Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело (11)
Мотивированное решение составлено 27 апреля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 22 апреля 2011 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Проскурякова И.В., при секретаре Ермола О.Ю., с участием заявителя ФИО1, представителя заявителя ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействие Администрации города Екатеринбурга по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Администрации о признании незаконным бездействие Администрации по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом.
В обоснование заявления заявитель указала, она обратилась в Администрацию с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу . Письмом от ей ответили, что подготовка документов об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу на кадастровом плане территории будет осуществлена после утверждения проекта межевания территории в квартале улиц . Фактически из ответа Администрации следует, что формирование земельного участка не будет производится в течение неопределенного срока.Считает, что ответчик таким образом незаконно уклоняется от формирования земельного участка. В соответствии с ч. 3,4 федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010г. № 12-П часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации. Таким образом, на основании ее заявления Администрация обязана была сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Причины уклонения ответчика от формирования земельного участка считает надуманными, поскольку заявления о формировании земельного участка под домом по адресу подавалось многократно, первый раз - Постановлением Главы от опубликовано на сайте Администрации публичные слушания по проекту межевания территории в квартале улиц уже назначались на в Однако позже Постановлением от опубликовано на сайте Администрации указанное постановление было отменено. Поскольку публичные слушания по их кварталу уже назначались, проект межевания их квартала уже был разработан. На основании изложенного, просила признать незаконным бездействие Администрации , выразившееся в уклонении от формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу .
В судебном заседании 20.03.2011г. представитель заявителя ФИО2, действующий по доверенности от 11.04.2011г. уточнил требования заявления, просил признать незаконным бездействие Администрации , выразившееся в уклонении от формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу , обязать Администрацию в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному делу сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу , а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей. Дополнительно суду сообщил, что в соответствии с ч. 3, 4 ст. 16 федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. № 12-П часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации. Таким образом, на основании заявления истца Администрация обязана была сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8 статьи 45 настоящего Кодекса. Заявление, поданное ФИО1 , следует рассматривать как предложение физического лица о подготовке документации по планировке территории. В ч. 9 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае поступления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 настоящей статьи, такие органы в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанных заявлений обязаны принять решения о подготовке документации по планировке соответствующей территории. Для иных лиц, указанных в ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации таких сроков не установлено. Однако, применяя аналогию закона и принцип равенства (ст. 19 Конституции РФ), можно сделать вывод, что по заявлениям граждан решение о подготовке документации по планировке территории должно приниматься в тот же срок. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Согласно ч. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Согласно ч. 3, 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. В соответствии с п. 5, 6 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. Согласно п. 4 ст. 5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от , публичные слушания по проектам планировки территорий и проектам межевания территорий инициируются и назначаются Главой Екатеринбурга. В соответствии с п. 6 указанной статьи срок проведения публичных слушаний со дня опубликования постановления Главы Екатеринбурга о назначении публичных слушаний до дня опубликования результатов публичных слушаний не может быть более двух месяцев. В соответствии с ч. 12-14 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Указанные в письме от причины уклонения ответчика от формирования земельного участка считает надуманными, поскольку заявления о формировании земельного участка под домом по адресу подавалось многократно, первый раз - Постановлением Главы от
публичные слушания по проекту межевания территории в квартале улиц уже назначались на в Однако позже Постановлением от указанное постановление было отменено. Поскольку публичные слушания по их кварталу уже назначались, проект межевания их квартала уже был разработан. Кроме того, Постановлением Главы от утвержден график проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков за счет средств бюджета муниципального образования «Город », согласно которому к концу должны быть сформированы земельные участки под всеми домами. В п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 67 вышеуказанного Постановления если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Однако, в настоящее время невозможно установить, в какой части должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Отсутствие сформированного земельного участка не позволяет собственникам жилых помещений в многоквартирном доме получить в общую долевую собственность земельный участок. Пока земля находится в собственности муниципального образования, администрация имеет возможность предоставить часть участка третьим лицам, а собственники помещений лишены возможности требовать устранения препятствий в пользовании земельным участком. Так, часть участка, находившегося под нашим домом, была без согласия собственников жилья предоставлена ГСК «Пионер» для строительства подземного гаража, что установлено решением Кировского районного суда от Также вблизи нашего дома была оборудована площадка для мусорных контейнеров. Поэтому уклонение от формирования земельного участка нарушает права заявителя как собственника жилого помещения в многоквартирном доме по . В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются на органы, которые совершили оспариваемые действия (бездействие). Администрация не представила доказательств того, что проект межевания территории в квартале улиц находится в стадии разработки, чем в письме от обосновывала свое бездействие. Вместе с тем, из Постановлений Главы от и от следует, что проект межевания территории готов. Согласно ч. 1, 3 ст. 258 ГПК суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с ч. 5 ст. 16 ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому права заявителя будут восстановлены при условии формирования земельного участка.
Определением суда от 20.04.2011г. уточнение исковых требований приняты к производству суда (л.д. 68).
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующий по доверенности от 11.04.2011г. поддержал уточненные требования заявления, просил признать незаконным бездействие Администрации , выразившееся в уклонении от формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу , обязать Администрацию в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному делу сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу , а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании заявитель ФИО4 поддержала уточненные требования заявления, просила признать незаконным бездействие Администрации , выразившееся в уклонении от формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу , обязать Администрацию в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному делу сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу , а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО3, действующая по доверенности от 11.01.2011г. с заявленным требованием не согласилась. Считает, что требования не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не основаны на действующем законодательстве Российской Федерации, в связи с чем, по их мнению, оснований для удовлетворения заявления не имеется.В заявлении от заявитель просит Администрацию сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу: .На вышеуказанное заявление было направлено письмо от , в котором указано, что Администрация не оспаривает право заявителя на формирование и предоставление в собственность вышеуказанного земельного участка. Таким образом считает, что у Администрации отсутствует незаконное бездействие, поскольку заявителю был дан ответ в срок указанный в законе и этим письмом Администрация уже отреагировала на заявление и совершила таким образом действие, фактически отказав заявителю в просьбе сославшись на прописанные в соответствующих законах процедуры выполнение которых Администрацией обязательно для формирования земельного участка и требует определенного времени, которое не регламентировано данными законами. Таким образом, в силу действующего законодательства необходимо утверждение проекта межевания территории, ограниченной , , после чего возможно будет изготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: . Необходимость утверждения проекта межевания территории предусмотрена следующим. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами местного самоуправления по правилам, установленными Земельным Кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ. Так в соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. На основании ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе границы застроенных земельных участков. В настоящий момент проекты межеваний территорий находятся в работе и в установленном порядке не утверждены, в связи, с чем Администрация не может утвердить схему расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом по . Учитывая изложенное, считает, что заявленные требования необоснованны и удовлетворению не подлежат, просила отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Кроме того, в силу действующего налогового законодательства Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, а требования заявителя о взыскании расходов на представителя считает не оправданными в виду несложности дела, а также учитывая количественные и временные факторы.
Заслушав заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы гражданского дела и обозрев представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с указанной нормой и ст. 54-3 Закона Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» № 18-ОЗ от 07.07.2004г. в поселении, являющемся административным центром , распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительными органами государственной власти , за исключением случая, когда органами местного самоуправления этого поселения заключено соглашение с уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности.
По Соглашению между МУГИСО и МО «г. Екатеринбург» от 17.05.2007г. о взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными на территории МО «г. », определено, что все заявления граждан, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам формирования земельных участков и оформления прав на них рассматриваются уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и ; по результатам рассмотрения заявлений уполномоченные органы местного самоуправления при наличии законных оснований подготавливают проекты правовых актов Главы о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование и направляют их на согласование в Министерство по управлению государственным имуществом .
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Оценивая требования истца ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации , выразившееся в уклонении от формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному делу сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу , суд приходит к следующему.
Как видно из представленной заявителем копии свидетельства о государственной регистрации права ФИО1 является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: (л.д. 36).
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Частью первой статьи 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом, право общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок под домом по адресу: , не зарегистрировано.
Земельный участок под указанным многоквартирным домом не сформирован. Лицами участвующими в деле данное обстоятельство не оспаривалось и признавалось. Согласно представленным в материалы дела кадастровым выпискам о земельном участке, расположенном по адресу: , границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 26 - 30).
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерациив случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Согласно п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:
1) схему расположения элемента планировочной структуры;
2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
3) схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта на соответствующей территории;
4) схему границ территорий объектов культурного наследия;
5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;
6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
Пояснительная записка, указанная в части 4 настоящей статьи, содержит описание и обоснование положений, касающихся:
1) определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории;
2) защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;
3) иных вопросов планировки территории.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
6) границы территорий объектов культурного наследия;
7) границы зон с особыми условиями использования территорий;
8) границы зон действия публичных сервитутов.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.
Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Между тем, как следует из материалов дела, заявитель ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: передачи его в общую долевую собственность (л.д. 7).
В установленный п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня обращения заявителю ФИО1 представителем заинтересованного лица Администрации в лице начальника Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений «Главархитектура» был направлен ответ на обращение от , в котором указывалось на совершение действий по разработке и подготовке проекта межевания территорий в границах улиц О проведении публичных слушаний по данному проекту межевания территории во II квартале Дата проведения публичных слушаний по утверждению проекта межевания территории будет назначена дополнительно. Подготовка документов об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: на кадастровом плане территории будет осуществлена после утверждения проекта межевания территории в квартале улиц (л.д. 8).
Проанализировав положения ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 41 - 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что заинтересованное лицо Администрация в установленный земельным и градостроительным законодательством месячный срок направило заявителю мотивированный ответ на обращение по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: , с указанием порядка разработки и утверждения границ земельного участка под выше указанным многоквартирным домом. В связи с чем, при оценки доказательств, суд принимает во внимание доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии незаконного бездействия Администрации в форме уклонения от формирования земельного участка, о своевременности дачи ответа заявителю на обращение о разработке и подготовке в настоящее время проекта межевания территории квартала улиц , который не утвержден в установленном порядке Администрацией , и не возможностью в связи с этим обстоятельством утвердить схему расположения земельного участка под многоквартирным домом по адресу: , который подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами по делу, в частности представленной копии кадастрового плана территории квартала (л.д. 73 - 79). При этом объяснения представителя заинтересованного лица логичны, последовательны, взаимосвязаны и подтверждаются другими вышеисследованными письменными доказательствами по делу, которые суд при оценке доказательств принимает во внимание.
