ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 26.03.2012 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Октябрьский районный суд г. Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

с участием прокурора Ч.Н.А.,

при секретаре Шуляковой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора --- района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц - муниципального образования г. Ставрополя о признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, признании незаконными действия администрации г. Ставрополя,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор --- района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц - муниципального образования г. Ставрополя обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в несоблюдении 10-дневного срока установленного п. 17 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № -- и п. 4.4.2 ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 – 2012 годы», утвержденной постановлением администрации г. Ставрополя от 01.11.2011 года № --, при принятии решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе», признании незаконными действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в применении положений раздела 4 «Регламента администрации г. Ставрополя», утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 30.08.2011 года № --- при подготовке проектов постановлений администрации г. Ставрополя о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе», обосновав свои требования тем, что прокуратурой района в декабре 2011 года в администрации г. Ставрополя проведена проверка соблюдения законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № -- «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», постановлением правительства Ставропольского края от 20 января 2010 года N 16-п «О краевой целевой программе «Жилище» в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы», постановлением администрации г. Ставрополя от 01.11.2011 N -- утверждена ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2011 - 2012 годы». Порядок признания молодой семьи участницей программы, порядок формирования списков молодых семей - участников Программы определены «Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № --. В ходе проверки учетных дел участников программы установлено, что должностными лицами администрации г. Ставрополя допускаются нарушения требований законодательства, регламентирующего реализацию приоритетных национальных проектов. Согласно п. 15 Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной, выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства установленный перечень документов. В соответствии с п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Решение о признании (отказе в признании) молодой семьи участником программы принимается в виде постановления администрации г. Ставрополя. В нарушение указанных требований, сроки принятия решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей программы должностными лицами администрации г. Ставрополя не соблюдаются. Так, заявление о включении в состав участников программы семьи С. И.В. с составом семьи 3 человека и соответствующие документы должностными лицами жилищного управления администрации г. Ставрополя приняты 26.09.2011 года, а постановление о признании его семьи участницей программы принято только 18.10.2011 года, т.е. спустя 22 дня со дня принятия документов. Аналогичные нарушения выявлены при проверке учетного дела С. О.В. Установлено, что заявление и документы С. О.В. приняты 03.10.2011 года, а постановление о признании ее семьи участницей программы принято только 10.11.2011 года, т. е. спустя 34 дня. Нарушения требований п. 17 Правил выявлены при проверке учетного дела семьи Д. В.Г. Установлено, что заявление о включении в состав участников Программы семьи Д.В.Г. и соответствующие документы должностными лицами жилищного управления приняты 10.10.2011 года, а постановление о признании ее семьи участницей Программы принято только 03.11.2011 года, т.е. спустя 23 дня со дня принятия документов. По результатам проверки 19.12.2011 года прокурором района главе администрации г. Ставрополя внесено представление с требованием о принятии мер по устранению допущенных нарушений жилищного законодательства, их причин и условий, им способствующих. Согласно ответу, полученному 19.12.2011 года из администрации г. Ставрополя представление рассмотрено, требования прокурора в данной части оставлены без удовлетворения. Указано, что превышение установленного п. 17 Правил срока при принятии администрацией г. Ставрополя данного решения обусловлено порядком согласования проектов постановлений администрации г. Ставрополя, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 30.08.2011 года № --- и не влечет нарушений прав молодых семей, изъявивших желание принять участие в Программе. Установлено, что постановлением администрации г. Ставрополя от 30.08.2011 года № --- утвержден «Регламент администрации города Ставрополя», которым установлен порядок внесения, подготовки, оформления, подписания правовых актов администрации города. Регламент устанавливает правила организации деятельности администрации г. Ставрополя. В соответствии с п. 1.5. Регламента должностные лица администрации города и органы администрации города в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию полномочий главы администрации города и администрации города в соответствии с настоящим Регламентом. Согласно п. 4.19 Регламента общий срок согласования проекта правового акта администрации города со дня его внесения до подписания главой администрации города не должен превышать 30 календарных дней. Однако, администрацией г. Ставрополя при рассмотрении представления прокурора района от 19.12.2011 года об устранении нарушений закона не принято во внимание то обстоятельство, что Регламент определяет лишь общие правила подготовки, оформления и подписания правовых актов администрации г. Ставрополя, отражает основные требования к порядку согласования проектов постановлений администрации г. Ставрополя, определяет максимальные сроки и последовательность действий, а также порядок взаимодействия структурных подразделений администрации г. Ставрополя. Сроки принятия решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы регулируются п. 17 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № -- и п. 4.4.2 ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы», утвержденной Постановлением администрации г. Ставрополя от 01.11.2011 года № --, которыми установлен десятидневный срок принятия решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Программы и являются специальными нормами по отношению к нормам Регламента. Соответственно, при принятии администрацией г. Ставрополя решений о признании (отказе в признании) молодой семьи участником Программы должны применяться нормы, установленные Постановлением Правительства от 17.12.2010 года № -- и постановлением администрации г. Ставрополя от 01.11.2011 года № --, а не положения Регламента, регулирующие общий порядок согласования проектов постановлений администрации г. Ставрополя. Таким образом, несоблюдение десятидневного срока при принятии решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Программы, установленного Правилами и условиями самой Программы привело к установлению дополнительных временных барьеров при реализации права граждан на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, нарушению права на жилище, гарантированных ст. 40 Конституции РФ, а также права граждан на своевременное обжалование в порядке гражданского судопроизводства решений органов местного самоуправления в случае принятия решения об отказе в признании молодой семьи участником Программы. Заявление подано прокурором в порядке ст. 254 ГПК РФ, в соответствии с частью 1 которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45, ст. ст. 254, 247 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил признать незаконными бездействия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в несоблюдении десятидневного срока, установленного п. 17 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № -- и п. 4.4.2 ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 – 2012 годы», утвержденной Постановлением администрации г. Ставрополя от 01.11.2011 года № --, при принятии решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе», признать незаконными действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в применении положений раздела 4 «Регламента администрации города Ставрополя», утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 30.08.2011 года № --- при подготовке проектов постановлений администрации г. Ставрополя о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе».

