ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 27.06.2011 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Сочи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Сочи — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

стр. из

дело №

Решение

Именем Российской Федерации

г.Сочи

27.06.2011 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Слука В.А.,

при секретаре судебного заседания Марабян Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Адлерского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, признании недействительным разрешения на реконструкцию объекта, обязании администрации г. Сочи отменить разрешение на реконструкцию объекта,

установил:

Прокурор Адлерского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, признании недействительным разрешения на реконструкцию объекта, обязании администрации г. Сочи отменить разрешение на реконструкцию объекта.

Мотивированны исковые требования тем, что прокуратурой Адлерского района г.Сочи в ходе проведенной проверки соблюдения земельного и градостроительного законодательства установлено следующее.

г. ООО «СМБ» подало в администрацию г. Сочи заявление на выдачу разрешения на реконструкцию объекта «кафе «Багратион», расположенного по адресу: .

г. администрацией г.Сочи ООО «СМБ» выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства «кафе Багратион» № №

Проведение государственной экологической экспертизы проектной документации реконструкции объекта кафе, является обязательным требованием природоохранного и градостроительного законодательства Российской Федерации. -

В нарушение законодательства администрацией г.Сочи ООО «СМБ» выдано разрешение на реконструкцию кафе, факт отсутствия прохождения государственной экологической экспертизы проектной документации подтверждается описью приложенных документов к заявлению ООО «СМБ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Выдача администрацией г.Сочи разрешения на реконструкцию № № от ДД.ММ.ГГГГ без заключения государственной экологической экспертизы является незаконной.

Действия администрации г.Сочи по выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы являются незаконными, ставят под угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции РФ и Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», так как отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на особо охраняемой природной территории, и что, в конечном счете, может причинить вред окружающей среде.

Правовое значение в рассматриваемом правоотношении имеет факт осуществления деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, что непосредственно связано с необходимостью проведения государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель администрации г. Сочи требования не признала и пояснила, что разрешение на реконструкцию объекта кафе «Багратион» в   выдано на реконструкцию объекта на земельном участке с кадастровым номером № площадью 826 кв. м.(свидетельство о регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ), который согласно сведениям государственного кадастра недвижимости относится к землям поселений с видом разрешенного использования размещение комплекса зданий кафе и на данный земельный участок не распространяется правовой режим земель, отличных от земель поселений, в данном случае земель особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем заключение государственной экологической экспертизы в силу ч.6 ст.49 ГрК РФ не требуется.

Представитель ООО "СМБ" согласился с мнением представителя администрации г.Сочи, пояснил, что работы по реконструкции объекта закончены весной 2010 года согласно утвержденного проекта без нарушений норм законодательства в области градостроительной деятельности, считает требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (ч.1 ст.51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № выдано на реконструкцию объекта капитального строительства «кафе Багратион» ООО «СМБ» на земельном участке с кадастровым номером № по  согласно утвержденного соответствующими службами и органом местного самоуправления проекта реконструкции.

Согласно справки Кубанского бассейнового водного управления о результатах рассмотрения материалов по местоположению земельного участка для реконструкции кафе «Багратион» под центр курортного отдыха, ООО «СМБ» на праве аренды, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 826 кв.м, по  (свидетельство о государственной регистрации права, серии № №от ДД.ММ.ГГГГ).

Территория земельного участка по , площадью 826кв.м, находится, за пределом прибрежной защитной полосы и береговой полосы общего пользования.

Береговая полоса Черного моря в данном районе оборудована набережной с ливневой системой канализации.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (п.З ст.65, ст.6), для Черного моря установлены следующие размеры водоохранной зоны: ширина водоохранной зоны составляет 500 м; граница прибрежной защитной полосы совпадает с парапетом набережной; ширина береговой полосы общего пользования составляет 20м.

Ширина водоохранной зоны Черного моря устанавливается от парапета набережной, ширина береговой полосы общего пользования Черного моря устанавливается от береговой линии (границы водного объекта), которая определяется по постоянному уровню воды в море.

На территории земельного участка по ул. , располагается комплекс зданий кафе «Багратион», принадлежащий ООО «СМБ» на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права, серии № № от ДД.ММ.ГГГГ; серии № № от ДД.ММ.ГГГГ; серии № №от ДД.ММ.ГГГГ).

Разработанным эскизным проектом реконструкции кафе «Багратион» под центр курортного отдыха по , предусматривается реконструкция здания кафе со сносом части существующего строения, реконструкция части существующей летней площадки с устройством над ней открытой террасы для тихого отдыха, благоустройство и озеленение участка реконструкции и прилегающей территории.

Реконструируемые объекты размещаются в габаритах существующих зданий. Въезд на территорию предусматривается с , вход в складские помещения - со стороны хоздвора., вход в центр курортного отдыха - с главного фасада, вход на открытую террасу-с набережной пляжа «Чайка».

Централизованные сети водоснабжения, канализования в данном районе имеются. Реконструируемый объект подключается к существующим инженерным сетям водопровода, канализации по вновь запрашиваемым техническим условиям.

В границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения в соответствии с водным законодательством (п. 16 ст.65 Водного кодекса РФ).

Реконструкция кафе «Багратион» под центр - курортного отдыха по , не противоречит требованиям действующего водного законодательства Российской Федерации, при условии соблюдения требований п.п.15, 16 ст.65 Водного Кодекса РФ.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению в соответствии с п. 4 ч. 7 ст. 51 прилагаются документы,в том числе положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий.

Не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной ГрК РФ, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (ч.6 ст.49 ГрК РФ).

Согласно Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст.11 п.7.1, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Разрешение на реконструкцию объекта кафе «Багратион»  выдано на реконструкцию объекта на земельном участке с кадастровым номером № площадью 826 кв. м.(свидетельство о регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ), который согласно сведениям государственного кадастра недвижимости относится к землям поселений с видом разрешенного использования размещение комплекса зданий кафе и на данный земельный участок не распространяется правовой режим земель, отличных от земель поселений, в данном случае земель особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем заключение государственной экологической экспертизы в силу ч.6 ст.49 ГрК РФ не требуется.

Федеральным законом от 16.05.2008 года № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации» наряду с проведением государственной экспертизы проектной документации предусмотрено также проведение государственной экологической экспертизы объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых территорий.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что все земли в Российской Федерации подразделяются на категории, а правовой режим земель определяется, исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли в Российской Федерации по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно части 2 данной статьи земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Земли особо охраняемых природных территорий, включая лечебно - оздоровительные местности и курорты, статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к категории земель особо охраняемых территорий.

В силу статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли населенных пунктов.

Таким образом, в состав территории поселения (городского, сельского или городского со статусом городского округа) могут входить земли населенных пунктов, а также земли иных категорий, включая земли особо охраняемых природных территорий (в том числе лечебно - оздоровительные местности и курорты).

В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий городского округа, поселения.

С учетом изложенного в административных границах поселения, городского округа земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий используются с учетом требований природоохранного законодательства (для них градостроительные регламенты не устанавливаются), а правовой режим земель населенных пунктов определяется правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.

При подготовке проектов генеральных планов поселений, городских округов или при внесении в них изменений территория поселения, городского округа может быть разделена на категории, в том числе на земли особо охраняемых природных территорий и земли населенных пунктов.

Таким образом, требования Федерального закона от 16.05.2008 года № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации» по проведению государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, не распространяются на объекты, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях населенных пунктов, независимо от того, распространяется ли на муниципальное образование правовой режим особо охраняемых природных территорий.

Разрешение на реконструкцию № № выдано ДД.ММ.ГГГГ ООО на основании документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается, в том числе, в государственном кадастре недвижимости.

В отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 826 кв.м. по   , на котором разрешена реконструкция кафе «Багратион», осуществлен государственный кадастровый учет.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка № по  указана категория земель - земли поселений, с видом разрешенного использования размещение комплекса зданий кафе, в графе земли особо охраняемых территорий - стоит прочерк.

Исходя из смысла части 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации на данный земельный участок не распространяется правовой режим земель, отличных от земель населенных пунктов, в данном случае земель особо охраняемых территорий и объектов.

Из вышеизложенного следует, что при получении разрешения на реконструкцию № № от ДД.ММ.ГГГГ не требовалось проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, поскольку земельный участок, на котором осуществлена реконструкция здания кафе «Багратион», согласно данным государственного кадастра недвижимости не относится к землям особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, разрешение на строительство № № от ДД.ММ.ГГГГ выдано в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Адлерского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, признании недействительным разрешения на реконструкцию объекта, обязании администрации г. Сочи отменить разрешение на реконструкцию объекта - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.07.2011 года.

Председательствующий: