Щучанский районный суд Курганской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Щучанский районный суд Курганской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
2-114-2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Советкиной Т.Н.,
с участием истицы ФИО5,
представителя ответчика ФГУ «А» по в лице начальника Межрайонного отдела № ФИО6, доверенность № от Дата,
представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО7, доверенность № от Дата,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Щучье 26 апреля 2011 года
гражданское дело по иску ФИО5 к ФГУ «А» по , Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по о признании документа юридически недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с иском к ФГУ «А» по , Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по о признании документа юридически недействительным, указывая, что письмом от Дата № из ФГУ «А» по ей была направлена копия «Инвентаризационной описи кадастрового квартала №» считая начальником филиала обеспечения ведения кадастра ФИО6 без листа с номерами по порядку с 6-го по 14-й участок. Этот лист был запрошен и получен по факсу. Оказалось, что этот лист был умышленно не скреплен вместе со всеми листами «Инвентаризационной описи», потому что на нем под номерами участков 12 и 13 собственником значится ФИО1, но в графе «Примечание» (основной источник информации) указано свидетельство № от Дата собственника соток ФИО1 Участки 14 и 15 собственника ФИО4, но ни имени, ни отчества не указано лишь у нее одной. А также пустая графа «Примечание» (основной источник информации), где указывается правоустанавливающий документ. Все земельные участки разделены на два с выдуманными площадями, что противоречит правоустанавливающим документам, на которых указана одна площадь. «Инвентаризационная опись» имеет перечень, якобы, участков, ранее учтенных. Но ранее учтенные участки должны иметь одну общую площадь согласно правоустанавливающим документам. По свидетельству письма от Дата из ФГУ «А» по ФГУ «А» земельным участкам в «Инвентаризационной описи» присвоены кадастровые номера, якобы, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000г. № 660. Но, согласно этого Постановления (пункт 6), при разделении участков необходимо наличие документов о межевании. Документов не имеется и это были бы уже не ранее учтенные участки, а индивидуальные, то есть отмежеванные. Перечень, якобы, ранее учтенных участков, составлен по состоянию на Дата Какое состояние могло иметь место по отдельно взятым участкам во время судебного разбирательства по иску ФИО1 к ФИО4 Торопливость в составлении перечня и в передаче для «внесения сведений о РУЗУ в основные формы ЕГРЗ» от Дата объясняется тем, что Дата выходит Приказ Росземкадастра № П/327 «Об утверждении требований к оформлении. Документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет». Но ни ФИО2, руководитель райокомзема, ни ФИО6, руководитель филиала обеспечения ведения кадастра, не могли знать Дата о выходе Приказа от Дата, следовательно, «Инвентаризационная опись» готовилась спешно «задним» числом уже после публикации Приказа в «Российской газете» от Дата - межевание не входило в планы группы лиц. На «Инвентаризационном плане кадастрового квартала», скопированного с карты-схемы , а скорее всего, наоборот, карта-схема исправлялась уже на основании имеющейся «Инвентаризационной описи», видно, что участок ФИО4 урезан наполовину и отрезан от озера. Согласно «Указаниям по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках» от Дата, при составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащихся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра и в первую очередь - во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (пункта 2,3 Указаний). В свидетельствах на землю от Дата. Указана одна общая площадь, но кто не хочет это видеть, тот видит две общих площади (у ФИО4 видят кв.м. и кв.м., у нее - кв.м. и кв.м.). Она даже готова поверить, что кадастровые номера участкам присваивались согласно Постановлению Правительства РФ от 06.09.2000г. № 660, как свидетельствуют все письма из Управления Роснедвижимости по и ФГУ «А». Может быть, кроме нее, неграмотной, в кадастре никто не видит пункта 6 указанного Постановления № 660. Оказывается, по этой причине ей было отказано в проведении межевания, пишется, что кадастровые номера в «Инвентаризационной описи» присвоены, якобы, согласно Постановления № 660 и межевание уже, якобы, проведено. Документов межевого дела, правда, не имеется, но их, якобы, видят и этого достаточно. Аналогично двум площадям, которых нет на свидетельствах, но их все видят, и этого также оказалось недостаточно, чтобы выдать ей два свидетельства о регистрации права на две общие площади. В Дата она имела возможность провести землеустроительное дело своего земельного участка по справке из управления соц. защиты населения, но ей было отказано по той причине, что право собственности уже оформлено. В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются утвержденные материалы инвентаризации земель. Но «Ведомость регистрации земельных участков при инвентаризации земель населенного пункта не может являться источником для составления перечня по следующим причинам. Ведомость составлена в Дата, об этом свидетельствует Постановление № Администрации сельсовета от Дата И к «Ведомости» прилагалась «Пояснительная записка о заключении комиссии по инвентаризации земель населенных пунктов сельсовета», предназначенная для Райкомзема . В «Пояснительной записке» содержатся ложные сведения о том, что инвентаризация была проведена, якобы в Дата, в связи с чем были выданы свидетельства на землю. Но в Дата годах у ФИО4 не было собственности в , ФИО4 купила земельный участок в Дата у ФИО3, который получал свидетельство на землю в Дата, но в «Ведомости» указана ФИО4 А также в Дата не было у ФИО1 земельного участка площадью соток (по ведомостям участок №). Форма перечня в «Инвентаризационной описи» должна быть основана на форме списков плательщиков земельного налога и арендной платы и приводится в приложении к «Указаниям по проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках». Как указано в пункте 2.5, заполнение перечня выполняется в соответствии с заголовками граф. Как видно из Перечня земельных участков в границах кадастрового квартала №, основная графа, на которой должна быть основана форма перечня - графа ставки земельного налога отсутствует. Поэтому и отсутствует, что их налоги платились на одну общую площадь, а не за две. И графа - почтовый ориентир (местоположение) заполнена: - но этот ориентир подходит лишь для «единого землепользования», но не для участков, в него входящих. Из формы перечня ясно, что никакого раздвоения общей площади земельных участков и их собственников быть не должно. Однако это сделано вопреки «Указаниям Росземкадастра» от Дата Она не сомневается в том, что если бы не продажа земельного участка, принадлежащего ФИО4, а обращение в управление Регистрационной службы с целью регистрации, как это сделано ею, то ФИО4 были бы выданы два свидетельства о государственной регистрации на две общие площади, одна из которых (около озера) составляет всего кв.м. Такие планы были у ФИО2 при составлении и передаче «Инвентаризационной описи» (оформление межевания оказалось за Дата). Инвентарь по-латински означат точная и подробная опись имущества. Таким образом, представленная «Инвентаризационная опись кадастрового квартала №» не отвечает ни одному требованию, предъявляемому к составлению «Инвентаризационной описи». Просила суд признать «Инвентаризационная опись кадастрового квартала №» юридически недействительной.
В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала, суду пояснила, как изложено выше, дополнив, что ее участок общей площадью га по адресу: без ее ведома и согласия райкомземом был незаконно разделен на два земельных участка с выдуманными площадями, что повлекло в последствии их государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по как на два обособленных земельных участка с кадастровыми номерами № и №.
Представитель ответчика ФГУ «А» по выразила свое несогласие с заявленными требованиями и считает, что данные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
1. «Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. ГЗК-1-Т.Р-11-02-01», утвержденные Росземкадастром 10.04.2001 г. (далее - Указания), являлись нормативно - техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 17.05.2008 г.) (далее - ранее учтенные земельные участки), к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте.В соответствии с данными Указаниями инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.В перечень ранее учтенных земельных участков включались сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражались сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте.Для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализировались все имеющиеся в комитете документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках:поземельные книги;журналы учета кадастровых номеров;списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей.При составлении перечня использовались сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра:во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах);во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков.В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках использовались:утвержденные материалы инвентаризации земель; сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.Для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале использовались документы, которые содержали графическое описание земельного участка. Если графические описания земельного участка содержалось в несколькихдокументах, была установлена следующая последовательность приоритетности применения документов:правоудостоверяющие документы;правоустанавливающие документы;дежурная кадастровая карта (план) (в бумажном или электронном виде);межевые дела;землеустроительные дела;материалы изысканий и обследований.После подписи составителем и утверждения руководителем рай(гор)комзема оригинала описи изготавливался второй экземпляр - копия (при изготовлении копии возможно было использование копировально-множительной техники), которая подлежала заверению. Подлинник описи хранился в рай(гор)комземе, заверенная копия описи передавалась в орган кадастрового учета для дальнейшей работы. Передача описи оформлялась актом приема - передачи.
