ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 25.08.2010 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

                                                                                    Верховный Cуд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ 

Именем Российской Федерации 

Верховный Суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Данзырын А.С.-М., с участием представителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Щегонина А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 25 августа 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 27.11.2003 № 424 ВХ-1 «О пассажирском транспорте в Республике Тыва» в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 27.11.2003 № 424 ВХ-1 «О пассажирском транспорте в Республике Тыва» (далее – Закон Республики Тыва) в части.

В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

Абзацами 3, 7, 10, 12, 13 статьи 2 Закона Республики Тыва определены понятия «багажа», «пассажира», «перевозчика», «маршрута», «регулярного маршрута» соответственно. Согласно данным определениям под багажом понимаются вещи пассажиров, сданные ими автотранспортному предприятию и перевозимые, как правило, в специальных багажных отсеках автобусов и таксомоторов, багажных автобусных прицепах или багажных автомобилях; пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него); перевозчик (владелец автобуса, таксомотора) — юридическое или физическое лицо, имеющее в своем владении пассажирский автотранспорт, принявшее на себя предусмотренное гражданским законодательством Российской Федерации выполнение обязательств по договору перевозки и имеющее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности по пассажирским перевозкам; маршрут - установленный заказчиком и соответствующим образом оборудованный путь следования транспортного средства между определенными пунктами; регулярный маршрут - маршрут с установленным расписанием или интервалом движения транспортного средства. Прочие маршруты относятся к нерегулярным.

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации

Статьей 2 Федерального закона установлены основные понятия, согласно которым багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке; пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира; перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу; маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения; маршрут регулярных перевозок предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Таким образом, при наличии законодательно установленных на федеральном уровне понятий «багажа», «пассажира», «перевозчика», «маршрута», «маршрута регулярных перевозок» установление Законом Республики Тыва этих же понятий в иных формулировках является недопустимым.

Абзацами 14-20 статьи 2 Закона Республики Тыва установлены понятия городского, пригородного, междугородного, внутрикожуунного, сельского, межрегионального и международного маршрута.

Вместе с тем статьей 4 Федерального закона предусмотрено, что перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.

Кроме того, абзацем 20 статьи 2 Закона Республики Тыва предусмотрено, что международный маршрут - маршрут между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, и пунктами, расположенными за пределами Российской Федерации. Данное понятие не соответствует части 5 статьи 4 Федерального закона, определяющей перевозки в международном сообщении как перевозки за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Таким образом, абзацы 17-20 статьи 20 Закона Республики Тыва не соответствуют нормам статьи 4 Федерального закона.

Абзацами 22-25, 27-29 статьи 2 Закона Республики Тыва предусмотрено, что организованные перевозки подразделяются на перевозки по государственному или муниципальному заказу, коммерческие перевозки по регулярным маршрутам, таксомоторные перевозки; даны определения указанным видам перевозок.

В то же время статья 5 Федерального закона устанавливает следующие виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси. Статьями 19, 27 и 31 Федерального закона определены основные параметры осуществления соответствующих видов перевозок.

Исходя из анализа данных понятий перевозки по государственному или муниципальному заказу, коммерческие перевозки по регулярным маршрутам, предусмотренные Законом Республики Тыва, являются регулярными перевозками. В то же время Законом Республики Тыва такой вид перевозки как перевозка по заказу не предусмотрена.

Поскольку Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, в указанной части Закон Республики Тыва противоречит положениям Федерального закона.

В соответствии с абзацем 31 статьи 2 Закона Республики Тыва лицензирование - это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Термин «лицензирование» раскрыт в абзаце 4 статьи 2 указанного Федерального закона и подразумевает мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Таким образом, при наличии законодательно установленного на федеральном уровне понятия «лицензирование» установление Законом Республики Тыва этого же понятия в иной формулировке является недопустимым.

Согласно абзацу 4 статьи 5 Закона Республики Тыва по соглашению сторон полномочия органов государственной власти Республики Тыва в области пассажирского транспорта частично или полностью могут быть переданы органам местного самоуправления в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Таким образом, действующим федеральным законодательством заключение соглашения о передаче органам местного самоуправления полномочий органов государственной власти Республики Тыва в области пассажирского транспорта не предусмотрено.

Абзацем 5 статьи 6 Закона Республики Тыва Правительству Республики Тыва предоставлено полномочие по установлению правил пассажирских перевозок, а абзацем 5 статьи 7 Закона Республики Тыва предусмотрено полномочие органов местного самоуправления по установлению правил пассажирских перевозок.

Приведенные положения Закона Республики Тыва противоречат Федеральному закону, статьей 3 которого установлено, что на основании настоящего Федерального закона правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждает Правительство Российской Федерации.

Абзацами 4-6 статьи 16 Закона Республики Тыва установлено, что для ведения учета выполненной работы в путевом листе отмечаются количество выполненных рейсов с указанием времени прибытия на конечный пункт (остановку), количество проданных во время каждого рейса билетов.

Одновременно статьей 6 Федерального закона предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В развитие приведенного требования Федерального закона приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, в соответствии с пунктом 3 которых путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

Сведения о количестве выполненных рейсов с указанием времени прибытия на конечный пункт (остановку), количестве проданных во время каждого рейса билетов согласно приказу Минтранса РФ в путевом листе указанию не подлежат.

Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку указанные нормы противоречат федеральному законодательству.

Прокурор просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете «Тувинская правда».

В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. заявление прокурора Республики Тыва по изложенным в заявлении основаниям поддержала.

Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Щегонин А.М. с заявлением прокурора не согласился и пояснил, что оспариваемый Закон официально не был опубликован: он был опубликован в газете «Тувинская правда» на русском языке; сведений об его обнародовании на тувинском языке не представлено, в связи с чем просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Дулуш Л.Т. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия.

Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу пунктов «и», «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральный транспорт; гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Федеральный закон). Данный Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (часть 2 ст. 1 Федерального закона).

Абзацами 3, 7, 10, 12, 13 статьи 2 Закона Республики Тыва от 27.11.2003 № 424 ВХ-1 «О пассажирском транспорте в Республике Тыва» (далее – Закон Республики Тыва) определены понятия «багажа», «пассажира», «перевозчика», «маршрута», «регулярного маршрута» соответственно. Согласно данным определениям под багажом понимаются вещи пассажиров, сданные ими автотранспортному предприятию и перевозимые, как правило, в специальных багажных отсеках автобусов и таксомоторов, багажных автобусных прицепах или багажных автомобилях; пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него); перевозчик (владелец автобуса, таксомотора) — юридическое или физическое лицо, имеющее в своем владении пассажирский автотранспорт, принявшее на себя предусмотренное гражданским законодательством Российской Федерации выполнение обязательств по договору перевозки и имеющее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности по пассажирским перевозкам; маршрут - установленный заказчиком и соответствующим образом оборудованный путь следования транспортного средства между определенными пунктами; регулярный маршрут - маршрут с установленным расписанием или интервалом движения транспортного средства. Прочие маршруты относятся к нерегулярным.

Статьей 2 Федерального закона установлены основные понятия, согласно которым багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке; пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира; перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу; маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения; маршрут регулярных перевозок предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Таким образом, при наличии законодательно установленных на федеральном уровне понятий «багажа», «пассажира», «перевозчика», «маршрута», «маршрута регулярных перевозок» установление Законом Республики Тыва этих же понятий в иных формулировках является недопустимым.

Абзацами 14-20 статьи 2 Закона Республики Тыва установлены понятия городского, пригородного, междугородного, внутрикожуунного, сельского, межрегионального и международного маршрута.

Вместе с тем статьей 4 Федерального закона предусмотрено, что перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.

Кроме того, абзацем 20 статьи 2 Закона Республики Тыва предусмотрено, что международный маршрут - маршрут между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, и пунктами, расположенными за пределами Российской Федерации. Данное понятие не соответствует части 5 статьи 4 Федерального закона, определяющей перевозки в международном сообщении как перевозки за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Таким образом, абзацы 17-20 статьи 20 Закона Республики Тыва не соответствуют нормам статьи 4 Федерального закона.

Абзацами 22-25, 27-29 статьи 2 Закона Республики Тыва предусмотрено, что организованные перевозки подразделяются на перевозки по государственному или муниципальному заказу, коммерческие перевозки по регулярным маршрутам, таксомоторные перевозки; даны определения указанным видам перевозок.

В то же время статья 5 Федерального закона устанавливает следующие виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси. Статьями 19, 27 и 31 Федерального закона определены основные параметры осуществления соответствующих видов перевозок.

Исходя из анализа данных понятий перевозки по государственному или муниципальному заказу, коммерческие перевозки по регулярным маршрутам, предусмотренные Законом Республики Тыва, являются регулярными перевозками. В то же время Законом Республики Тыва такой вид перевозки как перевозка по заказу не предусмотрена.

Поскольку Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, в указанной части Закон Республики Тыва противоречит положениям Федерального закона.

В соответствии с абзацем 31 статьи 2 Закона Республики Тыва лицензирование - это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Термин «лицензирование» раскрыт в абзаце 4 статьи 2 указанного Федерального закона и подразумевает мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Таким образом, при наличии законодательно установленного на федеральном уровне понятия «лицензирование» установление Законом Республики Тыва этого же понятия в иной формулировке является недопустимым.

Согласно абзацу 4 статьи 5 Закона Республики Тыва по соглашению сторон полномочия органов государственной власти Республики Тыва в области пассажирского транспорта частично или полностью могут быть переданы органам местного самоуправления в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Таким образом, действующим федеральным законодательством заключение соглашения о передаче органам местного самоуправления полномочий органов государственной власти Республики Тыва в области пассажирского транспорта не предусмотрено.

Абзацем 5 статьи 6 Закона Республики Тыва Правительству Республики Тыва предоставлено полномочие по установлению правил пассажирских перевозок, а абзацем 5 статьи 7 Закона Республики Тыва предусмотрено полномочие органов местного самоуправления по установлению правил пассажирских перевозок.

Согласно части 3 ст. 3 Федерального закона правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Приведенные положения Закона Республики Тыва противоречат части 1 ст. 3 Федерального закона, которой установлено, что на основании настоящего Федерального закона правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждает Правительство Российской Федерации.

Абзацами 4-6 статьи 16 Закона Республики Тыва установлено, что для ведения учета выполненной работы в путевом листе отмечаются количество выполненных рейсов с указанием времени прибытия на конечный пункт (остановку), количество проданных во время каждого рейса билетов.

Статьей 6 Федерального закона предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В развитие приведенного требования Федерального закона приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, в соответствии с пунктом 3 которых путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

Сведения о количестве выполненных рейсов с указанием времени прибытия на конечный пункт (остановку), количестве проданных во время каждого рейса билетов согласно приказу Минтранса РФ в путевом листе указанию не подлежат.

При таких обстоятельствах заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

Доводы представителя Председателя Правительства Республики Тыва Щегонина А.М. о том, что оспариваемый Закон официально не был опубликован, т.к. он был опубликован только в газете «Тувинская правда» на русском языке, являются необоснованными по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Закона Республики Тыва от 29.12.2001 № 1277 «О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва» конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва обнародуются Председателем Правительства Республики Тыва путем их официального опубликования. Официальным опубликованием конституционного закона Республики Тыва, закона Республики Тыва, иного нормативного правового акта Республики Тыва считается первая публикация его полного текста в газетах «Шын», «Тувинская правда» или периодическом издании «Собрание законодательства Республики Тыва».

Из содержания указанной нормы следует, что официальным опубликованием конституционного закона Республики Тыва, закона Республики Тыва, иного нормативного правового акта Республики Тыва является первая публикация его полного текста в одном из указанных изданий: в газете «Шын», в газете «Тувинская правда» либо в периодическом издании «Собрание законодательства Республики Тыва».

Кроме того, ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» установлено, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов.

Ст. 13 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на государственных языках республик.

Из указанных федеральных нормативных правовых актов следует, что на государственном языке Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации должен быть официально опубликован обязательно; его официальное опубликование на государственном языке республики не является обязательным.

Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до настоящего времени они применялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Закон Республики Тыва от 27.11.2003 № 424 BX-I «О пассажирском транспорте в Республике Тыва» в части:

- абзацев 3, 7, 10, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 31 статьи 2
полностью;

- абзац 4 статьи 5 полностью;

- абзац 5 статьи 6 полностью;

- абзац 5 статьи 7 полностью;

- абзацы 5 и 6 статьи 16 полностью.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Тувинская правда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий Болат-оол А.В.