При этом суд относится критически к доводу заявителя, представителя заявителя о незаконном бездействии заинтересованного лица, выразившегося в уклонении от формировании земельного участка под выше указанным многоквартирным домом и отложении данного вопроса на неопределенный срок, а также к представленным в обоснование данных доводов документов: копии Постановления Главы от (л.д. 23), копии Постановления Главы от (л.д. 24), копии решения Кировского районного суда от по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО5, ФИО6 к администрации , ГСК «Пионер», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по о признании недействительными распоряжения и постановления, о признании незаконным расформирования земельного участка, об установлении границы земельного участка, о признании недействительным разрешения на строительство и обязать восстановить земельный участок в границах ранее существовавшего земельного участка (л.д. 31 - 33), копии Определения Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от (л.д. 34 - 35), копии заявления от Председателя ЖК ПЖЭК (л.д. 37), ответа на обращение от об оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: от исх. .1-05/1325 (л.д. 38), копии ответа на письмо от ФГУ «Земельная кадастровая палата» по (л.д. 39), копии заявления от от председателя ЖК ПЖЭК (л.д. 40), копии письма от из Территориального отдела Управления Роснедвижимости по (л.д. 41), копии ответа на заявление от из Территориального отдела Управления Роснедвижимости по (л.д. 42), копии заявления от председателя ПЖЭК (л.д. 43), копии ответа на обращение от из МУ «Центр подготовки разрешительной документации для строительства» (л.д. 44), копии заявления от председателя ПЖЭК (л.д. 45), копии заявления от председателя ПЖЭК (л.д. 46), копии ответа на обращение от .1-05/6503 из МУ «Центр подготовки разрешительной документации для строительства» (л.д. 47 - 48), копии заявления от председателя ПЖЭК (л.д. 49), копии ответа на обращение от .1-05/7044 (л.д. 50), копии письма представителя жильцов ФИО1 (л.д. 51), копии ответа на обращение от .1-05/983 из МУ «Центр подготовки разрешительной документации для строительства» (л.д. 52), копии ответа на обращения от .1-06/4379 из МУ «Центр подготовки разрешительной документации для строительства» (л.д. 53 - 54), копии ответа на обращения от .1-06/6367 из МУ «Центр подготовки разрешительной документации для строительства» (л.д. 55). Поскольку, Администрацией заявителю был дан официальный ответ в виде письма в сроки установленные законом и выполнены в связи с этим определенные действия, что свидетельствует о фактическом отсутствии незаконного бездействия со стороны Администрации . Кроме того, выше исследованные письменные доказательства представленные заявителем не подтверждают доводы заявителя о незаконном бездействии в форме уклонения от формирования земельного участка Администрацией и не нашли свое подтверждение в судебном заседании. Поскольку вышеуказанные судебные акты: решение Кировского районного суда от (л.д. 31 - 33), Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от (л.д. 34 - 35), а также иные вышеуказанные документы, не могут быть положены в основу решения суда, поскольку рассматриваемый ими спор и в связи с этим направленные и полученные заявителем документы носили исковой характер и имели иной предмет и основания иска и отношения к настоящему предмету и основанию заявления заявленному заявителем отношения не имеют.
При таких обстоятельствах, суд при оценке доказательств принимает во внимание доводы представителя заинтересованного лица, представленные стороной заинтересованного лица письменные доказательства о соблюдении сроков рассмотрения заявления о формировании земельного участка и принятии мер по формированию границ земельного участка территории квартала с последующей разработкой градостроительного плана земельного участка под многоквартирным домом по адресу: . При этом суд относится критически к доводам заявителя, представителя заявителя о бездействии Администрации , выразившееся в уклонении от формирования земельного участка под многоквартирным домом расположенного по адресу: , поскольку данный довод противоречит выше исследованным письменным доказательствам по делу, нормам действующего земельного и градостроительного законодательства, предполагающего без временного ограничения поэтапный порядок разработки и подготовки проектов планировки территорий, проектов межевания территорий, подготовки градостроительного плана земельного участка. При этом в удовлетворении требования заявителя об обязывании Администрацию в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному делу сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу также следует отказать как это требование производное от первоначального требования в удовлетворении которого заявителю отказано. Кроме того нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат в себе четких сроков подготовки градостроительного плана земельного участка под многоквартирным домом.
Таким образом, в удовлетворении заявления ФИО1 к Администрации о признании незаконным бездействие Администрации по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом следует отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Заявитель просит взыскать с заинтересованного лица расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей уплаченные адвокату Андрееву В.Н., согласно квитанции № от (л.д. 56)
Также при подаче заявления заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, согласно чек - ордеру от (л.д. 5).
Суд принимает во внимание, что указанные расходы относятся к расходам заявителя, понесенным в связи с рассмотрением дела.
Размер подлежащей взысканию государственной пошлины определяется на основании ст. 333.19 ч. 1 п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя оснований для взыскания судебных расходов и расходов по оплате услуг представителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1 к Администрации о признании незаконным бездействие Администрации по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения, через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья И.В. Проскуряков