ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 28.02.2012 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Оренбурга                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г. Оренбурга — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 28 февраля 2012 года

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,

при секретаре Ельчаниновой Н.М.,

с участием представителя истца, представителя ответчика

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры города Оренбурга к администрации города Оренбурга, Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, ООО «Индстрой» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Оренбурга обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «город Оренбург» по тем основаниям, что прокуратурой г.Оренбурга проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации МО г.Оренбург на территории п. Солнечный г.Оренбурга.

В ходе проверки установлено, что при осуществлении своей деятельности администрация МО г.Оренбурга, допускает нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности.

Так, 23.06.2011г. старшим инспектором ОНД по Ленинскому району г.Оренбурга ФИО2 проведена внеплановая проверка исполнения требований пожарной безопасности в деятельности администрации г.Оренбурга на территории п.Солнечный, в ходе которой выявлены нарушения, а именно: дислокация подразделений пожарной охраны не обеспечивает время прибытия первого подразделения к месту вызова в микрорайон Солнечный г.Оренбурга и превышает 10 минут (п. 3 ППБ 01-03, ст. 76 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ); не предусмотрены въезды на территорию микрорайона Солнечный г.Оренбурга на расстоянии не более 300 м один от другого (п. 3 ППБ 01-03, п. 2.9 СНиП 2.07.01-89*). По результатам проверки администрации г. Оренбурга 23.06.2011г. было выдано предписание №250/1/250 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, со сроком устранения нарушений - 23.08.2011г. Проведенной 14.09.2011г. старшим инспектором ОНД по Ленинскому району г.Оренбурга ФИО2 проверкой исполнения предписания № 250/1/250 от 23.06.2011 г. установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены. По результатам данной проверки – администрации МО г.Оренбург выдано предписание № 401/1/401 от 14.09.2011 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, со сроком устранения нарушений – 25.10.2011г..

Проверкой исполнения предписания № 401/1/401 от 14.09.2011 г. проведенной ФИО2 02.11.2011 г. установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены. По результатам указанной проверки - администрации г Оренбург вновь выдано предписание № 470/1/470 от 02.11.2011г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, со сроком устранения нарушений 13.12.2011г..

До настоящего момента выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности не устранены.

Ссылаясь на ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, Устав г.Оренбурга и др., истец просил признать незаконным бездействие администрации МО г.Оренбург, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности и не выполнению требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313, а именно не оборудовании въездов на территорию микрорайона Солнечный г.Оренбурга на расстоянии не более 300 м один от другого. Обязать муниципальное образование г.Оренбург, устранить нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313 путем оборудования въездов на территорию микрорайона Солнечный г.Оренбурга на расстоянии не более 300 м. один от другого.

Впоследствии истец свои исковые требования уточнил и указав ответчиками администрацию муниципального образования «город Оренбург», Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга, ООО «Индстрой», просил признать незаконным бездействие администрации МО город Оренбург, Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, ООО «Индстрой» выразившиеся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, а именно не оборудовании въездов на территорию микрорайона Солнечный г.Оренбурга на расстоянии не более 300 м. один от другого.

Обязать муниципальное образование г.Оренбург, Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, ООО «Индстрой» устранить нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года №313 путем оборудования въездов на территорию микрорайона Солнечный г.Оренбурга на расстоянии не более 300 метров один от другого до 01.06.2012 года.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.Оренбурга Матросов С.В. уточненное исковое заявление полностью поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Оренбурга Сыроватко Ю.А., действуя на основании доверенности, иск не признала.

Представители ответчиков Управления строительства и дорожного хозяйства Администрации г.Оренбурга, ООО «Индстрой», третьего лица ОНД по г.Оренбургу МЧС РФ, надлежаще извещенных о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явились.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст.34 ФЗ РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится в том числе, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313 (далее – ППБ 01-03), настоящие правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Из требований п. 11 ППБ 01-03 следует, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

В соответствии с п.8, п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии с п. 8, п. 10 ч.2 ст.9 Устава города Оренбург к вопросам значения муниципального образования "город Оренбург" относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города.

Согласно ч.1 ст. 33 Устава города Оренбург администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург", наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Оренбургской области.

Из положений ст. 34 Устава города Оренбург следует, что администрация города Оренбурга обеспечивает исполнение полномочий главы администрации города Оренбурга, утвержденных Уставом, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, правовыми актами городского Совета, администрации города Оренбурга.

Из акта проверки ГУ МЧС России по Оренбургской области от 23.06.2011 г. №250 видно, что с 14 июня по 23 июня 2011 г. по адресу: г.Оренбург, мкр.Солнечный на основании распоряжения № 250 от 10 июня 2011г. начальника ОНД по г.Оренбургу старшим инспектором ОНД по Ленинскому району г.Оренбурга ФИО2 проведена проверка в отношении администрации города Оренбурга, в ходе которой, были выявлены следующие нарушения обязательных требований – дислокация подразделений пожарной охраны не обеспечивает время прибытия первого подразделения к месту вызова в микрорайон Солнечный города Оренбурга и превышает 10 минут (ППБ 01-03 п. 3, Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 76); не предусмотрены въезды на территорию микрорайона Солнечный города Оренбурга на расстоянии не более 300 м. один от другого (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.07.01 89* п. 2.9*).

На основании указанного акта проверки администрации г.Оренбурга было выдано предписание № 250/1/250 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности – в срок до 23.08.2011 г..

Из акта проверки № 401 от 14 сентября 2011 г. видно, что старшим инспектором ОНД по Ленинскому району г.Оренбурга ФИО2 также проводилась проверка в отношении администрации г.Оренбурга и были выявлены те же нарушения, что и в акте проверки № 250.

На основании указанного акта проверки администрации г.Оренбурга было выдано предписание № 401/1/401 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности – в срок до 25.10.2011 г..

Согласно акта проверки № 470 от 02.11.2011 г. вышеуказанные нарушения также имели место и на основании данного акта проверки было выдано предписание № 470/1/470 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности – в срок до 13.12.2011г..

Доказательств устранения вышеуказанных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в настоящее время ответчиками суду не представлено.

Согласно п. 1.1 Положения об управлении строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга утвержденного решением Оренбургского городского 186 (далее — Положение), следует, что управление строительства и хозяйства администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении первого заместителя главы администрации города Оренбурга.

В соответствии с п. 2.11 Положения управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.

Из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Оренбурга утвержденного постановлением главы администрации города Оренбурга от 3 августа 2010 г. N 5446-п следует, что дороги в микрорайоне Солнечный ( и др.) являются автомобильными дорогами общего пользования.

Из указанного следует, что бездействие администрации г.Оренбурга и управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга по обустройству въездов на территорию микрорайона Солнечный г.Оренбурга на расстоянии не более 300 м один от другого нашли свое подтверждение и являются незаконными.

Согласно постановлению главы г.Оренбурга № 487-п от 16.06.2006 «О разрешении обществу с ограниченной ответственностью «Индстрой» строительство жилого квартала в микрорайоне Солнечный», ООО «Индстрой» необходимо зарегистрировать в КГА администрации г.Оренбурга проектную документацию и получить разрешение на производство СМР, а также разрешение на строительство.

Поскольку исполнителем работ по строительству жилого квартала в районе Солнечный по  являлось ООО «Индстрой» и оно также не обеспечило строительство въездов на территорию микрорайона Солнечный г.Оренбурга на расстоянии не более 300 м один от другого, то его действия также являются незаконными.

Также доводы истца о проведении указанных проверок и доводы об имеющихся нарушениях и бездействии ответчиков подтверждаются также пояснениями свидетеля ФИО2 в судебном заседании 02.02.2012 г..

Доводы ответчика о том, что МЧС РФ не наделено полномочиями по проведению надзорных мероприятий в отношении органов местного самоуправления, в связи с чем материалы проверок не могут являться допустимыми доказательствами суд находит несостоятельными.

Статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей на момент проведения проверок установлено, в том числе, право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

При этом главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

- вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 10 Положения государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820.

Административный регламент МЧС определяет, в том числе административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, в частности, устанавливает, что исполнение государственной функции включает в себя административную процедуру по проведению плановых проверок в отношении лиц, указанных в абзацах втором - одиннадцатом пункта 6 настоящего Административного регламента (абзац 3 пункта 19).

Органы государственного пожарного надзора и государственные инспектора по пожарному надзору в соответствии с компетенцией проводят проверки на объектах надзора с учетом критериев и требований, изложенных в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, и принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по их результатам.

Таким образом, должностные лица Главного управления МЧС России по уполномочены на осуществление государственного пожарного надзора, в том числе органов местного самоуправления и выдачу предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Из материалов дела следует, что в период с 14 июня по 23 июня 2011 года, с 13 сентября по 14 сентября 2011 г., с 25 октября по 02 ноября 2011 г. должностными лицами органа пожарного надзора проведены внеплановые выездные проверки соблюдения администрацией города Оренбурга требований пожарной безопасности.

Статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Из материалов дела следует, что по результатам внеплановой выездной проверки органом пожарного надзора составлены акты проверки органа от 23 июня 2011 года №250, от 14 сентября 2011 г. №401, от 02 ноября 2011 г. №470 которые соответствуют предъявляемым к актам требованиям, и послужили основанием для вынесения предписаний об устранении требований пожарной безопасности.

Порядок проведения указанных выше проверок органом пожарного надзора соблюден.

Доводы ответчика о том, что в предписаниях так же указано, что «дислокация подразделений пожарной охраны не обеспечивает время прибытия первого подразделения к месту вызова в микрорайон Солнечный города Оренбурга и превышает 10 минут», и данный вопрос не относится к вопросам местного значения суд учесть не может в силу того, что истцом требований об устранении указанного нарушения не заявлялось.

Суд не может согласиться и с доводами ответчика о том, что нормы СНиП 2.07.01-89 не могут быть применены к спорным правоотношениям.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и т.д.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.

В силу пункта 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокуратуры города Оренбурга удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО город Оренбург, Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, ООО «Индстрой» выразившиеся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, а именно не оборудовании въездов на территорию микрорайона Солнечный г.Оренбурга на расстоянии не более 300 м. один от другого.

Обязать муниципальное образование г.Оренбург, Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, ООО «Индстрой» устранить нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года №313 путем оборудования въездов на территорию микрорайона Солнечный г.Оренбурга на расстоянии не более 300 метров один от другого до 01.06.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья: Донцова Ю.И.

Полный текст решения изготовлен: 19 марта 2012 года.