ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 28.02.2012 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

                                                                                    Советский районный суд г. Липецка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Советский районный суд г. Липецка — Принятые судебные акты

                        №

Р Е Ш Е Н И Е   Именем Российской Федерации

28 февраля 2012 г.

Советский районный суд г. Липецка в составе председательствующего Абраменко Н.В., при секретаре Никулине Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску М. к Российской Федерации о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

М. обратился в суд с иском к Российской Федерации, Президенту РФ о компенсации морального вреда, указав, что во время проведения выборов --г. он обнаружил на избирательных участках № -- и № -- нарушения законодательства о выборах, и доставил в избирательную комиссию ЛО соответствующее уведомление. Более часа у него отказывались принимать уведомление, он не был принят председателем ИК ЛО, по указанию которого к истцу применили силу и выдворили его из здания. Установление таких порядков - следствие попустительства государства и Президента РФ. В связи с нарушением прав на личную неприкосновенность и охрану достоинства личности.

М. просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 10 миллионов рублей.

Определениям суда от --г. в принятии искового заявления М. в части требований, заявленных к Президенту РФ, отказано. В остальной части иск принят к рассмотрению. К участию в деле в качестве представителя Российской Федерации привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Липецкой области, в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена избирательная комиссия Липецкой области.

В судебном заседании истец, его представитель по доверенности Соколова Т.Ю. требования поддержали.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Суриков М.В. иск не признал, поскольку государство не является надлежащим ответчиком и не несет ответственности по обязательствам кредитных учреждений,

Представитель третьего лица избирательной комиссии Липецкой области по доверенности Пахомов А.С. счел требования истца необоснованными, ссылаясь на то, что истец не указал, в чем заключается нарушение его избирательных прав, и какие действия (бездействия) являются незаконными. Конституционное право истца на личную неприкосновенность и охрану достоинства личности нарушено не было. Права, провозглашенные в ст. 21, 22 Конституции РФ включают в себя: право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением принудительных мер (задержания, ареста, заключения под стражу или лишения свободы без предусмотренных законом оснований) и право не подвергаться пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В исковом заявлении не содержится сведений о таком обращении с истцом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

--г. в Липецкой области проводились выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, депутатов Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва, муниципальные выборы.

М., как представитель межрегионального общественного фонда поддержки гражданского общества «ГОЛОС» и как представитель средства массовой информации обратился в Избирательную комиссию Липецкой области и в территориальную избирательную комиссию Советского округа г. Липецка с уведомлением о нарушениях законодательства о выборах, допущенных на участках № --и № --.

В соответствии со ст. 23 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации», государственными органами субъектов РФ, организующими подготовку и проведение выборов, являются избирательные комиссии субъектов РФ, которые, в числе иных полномочий, осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации закреплен в ст. 75 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002г. и рассмотрение таких дел в судах производится в порядке, предусмотренном главой 26 Гражданского процессуального кодекса РФ.

М. обратился в суд с иском, предметом которого является взыскание компенсации морального вреда, которое подлежит рассмотрению не в порядке гл. 26 ГПК РФ, а по общим правилам искового производства, и вопрос о порядке, сроках и результатах рассмотрения поданного им уведомления о нарушениях законодательства о выборах не относится к предмету рассматриваемого иска.

Основанием заявленного иска явились незаконные (по мнению истца) действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти, и допущенные должностными лицами избирательной комиссии Липецкой области нарушения конституционных прав истца, предусмотренных ст.ст. 21,22 Конституции РФ.

В ходе судебного разбирательства истец указал, что также были нарушены его права, предусмотренные ст.ст. 2, 3, 18, 19, 28, 29, 32, 33 Конституции РФ.

Истец сослался: на длительность срока приема уведомления ( с -- час. -- мин до -- час. -- мин. 05.12.2011г.); на длительность ожидания личного приема у председателя ИК ЛО, который так и не состоялся, и на применение к нему принудительных мер по выдворению его из здания, в котором расположена избирательная комиссия Липецкой области.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации:

Статья 21 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.   2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22   1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Как закреплено статьями 2, 3, 18, 19, 28, 29, 32, 33 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждому гарантируется свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Общим и общепризнанным принципом юридической ответственности, в том числе и по ст. 151 ГК РФ (за исключением прямо установленных исключений) признается наличие вины, противоправности поведения и причинной связи между наступившими последствиями и неправомерными действиями.

Оценив представленные суду доказательства, суд полагает, что неправомерных действий (бездействия) председателя и членов избирательной комиссии Липецкой области, которые повлекли бы за собой причинение истцу морального вреда - не имелось, и к такому выводу суд приходит на основании следующего:

Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 21.04.2011г. № 6/37-6 была утверждена Примерная инструкция по делопроизводству в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 2.1 и 2.2 данной Инструкции, документы в избирательную комиссию доставляются через отделение связи (почтой, телеграфом), фельдъегерской связью, нарочным или передаются на личном приеме граждан председателю (заместителю председателя, секретарю, членам) избирательной комиссии.

Документы могут поступать в избирательную Комиссию по каналам связи ГАС "Выборы", средствами электронной почты программного изделия "Дело", на официальный почтовый ящик избирательной комиссии в сети Интернет и по факсимильной связи.

Прием, первичная обработка и регистрация поступающих документов производятся ответственным за ведение делопроизводства с использованием ПИ "Дело" ежедневно в часы работы избирательной комиссии, кроме выходных и нерабочих праздничных дней.

Порядок получения и регистрации документов после окончания рабочего дня, в выходные и нерабочие праздничные дни, в период подготовки и проведения избирательных кампаний устанавливается председателем избирательной комиссии.

Как подтверждается материалами дела, председатель, члены, секретарь избирательной комиссии находились на рабочих местах в ночь с -- на --г. и исполняли свои должностные обязанности.

М. избрал такой способ подачи уведомления, как передача его лично в избирательную комиссию ЛО, указав, что он обратился в ИК ЛО --г. в -- час. -- мин.

Из копии уведомления усматривается, что оно было принято в секретариате в -- часа --г., что засвидетельствовано штампом входящей корреспонденции.

Как следует из объяснений истца, у него состоялась беседа с заместителем председателя избирательной комиссии, чаепитие, что заняло определенный промежуток времени. Заместитель председателя, изучив уведомление, удалялся из рабочего кабинета, отсутствовал значительное время, затем возвратил ему уведомление, разъяснив, что оно будет принято в секретариате.

Таким образом, отказа в приеме уведомления места не имело, а время, в течение которого подаваемые на личном приеме документы должны быть приняты, ни Инструкцией, утвержденной --г., ни нормативно-правовыми актами не регламентировано.

Вопрос о сроках и результатах рассмотрения уведомления предметом спора не охватывается.

--г. М. не был принят председателем избирательной комиссии Липецкой области, но данное обстоятельство не нарушало конституционных прав истца.

Полномочия председателя избирательной комиссии Липецкой области закреплены статьей 11 Закона Липецкой области от 2 мая 2006 г. N 287-ОЗ
"Об избирательной комиссии Липецкой области". Председатель организует работу избирательной комиссии; представляет комиссию во взаимоотношениях с с органами государственной власти и органами местного самоуправления, избирательными комиссиями в Российской Федерации, общественными объединениями, их должностными лицами, а также с иными лицами, учреждениями и организациями; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Личный прием граждан в избирательной комиссии ведется на основании утвержденного графика. Из представленного в суд графика за --г. усматривается, что личный прием председателем, заместителем председателя и секретарем ведется согласно предварительной записи по телефону 22-84-61. Председатель ИК ЛО вел прием --, следовательно, он не обязан был лично принимать посетителей в ночь с --. на --г.

Истец ссылался на то, что дежурным сотрудником министерства внутренних дел к нему были приняты меры по выдворению из здания ИК ЛО, полагая, что эти действия были произведены по распоряжению председателя избирательной комиссии ЛО.

Избирательная комиссия Липецкой области располагается в здании по адресу: --. Общеизвестно, что в этом же здании находится администрация Липецкой области и расположено рабочее место губернатора Липецкой области.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», одним из основных направлений деятельности полиции является охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе.

В силу ст. 12 данного закона, на полицию возлагаются обязанности охранять объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. № 1629-р, к числу таких объектов отнесены административные здания исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимаемые высшим должностным лицом.

Таким образом, присутствие сотрудника МВД в здании администрации Липецкой области являлось обязательным, и при этом, дежурные полицейские не входят в подчинение председателя избирательной комиссии Липецкой области.

Довод о том, что председатель ИК ЛО отдал распоряжение о выпроваживании истца, является предположительным, и ничем не подтвержден.

Показания свидетеля Королева В.М. о том, что, находясь в приемной, он слышал мужские голоса, доносящиеся из кабинета председателя ИК ЛО не являются допустимым доказательством, поскольку он не видел говорящих, лично с председателем ранее не общался, и не мог утверждать, что имел место разговор по телефону, а о характере разговора свидетель сделал вывод на основании умозаключений.

Согласно пунктам 4, 5 ст. 6 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Председатель избирательной комиссии Липецкой области не может нести ответственность за действия сотрудников МВД.

Суд рассматривает иск в пределах заявленных требований, а таких оснований, как возмещение вреда в связи с неправомерным действием сотрудника МВД, истец не заявлял.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В иске М. к Российской Федерации о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение одного месяца.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено в соответствии со ст. 108 ГПК РФ 05.03.2012г.