Ленинский районный суд г. Краснодара
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Краснодара — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2011 год г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе
Председательствующего: Шипуновой М.Н.,
При секретаре Дорошенко К.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением. В обоснование требований сослался на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу . В соответствии с постановлением Главы администрации Темрюкского района № 3919 от 15.12.2002 года по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка была определена 03.12.2002 года и составляла 3592592,8 руб, т.е. удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. – 137, 3 рублей. На основании Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 1202 от 29.12.2007 года была утверждена новая кадастровая оценка стоимости земельного участка и она составила 56148834,42 руб, а удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м.составил 2145,87 рублей. Увеличение кадастровой стоимости обусловило увеличение земельного налога. Однако, текст распоряжения № 1202 от 29.12.2007 года не был официально опубликован в газете «Кубанские новости», таким образом не должна была применяться кадастровая стоимость земельного участка на основании данного распоряжения. ФИО1 узнал о нарушении своих прав из размещенных решений Арбитражного суда по аналогичным спорам. Просит признать незаконными действия Управления Росреестра по КК, выразившиеся во внесении в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка исходя из 1 кв.м. равной 2145, 87 руб., утвержденных распоряжением Главы администрации Краснодарского края № 1202 от 29.12.2007 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». Признать не подлежащими применению сведения государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка равной 56148834,42 кв.м. исходя из стоимости 2145,87 кв.м. с даты их внесения в кадастр, признать подлежащими применению в период с 01.01.2008 года по 18.02.2010 года сведения о кадастровой стоимости земельного участка исходя из 137,3 руб. Взыскать с Управления Росреестра по КК 15200 руб судебных расходов.
В судебном заседании представитель ФИО1 требования заявления поддержал. Представитель Управления Росреестра по КК просил в удовлетворении заявления отказать.
Суд, заслушав мнение сторон по делу, исследовав представленные материалы, не находит заявление подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 16.10.2006 года внесена запись в ЕГПР о праве собственности ФИО1 на земельный участок, категория земель – земли поселений площадью 26166 кв.м., кадастровый номер № по адресу ( л.д.8). По состоянию на 2006 года кадастровая стоимость земельного участка была определена в сумме 3592592,8 руб, удельный показатель стоимости 1 кв.м. составляла 137,3 руб. Как следует из заявления, в 2008 году кадастровая стоимость была установлена из расчета 2145,87 руб. кв.м. ( 2145,87 руб.х 26166 кв.м площади земельного участка) и составила 56148834,42 руб. В письме от 26.01.2011 года Управление разъяснило ФИО1, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году произведено по результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденной распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». Статьей 66 Земельного Кодекса РФ ( в редакции, действовавшей на момент совершения управлением оспариваемых действий) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения устанавливается Правительством РФ.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения управлением оспариваемых действий) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статьей 20 Федерального закона от 13.05.2008 №66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» признан утратившим силу Федеральный закон от 02 января 2000 года №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
01.03.2008 вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии со статьей 45 которого государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости). Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 указанного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 5 статьи 1 Федерального закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 4 Федерального закона). Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (пункт 4 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 (далее Правила), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Как следует из пункта 11 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 №215, сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края №1202-р, изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 №945 «О государственной кадастровой оценке земель» в соответствии с Правилами, были утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям №№1 и 2.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 №7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете «Кубанские новости» или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта. Доказательств опубликования в полном объеме с приложениями распоряжения №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» в газете «Кубанские новости» или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 №7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» не представлено.
Суд установил, что в газете «Кубанские новости» от 09.02.2008 №21 (4160) была опубликована информация о подписании распоряжения от 29.12.2007 №1202-р, но не текст распоряжения. Текст распоряжения от 29.12.2007 №1202-р (без приложений) был опубликован в газете «Кубанские новости» от 13.03.2009 №37 (4400).
По смыслу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316, до утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, применение их к конкретным земельным участкам не предполагается.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 №1202-р является нормативным актом, порядок доведения которого до юридических лиц и граждан строго регламентирован. Последствия неопубликования нормативного акта прямо установлены в пункте 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, который предусматривает невозможность его применения (не только юридическими лицами и гражданами, но органами, их издавшими).
Определение кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с нормативным правовым актом, не вступившим в законную силу ввиду отсутствия его официального опубликования, является незаконным независимо оттого, были ли уведомлены заинтересованные лица о новом размере кадастровой стоимости принадлежащей им земли, установленной данным распоряжением.
Между тем, отказывая в удовлетворении требований суд принимает во внимание следующее: как установлено, распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» признано утратившим силу распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 №57-р «О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 года №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».
Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 №57-р опубликовано в газете «Кубанские новости» 09.02.2010 (№22).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 №58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края» (опубликовано в газете «Кубанские новости» 08.02.2010, №21) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года.
Пунктом 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 №58 Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю рекомендовано внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с приложением №2 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 №58 кадастровая стоимость принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №) установлена в размере 40343785,43 руб., то есть в размере утвержденном ранее распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 №1202-р.
Таким образом, на момент обращения ФИО1 в суд с настоящим иском (23.02.2011 года) кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 №58 в размере 40343785,43 руб, аналогичная установленной ранее распоряжением № 1202, указанный нормативный правовой акт был опубликован в установленном законом порядке в газете «Кубанские новости» 08.02.2010 №21 и вступил в силу с 18.02.2010 (п.6 указанного постановления). Кроме того, ссылка заявителя на вынесенные решения Арбитражного суда по аналогичным спорам несостоятельна, так как Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 20.07.2011 года постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 года, которым в заявлении предпринимателю ФИО2 по аналогичному спору отказано, оставлено без изменения.
По смыслу статей 1,11,12,13 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
ФИО1 не доказал, каким образом и какие права в рамках настоящего спора могут быть восстановлены в случае признания незаконными действий управления по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 №1202-р, учитывая что вступившим в законную силу постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 №58 была утверждена аналогичная кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007.
Заявитель жалобы также не обосновал, каким образом оспариваемые действия управления по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка нарушают его права на момент обращения с настоящим заявлением в суд, после утверждения аналогичного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка иным нормативным правовым актом главы администрации Краснодарского края.
Вопрос о размере земельного налога, подлежащего уплате в период с 2008 года, предметом спора по настоящему делу не является.
Таким образом, констатация в судебном порядке факта незаконности действий управления по внесению в 2008 году сведений о кадастровой стоимости земельного участка на основании неопубликованного и не вступившего в силу нормативного правового акта главы администрации Краснодарского края сама по себе не направлена на восстановление прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий