Кировский районный суд г. Астрахани Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Астрахани — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011 года
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Морозовой О.А.
С участием адвоката Гребнева В.В.
При секретаре Ажгалиевой А.Х.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юнусова Р.В. к ООО «Сервис-Плюс», ООО «Планета-Бизнес», авиакомпании «Дойче Люфтганза АГ», ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» о взыскании денежных средств,
У с т а н о в и л:
Юнусов Р.В. обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании денежных средств, указав в заявлении, что по его просьбе и на его деньги Согомонян Р.М. ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Сервис Плюс» были приобретены четыре авиабилета на его имя, имя его супруги и двоих детей общей стоимостью 107 556 руб. За приобретение данных билетов ООО «Сервис Плюс» был уплачен сервисный сбор в размере 2000 рублей. По купленным билет вылет должен был состояться 02.08.2010 г., однако в связи с невозможностью совершить вылет, было заявлено требование вернуть денежные средства, уплаченные за авиабилеты. Денежные средства ООО «Сервис Плюс» вернуть отказалось по тем основаниям, что тариф, по которому были приобретены билеты, является невозвратным. В соответствии с п. 6 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 года, возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки. В данном случае уполномоченным агентом является ООО «Планета Бизнес», а субагентом - ООО «Сервис-Плюс». При приобретении авиабилетов в ООО «Сервис-Плюс» не была разъяснена информация относительно тарифа, по которому приобретались билеты. В связи с чем просил суд взыскать в солидарном порядке с ООО «Планета Бизнес» и ООО «Сервис Плюс» денежные средства в размере 107 556 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 523,83 руб., а также в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя 10 000 руб.
Представитель Юнусова Р.В. Пархоменко Г.Г. в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представители ООО «Сервис-Плюс» Голубева И.О. и Гребнев В.В. в судебном заседании требования истица не признали и дополнительно суду пояснили, что оснований для удовлетворения заявленных Юнусовым Р.В. требований не имеется, поскольку авиабилеты были им приобретены по невозвратному тарифу. Данный тариф устанавливается перевозчиком. Факт приобретения Юнусовым Р.В. невозвратного тарифа истцом не оспаривается. В связи с чем просила суд в иске истцу отказать в полном объеме.
Представители ООО «Планета-Бизнес», авиакомпании «Дойче Люфтганза АГ», ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», а также Юнусов Р.В., будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, причины не явки суду не сообщили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, в том числе отзывы авиакомпании «Дойче Люфтганза АГ» и ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», приходит к следующему.
Статьей 7 Гражданского кодекса РФ и ст. 3 Воздушного кодекса РФ предусмотрен приоритет использования норм международного права, если законодательством РФ предусмотрены иные правила, чем указаны в международных договорах и соглашениях Российской Федерации.
Правовой базой договоров международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и груза являются международные соглашения, единообразно определяющие основные условия перевозок и ответственность сторон. Современный правовой режим международных воздушных перевозок практически во всех регионах мира определяются положениями Варшавской конвенции 1929 г., которая является основным многосторонним соглашением об условиях воздушных перевозок пассажиров, багажа и груза, а также Гаагского протокола 1955 г. Положения Варшавской конвенции об условиях воздушных перевозок не дают ответа на все вопросы, возникающие в практике международных перевозок. Поэтому авиакомпании, основываясь на двухсторонних межправительственных соглашениях о воздушном сообщении, в рамках Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) вырабатывают правила перевозок пассажиров и грузов, цель которых - создание единовременных, унифицированных условий международных перевозок, выполняемых авиакомпаниями мира.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон.
В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа, также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Статьей 786 ГК РФ предусмотрено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по просьбе Юнусова Р.В. Согомонян Р.М. были приобретены в ООО «Сервис Плюс» четыре билета на имя Юнусова Р.В., его супруги Юнусовой М.М., и двоих детей <данные изъяты> и <данные изъяты> общей стоимостью 107 556 руб. Однако, 02.08.2010 года истец отказался от перелета без объяснения причин, и потребовал от ООО «Сервис-Плюс» возврата денежных средств, уплаченных за авиабилеты.
В соответствии с п. 231 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерацией» от 28 июня 2007 года, возврат провозной платы производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренными правилами перевозчика.
В соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа (п.5), утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 25.09.2008 года, по интерлайн соглашению между авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Люфтганза», а также согласно Резолюции Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), тарифы и условия тарифов устанавливаются перевозчиком.
В авиабилетах, представленными Юнусовым Р.В., указано, что перевозчиком является авиакомпания «Люфтганза», которой присвоен двухбуквенный код IATA - «LH». Таким образом, Юнусов Р.В. заключил договор воздушной перевозки с авиакомпанией «Люфтганза» по маршруту, указанному в авиабилете.
В соответствии с соглашением IATA, участники соглашения и присоединившиеся перевозчики признают в качестве собственных билетов, билеты, выписанные на бланках прочих участников соглашения IATA и присоединившихся к нему лиц. При этом права и обязанности в связи с перевозкой возникают непосредственно у перевозчика, который указан в авиабилете.
В судебном заседании установлено, что ОАО «Аэрофлот», которому присвоен двухбуквенный код IATA - «SU», и авиакомпания «Люфтганза» - «LH» присоединились к Интерлайн соглашению IATA, в соответствие с которым авиакомпании вправе бронировать и продавать авиабилеты на рейсы авиакомпаний участников Интерлайн соглашения IATA на своих бланках. При этом п. 5.2.2. Интерлайн соглашения IATA предусмотрено, что ответственным перевозчиком перед пассажирами является фактический перевозчик, непосредственно выполняющий рейс, в данном случае - авиакомпания «Люфтганза» - «LH».
В соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа (п.16), утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 25.09.2008 года, по условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (специальные тарифы).
Как следует из материалов дела, Юнусовым Р.В. были приобретены авиабилеты по невозвратному тарифу (специальный тариф), данный факт сторонами в судебном заседании не оспаривался. По данному тарифу, установленному перевозчиком, билет возврату не подлежит. Исключение составляет смерть пассажира либо члена семьи (что должно быть подтверждено свидетельством о смерти). Полный возврат до вылета разрешается в случае отказа от визы. В случае отказа от вылета, возврату подлежат неиспользованные налоги и сборы, за исключением топливного сбора.
Учитывая, что оснований для возврата авиабилетов не имеется, поскольку данные билеты были приобретены по невозвратному тарифу, требования истца о взыскании в солидарном порядке с ООО «Планета Бизнес» и ООО «Сервис Плюс» денежных средств, уплаченных за авиабилеты, являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии с вышеизложенным с ООО «Сервис-Плюс» подлежит ко взысканию сумма неиспользованных налогов и сборов в размере 14 580 руб., из которых возврат такс в сумме 3145 рублей на каждого пассажира, а так же возврат налоговых платежей в сумме 2000 рублей. Произвести возврат указанной суммы ООО «Сервис-Плюс» было предложено истцу письмом от 27.10.2010 года № 15.
Доводы истца в той части, что правоотношения по возврату стоимости авиабилетов регулируются Законом «О защите прав потребителей», суд находит несостоятельными.
В соответствии с преамбулой закона «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги)исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью.
Поскольку Юнусов Р.В. добровольно отказался от услуги (перелет), то данные правоотношения Законом «О защите прав потребителей» не регулируются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Взыскать с ООО «Сервис-Плюс» в пользу Юнусова Рамзана Висаевича 14580 руб.
В остальной части иска Юнусуву Р.В. отказать.
Взыскать с ООО «Сервис-Плюс» госпошлину в доход государства в сумме 583 руб.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2011 года.
Судья: