ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 25.11.2011 Краснотурьинского городского суда (Свердловская область)

                                                                                    Краснотурьинский городской суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Краснотурьинский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2011 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Радикевич З.М.,

Зам.прокурора г. Краснотурьинска Стукова А.И.,

Представителя Администрации ГО Краснотурьинск Лутфуллиной Л.Г., действующей на основании доверенности,

Представителя ООО «Грузовой Двор» Дубовицкого Ю.А., действующего на основании Устава,

при секретаре Ефименко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора г.Краснотурьинска в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Краснотурьинск о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Краснотурьинска обратился в Краснотурьинский городской суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области (ГО Краснотурьинск) о возложении обязанности по принятию мер к соблюдению лесного законодательства, обеспечению правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, указав, что в ходе проведения проверки исполнения требований Федерального закона «О пожарной безопасности» и Лесного кодекса Российской Федерации на территории городского округа Краснотурьинск, осмотрена площадь в квартале № городских лесов г.Краснотурьинска, пострадавшей от лесного пожара в . В результате проверки установлено, что на площади № осенью  проведена сплошная рубка и в нарушение п.16 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417, пп. б п.39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 N 414 очистка площади рубки от порубочных остатков не проводилась. Прокурор г. Краснотурьинска просит суд обязать Администрацию ГО Краснотурьинск создать по периметру рубки минерализированную полосу шириной не менее 1,4 метра, произвести сбор порубочных остатков в кучи с последующим уничтожением, осуществить финансирование в установленном законе порядке мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в 6 квартале городских лесов городского округа Краснотурьинск.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Краснотурьинска Стуков А.И. исковые требования уточнил, просил суд обязать Администрацию ГО Краснотуьинск создать по периметру рубки минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и убрать порубочные остатки от границы леса в срок до  В обоснование исковых требований показал, что опасность возникновения пожара на участке вырубки в 6 квартале остается до настоящего времени, поскольку площадь вырубки не очищена от остатков, которые в пожароопасный период могут загореться, что опять приведет к возникновению очага пожара. Ответственность по иску должна быть возложена, по его мнению, на Администрацию ГО Краснотурьинск, поскольку акты выполненных работ по договору подряда, заключенному Администрацией ГО Краснотурьинск с ООО «Грузовой Двор» не подписаны, договор досрочно расторгнут письмом Зам.главы Администрации Устиновым А.Ю. Как установлено в ходе судебного разбирательства, минерализованная зона должна быть сделана дважды: до и после производства работ.

Представитель Администрации ГО Краснотурьинск Лутфуллина Л.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. В обоснование возражений показала, что прокуратура не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность Администрации ГО Краснотурьинск. В настоящее время предъявление данного иска, по ее мнению, нецелесообразно и неактуально. В августе  Администрацией ГО Краснотурьинск был заключен гражданско-правовой договор с ООО «Грузовой Двор», по условиям которого в обязанности подрядчика входило соблюдение требования лесного законодательства, норм и правил пожарной безопасности в месте производства работ. Акт приемки – сдачи выполненных работ был не подписан по независящим от Администрации ГО Краснотурьинск обстоятельств в связи с проводимыми проверками. В связи с тем, что договор был досрочно расторгнут они не настаивают, чтобы ответственность по иску была возложена на ООО «Грузовой Двор».

Представитель ответчика ООО «Грузовой Двор» Дубовицкий Ю.А., действующий на основании Устава – исковые требования прокурора г. Краснотурьинска не признал. В обоснование своих возражений показал, что Администрация ГО Краснотурьинск на основании Решения комиссии по чрезвычайным ситуациям заключила с ними договор по расчистке и вывозу леса. Они в свою очередь заключили договор с субподрядчиками. В ликвидации пожара принимало участие много организаций. Минерализованная зона была сделана, техника была предоставлена предприятиями ООО «Ява», БТЭЦ и др. Работа ими не была завершена, поскольку в ноябре  зам. Главы Администрации 1 направил им письмо с требованием о приостановлении производства работ. Акт по результатам проведенной ими работы составлен не был, работа не оплачена. Вырубленный лес был растащен посторонними лицами, о чем он сообщал в следственный комитет, 10 Он не признает исковые требования, поскольку договор с ними был расторгнут досрочно, акт выполненных работ составлен не был, оплата не произведена. Также, по его мнению, прокуратурой ГО Краснотурьинск, настоящий иск предъявлен за пределами поручения Прокуратуры Свердловской области о проведении проверки исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров.

Свидетель 9 – главный специалист отдела государственного контроля и надзора, государственного пожарного надзора по Северному и Горнозаводскому управленческим округам Свердловской области, Департамента лесного хозяйства Свердловской области, государственный лесной инспектор в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории Свердловской области - пояснил, что весной  был проведен осмотр территории 6 квартала. В ходе осмотра было выявлено, что на территории квартала производилась рубка, порубочные остатки были разбросаны по всей площади вырубки, в том числе закрывали минерализованную полосу, примыкали к лесу, что недопустимо и нарушает Правила пожарной безопасности в лесах. Минирализованная зона должна быть создана до начала пожароопасного периода. Территория 6 квартала относится к муниципальным лесам, ответственность за который несет Администрация ГО Краснотурьинск и арендатор.

Свидетель 10 – лесничий Краснотурьинского лесоучастка – в судебном заседании показала, что в  она в составе комиссии принимала участие в осмотре участка вырубки леса в 6 квартале. Была обмерена площадь вырубки, посчитана кубомасса вырубленного леса по книге и карте, поскольку вырубленной древесины на участке не было. Вырубленный участок был опахан, но завален порубочными остатками, что недопустимо. По правилам опашка должна производиться 2 раза: до и после рубки. После рубки опашка не была произведена.

Свидетель 6 – специалист Комитета ЖКХ, связи, энергетики и природопользования Администрации ГО Краснотурьинск – в судебном заседании показал, что он дважды принимал участие в комиссионных проверках по факту рубки в 6 квартале. При осмотре в декабре  лежал снег, из под которого местами была видна минерализованная зона. В  было установлено, что вся площадь рубки была завалена порубочными остатками, поэтому минерализованную зону он не видел.

Свидетель 5 – начальник комитета ЖКХ, связи, энергетики и природопользования Администрации ГО Краснотурьинск – в судебном заседании показал, что о Договоре подряда между Администрацией ГО Краснотурьинск и ООО «Грузовой Двор» он узнал в декабре . За городские леса в настоящее время никто не отвечает. Имеется намерение создать муниципальное лесничество.

Свидетель 4 – ст. инженер Комитета ЖКХ, связи, энергетики и природопользования Администрации ГО Краснотурьинск – в судебном заседании показал, что в настоящее время ведутся работы по созданию муниципального лесничества. В его обязанности входит также контроль за лесным хозяйством МО Краснотурьинск.  он осматривал участок в 6 квартале, где был пожар. По его мнению, лес на данном участке вырублен обоснованно, поскольку был поврежден пожаром и существовала угроза падения деревьев.

Свидетель 1 – заместитель Главы ГО Краснотурьинск – в судебном заседании показал, что летом  в муниципальных лесах возникало 3 очага лесных пожаров. Был заключен договор с ООО «Грузовой Двор» для проведения работ по расчистке участков, пострадавших от пожара. Но работы были выполнены только на 1 участке, так как был большой общественный резонанс, запросы, проверки. Договор с ООО «Грузовой Двор» до конца исполнен не был, в настоящее время прекратил свое действие.  он написал письмо ООО «Грузовой Двор» о приостановлении работы. Акты о проделанной работе составлены не были. Минерализованная зона была сделана. В настоящее время средства на создание минерализованных зон закладываются в бюджет. При удовлетворении иска прокурора указанная минерализованная зона в 6 квартале будет сделана.

Свидетель 3 – зам.начальника 6 отряда МЧС России по СО – в судебном заседании показал, что  была сложная обстановка в связи с лесными пожарами, которые прекратились только в сентябре, когда пошли дожди. В 6 квартале, где производилась вырубка сгоревшего леса, минерализованная зона была сделана, но в процессе работы она была заезжена машинами, завалена порубочными остатками.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии с пп.6 п.1 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Как установлено в судебном заседании, очаг пожара, где производилась вырубка, поврежденного пожаром леса в 6 квартале, возник на территории, входящей в состав муниципального образования «город Краснотурьинск».

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с требованием прокурора г.Краснотурьинска от  №, на основании поручения прокуратуры Свердловской области о проверке исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров от  №, прокуратурой г.Краснотурьинска совместно с главным специалистом отдела государственного контроля и надзора, государственного пожарного надзора по Северному и Горнозаводскому управленческим округам Свердловской области, Департамента лесного хозяйства Свердловской области, государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории Свердловской области 9  проведена проверка соблюдения требований «О пожарной безопасности» и Лесного кодекса Российской Федерации на территории городского округа Краснотурьинск.

В ходе проведенной проверки произведен осмотр территории в квартале № городских лесов г.Краснотурьинска, выявлены нарушения требований пожарной и санитарной безопасности, установленные п.16 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417, а также п. 39 (б) «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановление правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года №414, в частности на площади 13, га осенью 2010 года произведена сплошная рубка, по всей площади рубки отчистка от порубочных остатков не произведена, что подтверждается представленной в материалы дела копией акта проверки исполнения требований Федерального закона «О пожарной безопасности» и Лесного кодекса Российской Федерации на территории городского округа Краснотурьинск от 18 мая 2011 года.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 417, устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органам местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п.16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 417 места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.

В соответствии с п.2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 N 414 в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с пп. б п.39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 N 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Правила складирования заготовленной древесины определены п.21 правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 417 согласно которому складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.

Из материалов дела усматривается, что  на территории городского округа Краснотурьинск сложилась чрезвычайная ситуация в связи с лесными и торфяными пожарами, в связи с чем был создан оперативный Штаб по борьбе с лесными и торфяными пожарами, принимались меры по их ликвидации. На территории ГО Краснотурьинск действовало 6 пожаров на общей площади . К тушению пожаров привлекались нештатные аварийно-спасательные формирования, задействована техника 18 предприятий.

 между Администрацией ГО Краснотурьинск (Заказчик) и ООО Грузовой Двор» (Подрядчик) был заключен договор подряда, по условиям которого Подрядчик по заданию Заказчика выполнит работы по валке и вывозу пострадавшего от пожаров леса в срок до . Заказчик обязуется принять объем выполненных работ и оплатить результат выполненной работы путем передачи лесоматериалов в счет выполненной работы. При этом Подрядчик обязуется соблюдать правила в лесах, требования лесного законодательства.

Как установлено в судебном заседании, фактически данный договор не был исполнен, поскольку Зам.главы Администрации ГО Краснотурьинск 1  направил директору ООО «Грузовой Двор» Дубовицкому Ю.А. письмо о приостановлении действия договора. После приостановления действия договора не был составлен акт выполненных работ, а также не произведена оплата.

Постановлением №, вынесенным зам.главного государственного инспектора г. Краснотурьинска по пожарному надзору 2 от  ООО «Грузовой Двор» был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере . В качестве объективной стороны состава административного правонарушения указано, что при проведении рубки лесных насаждений в соответствии с договором подряда от , не произведена очистка места рубки от порубочных остатков.

Однако Решением Арбитражного суда Свердловской области от  Постановление зам.главного государственного инспектора г. Краснотурьинска по пожарному надзору 2 было отменено в связи с недоказанностью вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Таким образом, исследовав доказательства по иску, суд приходит к выводу, что ответственность по иску должна быть возложена на Администрацию ГО Краснотурьинск. ООО «Грузовой Двор» подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности по иску, поскольку действие договора между Администрацией ГО Краснотурьинск и ООО «Грузовой Двор» было приостановлено, впоследствии не возобновлено, а в настоящее время, как пояснил свидетель 1 действие договора прекратилось.

Суд не соглашается с доводами представителя Администрации ГО Краснотурьинск о том, что в настоящее время исковые требования прокурора неактуальны, прокурор вмешивается в гражданско-правовые отношения, сложившиеся между Администрацией ГО Краснотурьинск и ООО «Грузовой Двор», поскольку соблюдение правил пожарной безопасности в лесах на территории МО Краснотурьинск, затрагивает права граждан, проживающих на территории данного муниципального органа, так как участок вырубки 6 квартала находится в непосредственной близости от города, расположения жилых и административных зданий. В настоящее время вопрос по приведению участка вырубки в 6 квартале не утратил своей актуальности, поскольку на данном участке осталось много порубочных остатков, которые в пожароопасный период будут создавать определенную угрозу возникновения пожара. Минерализованная зона, созданная при тушении пожара летом 2010 года завалена остатками вырубленного леса, который примыкает непосредственно к лесу, расположен без определенного интервала от леса в соответствии с требованиями лесного законодательства. Кроме того, как установлено в судебном заседании, участок вырубки должен быть опахан дважды: до и после проведения работ по расчистке леса после пожара.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрацией городского округа Краснотурьинск Свердловской области при осуществлении организации мер противопожарной безопасности в лесах не устранены нарушения требований п.16 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417, пп. б п.39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 N 414.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л

Исковые требования прокурора г.Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области о понуждении к совершению действий – удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Краснотурьинск Свердловской области в срок до  создать по периметру рубки минерализованную полосу шириной не менее , в квартале № городских лесов г. Краснотурьинска на месте сплошной рубки

Обязать Администрацию городского округа Краснотурьинск в срок до  убрать порубочные остатки от границы леса на месте сплошной рубки 13,0 га в 6 квартале городских лесов г. Краснотурьинска.

Ответчика общество с ограниченной ответственностью «Грузовой Двор» от гражданско-правовой ответственности по иску – освободить.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме с принесением кассационной жалобы через Краснотурьинский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2011 года.

Председательствующий судья Радикевич З.М.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.01.2012 решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 25.11.2011 оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

СОГЛАСОВАНО

Судья: З.М. Радикевич