Одоевский районный суд Тульской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Одоевский районный суд Тульской области — Судебные акты
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2011 г. п. Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Валицкой Л.В.,
при секретаре Астаховой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 в лице его представителя по доверенности ФИО2 на действия должностных лиц управления УФМС по Тульской области по отказу в регистрации его по новому месту жительства,
установил:
ФИО1 в лице своего представителя по доверенности ФИО2 обратился в Одоевский районный суд с жалобой на действия должностных лиц управления ФМС России по Тульской области по отказу в регистрации его по новому месту жительства. Свою жалобу обосновывал тем, что ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы и в настоящее время находится в местах лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ его сестра Б. письменно обратилась к начальнику ТП УФМС России по Тульской области в Арсеньевском районе ФИО3 с целью выяснения предоставления необходимых документов для его регистрациих.хх.хх. начальник ТП УФМС России по Тульской области в Арсеньевском районе ФИО3 сообщила, что поскольку ФИО1 в настоящее время отбывает наказание в ИК, т.е. ограничен в своих правах на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, зарегистрировать его можно по новому месту жительства после освобождения из мест лишения свободы при предоставлении документов, вытекающих из ст.6 Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». Считает, что указанные ограничения противоречат ст.27,55,40.19 Конституции РФ, ст.1,3 Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», п. 4 Правил регистрации и снятия граждан РФ, а также п. 23 Приказа ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ за исх. № на очередное обращение о регистрации начальник ТП УФМС России по Тульской области в Арсеньевском районе ФИО3 в своем ответе ссылается на то, что законами и ведомственными нормативными актами не предусмотрено осуществление регистрации по месту жительства по доверенности, однако ст.158 ГК РФ,187 ГК РФ,58 ГПК РФ не ограничивают выдачу доверенностей лицами, находящимися в местах лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя обратилась в УФМС России по Тульской области с жалобой на бездействие и неоказание государственной услуги по регистрационному учету граждан по месту пребывания и месту жительства граждан РФ, однако УФМС России по Тульской области оставило ее жалобу без удовлетворения, не сообщив в своем ответе за исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ на каком законе основывается отказ в осуществлении регистрации по месту нового будущего жительства ее сына в период отбывания наказания. Указывая, что регистрация является административным актом, не имеющим никакого отношения к институту вселения, т.к. по смыслу Закона регистрация оформляется уже после вселения. Считает, что у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, поскольку регистрация носит уведомительный, а не разрешительный характер. Просит обязать УФМС России по Тульской области восстановить допущенные нарушения ее права, как представителя сына, права и обязанности ее сына.
Представитель заявителя ФИО2, будучи надлежаще извещенной о дате, времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ, в зал судебного заседания не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила и не ходатайствовала об отложении судебного разбирательства, поэтому в соответствии со ст. ГПК РФ суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
В предварительном судебном заседании ФИО2 жалобу поддержала и пояснила, что ее сын ФИО1 отбывает наказание по приговору Мценского районного суда в местах лишения свободы. Он был зарегистрирован по месту жительства: . В связи с необходимостью продажи этой квартиры нужно было снять его с регистрационного учета и зарегистрировать в п. С.. Ей было разъяснено, что по доверенности она сможет оформить снятие и регистрацию по новому месту жительства. В его сняли, но при регистрации по новому месту жительства в п. С. возникли препятствия. ДД.ММ.ГГГГ его сестра Б. письменно обратилась к начальнику ТП УФМС России по Тульской области в Арсеньевском районе ФИО3 с целью выяснения предоставления необходимых документов для его регистрации.ДД.ММ.ГГГГ начальник ТП УФМС России по Тульской области в Арсеньевском районе ФИО3 сообщила, что поскольку ФИО1 в настоящее время отбывает наказание в ИК, т.е. ограничен в своих правах на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, зарегистрировать его можно по новому месту жительства после освобождения из мест лишения свободы при предоставлении документов, вытекающих из ст.6 Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». Считает, что указанные ограничения противоречат ст.27,55,40.19 Конституции РФ, ст.1,3 Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», п. 4 Правил регистрации и снятия граждан РФ, а также п. 23 Приказа ФМС России от 20.09.2007 г. №208. 22 октября 2010 г. за исх. № 800 на очередное обращение о регистрации начальник ТП УФМС России по Тульской области в Арсеньевском районе ФИО3 в своем ответе ссылается на то, что законами и ведомственными нормативными актами не предусмотрено осуществление регистрации по месту жительства по доверенности, однако ст.158 ГК РФ, 187 ГК РФ, 58 ГПК РФ не ограничивают выдачу доверенностей лицами, находящимися в местах лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя обратилась в УФМС России по Тульской области с жалобой на бездействие и неоказание государственной услуги по регистрационному учету граждан по месту пребывания и месту жительства граждан РФ, однако УФМС России по Тульской области оставило ее жалобу без удовлетворения, не сообщив в своем ответе за исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ на каком законе основывается отказ в осуществлении регистрации по месту нового будущего жительства ее сына в период отбывания наказания. Она считает, что регистрация является административным актом, не имеющим никакого отношения к институту вселения, т.к. по смыслу Закона регистрация оформляется уже после вселения. Считает, что у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, поскольку регистрация носит уведомительный, а не разрешительный характер. Просит обязать УФМС России по Тульской области восстановить допущенные нарушения ее права, как представителя сына, права и обязанности ее сына. Регистрация сыну нужна, поскольку он в ближайшее время должен освободиться условно-досрочно.
Представитель УФМС по Тульской области ФИО3 требования жалобы не признала и пояснила, что в соответствии с п.1 ст.150 ГК РФ право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства отнесено к числу личных неимущественных прав гражданина, которые принадлежат ему от рождения и в силу закона не могут быть отчуждены или переданы иным способом. Ст.6 Закона РФ25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» предусматривает, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, предъявив паспорт, документ, являющийся основанием для вселения. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления документов на регистрацию. Ст.7 Закона предусматривает снятие гражданина, осужденного к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда. Таким образом, в связи с осуждением ФИО1 его должны были снять с регистрационного учета на основании приговора суда. Передача паспорта другому лицу, действующему по доверенности, законодательством не предусмотрена. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учете граждан РФ по месту пребывания и месту жительства не предусматривает возможности использования добровольного представительства, в т.ч. применения доверенности, при регистрации граждан по месту жительства, снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства. Поскольку ФИО1 не прибыл к месту жительства, он не может быть зарегистрирован.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.150 ГК РФ право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства неотчуждаемы и непередаваемы другим способом.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 3предусмотрено, что Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П, предъявляемые при регистрации гражданина лично по месту жительства документы, в том числе являющиеся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им своих обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.
Из изложенного следует, что регистрация является техническим действием, установленным в целях исполнения гражданами обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация в силу специфики правовой природы не является основанием для возникновения гражданского-правовых (жилищных) отношений. Она является административным актом, не порождающим жилищных отношений. Ее наличие или отсутствие не служит условием реализации конституционных прав граждан.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П сам по себе факт регистрации не порождает для гражданина каких-либо жилищных прав и обязанностей.
Согласно Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" п.16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
По смыслу указанных законоположений, регистрация гражданина по новому месту жительства должна производиться в том случае, когда данный гражданин рассматривает место регистрации как место своего жительства в настоящее время, т.е. после вселения, и может находиться там на законных основаниях.
В соответствии с указанным Законом органы регистрационного учета уполномочены лишь удовлетворить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства.
ДД.ММ.ГГГГ. Б. обратилась в ТП УФМС России по Тульской области в Арсеньевском районе о разъяснении, какие документы нужны для «перепрописки» ее брата ФИО1 по месту ее жительства
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ начальник ТП УФМС России по Тульской области в Арсеньевском районе Б. разъясняет со ссылкой на Закон РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", что поскольку ФИО1 отбывает наказание в местах лишения свободы, он не может быть зарегистрирован.
ФИО2 в своем заявлении от ноября 2010 г., утверждая, что ее сын на основании заявления ее дочери ФИО4 вселен и обязанностью органов регистрационного учета является оказание государственной услуги по регистрации его в данном жилом помещении, утверждая, что тем самым сын добросовестно исполняет свои обязанности.
В ответе за № от ДД.ММ.ГГГГ начальник ТП УФМС России по Тульской области в Арсеньевском районе сообщает на заявление от ДД.ММ.ГГГГ, что подлинники указанных в приложении документов к обращению не приложены.
ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО2 отказано в регистрации ФИО1 в связи с тем, что он не прибыл к новому месту жительства и с заявлением о регистрации должен он обратиться лично.
ДД.ММ.ГГГГ исх. № ФИО2 вновь отказано в регистрации ФИО1 в связи с тем, что он отбывает наказание и ограничен в свободе передвижения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в своем новом заявлении требует зарегистрировать ее сына в трехдневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 разъясняется, каким действующим законодательством регулируется порядок предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вновь отказано в регистрации ФИО1 со ссылкой на ст.6 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" с разъяснением, что он должен явиться лично.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращается в УФМС по Тульской области с заявлением о регистрации ее сына ФИО1 по месту жительства ее дочери.
Из заявления о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ,15.04.2011 г. видно, что осужденный ФИО1 подал заявление о регистрации по месту жительства сестры Б., при этом имеется указание, что вселение не произведено.
В заявлении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ пишет, что он дает согласие и просит его зарегистрировать по адресу: .
В заявлении Б. о регистрации брата имеется неоговоренное исправление в дате(исправлено08. и стоит год 2010).
Аналогичного содержания заявления о регистрации ФИО1 датированы ДД.ММ.ГГГГ.(без указания даты), ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № Б. является сособственником (доля в праве ?) жилого помещения по адресу: .
Из письма начальника ФБУ ИК № явствует, что паспорт ФИО1 выдан ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ
Доводы заявителя, что орган регистрационного учета нарушил конституционное право ФИО1 на выбор места жительства несостоятелен, поскольку предположение о том, что гражданин приобретает постоянное место жительства при наличии одной только регистрации по этому адресу, основано на неправильном толковании закона.
Суд приходит к выводу, что при анализе норм Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации," Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регистрация осуществляется после прибытия гражданина на место жительства, поэтому суд не усматривает нарушений законодательства в действиях должностных лиц УФМС России по Тульской области при отказе в регистрации по месту жительства ФИО1
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 1, 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку отказом должностных лиц УФМС России по Тульской области в регистрации гражданина ФИО1, отбывающего наказание в местах лишения свободы, не нарушены чьи либо конституционные права и свободы, суд приходит к выводу о необоснованности жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.254,258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении жалобы ФИО1 в лице его представителя по доверенности ФИО2 на действия должностных лиц управления УФМС по Тульской области по отказу в регистрации его по новому месту жительства отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней через Одоевский районный суд.
Председательствующий Л.В. Валицкая