ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 28.03.2011 Боровичского районного суда (Новгородская область)

                                                                                    Боровичский районный суд Новгородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Боровичский районный суд Новгородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 28 марта 2011 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Киселёва И.А.,

при секретаре Потаповой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия,

установил:

Боровичский межрайонный прокурор Новгородской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, указав следующее:

Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органом местного самоуправления полномочий по обеспечению общедоступности дошкольного образования в г.Боровичи.

Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства, принципа доступности дошкольного образования, дети, чьи родители изъявили желание реализовать право на дошкольное образование, в дошкольные образовательные учреждения г.Боровичи не приняты, состоят в очереди в комитете образования и молодежной политики Администрации Боровичского района.

Установлено, что в г.Боровичи органом местного самоуправление обеспечено наличие 360 мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте до 3-х лет. Вместе с тем, ввиду отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях в г.Боровичи количество детей, достигших возраста 1,5 лет, и не посещающих настоящие образовательные учреждения и состоящих в связи с этим на учете в Администрации Боровичского муниципального района, составляет 408 человек.

Согласно информации отдела сбора и обработки статистической информации Новгородстата в г.Боровичи и Боровичском районе, по состоянию на 01 января 2010 года количество детей в возрасте от года до трех лет составляет 1099 человек. Таким образом, согласно методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, органом местного самоуправления должно быть обеспечено получение дошкольного образования детям в возрасте от года до трех лет в количестве 659 мест.

Орган местного самоуправления вправе разрешить вопрос обеспечения общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района путем создания новых дошкольных образовательных учреждений, расширения имеющихся, выделения для этих целей дополнительных зданий и помещений, путем оптимизации имеющихся зданий и сооружений.

На основании изложенного прокурор просит обязать Администрацию Боровичского муниципального района организовать в срок до 01 сентября 2012 года на территории г.Боровичи функционирование сети дошкольных образовательных учреждений с общим числом мест не менее 659 для детей в возрасте до 3-х лет.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что под организацией функционирования сети дошкольных образовательных учреждений истец понимает обеспечение реальной возможности гражданам, имеющим детей в возрасте от полутора до трех лет, права на посещение дошкольного образовательного учреждения. Способ данной организации может избрать сама Администрация, это может быть создание новых дошкольных образовательных учреждений, расширение имеющихся, выделение для этих целей дополнительных зданий и помещений, путем оптимизации имеющихся зданий и сооружений, либо иным законным способом. 408 детей, состоящих в очереди, это только часть детей в возрасте от полутора до трех лет, фактически с учетом того, что правом на посещение дошкольного образовательного учреждения пользуются дети в возрасте от 2 месяцев до 6 лет, данная очередь гораздо больше. При этом введение путевок в дошкольные учреждения Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении не предусмотрено. Наличие такой большой очереди свидетельствует о недостаточности предпринимаемых Администрацией района мерах, то есть о ее бездействии в решении данного вопроса, отнесенного Законом к ее ведению. С учетом того, что органом местного самоуправления обеспечено наличие 360 мест в дошкольных учреждениях, то до требуемых 659 мест необходимо дополнительно обеспечить еще 299 мест. При определении срока выполнения данных требований прокурора истец исходит из того, что при формировании бюджета на 2012 год Администрация района должна запланировать необходимые расходы. При этом истец также осознает, что необходимые изменения могут быть внесены и в бюджет 2011г., для того, чтобы приступить к реализации необходимых мероприятий в текущем году. Срок до 1 сентября 2012г. является достаточным для проведения необходимых мероприятий в полном объеме. Определение того, за счет каких источников Администрация района будет проводить необходимые мероприятия не относится к компетенции прокурора, поскольку вопросы финансирования находятся в ведении органов местного самоуправления.

Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района по доверенности ФИО2 заявленные прокурором требования не признала, пояснив, что на 2011г. предусмотрен дефицит бюджета Боровичского муниципального района в размере более 44 миллионов рублей. В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления от 15.10.1985г., финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, представленным им Конституцией и Законом, что указывает на то, что пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы. Должна быть сбалансированность бюджетов района и области. Общедоступность и бесплатность дошкольного образования гражданам гарантирует государство, которое обеспечивает право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий. К полномочиям органов местного самоуправления относится лишь организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Под понятием «организация» подразумевается осуществление исполнительно-распорядительных функций. Данные функции Администрация осуществляет, поскольку созданы органы управления образованием, решаются вопросы по содержанию зданий, в которых расположены образовательные учреждения, ведется очередность в целях пресечения коррупционных нарушений, что указывает на то, что Администрация не бездействует. Также приняты постановления Администрации района «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сети дошкольного образования в Боровичском муниципальном районе на 2011-2013гг.» № 2972 от 28.12.2010г. и «Об утверждении Порядка реализации конституционного права граждан Боровичского муниципального района на дошкольное образование» № 2957 от 27.12.2010г. Также Администрацией предпринимаются меры для сокращения существующей очереди, открываются дополнительные группы. Полагает, что решение поставленных прокурором вопросов относится к государственным полномочиям, поскольку собственных средств у района для выполнения данных требований не имеется. Строительство новых детских садов не находится в компетенции Администрации района. Также полагает, что указанная прокурором Методика не может быть применена в данном случае, так как она определяет нормативную потребность субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры, а не таковую потребность для муниципального района.

