Шегарский районный суд Томской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Шегарский районный суд Томской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ дело Номер обезличен
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мельниково 27 августа 2010 г.
Шегарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Лапы А.А.,
с участием истца Ставской М.С.,
представителя истца Абрамова В.А.,
при секретаре Носковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по дело по иску Ставской ... к Администрации Шегарского района Томской области, Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, Томской области в лице Департамента финансов Томской области о взыскании денежных средств на содержание детей в сумме 72388 рублей и встречному иску Администрации Шегарского района Томской области к Ставской ..., Ставскому ... о признании п.2.2 договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от 30 ноября 2006 г. недействительным (ничтожным),
УСТАНОВИЛ:
Ставская М.С. обратилась в суд с иском к Администрации Шегарского района Томской области о взыскании денежных средств на содержание детей. В обоснование исковых требований указала, что 30.11.2006 между истцом и органом опеки и попечительства был заключен договор о передаче детей – ФИО18 Дата обезличена года рождения, ФИО19 Дата обезличена года рождения в приемную семью истца. Согласно п. 2.2 указанного договора ответчик обязался один раз в год перерасчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги, что не исполнено ответчиком. В связи с этим 14.12.2009 г. она обратилась с заявлением к Главе района. 15.01.2010 г. ей было отказано в перерасчете.
В связи с изменением индекса потребительских цен в период с декабря 2006 г. по декабрь 2009 г., истцом представлен расчет недовыплаченных денежных средств по договору, согласно которому денежные средства на содержание детей подлежат индексации в следующем размере на каждого ребенка: за декабрь 2006 г. – 31 руб., за 2007 г. – 4239 руб., за 2008 г. – 13089 руб., за 2009 г. – 18941 руб., итого 36 294 руб. Соответственно, на двух детей общая сумма индексации составляет: 36 294 руб. х 2 = 72 388 руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Томской области в лице Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, Томская область в лице Департамента финансов Томской области.
В ходе судебного разбирательства представитель Администрации Шегарского района Томской области Прищепов В.Б., действующий на основании доверенности от 10.03.2010 г., исковые требования не признавал полностью, предъявив в ходе судебного разбирательства встречный иск к Ставской М.С., Ставскому В.М. о признании недействительным (ничтожным) пункта 2.2 договора от 30.11.2006г. В обоснование встречного иска указал, что требования истца основаны на п. 2.2 договора о передаче детей в приемную семью, который был включен в договор ошибочно, т.к. договор готовился по рекомендованному образцу, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 829. Включение указанного пункт договора не основано на законе, т.к. к существенным требованиям к договору о приемной семье, установленных ч. 1, 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ не отнесена обязанность органа опеки и попечительства включать в договор условие о перерасчете размера денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги. Законом Томской области «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» от 15.12.2004 № 247-ОЗ на органы опеки и попечительства не возложена обязанность включать в договор условие о перерасчете размера денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги. Указанным Законом не предусмотрено финансирование этих расходов. Т.к. пункт 2.2. договора был включен в противоречие с требованием ч. 2 ст. 153.1 СК РФ, указанное условие следует на основании ст. 168 ГК РФ считать незаконным (ничтожным), как несоответствующее требованиям закона.
В судебном заседании истец Ставская М.С. заявленные требования поддержала полностью, дав пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Подтвердила факт получения денежных средств на содержание детей до 01.01.2007 г. в размере 3497 руб., а с 01.01.2007 г. – в размере 5200 руб. с учетом районного коэффициента, на каждого ребенка.
Представитель истца Ставской М.С. и ответчика по встречному иску Ставского В.М. - Абрамов В.А. исковые требования поддержал. Пояснил, что при разрешении спора следует руководствоваться ст.ст. 307,310 ГК РФ. Считает надлежащим ответчиком администрацию Шегарского района, которая заключила договор и поэтому должна его исполнять.
Представители ответчиков по первоначальному иску, ответчик по встречному иску Ставский М.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представители Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, Департамента финансов Томской области, Ставский М.С. направили заявления, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков по первоначальному иску: Администрации Шегарского района Томской области, Администрация Томской области в лице Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, Томской области в лице Департамента финансов Томской области, а также ответчика по встречному иску Ставского М.С.
Представитель ответчика – Администрации Томской области в лице Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Шапарева М.А. представила письменный отзыв, в котором исковые требования Ставской М.С. не признала полностью как необоснованные, по тем основаниям, что применение коэффициента индексации к ежемесячной выплате денежных средств приемным семьям на содержание ребенка (детей) или проведение ежеквартального перерасчета установленного размера денежных средств, выплачиваемых приемной семье на содержание детей Законом Томской области «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» от 15.12.2004 № 247-ОЗ, Семейным кодексом РФ или законами Российской Федерации не предусмотрено.
Представитель ответчика - Томской области в лице Департамента финансов Томской области Махрина И.В. представила отзыв, в котором указала, что финансирование отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет субвенций из соответствующих бюджетов. При расчете субвенции на осуществление администрацией Шегарского района государственных полномочий по осуществлению ежемесячной выплаты денежных средств приемным семьям на содержание детей изменение цен на товары и услуги не учитывалось. Считает надлежащим ответчиком администрацию Шегарского района, которая вправе использовать собственные материальные ресурсы на осуществление отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что иск Ставской М.С. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
30.11.2006 г. между Ставским В.М., Ставской М.С. с одной стороны, и органом опеки и попечительства Шегарского района в лице и.о. главы Шегарского района Прищепова В.Б. с другой стороны, был заключен договор о передаче детей – ФИО6 Дата обезличена года рождения, ФИО5 Дата обезличена года рождения в приемную семью истца. Согласно п. 2.2 указанного договора орган опеки и попечительства обязался один раз в год перерасчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги.
Соглашением от 09.03.2010 г. между Ставской М.С. и главой Шегарского района пункт 2.2 договора от 30.11.2006 г. изложен в следующей редакции: «2.2. При изменении размера оплаты труда и денежных средств на содержание ребенка в законодательном порядке размеры денежных средств, определенные договором от 30.11.2006 г. «О передаче детей на воспитание в приемную семью» изменяются в порядке, установленном действующим законодательством».
Из встречного искового заявления следует, что включение пункта 2.2 в договор произошло по ошибке, в результате использования рекомендованной типовой формы договора.
Определяя правовое значение п.2.2 договора от 30.11.2006 г. (в первоначальной редакции), суд исходит из следующего.
Согласно ст. 151 Семейного кодекса РФ, действовавшей на момент заключения договора от 30.11.2006 г., приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Положение о приемной семье утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" с 01.09.2008 г. статья 151 Семейного кодека РФ утратила силу.
Пунктом 30 Положения о приемной семье, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829, действовавшего на момент заключения договора от 30.11.2006 г., установлено, что размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 указанное Положение о приемной семье утратило силу.
Согласно ст.34 Гражданского кодекса РФ (в ред. на 27.07.2006 г.) органами опеки и попечительства на момент заключения договора от 30.11.2006 г. являлись органы местного самоуправления.
Из вводной части договора от 30.11.2006 г. следует, что он заключен на основании ст.151 Семейного кодекса РФ. Текст договора, в том числе пункт 2.2, аналогичен типовой форме, рекомендованной постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829 (приложение № 1).
Договор от 30.11.2006 г. был заключен и.о. главы Шегарского района в пределах его компетенции, а обязательство один раз в год перерасчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги (п.2.2), было обусловлено действовавшим Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Пункт 1 ст.150, п.1 ст. 155 Семейного кодекса РФ в ред. Федерального закона № 71-ФЗ от 03.06.2006 г., действовавшие на момент заключения договора от 30.11.2006 г., устанавливали, что на содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов Российской Федерации. Аналогичные нормы закреплены в п.3 ст.148, п.2 ст.153.1 СК РФ, действующих с 01.09.2008 г. (введены Федеральным законом от 24.04.2008 г. № 49-ФЗ).
Согласно ст.5, ч.3 ст.3 Закона Томской области от 15.12.2004 г. № 247-ОЗ «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей) финансирование расходов на осуществление ежемесячных выплат денежных средств опекунам (попечителям) и приемным семьям на содержание детей осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок назначения и выплаты денежных средств опекуну (попечителю) и приемной семье на содержание ребенка (детей) определяется Администрацией Томской области.
Перерасчет размера денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), законами Томской области в 2006-2009 г.г. не предусматривался.
Таким образом, имеется несоответствие в правовом регулировании порядка и размера денежных средств, выплачиваемых на содержания приемного ребенка (детей), между Положением о приемной семье с одной стороны, и Семейным кодексом РФ, законом субъекта РФ с другой стороны.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в числе прочего, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим, при определении порядка и размера денежных средств, выплачиваемых на содержание приемного ребенка (детей) Семейный кодекс РФ и закон Томской области имеют приоритет над подзаконным правовым актом – постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829, которым утверждено Положение о приемной семье - в части, в которой подзаконный правовой акт противоречит федеральному закону.
Необоснованность ссылки истца в обоснование своих требований на п.2.2 договора состоит также в следующем.
Условия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью фактически обусловлены семейным законодательством. Исходя из установленного ст. 19 Конституции РФ принципа равенства граждан перед законом, размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), должен быть единым для всех приемных семей, проживающих на территории одного муниципального образования, и не может устанавливаться произвольно, в зависимости от усмотрения сторон договора.
Соответственно, по указанным в иске правовым основаниям (п.2.2 договора, включенный в него результате использования типовой формы договора, рекомендованной Положением о приемной семье) обязанность перерасчета (индексации) размера денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), с учетом изменения цен на товары и услуги, возложена на ответчиков быть не может.
Вместе с тем, исходя из фактического основания иска, суд учитывает следующее.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
При установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты учитывается прожиточный минимум.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 октября 1997 года № 134-Ф3 "О прожиточном минимуме" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ, а также оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам и формирования бюджетов субъектов РФ.
Согласно ст.4 того же Закона величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
В связи с этим, суд считает необходимым для оценки доводов Ставской М.С. о несоответствии выплачиваемых денежных средств, необходимых на содержание детей, изменению цен на товары и услуги, соотнести их размер с величиной прожиточного минимума.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 14 октября 1997 года № 134-Ф3, ст.3 Закона Томской области от 29 декабря 2005 г. N 235-ОЗ "О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Томской области", постановления Администрации Томской области от 31.03.2006 N 41а "О Порядке расчета величины прожиточного минимума в Томской области", величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Томской области устанавливается Губернатором Томской области ежеквартально.
Величина прожиточного минимума для детей, проживающих в Шегарском районе, составляла:
- 4 квартал 2006 г. – 3305 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 16.01.2007 г. № 7-р);
- 1 квартал 2007 г. – 3554 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 06.04.2007 г. № 174-р);
- 2 квартал 2007 г. – 3632 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 16.07.2007 г. № 360-р);
- 3 квартал 2007 г. – 3772 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 12.10.2007 г. № 542-р);
- 4 квартал 2007 г. – 3882 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 16.01.2008 г. № 5-р);
- 1 квартал 2008 г. - 4308 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 16.04.2008 г. № 130-р);
- 2 квартал 2008 г. – 4539 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 15.07.2008 г. № 236-р);
- 3 квартал 2008 г. – 4511 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 14.10.2008 г. № 323-р);
- 4 квартал 2008 г. – 4525 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 14.01.2009 г. № 3-р);
- 1 квартал 2009 г. – 5065 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 14.04.2009 г. № 105-р);
- 2 квартал 2009 г. – 5139 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 14.07.2009 г. № 208-р);
- 3 квартал 2009 г. – 5230 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 15.10.2009 г. № 295-р);
- 4 квартал 2009 г. – 5189 руб. (распоряжение Губернатора Томской области от 15.10.2010 г. № 6-р).
Согласно ст.2 Закона Томской области «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» от 15.12.2004 № 247-ОЗ (с изменениями от 6, 29 декабря 2005 г.), в ноябре и декабре 2006 г. размер денежных средств, выплачиваемых приемной семье на содержание одного ребенка в месяц в Шегарском районе, составлял 3497 руб. Согласно ст.2 того же Закона в редакции от 08.12.2006 г., их размер с 01.01.2007 г. составляет 4000 руб. (с учетом районного коэффициента – 5200 руб.)
Ставская М.С. пояснила в судебном заседании, что получала денежные средства на содержание приемных детей с 2006 г. по 2009 г. в размере, установленном законом Томской области. Это подтверждается и справкой от 19.02.2010 г., согласно которой до 01.01.2007 г. Ставская М.С. получала денежные средства в размере 3497 руб., а с 01.01.2007 г. – в размере 5200 руб. с учетом районного коэффициента, на каждого ребенка л.д. 22).
Таким образом, за рассматриваемый период (2006-2009 г.г.) размер денежных средств, выплаченных Ставской М.С. на содержание детей, был менее установленного прожиточного минимума лишь в течение 3 месяцев 2009 г. (на 30 руб.). Соответственно, эта разница подлежит взысканию. Размер денежных средств, подлежащих взысканию, составляет: 3 месяца х 2 ребенка х 30 руб. = 180 руб.
Определяя орган, который обязан выплатить Ставской М.С. денежные средства, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Томской области от 15 декабря 2004 г. N 246-ОЗ
"О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципального образования «Шегарский район» осуществляют ежемесячные выплаты денежных средств приемным семьям на содержание детей, в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Статьей 2.2 того же Закона установлено, что исполнительные органы государственной власти Томской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий.
Из отзывов и объяснений представителей ответчиков по первоначальному иску следует, и это сторонами не оспаривается, что муниципальному образованию «Шегарский район» для выплаты денежных средств приемным семьям на содержание детей в 2006 -2009 г.г. выделялись финансовые средства лишь в пределах, установленных Законом Томской области № 247-ОЗ.
Согласно ст.5, ч.3 ст.3 Закона Томской области от 15.12.2004 г. № 247-ОЗ «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей) финансирование расходов на осуществление ежемесячных выплат денежных средств опекунам (попечителям) и приемным семьям на содержание детей осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок назначения и выплаты денежных средств опекуну (попечителю) и приемной семье на содержание ребенка (детей) определяется Администрацией Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 18 февраля 2005 г. N 28а
"Об утверждении Порядка назначения и выплаты денежных средств опекуну
(попечителю) на содержание ребенка (детей)" обеспечение финансирования субвенций местным бюджетам на ежемесячную выплату денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка (детей) возложено на Департамент финансов Администрации Томской области.
Обязанность Департамента финансов Томской области выплатить денежные средства в сумме 180 руб. приемной семье в рассматриваемом случае обусловлена и его статусом главного распорядителя средств бюджета Томской области (ч.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, приложение 22 к Закону Томской области от 29 декабря 2007 г. N 305-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов")
В связи с этим обязанность выплатить Ставской М.С. денежные средства в сумме 180 руб. суд возлагает на Томскую область в лице Департамента финансов Томской области.
В удовлетворении встречного иска суд считает необходимым отказать по следующим причинам.
Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Ссылка представителя Администрации Шегарского района на данную норму в обоснование встречного иска несостоятельна. Формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе заключение договоров о передаче детей на воспитание в приемную семью, регулируется семейным, а не гражданским законодательством (ст. 2, глава 21 СК РФ). В силу ст.ст. 2,4 Семейного кодекса РФ к отношениям, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Учитывая характер материально-правовых отношений, возникающих из договоров о передаче детей на воспитание в приемную семью, положения ст.168 ГК РФ к таким договорам не применимы.
При этом, как указано выше, договор от 30.11.2006 г. был заключен органом опеки и попечительства Шегарского района в пределах его компетенции, а обязательство один раз год перерасчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги, было обусловлено действовавшим Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Кроме того, представитель ответчиков по встречному иску заявил о применении исковой давности.
Так как встречный иск содержит требование о признании п.2.2 договора от 30.11.2006г. ничтожным, суд с учетом ст. 9 Семейного кодекса РФ считает необходимым руководствоваться при решении вопроса о применении исковой давности гражданским законодательством.
На момент предъявления встречного иска срок исковой давности, установленный ст.196 Гражданского кодекса РФ, истек, так как Администрация Шегарского района безусловно знала о существовании договора; встречный иск предъявлен по истечении трех лет после заключения договора.
Согласно п.2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Учитывая, что стороны от уплаты государственной пошлины освобождены, в силу ч.4 ст. 103 ГПК РФ оснований для взыскания судебных расходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Ставской ... удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента финансов Томской области в пользу Ставской ... денежные средства в сумме 180 рублей.
В остальной части иска отказать.
В удовлетворении иска Администрации Шегарского района Томской области к Ставской ..., Ставскому ... о признании п.2.2 договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от 30 ноября 2006 г. недействительным (ничтожным), отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна: Судья А.А. Лапа
В окончательной форме решение изготовлено 1 сентября 2010 г.
Судья А.А. Лапа