ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 26.02.2010 Павловского районного суда (Алтайский край)

                                                                                    Павловский районный суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Павловский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

номер

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Павловск 26 февраля 2010 г.

Павловский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Комарова О.Н.

при секретаре З.,

С участием прокурора А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону решения Собрания депутатов адрес Алтайского края,

суд,


У С Т А Н О В И Л:

Прокурор адрес просит суд признать противоречащим федеральному законодательству решение Собрания депутатов адрес от дата номер «О введении коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения», опубликованного в районной газете «Н.» номер от дата, так как прокуратурой района выявлены противоречия закону. В обоснование требований указывают следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2.2 Постановления адрес края от 24.12.2007 № 603 «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках её внесения», размер годовой арендной платы складывается из произведения общей площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости, коэффициента, устанавливаемого в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка (К), коэффициента, устанавливаемого в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы (К1). При этом названные коэффициенты (К и К1) утверждаются представительным органом муниципального района.

Постановлением Администрации края от дата номер «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края» утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения края, в т.ч. земель адрес.

В соответствии с п. 2.2 постановления Администрации края от дата номер Собранием депутатов района принято решение от дата номер, пунктом 1 Приложения номер к которому установлен коэффициент (К) в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка (пашни).

В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ размер арендной платы на год устанавливается в пределах трёх десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В результате утверждения решением Собрания депутатов района названных коэффициентов размер арендной платы на год за использование указанных земельных участков существенно превысил установленный законом предел. Превышение установленного предела видно при проверке расчёта арендной платы на год за конкретные земельные участки.

Так, согласно проекту договора аренды земельного участка администрацией района ООО «С.» предоставляется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (под пашню) с кадастровым номером 22:31:030107:0034.

Постановлением Администрации края от дата номер установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с названным кадастровым номером - 2,0163 руб/кв.м (или 20163 руб./га).

Размер общей площади предоставляемого в аренду земельного участка, согласно проекту договора, составляет 88,0154 га.

Таким образом, размер арендной платы на год составляет: 20163 руб./га* 0,018(коэффициент для пашен)*88,0154га=31943,8 руб., что существенно превышает установленный Федеральным законом от дата номерФЗ предел.

Так, 20163 руб./га*0,3 % =60,5 руб./га. (размер годовой арендной платы за 1га). Следовательно, размер годовой арендной платы за указанный земельный участок не должен превышать 5324,9 рублей (60,5 руб./га*88,0154 га).

Применение данного решения приведёт к нарушению прав неопределённого круга лиц - сельхозтоваропроизводителей, усугублению их положения в условиях финансового кризиса, а потому просят признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия указанное решение Собрания депутатов адрес.

В предварительном судебном заседании прокурор А. уточнила требования и просит признать противоречащим закону, по тем же основаниям также и решение Собрания депутатов района номер от дата «Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения», так как оно взаимосвязано с решением Собрания депутатов района номер и также противоречит закону. В основном судебном заседании прокурор А. поддерживает ранее заявленные и уточненные требования в полном объеме и суду пояснила, что требования мотивированы тем, что согласно п. 2.2 П. администрации Алтайского края от дата номер «Об утверждении положения о порядке определения размера -арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения» размер годовой арендной платы складывается из произведения общей площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости, коэффициента, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (К), коэффициента, устанавливаемого в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы (К1). При этом названные коэффициенты (К и К1) утверждаются представительным органом муниципального района.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ размер арендной платы на год устанавливается в пределах трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В результате утверждения оспариваемым решением Собрания депутатов района ставок, размер арендной платы за год существенно превысил установленный законом предел. Это видно из представленных ранее расчетов и вновь представленных расчетов. Например, расчет годовой арендной платы главы К (Ф)Х Т. по договору аренды номер от дата. В соответствии с Постановлением Администрации края от дата номер «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения АК» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 22:31:030701:0010 составляет 2,0229 руб./кв.м (или 20229 руб./га).

Площадь передаваемого в аренду земельного участка составляет 71,0061 га.

Таким образом, размер арендной платы за год составляет: 20229 руб./га* 0,018 (коэффициент для пашен)*71,0061 га=25854,9 руб., что существенно превышает установленный Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ предел.

Так, 20229*0,3% =60,69 руб/га (размер годовой арендной платы за 1 га). Следовательно, размер годовой арендной платы за указанный земельный участок не должен превышать 4309,36 руб. (60,69 руб/га*71,0061 га).

Такие же результаты дает и проверка расчета годовой арендной платы главы К (Ф)Х Б. по договору аренды номер от дата.

В соответствии с Постановлением Администрации края от дата номер «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения АК» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 22:31:010203:0038 составляет 1, 7094 руб./кв.м (или 17094 руб./га).

Площадь передаваемого в аренду земельного участка составляет 30,0964 га.

Таким образом, размер арендной платы за год составляет: 17094 руб./га* 0,018 (коэффициент для пашен)*30,0964 га=9260 руб. 42 коп., что существенно превышает установленный Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ предел.

Так, 17094*0,3% =51,3 руб/га (размер годовой арендной платы за 1 га). Следовательно, размер годовой арендной платы за указанный земельный участок не должен превышать 1543,9 руб. (51,3 руб/га*30,0964 га).

До принятия оспариваемого решения действовало решение Собрания депутатов от дата номер, согласно которому коэффициенты от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка за использование пастбищ и сенокосов были установлены в размере 0,001 и 0,002 соответственно, согласно оспариваемому решения оба коэффициента были увеличены.

В предварительном судебном заседании председатель Собрания депутатов адрес Алтайского края П. суду пояснила, что правовую обеспеченность Собрания депутатов осуществляет администрация адрес. Депутатам были предложены оспариваемые коэффициенты, за которые они и проголосовали. Расчет, который представлен в судебное заседание, депутатам никто не представлял. Считает, что Собрание депутатов свои полномочия не превысили.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес Ч. поддерживает требования прокурора адрес, так как из приведенных примеров видно, что установленные коэффициенты противоречат федеральному законодательству.

В основное судебное заседание представитель Собрания депутатов адрес Алтайского края в судебное заседание не явился. Заинтересованные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, а потому суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, решением Собрания депутатов адрес от 25.12.2009 № 65 «Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» и решением Собрания депутатов адрес от 25.12.2009 № 65/1 «О введении коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения», опубликованных в районной газете «Новая жизнь» номер от дата г. были утверждены и введены коэффициенты, при применении которых размер арендной платы на год за использование земельных участков сельскохозяйственного назначения существенно превышает установленный Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ размер арендной платы на год предел в три десятых процента, что противоречит действующему законодательству. Кроме того, нарушена процедура принятия указанных нормативных правовых актов.

Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Суд считает, что прокурор обратился в суд в пределах предоставленных ему полномочий, по подведомственности, определенной ГПК РФ, а потому рассматривает дело в рамках гражданского судопроизводства.

Согласно абз. 2, ч.2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.

При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 10 этой же статьи предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2.2 Постановления администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года № 603 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения» установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:

А = S х КС х К х К, где:

1

А - сумма арендной платы за полный год, руб.;

S - общая площадь земельного участка, кв. м;

КС - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;

К- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;

К1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.

Коэффициенты К и К 1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.

Согласно вышеуказанному постановлению администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года № 603 размер арендной платы зависит от двух коэффициентов, устанавливаемых представительным органом муниципального района (коэффициента, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и коэффициента, устанавливаемого в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы).

В судебном заседании достоверно установлено, что представительным органом коэффициенты, предусмотренные в п.2.2 Постановления администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года № 603 утверждены и введены. Однако Устав муниципального образования адрес Алтайского края в п. 6 ст.26 к полномочиям Собрания депутатов района в области осуществления местного самоуправления относит: « установление ставок арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального района». Таким образом, Собрание депутатов адрес Алтайского края превысило свои полномочий по утверждению и введению указанных коэффициентов. У представительного органа правовых оснований для утверждения и введения данных коэффициентов не имелось, а имеются полномочия для их установления.

По этим основаниям суд признает оспариваемые решения номер и номер от дата. противоречащими закону и недействующими с момента принятия.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ размер арендной платы на год устанавливается в пределах трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органами местного самоуправления устанавливаются порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности. Правом определения соответствующих порядка, условий и сроков в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления не наделены.

Согласно Постановления администрации Алтайского края № 519 от 14.11.2007 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края и утверждены минимальные и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края.

Суд проверил представленный прокурором расчет арендной платы за год ООО «С.» по договору номер. Действительно, согласно проекту договора аренды земельного участка администрацией района ООО «С.» предоставляется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (под пашню) с кадастровым номером 22:31:030107:0034.

Постановлением Администрации края от дата номер установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с названным кадастровым номером - 2,0163 руб/кв.м (или 20163 руб./га).

Размер общей площади предоставляемого в аренду земельного участка, согласно проекту договора, составляет 88,0154 га.

Таким образом, размер арендной платы на год составляет: 20163 руб./га* 0,018(коэффициент для пашен)*88,0154га=31943,8 руб., что существенно превышает установленный Федеральным законом от дата номерФЗ предел.

Так, 20163 руб./га*0,3 % =60,5 руб./га. (размер годовой арендной платы за 1га). Следовательно, размер годовой арендной платы за указанный земельный участок не должен превышать 5324,9 рублей (60,5 руб./га*88,0154 га).

Суд проверил расчет годовой арендной платы главы К (Ф)Х Б. по договору аренды номер от дата. В соответствии с Постановлением Администрации края от дата номер «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения АК» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 22:31:010203:0038 составляет 1, 7094 руб./кв.м (или 17094 руб./га).

Площадь передаваемого в аренду земельного участка составляет 30,0964 га.

Таким образом, размер арендной платы за год составляет: 17094 руб./га* 0,018 (коэффициент для пашен)*30,0964 га=9260 руб. 42 коп., что существенно превышает установленный Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ предел.

Так, 17094*0,3% =51,3 руб/га (размер годовой арендной платы за 1 га). Следовательно, размер годовой арендной платы за указанный земельный участок не должен превышать 1543,9 руб. (51,3 руб/га*30,0964 га).

Суд проверил расчет годовой арендной платы главы К (Ф)Х Т. по договору аренды номер от дата. В соответствии с Постановлением Администрации края от дата номер «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения АК» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 22:31:030701:0010 составляет 2,0229 руб./кв.м (или 20229 руб./га).

Площадь передаваемого в аренду земельного участка составляет 71,0061 га.

Таким образом, размер арендной платы за год составляет: 20229 руб./га* 0,018 (коэффициент для пашен)*71,0061 га=25854,9 руб., что существенно превышает установленный Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ предел.

Так, 20229*0,3% =60,69 руб/га (размер годовой арендной платы за 1 га). Следовательно, размер годовой арендной платы за указанный земельный участок не должен превышать 4309,36 руб. (60,69 руб/га*71,0061 га).

Проверив представленные прокурором адрес расчеты размера годовой арендной платы за земельные участки, суд соглашается, что размер арендной платы за год существенно превышает установленный Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ предел, на что влияют установленные представительным органом коэффициенты: К и К1.

Таким образом, суд считает, что своими решениями номер и номер от дата Собрание депутатов адрес Алтайского края вышло за пределы предоставленных полномочий, они противоречат требованиям федерального закона и постановлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а потому суд признает указанные решения противоречащими закону и недействующими с момента принятия по данным основаниям.

