ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 27.09.2010 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

                                                                                    Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

г. Н.Новгород 27 сентября 2010 года

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Буторина Ж.В., рассмотрев жалобу Аитова Б.Ф. на постановление № от 05.08.2010г., вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «П» АИТОВА Б.Ф., 00.00.0000 года рождения, уроженца с.Я. Я. района Республики Удмуртия, зарегистрированного и проживающего по адресу: Республика Татарстан, г.К., улица, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. от 05.08.2010 г. Аитов Б.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей.

Аитов Б.Ф. обратился в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой на указанное постановление. В обоснование доводов жалобы указал, что ООО «П» разработаны и утверждены Правила внутреннего контроля от 27.11.2006г, согласованные с Росфинмониторингом; на момент согласования Правила соответствовали всем требованиям действующего на тот момент законодательства; Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008г. № 180 внесены изменения в Постановление Правительства «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля…» от 05.12.2005г. № 715; новые требования к подготовке и обучению работников организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, были утверждены Приказом Росфинмониторинга 01.11.2008г., вместе с тем, действующим законодательством не установлен срок, в течение которого организация должна внести изменения в утвержденные Правила. Кроме того, во исполнение вышеназванного Приказа от 01.11.2008г. в ООО «П» утвержден ряд соответствующих документов. Заявитель отмечает, что Правила внутреннего контроля Общества утверждены в новой редакции от 23.07.2010г., т.е. на момент вынесения постановления заявитель предпринял меры по устранению вышеназванных нарушений. По факту просрочки в прохождении обучения специальным должностным лицом Общества (до 17.02.2010г.) заявитель поясняет, что указанным должностным лицом является он сам, и целевой инструктаж был пройден им 25.03.2010г, т.е. период просрочки является незначительным, а нарушение устранено заявителем самостоятельно до возбуждения дела об административном правонарушении. По факту непроведения внепланового инструктажа в ООО «П» в связи с изменением законодательства Аитов Б.Ф. утверждает, что 16.11.2010г. состоялся семинар на тему «Новое в законодательстве РФ о ПОД/ФТ, на котором присутствовали ген. директор Общества Аитов Б.Ф., гл. бухгалтер Общества Б., а также представители ООО «Юридическая фирма «Т»; тема семинара свидетельствует о том, что мероприятие было внеплановым. Заявитель уточняет, что законодатель не устанавливает срок проведения внепланового инструктажа. По факту просрочки предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, заявитель полагает, что нарушение срока на 1 день свидетельствует о незначительности нарушения. Нарушение порядка предоставления информации, а именно, предоставление ее на бумажном носителе (вместо электронного вида) без согласования с Росфинмониторингом, вызвана, по мнению Аитова Б.Ф., тем, что процедура согласования с административным органом не утверждена и не опубликована, в связи с чем у Общества отсутствовала возможность выполнения указанных требований. Полагает, что предоставление информации на бумажных носителях до нормативного закрепления процедуры согласования не нарушает порядка предоставления информации в уполномоченный орган. Считает, что информационное письмо Росфинмониторинга от 22.03.2010г. № 4 не имеет обязательной юридической силы, и несоблюдение требований, указанных в данном документе не может повлечь за собой правовых последствий. Кроме того, на момент вынесения постановления заявителем были приняты организационные меры в целях направления сообщений в электронном виде с использованием АРМ «Организация». Исходя из указанных обстоятельств, а также совершения правонарушения впервые, отсутствия умысла заявителя, а также вредных последствий, кроме того, принятие заявителем мер по исполнению законодательства РФ в части организации внутреннего контроля, просит признать совершенное правонарушение малозначительным, от административной ответственности освободить, ограничившись устным замечанием.

В судебное заседание заявитель Аитов Б.Ф. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Учитывая положения ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО по доверенности Каракулина Н.А. в судебном заседании просила жалобу Аитова Б.Ф. оставить без удовлетворения, поскольку постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством, законных оснований для признания деяния, инкриминированного Аитову Б.Ф. малозначительным, не усматривается.

Суд, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы отзыва на жалобу, находит жалобу Аитова Б.Ф. не подлежащей удовлетворению, а вынесенное зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. 18.03.2009 г. постановление законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из материалов дела следует, что в период с 19.07.2010г. по 22.07.2010г. заместителем начальника отдела надзорной деятельности МРУ Росфинмониторинга по ПФО проведена выездная плановая выборочная проверка деятельности ООО «П» на предмет соблюдения исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (Далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) в период с 01.09.2009 г. по 12.07.2010 г.

В ходе проверки установлено следующее:

ООО «П» является лизинговой компанией, о чем свидетельствуют: договор финансовой аренды (лизинга) с документами подтверждающими его исполнение, а также иные документы, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении.

На основании ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ, лизинговые компании относятся к организациям осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ - процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст. 3 ФЗ № 115).

Пунктом 2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства РФ и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

В ООО «П» разработаны и утверждены правила внутреннего контроля; Правила согласованы в Росфинмониторинге, что подтверждается уведомлением о согласовании правил внутреннего контроля от 25.12.2006 №.

Вместе с тем, на момент проведения проверки правила внутреннего контроля, которыми руководствовалось ООО «П» в проверяемом периоде, действующему законодательству не соответствовали: указанные правила не содержат порядка приостановления операций, предусмотренных п. 10 ст.7 Федерального закона № 155-ФЗ, а также не содержат приведенных в соответствие с действующим законодательством (приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256) квалификационных требований к подготовке и обучению кадров; допущенное нарушение повлекло за собой совершение Обществом иных нарушений законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно отсутствию прохождения специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля целевого инструктажа в срок, установленный приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256.

Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Далее - Положение).

Настоящим Положением установлены требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ (за исключением кредитных организаций).

В соответствии с п.5 Положения, в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж в организации;

б) плановый инструктаж в организации;

в) внеплановый инструктаж в организации;

г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (далее - целевой инструктаж);

д) самостоятельное изучение работником законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.

Пунктом 9 Положения установлено, что целевой инструктаж (в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения) для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже одного раза в год.

Согласно Приказу № от 27.11.2006, специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в ООО «П», является Аитов Б.Ф.

Приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256 вступил в законную силу 17.02.2009. Таким образом, Аитову Б.Ф. надлежало пройти целевой инструктаж не позднее 17.02.2010.

В нарушение вышеуказанной нормы, в указанный период целевой инструктаж специальным должностным лицом ООО «П» не пройден. В то же время, данное нарушение в добровольном порядке устранено ООО «П» 25.03.2010г. что подтверждается свидетельством от 25.03.2010 серии № (л.д. 22, 23).

Согласно Положению, внеплановый инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом для работников, указанных в пунктах 3 и 4 Положения, в то числе в случае изменения действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

В ходе проверки установлено, что в проверяемый период были внесены изменения в законодательство о противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, однако внеплановое обучение в проверяемом периоде с сотрудниками Общества не проводилось

Отсутствие прохождения в установленный период целевого инструктажа специальным должностным лицом Общества, а также отсутствие проведения с сотрудниками внепланового обучения свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в ООО «П».

Кроме того, поведенной проверкой установлено следующее:

Информация об операциях, подлежащих обязательному контролю, предоставляется ООО «П» в уполномоченный орган - МРУ Росфинмониторинга по ПФО на бумажных носителях, без согласования с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Порядок представления информации в уполномоченный орган на момент проведения проверки регламентирован приказом Росфинмониторинга от 09.10.2009 №245 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступившим в законную силу 21.03.2010.

Пунктом 6 указанного Приказа установлено, что информация представляется в Росфинмониторинг в виде электронного формализованного сообщения (Далее - СЭД), формируемого организацией (лицом), подписанного (заверенного) зарегистрированной электронной цифровой подписью (Далее - ЭЦП).

По согласованию с Росфинмониторингом информация может представляться организацией (лицом) в виде формализованного сообщения на бумажных носителях (Далее - СПД), удостоверенного подписями уполномоченных лиц организации (лица) и заверенного печатью организации (лица), по форме 4-СПД, приведенной в Приложении 1 к Инструкции.

Таким образом, сведения в уполномоченный орган предоставляются ООО «П» в нарушение установленного законодательством порядка сведений.

Также проведенной проверкой выявлено, что ООО «П» 28.05.2010г. заключило договор финансовой аренды № с ООО «А"; стоимость передаваемого в лизинг имущества составила 2900000 рублей. Имущество передано лизингополучателю по акту приема-передачи от 28.05.2010г.

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.

Согласно пункту 1 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится в частности к операции (сделке) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Учитывая вышеизложенные требования, сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 31.05.2010. Информация по указанной сделке направлена ООО «П» в уполномоченный орган 01.06.2010, то есть с нарушением срока, установленного ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании ст.15 Устава ООО «П», утвержденного решением единого участника от 20.11.2009, и иных учредительных документов единоличным исполнительным органом и лицом, осуществляющим текущее руководство деятельностью организации, является генеральный директор. Генеральным директором ООО «П» на основании Приказа о приеме работника на работу № от 09.11.2006г., является Аитов Б.Ф. (л.д.72).

Таким образом, Аитов Б.Ф., осуществляя текущее руководство деятельностью Общества, обязан был обеспечить соблюдение возглавляемой им организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма (п. 15.6 Устава).

Генеральным директором ООО «П» Аитовым Б.Ф.; соблюдение требований законодательства РФ в части организации внутреннего контроля в Обществе, а также в части представления в установленные законом сроки и в установленном порядке сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, в уполномоченный орган не обеспечено.

Исходя из вышеизложенного, генеральный директор ООО "П» Аитов Б.Ф. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

В постановлении по делу об административном правонарушении № от 05.08.2010г. должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Аитова Б.Ф. в нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма установлена и объективно подтверждается материалами дела. Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу. Назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.

Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Доводы заявителя, изложенные в жалобе, о наличии в Обществе отдельного документа, регламентирующего программу обучения сотрудников; о проведении 16.11.2009г. внепланового инструктажа в форме семинара; о не утверждении уполномоченным органом процедуры согласования представления информации на бумажных носителях, о малозначительности совершенного правонарушения, а также о принятых мерах по устранению нарушений законодательства в обжалуемом постановлении получили должную оценку в соответствии с действующим законодательством, оснований для переоценки указанных доводов суд не находит.

Исходя из вышеизложенного, постановление № от 05.08.2010г., вынесенное зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «П» Аитова Б.Ф. является законным и обоснованным, оснований для изменения или отмены указанного постановления суд не находит.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление № заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К., вынесенное от 05.08.2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «П» АИТОВА Б.Ф. оставить без изменения, жалобу Аитова Б.Ф. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись.

Ж.В. Буторина