ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 26.04.2011 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

                                                                                    Туапсинский городской суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Туапсинский городской суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 года Туапсинский городской суд

Краснодарского края в составе:

Председательствующего: Калиманова О.Н.

При секретаре: Матвиенко А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Самкова А.Л. к Администрации г.Туапсе о прекращении права муниципальной собственности на нежилые помещения, признании участником общей долевой собственности на нежилые помещения, признании нежилых помещений общей долевой собственностью собственников квартир многоквартирного дома, аннулировании записи в ЕГРП о праве собственности, устранении препятствий в пользовании нежилым помещением и его восстановлении в прежнем состоянии,

У С Т А Н О В И Л:

Самков А.Л. обратился в суд с иском к Администрации г.Туапсе, в котором просил прекратить за Администрацией г.Туапсе право муниципальной собственности на нежилые помещения №№ 68,69,70,71 расположенные в доме №  в г.Туапсе, кроме того просил признать Самкова А.Л. участником общей долевой собственности на указанные нежилые помещения общей площадью 85,3 кв.м., состоящие из комнат №№ 68-71 в указанном доме и признать указанные нежилые помещения общей долевой собственностью собственников квартир многоквартирного дома №  в г.Туапсе, мотивировав свои требования тем, что указанные жилые помещения являются общим имуществом собственников квартир в указанном доме и принадлежат им на праве общей долевой собственности соразмерно принадлежащему праву собственности на жилые помещения. Так же просил произвести аннулирование записи в ЕГРП о праве собственности ответчика на спорные жилые помещения, признав недействительным право собственности.

Позднее истец увеличил объем исковых требований и просил в дополнительном иске обязать Администрацию г.Туапсе восстановить разрушенное нежилое помещение №  в г.Туапсе и устранить препятствия со стороны ответчика в свободном доступе в него, мотивировав свои требования тем, что указанное нежилое помещение принадлежит ему на праве собственности и данное помещение находилось в составе нежилых помещений №№ 68,69,70,71 указанного дома и после перехода права собственности на последние за Администрацией г.Туапсе оно было разрушено и созданы препятствия в пользовании им, он не может попасть в него и использовать по назначению.

В судебном заседании Самков А.Л. и его представитель поддержали заявленные требования и просили иск удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал по тем основаниям, что решением исполнительного комитета Туапсинского городского Совета народных депутатов от 06.09.1991 г. № 19/537 «О муниципальной собственности г. Туапсе» утвержден состав и структура муниципальной собственности Туапсинского городского Совета народных депутатов(приложение № 1). В приложении перечислены состав и структура муниципальной собственности, в том числе, весь жилой фонд местных Советов города.

Решение принято в соответствии с законами РСФСР «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» и «О местном самоуправлении в РСФСР».

Решением малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 27.05.1992 г. № 224 «О муниципальной собственности г. Туапсе Краснодарского края» в муниципальную собственность г. Туапсе Краснодарского края переданы объекты согласно приложению.

Решение принято на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, а также распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 года № 114-рп.

Согласно п.189 названного Решения в муниципальную собственность г. Туапсе передается жилой фонд местных Советов города остаточной стоимостью по состоянию на 01.01.1992 год 58403,8 тыс. рублей.

В перечне жилищного фонда муниципальной собственности балансовой стоимостью по состоянию на 01.01.1992 год на сумму 58403,8 тыс. рублей, составленным Управлением имущественных и земельных отношений города, под пунктом 213 указан дом по улице  год постройки 1956.

Вышеназванные нормативные акты подтверждают тот факт, что дом по улице  в г. Туапсе является муниципальной собственностью и не является частным.

Спорное помещение никогда не относилось к общему имуществу собственников квартир в многоквартирном доме. Финансирование строительства спорных помещений осуществлялось без участия истца.

Право муниципальной собственности на спорные помещения возникло до передачи в собственность граждан жилых помещений, до введения в действие Жилищного кодекса РФ на основании действующих и в настоящее время нормативных правовых актов.

Право муниципальной собственности на спорные помещения по ул. возникло в результате разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик, краев, областей и муниципальную собственность (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1) и распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992г. № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления права собственности» и принятых в соответствии с ними Решениями Советов исполкомов Туапсинского горсовета и Краснодарского краевого Совета народных депутатов.

Ссылка истца на ст.36 ЖК РФ, ст. 289 ГК РФ в обоснование заявленных требований несостоятельна ввиду того, что право муниципальной собственности возникло на основании Решения исполкома Туапсинского городского Совета народные депутатов № 19/537 от 06.09.1991г. В это время положения статьи 36 ЖК РФ не действовали, следовательно, право общей долевой собственности на спорные помещения не могло возникнуть и у истца в том числе. Возникшее в надлежащем порядке право муниципальной собственности может быть прекращено лишь по основаниям, установленным ст. 235 ГК РФ. В данном случае такие основания отсутствуют. Заявление истца о том, что он использовал спорные помещения в личных целях не порождают у него прав на спорные помещения и истцом не представлены доказательства приобретения такого права.

Спорные помещения не являются техническим этажом, понятие которого раскрывается в СНиП 2.08.89. Технический этаж - это этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней части (техническое подполье), верхней ( технический чердак) или средней части здания.

Как следует из технических паспортов спорных помещений, составленных специализированной организацией - филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Туапсе, спорные помещения представляют собой подсобные помещения и не предназначены для размещения инженерного оборудования.

Истцом пропущен общий срок исковой давности по заявленным требованиям. Согласно положениям ст.ст. 196,200 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании недействительным зарегистрированного права оставляет три года и начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. О нарушении своего права истец должен был узнать с момента регистрации права собственности муниципального образования, т.е. с 09.06.2007г.

Кроме того, истец, являясь собственником самостоятельного нежилого помещения (сарай в подвале лит. № 19) общей площадью 3,2 кв.м. по адресу: г. Туапсе, ул. , не доказал факт нарушения своих прав зарегистрированным правом муниципальной собственности на иные самостоятельные нежилые помещения, состоящие из комнат № 68-71 площадью 21 кв.м., 9,9 кв.м.31,4 кв.м. соответственно по адресу: г. Туапсе, ул. .

Соответчик Тучинская А.В. будучи надлежащим образом уведомленная о месте и времени слушания дела от явки в суд уклонилась и суд с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства считает, что иск Самкова А.Л. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Требования Самкова А.Л. о прекращении права муниципальной собственности на нежилые помещения № 68-71, расположенные в доме №  в городе Туапсе и аннулировании записи в ЕГРП на указанные объекты не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Решением исполнительного комитета Туапсинского городского Совета народных депутатов от 06.09.1991 г. № 19/537 «О муниципальной собственности г. Туапсе» утверждены состав и структура муниципальной собственности Туапсинского городского

Совета народных депутатов (приложение1). В приложении перечислены состав и структура муниципальной собственности, в том числе, весь жилой фонд местных Советов города.

Решение было принято в соответствии с законами РСФСР «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» и «О местном самоуправлении в РСФСР».

Решением малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 27.05.1992 г. № 224 «О муниципальной собственности г. Туапсе Краснодарского края» в муниципальную собственность г.Туапсе переданы объекты согласно приложению.

Решение принято на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, а также распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 года № 114-рп.

Согласно п.189 названного Решения в муниципальную собственность г. Туапсе передается жилой фонд местных Советов города остаточной стоимостью по состоянию на 01.01.1992 год 58403,8 тыс. рублей.

В перечне жилищного фонда муниципальной собственности балансовой стоимостью по состоянию на 01.01.1992 год на сумму 58403,8 тыс. рублей, составленным Управлением имущественных и земельных отношений города, под пунктом 213 указан дом по улице  год постройки 1956.

Вышеназванные нормативные акты подтверждают тот факт, что дом по улице  в г. Туапсе является муниципальной собственностью и не является частным.

Спорное помещение никогда не относилось к общему имуществу собственников квартир в многоквартирном доме. Финансирование строительства спорных помещений осуществлялось без участия истца.

Право муниципальной собственности на спорные помещения возникло до передачи в собственность граждан жилых помещений, до введения в действие Жилищного кодекса РФ на основании действующих и в настоящее время нормативных правовых актов.

Согласно п.1 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности выдано 09.06.2007г, что не противоречит положениям Закона.

При рассмотрении спора правовое значение имеет основание, в силу которого произведена регистрация права муниципальной собственности.

В силу статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По смыслу положений Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права.

Право муниципальной собственности на спорные помещения по ул.  возникло в результате разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик, краев, областей и муниципальную собственность (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1) и распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992г. № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления права собственности» и принятых в соответствии с ними Решениями Советов исполкомов Туапсинского горсовета и Краснодарского краевого Совета народных депутатов.

Основания, по которым возникло право муниципальной собственности истцом не оспорены.

Истец не приводит доводы, вызывающие сомнение в обоснованности и законности принятых нормативных актов, явившихся основанием возникновения права муниципальной собственности.

Истец не указывают на порочность либо недействительность оснований, по которым возникло право муниципальной собственности.

Пункт 1 ст. 215 ГК РФ устанавливает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Спорное помещение является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Ссылка истца на ст. 36 ЖК РФ, ст. 289 ГК РФ в обоснование заявленных требований несостоятельна ввиду того, что право муниципальной собственности возникло на основании Решения исполкома Туапсинского городского Совета народные депутатов № 19/537 от 06.09.1991г. В это время положения статьи 36 ЖК РФ не действовали, следовательно, право общей долевой собственности на спорные помещения не могло возникнуть и у истца в том числе. Возникшее в надлежащем порядке право муниципальной собственности может быть прекращено лишь по основаниям, установленным ст. 235 ГК РФ. В данном случае такие основания отсутствуют. Заявление истца о том, что он использовал спорные помещения в личных целях не порождают у него прав на спорные помещения и истцом не представлены доказательства приобретения такого права.

Спорные помещения не являются техническим этажом, понятие которого раскрывается в СНиП 2.08.89. Технический этаж - это этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней части (техническое подполье), верхней ( технический чердак) или средней части здания.

Как следует из технических паспортов спорных помещений, составленных специализированной организацией - филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Туапсе, спорные помещения представляют собой подсобные помещения и не предназначены для размещения инженерного оборудования.

Кроме того, истцом пропущен общий срок исковой давности по заявленным требованиям.

Согласно положениям ст.ст. 196,200 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании недействительным зарегистрированного права оставляет три года и начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В силу положений ч.1 ст. 56 ГПК РФ истец должен представить доказательства, подтверждающие сроки, когда он узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для предъявления иска.

В соответствии с п.1 ст.7 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Таким образом, сведения о правообладателе, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть получены любым лицом в установленном порядке.

Учитывая открытый характер сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заинтересованное лицо имеет возможность узнать о нарушении своего права после государственной регистрации права собственности на спорные помещения. Таким образом, о нарушении своего права истец должен был узнать с момента регистрации права собственности муниципального образования, т.е. с 09.06.2007г.

Иск подан в суд за пределами установленного трехгодичного срока исковой давности. Администрация Туапсинского городского поселения заявила в судебном заседании о пропуске истцом срока исковой давности и просила суд применить последствия пропуска этого срока.

В соответствии с п.2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Вместе с тем, требования иска в части устранения истцу препятствий в пользовании его собственностью и восстановлении данного помещения в прежнем состоянии подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из договора купли-продажи от 13.05.99 г. и свидетельства о государственной регистрации права от 30.10.2003 г., Самкову А.Л. на праве собственности принадлежит нежилое помещение (сарай в подвале лит. № 19) общей площадью 3,2 кв.м. по адресу: г. .

В соответствии со ст.209 ч.1,2 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст.ст.301,304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может так же требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Основания прекращения права собственности предусмотрены ст.ст.235,236 ГК РФ.

Как следует из технического паспорта на спорное строение представленного ГУП КК «Крайтехинвентаризация» и составленного на 2.03.2007 г., \т.е. до регистрации прав ответчика на спорные помещения\ нежилое строение № 19 площадью 3,2 кв.м. расположено в нежилом помещении № 68 площадью 21,0 кв.м. в доме №  в г.Туапсе и доступ в него возможен только путем обеспечения свободного доступа и прохода собственника через помещения №№ 71,69,68 принадлежащие на праве собственности Администрации г.Туапсе. Каких-либо иных проходов и иного доступа к спорному помещению при имеющемся техническом состоянии строения не имеется.

Таким образом, после регистрации права собственности в июне 2007 г. на нежилые помещения №№ 68-71 в доме №  в г.Туапсе за Администрацией г.Туапсе и последующей сдачи данных помещений в аренду физическим лицам, Самков А.Л. как собственник помещения № 19 площадью 3,2 кв.м. фактически был лишен владения и пользования принадлежащему тому имущества без оснований, предусмотренных указанными выше нормативными актами и вправе требовать устранения всяких нарушений его права путем обеспечения беспрепятственного прохода к принадлежащему помещению.

Суд не может принять во внимание доводы в возражение на иск представителя ответчика о том, что помещение № 19 площадью 3,2 кв.м. принадлежащее Самкову А.Л. не входит в состав помещений №№ 68-71 в доме №  в г.Туапсе, поскольку как следует из данных технического паспорта на строение, строение Литер-А составляет единый комплекс строений и состоит из 5-ти помещений общей площадью 85,30 кв.м., из которых лестничная клетка № 71, три помещения №№ 68-70 и сарай № 19.

Строение Литер-А принадлежит на праве общей долевой собственности Самкову А.Л. и Администрации г.Туапсе, а порядок владения и пользования имуществом находящимся в общей долевой собственности между его участниками, а так же раздел и его выдел должен решаться в порядке, предусмотренном ст.ст.247,252 ГК РФ, т.е. либо по соглашению между ними либо в судебном порядке по иску одного из них.

В настоящем процессе ни одной из сторон требований об определении порядка пользования помещениями не заявлено, в связи с чем суд принимает решение только в части обеспечения свободного доступа одного из собственников к принадлежащему ему имуществу и восстановлении указанного помещения в прежнем состоянии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Самкова А.Л. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Туапсе не чинить препятствий Самкову А.Л. в пользовании нежилым помещением № 19 площадью 3,20 кв.м., расположенном в нежилом помещении № 68 площадью 21,0 кв.м. в доме №  в г.Туапсе, путем обеспечения свободного доступа указанного лица через принадлежащие им помещения №№ 71,69,68 и восстановить указанное помещение в прежнем состоянии.

В удовлетворении остальных требований Самкова А.Л. - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней путем подачи жалобы через Туапсинский городской суд.

Председательствующий: