ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 28.03.2011 Ахтынского районного суда (Республика Дагестан)

                                                                                    Ахтынский районный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ахтынский районный суд Республики Дагестан — Судебные акты

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2011г. с. Рутул

Ахтынский районный суд РД в составе:

Председательствующего – Муфараджева М.Г.

С участием прокурора – Рамазанова Р.Р.

При секретаре – Абдуллаевой С.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Рутульского района Рамазанова Р.Р., о признании незаконным бездействия собрания депутатов МО «Рутульский район» и о понуждении указанного органа принять нормативный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав МО «Рутульский район»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рутульского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия собрания депутатов МО «Рутульский район» и о понуждении указанного органа принять нормативный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав МО «Рутульский район», указав, что результате проведенной прокуратурой Рутульского района проверкой соответствия федеральному законодательству устава МО «Рутульский район».

Изучение устава показало, что отдельные его нормы противоречат действующему законодательству.

В нарушение требований ч. 7 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в уставе МО «Рутульский район» не определено должностное лицо, которое временно исполняет полномочия главы муниципального образования в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, тогда как такое лицо определяется в соответствии с уставом муниципального образования.

В нарушение п. 12 ст. 8 Федерального закона от 27.12.2009 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» статья 30 устава МО «Рутульский район» не дополнена таким основанием досрочного прекращения полномочий главы МО «Рутульский район» как изменение порядка формирования представительного органа муниципального района.

Согласно ч.2 ст. 32 устава МО «Рутульский район» заместитель главы администрации района назначается на должность главой администрации по согласованию с собранием депутатов МО «Рутульский район». Данная норма в части согласования назначения заместителя главы администрации с собранием депутатов противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-Ф3 местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Принцип единоначалия в деятельности главы местной администрации означает, что он самостоятельно непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации и назначает руководителей данных подразделений. В связи с этим назначение заместителя главы администрации относится к компетенции главы администрации и не требуется согласования с представительным органом местного самоуправления.

Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» прокурор, на основании части 1 статьи 45 ГПК, вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав интересов неопределенного круга лиц. Бездействие собрания депутатов МО «Рутульский район», связанного с непринятием вышеуказанного нормативного правового акта нарушает права неопределенного круга граждан на местное самоуправление, предусмотренное ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Граждане осуществляют местное самоуправление, в том числе через выборные органы местного самоуправления. А согласно ч. 10 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Непринятие представительным органом правового акта о внесении дополнений в устав МО «Рутульский район» нарушает права граждан на местное самоуправление по изложенным в настоящей заявлении вопросам деятельности исполнительных органов местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 45 и ст.254 ГПК РФ, просит суд, признать незаконным длительное бездействие собрания депутатов МО «Рутульский район», связанное с непринятием нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав МО «Рутульский район», вытекающих из изменений, внесенным Федеральным законом от 21.07.2005 №93-Ф3 и Федеральным законом от 27.12.2009 №365-ФЗ в Федеральный закон №131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать собрание депутатов МО «Рутульский район» принять нормативный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав МО «Рутульский район», в части:

- определения должностного лица, которое выполняет полномочия главы МО «Рутульский район» в случае досрочного прекращения полномочий главы МО «Рутульский район»;

- определения такого основания досрочного прекращения полномочий главы МО «Рутульский район» как изменение порядка формирования представительного органа муниципального района;

- внесении изменений в устав МО «Рутульский район, связанных с исключением из ч. 2 ст. 32 устава МО «Рутульский район» положения о согласовании вопроса о назначении заместителя главы администрации с собранием депутатов МО «Рутульский район».

В судебном заседании заявитель – прокурор Рутульского района Рамазанов Р.Р. поддержал свои требования, просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица глава МО «Рутульский район» ФИО1 требования заявления прокурора признал частично и пояснил, что Собранием депутатов МО «Рутульский район» принят нормативно-правовой акт, внесший изменения в устав МО «Рутульский район», связанный с исключением из устава МО «Рутульский район» ч.2 ст.32 - положения о согласовании вопроса о назначении заместителя главы администрации с собранием депутатов МО «Рутульский район», т.к оно противоречило ФЗ № 365 ст.8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и данный документ принят на сессии Собрания депутатов МО «Рутульский район» от 28.01.11г.( выписка прилагается). В уставе МО «Рутульский район» определено должностное лицо в случае досрочного прекращения полномочий главы МО «Рутульский район» ст. 28 ч.10, - в случае досрочного прекращения полномочий Главы муниципального района либо невозможности их осуществления его полномочия временно осуществляет Глава администрации муниципального района в соответствии с настоящим Уставом за исключением полномочий Председателя Собрания депутатов муниципального района. В уставе МО «Рутульский район» выделена статья за № 30 п.п.1-12, где обозначены основания досрочного прекращения полномочий главы МО «Рутульский район», но в действительности (не дополнена основанием, - досрочное прекращение полномочий главы МО «Рутульский район» как изменение порядка формирования представительного органа муниципального района). О введении в устав МО «Рутульский район» такового основания будет рассмотрено на очередной сессии депутатов МО «Рутульский район» и о решении известим прокуратуру района. Сессия намечена по плану работы на март месяц 2011 года.

Выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Рутульского района обоснованными и подлежащими удовлетворению в части обязании принять собранием депутатов МО «Рутульский район» нормативно правовой акт, определяющий досрочное прекращение полномочий главы МО «Рутульский район» как изменение порядка формирования представительного органа муниципального района.

В нарушение п. 12 ст. 8 Федерального закона от 27.12.2009 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» статья 30 устава МО «Рутульский район» не дополнена таким основанием досрочного прекращения полномочий главы МО «Рутульский район» как изменение порядка формирования представительного органа муниципального района.

Бездействие собрания депутатов МО «Рутульский район», связанного с непринятием вышеуказанного нормативного правового акта нарушает права неопределенного круга граждан на местное самоуправление, предусмотренное ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Граждане осуществляют местное самоуправление, в том числе через выборные органы местного самоуправления.

Согласно ч. 10 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Непринятие представительным органом правового акта о внесении дополнений в устав МО «Рутульский район» нарушает права граждан.

Таким образом, суд приходит к выводу, что длительное бездействие Собрания депутатов МО «Рутульский район» о не внесении изменений в устав, определяющий досрочное прекращение полномочий главы МО «Рутульский район» как изменение порядка формирования представительного органа муниципального района, является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 254 ГПК РФ и ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Рутульского района – удовлетворить в части обязании Собрание депутатов МО «Рутульский район» принять нормативно правовой акт, определяющий досрочное прекращение полномочий главы МО «Рутульский район» как изменение порядка формирования представительного органа муниципального района.

Решение может быть обжаловано и принесено кассационное представление в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий:

Отпечатано в совещательной комнате.