2. Согласно свидетельству о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от Дата №, ФИО5. были предоставлены в собственность два чересполосных земельных участка, расположенные в : кв.м. и 1144 кв.м., на одном из которых расположен жилой дом, которому присвоен адрес: .Сведения об участках были внесены в инвентаризационную опись земельных участков кадастрового квартала № и нанесены на инвентаризационный план земельных участков, подготовленные райкомземом в соответствии с порядком, предусмотренным Указаниями. При составлении инвентаризационной описи были использованы сведения учета сельсовета и данные правоустанавливающих документов. Копия инвентаризационной описи была передана в соответствии с действующим порядком по акту приема-передачи в ФГУ «КП» по Дата В соответствии с указанной инвентаризационной описью площадь земельных участков является суммарной по двум обособленным (то есть не имеющими общих границ, разделенных улицей) участками.Таким образом, сведения в ГКН об указанных земельных участках были внесены на основании инвентаризационной описи, заявлений от правообладателей не требовалось. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 г. №660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории РФ и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» указанным земельным участкам были присвоены кадастровые номера № и №.Согласно указанному постановлению, данные земельные участки могли быть учтены в качестве «единого землепользования» с присвоением им одного кадастрового номера по заявлению правообладателя, но от истицы такого заявления не поступало.С Дата постановка на учет единых землепользовании недопустима в связи с вступлением в силу Федерального закона от Дата №221-ФЗ «О ГКН», не предусматривающим понятие «единое землепользование».
3. Согласно п. 1.2 Устава, утвержденного приказом Роснедвижимости от Дата №П/0008 (в редакции приказа Росреестра от Дата №П/312), Учреждение является государственной некоммерческой организацией, созданной для осуществления функций, возложенных на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), осуществления государственного кадастрового учета (далее - ГКУ) недвижимого имущества.В соответствии с приказом Росреестра от Дата №ПУ93 «О наделении федеральных государственных учреждений «А» («А») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» с Дата Учреждение является органом кадастрового учета, в связи с чем осуществляет следующие функции: ведение ГКН, ГКУ недвижимого имущества и предоставление сведений, внесенных в ГКН.В связи с тем, что Учреждение не принимало участие в подготовке инвентаризационной описи кадастрового квартала №, а получило в установленном Указаниями порядке всего лишь ее копию, ФГУ «КП» по не полномочно давать оценку качества ее подготовки и полноты содержащихся в ней сведений о земельных участках. Кроме того, своими действиями Учреждение не нарушало права и законные интересы истицы: земельные участки с кадастровыми номерами № и № были поставлены на кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства РФ в сфере кадастровых отношений. На основании вышесказанного ФГУ «КП» по является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по иск не признала, считает исковые требования необоснованными и не подлежащими их удовлетворению исходя из следующего.
1.Согласно ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.Из искового заявления невозможно установить, вчем заключается нарушение прав истицы сведениями, содержащимися в инвентаризационной описи. В соответствии с письмом Роскомзема от Дата № «Форма свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей» при подготовке проектов решений о предоставлении земельных участков и оформлении свидетельств используются ранее выданные документы, удостоверяющие право на земельный участок (государственные акты), решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, земельно-шнуровые и похозяйственные книги), материалы по обмеру земельных участков, проекты организации территории садоводческих и других товариществ, плановокартографические материалы и аэрофотоснимки, а также другие материалы, имеющиеся в комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры и бюро технической инвентаризации, сельских, поселковых, городских органах местной администрации и у землепользователей.При наличии планово-картографических материалов вместе со свидетельством выдается чертеж границ, план (выкопировка с плана) землепользователя с указанием границ земель, предоставляемых в собственность и пользование. На оборотной стороне свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей №, выданного ФИО5 Дата приведен план двух участков, предоставленных истице.Данные планы послужили основой для выдаче ФИО5 кадастровых паспортов на земельные участки площадью кв.м. и кв.м., что соответствует общей площади в га, указанной в свидетельстве.Право собственности ФИО5 на вышеуказанные земельные участки зарегистрированы в Едином государственном реестре прав.Кроме того, ФИО5 вправе в порядке, установленном ст. 11.6. Земельного кодекса Российской Федерации, объединить имеющиеся земельные участки, если они являются смежными.Таким образом, полагают, что права истицы не нарушены.
2. Управление считает себя ненадлежащим ответчиком.Согласно Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по , утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от Дата №, Управление является территориальным органом Службы. Управление является юридическим лицом исостоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальные отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований. Территориальный отдел не является филиалом или представительством и в силу ст.55 ГК РФ не может выступать в качестве ответчика.Управление является в соответствии со ст. 9 Федерального закона от Дата № «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» федеральным органом исполнительной власти, который в пределах своей компетенции осуществляет государственную регистрацию прав на основании представленных документов.Управлением не нарушены какие-либо субъективные права истцы. Государственная регистрация права собственности истицы осуществлена на основании представленных ею документов.Кроме того, из искового заявления не усматриваются какие требования заявляются в отношении Управления.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Из дела видно, что в соответствии со свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, ФИО5 на основании решения администрации сельсовета от Дата для личного пользования выделен земельный участок в , размером На обратной стороне свидетельства обозначены чертежами два земельных участка: площадью кв.м., и кв.м. Сведения об участках были внесены в инвентаризационную опись земельных участков кадастрового квартала № и нанесены на инвентаризационный план земельных участков, подготовленные райкомземом в соответствии с порядком, предусмотренным Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденными Росземкадастром Дата При составлении инвентаризационной описи были использованы сведения учета сельсовета и данные правоустанавливающих документов. Копия инвентаризационной описи была передана в соответствии с действующим порядком по акту приема-передачи в ФГУ «КП» по Дата Таким образом, сведения в ГКН об указанных земельных участках были внесены на основании инвентаризационной описи, заявлений от правообладателей не требовалось.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000г. №660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории РФ и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» указанным земельным участкам были присвоены кадастровые номера № и №.
Согласно указанному постановлению, данные земельные участки могли быть учтены в качестве «единого землепользования» с присвоением им одного кадастрового номера по заявлению правообладателя, но от истицы такого заявления не поступало.
С Дата постановка на учет единых землепользований недопустима в связи с вступлением в силу Федерального закона от Дата №221-ФЗ «О ГКН», не предусматривающим понятие «единое землепользование».
Истица обращалась в Управление Федеральной регистрационной службы по по регистрации права собственности по каждому земельному участку в отдельности (по земельному участку площадью кв.м. Дата, по земельному участку площадью кв.м. Дата), с приложенными к ним документами с выписками из государственного земельного кадастра по каждому земельному участку в отдельности.
В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о зарегистрированном праве собственности ФИО5 на земельный участок площадью кв.м., кадастровый номер: №, категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, адрес (местоположение): установлено относительно ориентиров дома, расположенного в границах участка, адрес ориентира: . Документы - основание: свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей № от Дата. Орган выдачи: МО «» сельсовет . Дата выдачи Дата.
В ЕГРП имеется также запись о зарегистрированном праве собственности ФИО5 на земельный участок площадью кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, адрес (местоположение): Россия, , д. Фролиха. Документы - основание: свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей № от Дата. Орган выдачи: МО « сельсовет» . Дата выдачи Дата.
Действия, нарушающие права на землю граждан могут быть перечислены путем восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1.2 Устава, утвержденного Приказом Роснедвижимости от Дата № П/0008 (в редакции Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от Дата №), ФГУ «А» является государственной некоммерческой организацией, созданной для осуществления функций, возложенных на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
ФГУ «А» по самостоятельно не создает сведения об объектах учета. Его функциями являются сбор, хранение и обеспечение предоставления указанных сведений заинтересованным лицам и органам.
ФГУ «А» по осуществляет исполнительские функции по обеспечению ведения ГКН в части постановки земельных участков на кадастровый учет и обеспечению предоставления сведений о них с Дата. До создания учреждений в субъектах РФ данные функции осуществлялись соответствующими Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. В отношении участков, поставленных на кадастровый учет Комитетами, возникло понятие «ранее учтенные земельные участки». Внесение сведений о таких участках в ГКН надлежит производить на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала, получаемых в результате инвентаризации сведений государственного земельного кадастра (Приказ Росземкадастра от Дата № П/191 и утвержденные Росземкадастром Дата. Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01).
Суд приходит к выводу, что сведения о земельных участках ФИО8 были внесены в ГКН в соответствии с действующим на тот период законодательством.
Обстоятельств, свидетельствующих о фальсификации или подлоге документов при составлении Инвентаризационной описи Кадастрового квартала, судом не установлено.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Управление является в соответствии со ст. 9 Федерального закона от Дата № «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» федеральным органом исполнительной власти, который в пределах своей компетенции осуществляет государственную регистрацию прав на основании представленных документов. Государственная регистрация права собственности истицы осуществлена на основании представленных ею же документов.
Ответчиками не нарушены права и законные интересы истицы.
Инвентаризационная опись кадастрового квартала № содержит перечень ранее учтенных земельных участков помимо истицы иных собственников, которые за защитой своих субъективных прав в суд не обращались и не уполномочивали истицу представлять их интересы в суде.
По мнению суда, предъявленный ФИО5 иск к Федеральному государственному учреждению «А» по , Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по о признании Инвентаризационной описи кадастрового квартала № юридически недействительным документом, является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к Федеральному государственному учреждению «А» по , Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по о признании Инвентаризационной описи кадастрового квартала № юридически недействительным документом, оставить без удовлетворения за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.
Судья: подписьЮ.М. Симонов