ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 28.01.2010 Барнаульского гарнизонного военного суда (Алтайский край)

                                                                                    Барнаульский гарнизонный военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Барнаульский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2010 года г. Барнаул

БАРНАУЛЬСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

в составе:

председательствующего - Толкачева М.И.,

с участием: представителя истца - заместителя командира взвода ремонтной роты младшего лейтенанта Ф.,

ответчика В.,

при секретаре Пономаревой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску командира войсковой части ... к военнослужащему этой же войсковой части подполковнику В. о взыскании денежных средств в счет возмещения материального ущерба, причиненного войсковой части,

УСТАНОВИЛ:

Подполковник В. проходил военную службу в войсковой части ... на должности начальника 1-го отдела хранения техники (ОХТ) с августа 1999 года по сентябрь 2009 года.

В связи с проведением в войсковой части ... организационно-штатных мероприятий, с Дата обезличена года-1-ый ОХТ был расформирован и при сдаче дел и должности В. выявлена недостача дизельного топлива марки «А» в количестве 6.918 кг. на сумму 118.297 рублей 80 копеек и низкозамерзающей жидкости марки М-65 (антифриз) в количестве 3.398 кг., на сумму 96.163 рубля 40 копеек, числящихся за 1-ым ОХТ, всего на общую сумму 214.461 рубль 20 копеек.

В связи с изложенным, командир войсковой части ... обратился в суд с иском о взыскании с В. 214.461 рубля 20 копеек в счет возмещения ущерба, причиненного воинской части, а также судебных издержек, связанных с уплатой государственной пошлины в сумме 3.750 рублей.

В судебном заседании представитель истца Ф. поддержал заявленные требования, пояснив, что недостача дизельного топлива марки «А» в количестве 6.918 кг. и низкозамерзающей жидкости марки М-65 (антифриз) в количестве 3.398 кг. всего на общую сумму 214.461 рубль 20 копеек произошла по вине В., который в нарушение требований ст.ст. 75, 82 Устава внутренней службы РФ, обязывающих начальника поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество, предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества, а также Методических рекомендаций по подготовке высвобождаемого движимого военного имущества к реализации, разработанных в соответствии с требованиями приказа МО РФ 2002 года № 155 «О мерах по выполнению в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства РФ от 15 октября 1999 года № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества», а также приказа МО РФ 2008 года № 503 «О мероприятиях по противодействию коррупции в Министерстве обороны Российской Федерации» указанное количество дизельного топлива и антифриза с танков, подлежащих утилизации, не слил, в результате чего, произошла утрата этих жидкостей и просил взыскать с ответчика В. их стоимость.

Ответчик В. иск не признал, пояснив, что указанная недостача дизельного топлива марки «А» в количестве 6.918 кг. образовалась при утилизации двухсот танков Т-64 из-за того, что конструктивная особенность топливной системы данных танков не позволяет полностью слить всё дизельное топливо. В баках внутренней группы топливной системы, как это было установлено экспериментально, остается около 42 кг. дизельного топлива, слить которое по техническим причинам не представляется возможным. При этом, специальных методик слива этого остатка топлива также не существует, то есть из топливных систем двухсот танков Т-64, при их разбраковке и подготовке к утилизации, не было слито около 8.000 кг. дизельного топлива. Кроме того, низкозамерзающая жидкость марки М-65 (антифриз), числящаяся за ним, путем составления актов должна была быть списана, так как передавалась на склад, а также во 2-й и 3-й ОХТ, однако, списание антифриза в установленном порядке по соответствующим журналам по вине должностных лиц службы ГСМ проведено не было, в связи, с чем жидкость продолжала числиться по книгам учета за ним. При разбраковке танков Т-64 и подготовке их к утилизации, полностью слить весь антифриз из системы охлаждения двигателя также не представляется возможным по техническим причинам, и часть антифриза остается в патрубках системы охлаждения.

Таким образом, недостача дизельного топлива и антифриза образовалась не по его вине, в связи, с чем просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Свидетель К., помощник военного прокурора Барнаульского гарнизона, пояснил, что при сдаче В. дел и должности, в связи с расформированием 1-го ОХТ в августе 2009 года была выявлена недостача дизельного топлива марки «А» в количестве 113.063 кг., а также низкозамерзающей жидкости марки М-65 (антифриз) в количестве 7.077, 5 кг. По данному факту проводилась прокурорская проверка, в ходе которой было установлено, что факт недостачи дизельного топлива в количестве 89.583 кг. и низкозамерзающей жидкости марки М-65 в количестве 3.680 кг. в 1-м ОХТ был установлен ещё в 1999 году при приеме дел и должности В. и отражен в соответствующем акте приема-передачи дел и должности. При этом, в период с 1991 по 1995 год в данной части материально ответственными лицами проводилось составление актов для списания израсходованного дизельного топлива и низкозамерзающей жидкости марки М-65, однако списание в установленном порядке в соответствующих журналах должностными лицами службы ГСМ проведено не было, топливо и антифриз продолжали числится за материально ответственными лицами 1-го ОХТ. Одновременно, установлено, что в июле-августе 2009 года для перегона военной техники было израсходовано дизельное топливо в количестве 16.562 кг., которое также не списано и числится по книгам учета. Таким образом, фактическая недостача выявленная при сдаче дел и должности В. составила 6.918 кг. дизельного топлива марки «А» и 3.398 кг. низкозамерзающей жидкости марки М-65 (антифриз). Недостача дизельного топлива марки «А» образовалось в результате неполного слива топлива из технических систем 200 танков Т-64 при их подготовке к утилизации, при этом, экспериментально было установлено, что после полного слива топлива из наружных и внутренних топливных баков танка Т-64 возможными способами, в них остается несливаемый остаток, составляющий не менее 50-ти литров, данное количество топлива слить невозможно ввиду сложной конструкции и месторасположения баков, при этом, каких-либо методик слива этого остатка не существует. По этой же причине не возможно слить по 3-4 килограмма низкозамерзающей жидкости из двигателя каждого из танков, которая остаётся в патрубках системы охлаждения.

Свидетель С, начальник 2- го ОХТ этой же войсковой части, пояснил, что недостача дизельного топлива в количестве 89.583 кг. и низкозамерзающей жидкости марки М-65 в количестве 3.680 кг. в 1-м ОХТ была установлена в августе 1999 года при приеме дел и должности В., кроме того, в период с 1991 по 1995 год в данной части проводилось списание израсходованного дизельного топлива и низкозамерзающей жидкости марки М-65, для чего составлялись акты, однако существовала практика когда фактически списание в установленном порядке проведено не было и данные жидкости продолжали числиться по книгам учета. Не принятие мер к списанию происходило по вине должностных лиц службы ГСМ, которые объясняли это отсутствием разрешения должностных службы ГСМ управления бронетанковых войск СибВО. Впоследствии не реализованные акты на списание были обнаружены им и В. в шкафу службы ГСМ в/части ....

ФИО1 также пояснил, что в течение 2009 года проходила разбраковка танков Т-64 и подготовка их к утилизации, в ходе которой из технических систем данных танков производился слив дизельного топлива и низкозамерзающей жидкости, при этом, полностью слить дизельное топливо и низкозамерзающую жидкость было невозможно, ввиду конструктивных особенностей технических систем данных танков, специальных методик слива остатков топлива и антифриза из этой модели танка не существует. После полного слива топлива из наружных и внутренних топливных баков танка Т-64 в них остается несливаемый остаток, составляющий не менее 50-ти литров, а в патрубках системы охлаждения двигателя остается 3-4 кг. антифриза.

Свидетель К., заместитель командира войсковой части ... по технической части, дал показания по своему содержанию аналогичные показания свидетеля С. Кроме того, он пояснил, что участвовал в экспериментальном замере остатков топлива и антифриза после полной разбраковки одного танка, в ходе которого было установлено, что после полного слива топлива из наружных и внутренних топливных баков танка Т-64 в них остается несливаемый остаток, составляющий не менее 50-ти литров и несколько килограммов антифриза.

Согласно справки-расчета Дата обезличена года Номер обезличен, недостача ГСМ, образовавшаяся за время командования 1-м ОХТ войсковой части ... подполковником В., составляет 6.918 кг дизельного топлива марки «А» на сумму 118.297 рублей 80 копеек и 3.398 кг. низкозамерзающей жидкости марки М-65 (антифриза) на сумму 96.163 рубля 40 копеек, всего на общую сумму 214.461 рубль 20 копеек.

В соответствии с актом приема и передачи дел и должности, при приеме ФИО2 должности начальника 1-го ОХТ, за отделом числилась низкозамерзающая жидкость марки М-65 (антифриз) в количестве 21.896, 4 кг., при этом в наличии было - 18.210 кг, недостача составляла 3.680 кг.

Согласно актам списания естественной убыли Номер обезличен, а также акта без номера, низкозамерзающая жидкость марки М-65 (антифриз) в количестве 1.388,2 кг. израсходована и подлежит списанию с лицевого счета 1-го ОХТ.

В соответствии с актами об израсходовании охлаждающей жидкости М-65 Номер обезличен низкозамерзающая жидкость марки М-65 (антифриз) в количестве 12.172,52 кг. израсходована и подлежит списанию с книг учета 1-го ОХТ.

Из актов передачи ГСМ Номер обезличен, а также накладной Номер обезличен следует, что низкозамерзающая жидкость марки М-65, в количестве 5.868 кг. передана во 2-ой и 3-ий ОХТ, а также в количестве 852 кг. сдана на склад, в связи с чем подлежит списанию с книг учета 1-го ОХТ.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

Таким образом, суд считает установленным, что недостача дизельного топлива марки «А» в количестве 6.918 кг. образовалась в результате неполного слива дизельного топлива из технических систем 200 танков Т-64 при подготовке к утилизации из-за конструктивных особенностей данных систем, что не отрицается и представителем истца.

Принимая во внимание отсутствие технических методик слива топлива из внутренних топливных баков танков Т-64, а также учитывая невозможность по техническим причинам слить это топливо, суд не усматривает в действиях В. какой-либо вины в утрате топлива марки «А» в количестве 6.918 кг.

Утрата низкозамерзающей жидкости марки М-65, образовалась в результате ненадлежащего учета и не списания с лицевого счета 1-го ОХТ в установленном порядке израсходованного и переданного антифриза. Фактически израсходовано, передано в другие отделы, а также сдано на склад всего 18.892, 52 кг. антифриза, что подтверждается представленными ответчиком актами, и это не отрицается представителем истца, при этом в 1999 году В. было принято в свой подотчет лишь 18.210 кг. антифриза. В связи с изложенным, суд не усматривает вины В. и в образовании утраты низкозамерзающей жидкости марки М-65 в 1 ОХТ и считает необходимым в удовлетворении иска командиру войсковой части ... отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска к подполковнику В. о взыскании денежных средств в счет возмещения материального ущерба в сумме 214.461 рубль 20 копеек командиру войсковой части ... - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Барнаульский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий по делу М.И. Толкачев