РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2013 года, город Калуга
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сычева Ю.В.,
при секретаре Новиковой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Калужской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Калужской области от 22 мая 2001 года № 36-ОЗ «О пожарной безопасности в Калужской области» и Закона Калужской области от 28 февраля 2011 года № 122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением законодательного собрания Калужской области от 10 мая 2001 года № 100 был принят и 22 мая 2001 года Губернатором Калужской области подписан Закон Калужской области № 36-ОЗ «О пожарной безопасности в Калужской области».
Данный нормативный акт в соответствии с положениями статьи 53 Закона Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» был опубликован в газете «Весть» 24 мая 2001 года № 123.
В статью 13.1 Закона Калужской области от 22 мая 2001 года № 36-ОЗ «О пожарной безопасности в Калужской области» (в редакции Законов Калужской области от 11.11.2002 года № 151-ОЗ, от 05.04.2005 № 52-ОЗ, от 27.12.2007 № 387-ОЗ, от 30.04.2008 № 423-ОЗ, от 27.06.2008 № 442-ОЗ) Законом Калужской области от 16 декабря 2009 года № 610-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Калужской области», который был опубликован в газете «Весть» от 18 декабря 2009 года № 475-477, были внесены изменения.
На момент рассмотрения настоящего дела статья 13.1 Закона Калужской области «О пожарной безопасности в Калужской области» от 22 мая 2001 года № 36-ОЗ изложена в следующей редакции.
Статья 13.1 Применение пиротехнических изделий бытового назначения на территории Калужской области
На территории Калужской области запрещается применение пиротехнических изделий бытового назначения.
Постановлением законодательного собрания Калужской области № 234 от 17 февраля 2011 года был принят и 28 февраля 2011 года Губернатором Калужской области подписан Закон Калужской области № 122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области».
Данный нормативный акт в соответствии с положениями статьи 53 Закона Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» был опубликован в газете «Весть» от 04 марта 2011 года № 80-82.
На момент рассмотрения настоящего дела статья 2.1 Закона Калужской области «Об административных правонарушениях в Калужской области» от 28 февраля 2011 года № 122-ОЗ изложена в следующей редакции.
Статья 2.1 Нарушение законодательства Калужской области о пожарной безопасности в Калужской области
Нарушение законодательства Калужской области о пожарной безопасности в Калужской области в части применения пиротехнических изделий бытового назначения, если указанное нарушение не влечет за собой административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации,-
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц – в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – в размере одного миллиона рублей.
26 июня 2013 года прокурор Калужской области обратился в Калужский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда статьи 13.1 Закона Калужской области от 22 мая 2001 года № 36-ОЗ «О пожарной безопасности в Калужской области» и статьи 2.1 Закона Калужской области от 28 февраля 2011 года № 122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области».
В обоснование заявления указано, что оспариваемые нормы Законов Калужской области приняты с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, поскольку субъект Российской Федерации не вправе устанавливать иное правовое регулирование в сфере применения пиротехнических изделий бытового назначения, чем то, которое установлено на федеральном уровне. Административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, в том числе и при использовании пиротехнических изделий бытового назначения установлена на федеральном уровне, соответственно субъект Российской Федерации не вправе устанавливать административную ответственность в этой сфере.
В судебном заседании прокурор Ермаченкова С.А. поддержала заявление.
Представитель Законодательного Собрания Калужской области ФИО1, а также представитель Губернатора Калужской области ФИО2, возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь, по сути, на то, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать более высокие, чем на федеральном уровне, требования пожарной безопасности, в связи с чем оспариваемая статья 13.1 Закона Калужской области «О пожарной безопасности в Калужской области» принята в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Оспариваемая статья 2.1 Закона Калужской области «Об административных правонарушениях» также принята в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, который, вправе устанавливать административную ответственность за нарушение установленных региональным законодательством требований пожарной безопасности.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закона, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.
Согласно статье 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции.
Статья 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливает, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 1052 утверждены требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий, которые определяют противопожарный режим, обязательный для соблюдения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, в целях обеспечения пожарной безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества (п.1).
Настоящие требования устанавливают правила поведения людей при хранении, реализации и использовании пиротехнических изделий бытового назначения 1-3 классов по степени потенциальной опасности (ГОСТ Р 51270-99), обращение с которыми не требует специальных знаний и навыков (п.2).
Пиротехническим изделием бытового назначения является изделие, которое допускается к применению населением и эксплуатация которого в соответствии с инструкцией по применению обеспечивает безопасность людей, имущества и окружающей среды (п.3).
Применение пиротехнической продукции должно осуществляться в соответствии с требованиями инструкции (руководства) по эксплуатации завода-изготовителя. При этом инструкция должна содержать требования пожарной безопасности к такому пиротехническому изделию (п.12).
Применение пиротехнических изделий запрещается (п.13):
а) в помещениях, зданиях и сооружениях любого функционального назначения;
б) на территориях взрывоопасных и пожароопасных объектов, в полосах отчуждения железных дорог, нефтепроводов, газопроводов и линий высоковольтной электропередачи;
в) на крышах, балконах, лоджиях и выступающих частях фасадов зданий (сооружения);
г) на сценических площадках, стадионах и иных спортивных сооружениях;
д) во время проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирования;
е) на территориях особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, кладбищ и культовых сооружений, заповедников, заказников и национальных парков.
При подготовке и проведении фейерверков в местах массового пребывания людей с использованием пиротехнических изделий 3 класса опасности:
а) должны быть разработаны технические решения (условия), при выполнении которых возможно проведение фейерверка. Они должны включать схему местности с нанесением на ней пунктов размещения фейерверочных изделий, предусматривать безопасные расстояния до сооружений с указанием границ безопасной зоны, а также места хранения;
б) зрители должны находится с наветренной стороны. Безопасное расстояние от мест проведения фейерверка до зданий и зрителей определяется с учетом требований инструкции применяемых пиротехнических изделий;
в) на площадках, с которых запускаются пиротехнические изделия, запрещается курить и разводить огонь, а также оставлять пиротехнические средства без присмотра;
г) места для проведения фейерверков необходимо отгородить и оснастить первичными средствами пожаротушения;
д) охрана мест и безопасность при устройстве фейерверков возлагается на организацию, проводящую фейерверк;
е) после использования пиротехнических изделий территория должна быть осмотрена и очищена от отработанных, несработавших пиротехнических изделий и их опасных элементов.
Таким образом, вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено правовое регулирование, в соответствии с которым на территории Российской Федерации разрешено применение пиротехнических изделий бытового назначения с соблюдением определенных требований пожарной безопасности.
Между тем, приняв оспариваемую статью 13.1 Закона Калужской области «О пожарной безопасности в Калужской области», в соответствии с которой на территории Калужской области запрещается применение пиротехнических изделий бытового назначения, законодатель субъекта Российской Федерации фактически установил иное правовое регулирование в данной сфере, противоречащее правовому регулированию, установленному на федеральном уровне.
С учетом этого, оспариваемая статья 13.1 Закона Калужской области «О пожарной безопасности» как принятая законодателем субъекта Российской Федерации с превышением компетенции подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Учитывая вышеизложенное, доводы представителей Законодательного собрания Калужской области, Губернатора Калужской области о том, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать более высокие, чем на федеральном уровне, требования пожарной безопасности, нельзя признать обоснованными.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное законодательство.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий» установлены требования пожарной безопасности, подлежащие соблюдению при хранении, реализации и использовании пиротехнических изделий бытового назначения.
С учетом этого ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при хранении, реализации и использовании пиротехнических изделий бытового назначения, установленных вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, может быть установлена исключительно на федеральном уровне.
Ответственность за нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, в том числе и при использовании пиротехнических изделий бытового назначения, установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях – статьей 20.4.
Таким образом, принимая оспариваемую статью 2.1 Закона Калужской области «Об административных правонарушениях в Калужской области», законодатель субъекта Российской Федерации превысил свои полномочия, нарушив положения статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом этого оспариваемая статья 2.1 Закона Калужской области «Об административных правонарушениях в Калужской области» подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление прокурора Калужской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу настоящего решения суда статьи 13.1 Закона Калужской области от 22 мая 2001 года № 36-ОЗ «О пожарной безопасности в Калужской области» и 2.1 Закона Калужской области от 28 февраля 2011 года № 122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: