генерального прокурора РФ прокурором ЯНАО 30.12.2010 года был издан приказ №104-к об освобождении его от занимаемой должности прокурора г. Губкинский и его увольнении. С данным приказом он был ознакомлен 31.12.2010 года. Согласно положений ч.1 ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производиться в день увольнения работника. В соответствии с положениями ч.1 ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Ст.115 ТК РФ определяет, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляются работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В соответствии со ст.41.4 Закона «О прокуратуре РФ» прокурорам и следователям, работающих в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №242 от 06.03.1996 года «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователям органов прокуратуры, работающих в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями», прокурорам и следователям в районах Крайнего Севера, ежегодный оплачиваемый отпуск установлен продолжительностью 54 календарных дня. Он работал в прокуратуре ЯНАО с 06.03.1996 года. ЯНАО в соответствии с Постановлением Совета Министров №1029 от 10.11.1967 года относится к районам Крайнего Севера. За все время работы в органах прокуратуры ему предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 54 дня. Ст.116 ТК РФ определяет, что работникам, работающим в районах Крайнего Севера предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Ст.14 Закона от 19.02.1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в качестве компенсации должен был предоставляться дополнительный отпуск в количестве 21 дня, а с 01.01.2005 года в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004 года 24 календарных дня. Таким образом за период работы с 1996 по 2004 года ему не был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 189 дней, с 2005 по 2010 года в количестве 144 дней. В связи с изложенным просил взыскать с Прокуратуры ЯНАО денежную компенсацию за все неиспользованные дополнительные оплачиваемые отпуска, взыскание произвести с учетом деноминации, инфляции, а также с учетом положений ст.236 ТК РФ за задержку причитающихся сумм при увольнении начиная с 01.01.2011 года на дату вынесения судебного решения.

Согласно положений ч.1 ст.41.3 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ. Нормы выдачи и сроки носки форменного обмундирования прокуроров, следователей утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.03.1996 года №352. В соответствии с указанными нормами ему за период его службы в органах прокурату не выдано следующее обмундирование: пальто двубортное из драпа синего цвета с погонами 4 штуки; плащ из темно-синей ткани с погонами 5 штук; двубортный пиджак (жакет) из костюмной ткани синего цвета с погонами 10 штук; брюки – 10 штук; сорочки мужские 10 штук; сорочки мужские светло-синие на пояске с длинными и короткими рукавами с погонами 52 штуки; ботинки (полуботинки) 12 пар; ремень брючный 2 штуки; шапка меховая 5 штук; фуражка из синей ткани 5 штук; галстуки форменные 24 штуки; кашне серое 4 штуки; перчатки кожаные 4 штуки; носки шерстяные 28 пар; носки хлопчатобумажные 16 пар; полусапоги на меху 5 пар. Причиной не обеспечения в полном объеме обмундированием явилось отсутствие должного финансирования, а также наличие отдельных элементов форменного обмундирования в прокуратуре. Инструкцией о порядке поставки, учета и выдачи форменного обмундирования, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 28.03.1005 года №10-11 определены условия и порядок выплаты денежной компенсации взамен предусмотренного форменного обмундирования. Последний раз он частично получал форменное обмундирование 20.10.2010 года. В связи с изложенным просит взыскать денежную компенсацию. Взамен форменного обмундирования за период работы в органах прокуратуры с 1996 по 2010 годы, взыскание произвести с учетом инфляции и деноминации, а также с учетом положений ст.236 ТК РФ за задержку причитающихся сумм при увольнении начиная с 01.01.2011 года на дату вынесения судебного решения.

Истец в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, направил в адрес суда телефонограмму, в которой просил рассмотреть дело по существу в его отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

В отзыве на исковое заявление указала, что положения ст.115, ст.116, Федерального Закона от 19.02.1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» к правоотношениям, имевшим место между истцом и ответчиком не применяются, поскольку регулируются Федеральным законом «О прокуратуре РФ». Ст.41.4 данного Федерального закона определено, что прокурорам и следователям предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах РФ. Прокурора и следователям, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, установленным Правительством РФ, но не менее 45 календарных дней. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1996 года №242 «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователям органов прокуратуры, работающих в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями», определено, что прокурорам и следователям работающих в районах Крайнего Севера предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 54 календарных дня. Истцу ежегодно предоставлялся отпуск продолжительностью, установленной указанными нормативными актами, с учетом стажа работы в органах прокуратуры. Кроме этого поскольку ФИО1 заявлены требования о взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска, то в силу положений ст.392 ТК РФ, срок для обращения по данным требованиям составляет 3 месяца, соответственно срок обращения по данным требованиям с 1996 по 2009 годы пропущен. В период работы в 2010 года ФИО1 согласно приказа №39 от 19.02.2010 года предоставлялся очередной оплачиваемый отпуск за период работы с 06.03.2008 года по 05.03.2009 года продолжительностью 29 календарных дней с 24.02.2010 года по 25.03.2010 года. 27 календарных дней за период работы с 06.03.2008 года по 05.03.2010 года по заявлению ФИО1 были заменены денежной компенсацией, что подтверждается платежными документами. При увольнении ему согласно приказа об увольнении №104 к от 30.12.2010 года была выплачена компенсация за 50 календарных дней неиспользованного отпуска за период работы с 06.03.2010 по 31.03.2010 года и произведен окончательный расчет, денежные средства зачислены на его зарплатную карту 17.01.2011 года. В связи с чем требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск не подлежат удовлетворению. Остальные требования производны от первоначальных и также не подлежат удовлетворению. Согласно заявленных требований о взыскании денежной компенсации взамен форменного обмундирования, общий срок исковой давности по данным спорам составляет 3 года, согласно положений ст.196 ГК РФ. В связи с чем необходимо применить срок исковой давности с 1996 по 2008 годы. Ст.41.3 Закона «О прокуратуре РФ» установлено, что прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 25.03.1996 года №352 «Об утверждении норм выдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, других прокурорских работников, научных и педагогических работников, имеющих классные чины» установлен норматив предоставления форменного обмундирования. Приказом Генерального Прокурора РФ №10-11 от 28.03.2005 года введена инструкция «О порядке поставки, учета и выдачи форменного обмундирования» в соответствии с п.1.6 денежная компенсация взамен положенного форменного обмундирования выдается, в случае, когда Генеральной прокуратурой РФ в централизованном порядке не приобретены какие либо предметы форменного обмундирования. Необходимое форменное обмундирование в полном объеме приобретено Генеральной прокуратурой РФ и поставлено в прокуратуру ЯНАО. Истцу не было отказано в предоставлении форменного обмундирования, на складе имеется необходимое ФИО1 форменное обмундирование в полном объеме. Фактически по заявленным требованиям нет спора о праве, поскольку необходимое форменное обмундирование он мог получить на складе в декабре 2010 года, когда находился в командировке в г. Салехарде. Однако ФИО1 отказался его получать, пожелав получить денежную компенсацию, о чем заявил начальнику отдела по планированию, финансированию, бухгалтерскому учету, отчетности и материальному обеспечению ФИО3, что подтверждается ее рапортом. Выдача денежной компенсации взамен форменного обмундирования будет являться нарушением указанной выше инструкции, утвержденной Приказом Генерального Прокурора РФ №10-11 от 28.03.2005 года, то есть нарушением бюджетного законодательства. В связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела по планированию, финансированию, бухгалтерскому учету, отчетности и материальному обеспечению прокуратуры ЯНАО ФИО3 суду показала, что порядок выдачи форменного обмундирования, сроков носки, утвержден Приказом Генерального Прокурора РФ №10-11 от 28.03.2005 года введена инструкция «О порядке поставки, учета и выдачи форменного обмундирования». Согласно данной инструкции выдача денежной компенсации взамен форменного обмундирования производиться в случае недостаточного финансирования на данные цели Генеральной прокуратурой и отсутствием форменного обмундирования на складе. Все необходимое форменное обмундирование было закуплено заранее и имеется на складе. Также допускается выдача денежной компенсации за последний год службы. Положенное в 2010 году форменное обмундирование было получено ФИО1 в ноябре 2010 года. В декабре 2010 года при нахождении в командировке ФИО1 мог получить положенное ему форменное обмундирование за предыдущие периоды, однако он отказался его получать. Оно все приготовлено и лежит на складе. ФИО1 было направлено письмо с просьбой сообщить адрес, куда ему может быть направлено форменное обмундирование. Таким образом выдача денежной компенсации взамен форменного обмундирования будет являться прямым нарушением указанной выше инструкции и нецелевым использованием бюджетных средств. Согласно закона «О прокуратуре РФ» прокурором положен отпуск продолжительностью 30 календарных дней, плюс 24 календарных дня за работу в районах крайнего Севера, а также дополнительные дни отпуска за выслугу лет. В отношении ФИО1 это составляет 5 календарных дней, и данное право у него наступило с учетом стажа его работы в органах прокуратур в 2007 году. Таким образом ФИО1 ежегодно предоставлялся оплачиваемый отпуск продолжительностью 59 календарных дней. При его увольнении были проверены его все отпуска за предыдущие годы службы, ему была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска на день увольнения, задолженности по выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск у ФИО1 нет.

Суд выслушав доводы сторон участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.

Истец работал в органах прокуратуры ЯНАО с 06.03.1996 года по 30.12.2010 года.

Приказом Генерального Прокурора РФ от 29.12.2010 года №1119-к ФИО1 за нарушение Присяги прокурора (следователя) освобожден от должности прокурора г. Губкинский ЯНАО и уволен из органов прокуратуры.

Во исполнении указанного приказа Генерального Прокурора РФ прокурором ЯНАО издан приказ №104 к от 30.12.2010 года «О увольнении и возложении обязанностей» ФИО1 прокурор г. Губкинский уволен из органов прокуратуры. В соответствии со ст.127 ТК РФ ему выплачена денежная компенсация за 50 календарных дней неиспользованного отпуска за период работы с 06.03.2010 года по 31.03.2010 года и произведен окончательный расчет. С данным приказом ФИО1 ознакомлен 31.12.2010 года.

В период работы в 2010 года ФИО1 согласно приказа №39 от 19.02.2010 года предоставлялся очередной оплачиваемый отпуск за период работы с 06.03.2008 года по 05.03.2009 года продолжительностью 29 календарных дней с 24.02.2010 года по 25.03.2010 года. 27 календарных дней за период работы с 06.03.2008 года по 05.03.2010 года по заявлению ФИО1 были заменены денежной компенсацией, что подтверждается платежными документами.

Ст.11 ТК РФ определяет, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Ст.40 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ» устанавливает, что служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом порядок предоставления отпусков работникам прокуратуры, имеющим классные чины регулируется указанным Федеральным законом «О прокуратуре РФ», на Трудовым Кодексом РФ, поэтому доводы истца о распространении в отношении него как прокурорского работника, имеющего классный чин положений ст.115, ст.116, Федерального Закона от 19.02.1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» о порядке предоставления основных и дополнительных отпусков, их продолжительности, являются не состоятельными.

Ст. 41.4 Федерального закона «О прокуратуре РФ» регулирует продолжительность отпусков прокуроров которая определяет, что прокурорам, научным и педагогическим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации. Прокурорам, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы в качестве прокурора, научного или педагогического работника предоставляется: после 10 лет - 5 календарных дней. За не использованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация пропорционально проработанному времени.

Постановлением Правительства РФ от 06.03.1996 года №242 «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователям органов прокуратуры, работающих в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями», определено, что прокурорам и следователям работающих в районах Крайнего Севера предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 54 календарных дня.

Согласно материалов дела, и не оспаривается самим истцом, о чем им указано в исковом заявлении, ему ежегодно предоставлялся отпуск, продолжительность 54 календарных дня, и дополнительный отпуск за выслугу лет, при наступлении такого права продолжительностью 5 календарных дней, всего 59 календарных дней. При его увольнении согласно приведенного выше приказа прокурора ЯНАО №104 к от 30.12.2010 года ему была выплачена денежная компенсация за 50 календарных дней неиспользованного отпуска.

Таким образом заявленные требования о взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска в соответствии с положениями ст.116 ТК РФ ст.14 Федерального Закона от 19.02.1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не подлежат удовлетворению.

Кроме этого поскольку ФИО1 заявлены требования о взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска, то в силу положений ст.392 ТК РФ, срок для обращения по данным требованиям составляет 3 месяца, соответственно срок обращения по данным требованиям с 1996 по 2009 годы пропущен. Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд им не представлено.Но поскольку истцу отказано в целом по заявленным требованиям о взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска в виду неверного толкования им норм права за весь период, и отсутствия нарушений положений действующего законодательства о порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков прокурорам в соответствии с положениями Федерального Закона «О прокуратуре РФ» со стороны ответчика, то судом не применялись положения ст.392 ТК РФ.

Остальные заявленные требования производны от первоначальных, и также не подлежат удовлетворению.

Ст.41.3 Закона «О прокуратуре РФ» установлено, что прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 25.03.1996 года №352 «Об утверждении норм выдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, других прокурорских работников, научных и педагогических работников, имеющих классные чины» установлен норматив предоставления форменного обмундирования.

Приказом Генерального Прокурора РФ №10-11 от 28.03.2005 года введена инструкция «О порядке поставки, учета и выдачи форменного обмундирования» в соответствии с п.1.6 которой, денежная компенсация взамен положенного форменного обмундирования выдается, в случае, когда Генеральной прокуратурой РФ в централизованном порядке не приобретены какие либо предметы форменного обмундирования.

Согласно представленных в суд оборотных ведомостей движения материальных ценностей, требования на форменное обмундирование ФИО1 за март 2011 года, требования форменное обмундирование ФИО1 за октябрь 2010 года следует, что финансирование на приобретение форменного обмундирования сотрудникам прокуратуры ЯНАО было осуществлено в полном объеме, все необходимая форма находиться на складе на общую сумму 1109277,15 рублей, положенное в 2010 году форменное обмундирование ФИО1 было получено в октябре 2010 года.

Согласно распоряжения Генеральной прокуратуры РФ №15-10 от 30.04.2003 года денежная компенсация взамен форменного обмундирования по желанию работника производиться только за последний год службы перед увольнением.

В декабре 2010 года ФИО1 в период с 23.12.2010 года находился в командировке в г. Салехарде на основании приказа прокурора ЯНАО №370 от 21.12.2010 года и имел возможность получить все необходимое ему обмундирование за прошедшие годы службы в органах прокуратуры, однако отказался от его получения, о чем был подан рапорт начальником отдела по планированию, финансированию, бухгалтерскому учету, отчетности и материальному обеспечению прокуратуры ЯНАО ФИО3

Из указанного выше следует, что денежная компенсация взамен форменного обмундирования выплачивается сотрудникам прокуратуры только в случае отсутствия форменного обмундирования в достаточном количестве при недостаточном финансировании на данные цели Генеральной Прокуратурой РФ, либо за последний год службы, учитывая те обстоятельства, что финансирование для приобретения форменного обмундирования со стороны Генеральной прокуратуры было достаточным, все необходимое и заявленное ФИО1 за предыдущие годы службы в органах прокуратуры форменное обмундирование находится на складе, которое он может получить в любое время по его желанию, форменное обмундирование, положенное ему за 2010 года он получил, его требования о взыскании компенсации взамен форменного обмундирования не подлежат удовлетворению.

Остальные требования произвольны от первоначальных, и также не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Прокуратуре Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании денежной компенсации взамен предусмотренного форменного обмундирования за период работы в органах прокуратуры с учетом инфляции, взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска с учетом инфляции, взыскании компенсации за задержку причитающихся выплат при увольнении, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2011 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна судья   К.В. Лисиенков