Участвующий в деле прокурор Ч.Н.А. в судебном заседании поддержала требования прокурора --- района г. Ставрополя и в дополнениях пояснила суду, что согласно ответу от администрации в удовлетворении требований прокуратуре было отказано, в ответе ссылка на регламент, подготовлена докладная записка начальником жилищного управления по вопросу принятия постановления главы в десятидневный срок 15.02.2012 года, то есть после поступления заявления в суд. В материалах дела имеются объяснения администрации г. Ставрополя. Администрация сама себе противоречит. Решение суда, вынесенное по иску Ленинской прокуратуры, отличается в просительной части от заявления прокурора --- района. Что касается доводов администрации о том, что права молодых семей в случае признания их участниками программы не нарушаются, поскольку они включаются с даты подачи заявления, а не с даты вынесения постановления, не всегда имеют место быть таковым, поскольку молодые семьи, которым отказано в признании их участниками программы приводит к установлению администрацией дополнительных временных барьеров при реализации права граждан по получению социальных выплат, а так же прав граждан на получение жилья и на своевременное обжалование в суде решения органов местного самоуправления в случае отказа об отказе принятии решения участника программы, так как с даты принятия решения проходит более месяца и соответственно в случае обжалования решения временной срок растягивается. Просила суд удовлетворить требование прокурора --- района г. Ставрополя в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - администрации г. Ставрополя по доверенности С.З.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления прокурора --- района г. Ставрополя, пояснив суду, что администрация с заявленными требованиями не согласна и считает, что они не подлежат удовлетворению. На сегодняшний день предприняты действия, соответствующие меры приняты, в соответствии с которыми в настоящее время постановлением администрации г. Ставрополя о признании, либо отказе молодым семьям в качестве участников программы, в соответствии с действующим законодательством принимаются в десятидневный срок. До этого времени администрация г. Ставрополя при принятии того или иного решения в отношении молодой семьи не всегда принимала решение в установленный десятидневный срок, при этом, как указанно в заявлении прокуратуры, что несоблюдение установленного срока является нарушением прав молодой семьи, в отношении которой принимается решение. Однако данный вывод не верен в связи с тем, что превышение установленного срока не нарушает прав гражданина для участия в программе молодой семьи, так как в независимости от того, когда вышло постановление администрации. Молодая семья становится участником программы с той даты, когда сданы документы с приложениями. Соответственно принятие постановления не влияет на порядок обеспечения жилыми помещениями в порядке предоставления социальных выплат. Кроме того, по аналогичному спору прокуратура -- района так же обращались к администрации г. Ставрополя с такими же требованиями, учитывая изложенное, прокуратуре -- района отказано, считает, что не подлежит удовлетворению и решение --- суда от 21.07.2009 года вступившее в законную силу 04.07.2009 года, в требованиях Ленинской прокуратуры было отказано в кассационном порядке. Просила суд отказать в удовлетворении заявления прокурора --- района г. Ставрополя в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № -- «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», постановлением правительства Ставропольского края от 20 января 2010 года N 16-п «О краевой целевой программе «Жилище» в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы», постановлением администрации г. Ставрополя от 01.11.2011 года N -- утверждена ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы».

Порядок признания молодой семьи участницей программы, порядок формирования списков молодых семей - участников Программы определены «Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № --. Согласно п. 15 Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства установленный перечень документов.

В соответствии с п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Решение о признании (отказе в признании) молодой семьи участником программы принимается в виде постановления администрации г. Ставрополя.

Из исследованных в судебном заседании учетных дел усматривается, что заявление о включении в состав участников программы семьи С. И.В. с составом семьи 3 человека и соответствующие документы должностными лицами жилищного управления администрации г. Ставрополя приняты 26.09.2011 года, а постановление о признании его семьи участницей программы принято только 18.10.2011 года, т.е. спустя 22 дня со дня принятия документов. Из дела С. О.В. следует, что, что заявление и документы С. О.В. приняты 03.10.2011 года, а постановление о признании ее семьи участницей программы принято только 10.11.2011 года, т.е. спустя 34 дня, из учетного дела семьи Д. В.Г. установлено, что заявление о включении в состав участников Программы семьи Д. В.Г. и соответствующие документы должностными лицами жилищного управления приняты 10.10.2011 года, а постановление о признании ее семьи участницей Программы принято только 03.11.2011 года, т.е. спустя 23 дня со дня принятия документов.

Сроки принятия решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы регулируются п. 17 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № -- и п. 4.4.2 ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы», утвержденной Постановлением администрации г. Ставрополя от 01.11.2011 года № --, которыми установлен десятидневный срок принятия решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Программы и являются специальными нормами по отношению к нормам Регламента. Соответственно, при принятии администрацией г. Ставрополя решений о признании (отказе в признании) молодой семьи участником Программы должны применяться нормы, установленные Постановлением Правительства от 17.12.2010 года № -- и постановлением администрации г. Ставрополя от 01.11.2011 года № --, а не положения Регламента, регулирующие общий порядок согласования проектов постановлений администрации г. Ставрополя.

Таким образом, несоблюдение десятидневного срока при принятии решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Программы, установленного Правилами и условиями самой Программы приводит к затруднению реализации прав граждан на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, нарушению права на жилище, гарантированных ст. 40 Конституции РФ, а также права граждан на своевременное обжалование в порядке гражданского судопроизводства решений органов местного самоуправления в случае принятия решения об отказе в признании молодой семьи участником Программы.

Довод представителя администрации г. Ставрополя о том, что превышение установленного срока не нарушает прав гражданина для участия в программе молодой семьи, так как в независимости от того, когда вышло постановление администрации, молодая семья становится участником программы с той даты, когда сданы документы, суд не может принять во внимание, поскольку касается только граждан, в отношении которых органом местного самоуправления приято положительное решение.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия администрации г. Ставрополя в несоблюдении 10 дневного срока для принятия решения противоречит действующим нормативно правовым актам, а, следовательно, незаконными являются действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в применении положений раздела 4 «Регламента администрации города Ставрополя», утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 30.08.2011 года № --- при подготовке проектов постановлений администрации г. Ставрополя о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе».

В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора --- района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц - муниципального образования г. Ставрополя о признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в несоблюдении 10-дневного срока установленного п. 17 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № -- и п. 4.4.2 ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 – 2012 годы», утвержденной постановлением администрации г. Ставрополя от 01.11.2011 года № --, при принятии решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе», признании незаконными действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в применении положений раздела 4 «Регламента администрации г. Ставрополя», утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 30.08.2011 года № --- при подготовке проектов постановлений администрации г. Ставрополя о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе», удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в несоблюдении 10-дневного срока установленного п. 17 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № -- и п. 4.4.2 ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 – 2012 годы», утвержденной постановлением администрации г. Ставрополя от 01.11.2011 года № --, при принятии решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе»,

Признать незаконными действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в применении положений раздела 4 «Регламента администрации г. Ставрополя», утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 30.08.2011 года № --- при подготовке проектов постановлений администрации г. Ставрополя о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе».

Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства в указанных частях.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 марта 2012 года.

Судья А.И. Эминов