Согласно п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата номер «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Суд исследовал вопрос о соблюдении процедуры принятия акта данного вида (с учетом того обстоятельства, что оспариваемое решение принято представительным органом муниципального образования), выяснил соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (п. 19 того же Постановления Пленума Верховного Суда РФ). В суд были представлены соответствующий регламент работы Собрания депутатов адрес и адрес. В главах 5-6 Регламента Собрания депутатов адрес Алтайского края принятого дата г. номер предусмотрены порядок подготовки внесения вопросов на рассмотрение сессии, предусмотрен порядок голосования. В адрес Алтайского края в главе 5 Устава определена система муниципальных правовых актов, порядок принятия и вступления их в силу. Суд изучил протокол 17-й сессии Собрания депутатов района 5-го созыва от дата. Суд считает, что была нарушена процедура принятия нормативных правовых актов, так как повестка дня, в которой одним из вопросов значился вопрос «О ставках арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» была утверждена голосованием без указания об их введении, а отдельно вопрос «О введении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» не был включен в повестку дня и голосование по нему не проходило, как того требует ст.31 Регламента Собрания депутатов адрес. Таким образом, процедура принятия решений «О ставках арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» и «О введении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» не соответствует адрес и регламенту, что влечет недействительность принятых нормативных правовых актов.

Кроме того, проверяя порядок принятия решений Собранием депутатов района, суд установил, что в п.8 ст.39 Устава муниципального образования адрес Алтайского края к полномочиям главы района относится подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных решений, принятых Собранием депутатов района( при этом документы подписываются с указанием должности «глава района»).

Пункт 6 ст. 55 Устава муниципального образования адрес Алтайского края предусматривает порядок принятия решений Собранием депутатов района, а именно, что нормативное решение, принятое Собранием депутатов района, направляется главе района либо лицу, исполняющему обязанности главы района, для подписания и обнародования.

Таким образом, не допускается свободная интерпретация, либо иное изменение принятых решений при подписании.

Как следует из материалов дела, полный текст решения номер от дата главой района не подписывался, а решение номер от дата в опубликованном виде представительным органом адрес не принималось. По мнению суда, данные обстоятельства влекут недействительность принятых нормативных правовых актов.

Суд проверил вступление в силу и порядок опубликования оспариваемых нормативных правовых актов. Решения Собрания депутатов адрес номер и номер от дата г. «О ставках арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» и «О введении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» были опубликованы дата в газете адрес «Н.», и правила введения в действие соблюдены, и соответствуют ст.58 Устава муниципального образования адрес Алтайского края.

Представитель газеты К. подтвердила в судебном заседании, что опубликовали данные решения Собрания депутатов адрес.

Давая оценку законности всех положений оспариваемого нормативного правового акта в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат Федеральному закону от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», Земельному кодексу РФ, Постановлению администрации Алтайского края от дата года номер «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения», Постановлению администрации Алтайского края номер от дата года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края», а потому суд признает решения Собрания депутатов адрес Алтайского края номер и номер от дата г. «О ставках арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» и «О введении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» недействующими полностью со дня их принятия.

Проверяя содержание оспариваемых нормативных правовых актов суд приходит к выводу, что оно является неопределенным. ( п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Суд пришел к такому выводу по следующим основаниям.

Согласно положений Устава муниципального образования адрес Алтайского края в п. 6 ст.26 к полномочиям Собрания депутатов района в области осуществления местного самоуправления относится: « установление ставок арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального района». В оспариваемых решениях используются термины «утвердить и ввести», не предусмотренные Уставом муниципального образования адрес, что вызывает проблемы в толковании и применении оспариваемых решений, так как становится неясным, какой орган установил коэффициенты, чтобы представительный орган их утвердил. В совокупности оба нормативных правовых акта вызывают неоднозначное толкование, а потому суд признает оспариваемые акты в такой редакции недействующими полностью, по изложенным выше мотивам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 251 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора адрес - удовлетворить.

Признать противоречащими закону и недействующими с момента принятия решения Собрания депутатов адрес номер и номер от дата «О ставках арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» и «О введении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения».

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в 10-дневный срок через Павловский районный суд.

Судья Павловского районного суда О.Н.Комаров