Суд, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Право граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование гарантировано статьей 43 Конституции РФ и закреплено в ч.3 ст.5 Закона РФ «Об образовании» (№ 3266-1 от 10.07.1992г.).

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств» патриотизма и гражданственности.

Пунктом 11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация общедоступного бесплатного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В соответствии с п. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года №666, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лег.

Как установлено в судебном заседании, по состоянию на 01 января 2010 года, на территории г. Боровичи Новгородской области проживает 3307 несовершеннолетних ребенка в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (л.д. 17).

Согласно информации Комитета образования и молодежной политики администрации Боровичского муниципального района в настоящее время на территории г.Боровичи действуют 19 детских садов с общим числом мест 2 382; для детей до трех лет - 360 мест. Общее количество детей, стоящих на очереди в комитете образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района, в возрасте до трех лет на 1 декабря 2010 года составляет 1192 ребенка, в том числе: в возрасте от 1,5 до 3-х лет - 437 человек, в возрасте от 2-х месяцев до 1,5 лет - 744 человека, до 2-х месяцев - 11 человек (л.д. 25).

Распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1999 года №2683-рг одобрена Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерация в объектах социальной инфраструктуры. В соответствии с п. 1.1 Методики норматив определяется из расчета 60 мест на 100 детей в городе и нормируемого радиуса обслуживания 300 метров для городской застройки.

Таким образом, органом местного самоуправления должно быть обеспечено получение дошкольного образования детям в возрасте от года до трех лет в количестве 659 мест, что с учетом уже существующих 360 мест предполагает организацию еще 299 мест.

Суд, соглашаясь с доводами прокурора в этой части, полагает, органы местного самоуправления могу любыми способами обеспечить функционирование сети детских дошкольных учреждений.

Право на образование - основное неотъемлемое право, гарантированное каждому статьей 43 Конституции Российской Федерации, статьей 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» как общедоступное и бесплатное. Доступность подразумевает реальную возможность реализовать данное право всеми детьми, чьи родители (законные представители либо лица, их заменяющие) изъявили желание на получение ими бесплатного дошкольного образования.

При принятии решения, суд так же учитывает, что согласно информации Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района по состоянию на 20 октября 2010 года в г.Боровичи 408 детей, достигших возраста 1,5 лет не посещали дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием мест, что негативно влияет на получение гражданами общедоступного образования.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что развитие ребенка, его социальная защита, в том числе обеспечение свободного доступа к образованию, является приоритетным направлением в деятельности государства и общества. Нельзя допустить ущемление прав ребенка, в чем бы оно ни выражалось.

При таких обстоятельствах, суд находит иск Боровичского межрайонного прокурора обоснованным и подлежим удовлетворению.

Доводы Администрации Боровичского муниципального района о том, что утвержденная Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерация в объектах социальной инфраструктуры не может быть применена при определении количества мест в дошкольных учреждениях на территории муниципального района, суд находит необоснованными, поскольку указанная Методика позволяет определить примерную потребность в местах в детских дошкольных учреждениях на территории Новгородской области в целом как субъекта РФ, Боровичский муниципальный район входит в систему административно-территориального деления области, с учетом применения данной Методики прокурором заявлено требование об организации дополнительных 299 мест для детей в возрасте до 3 лет в детских дошкольных учреждениях, тогда как существующая в настоящее время очередь только для данной возрастной категории детей указывает на наличие такой потребности еще как минимум в 408 дополнительных мест.

Доводы Администрации района о том, что принятие муниципальной программы «Развитие сети дошкольного образования в Боровичском муниципальном районе на 2011-2013гг.» и «Порядка реализации конституционного права граждан Боровичского муниципального района на дошкольное образование» свидетельствует о том, что Администрацией приняты все необходимые меры, также не могут быть приняты во внимание, так как данные нормативно-правовые акты Администрации были приняты только в конце декабря 2010г., то есть после обращения прокурора в суд с настоящим заявлением 1 ноября 2010г, а существование самой очереди в количестве 408 детей явно свидетельствует о недостаточности предпринимаемых Администрацией мер в данном направлении. Из содержания указанной программы следует, что очередь в дошкольные образовательные учреждения г.Боровичи для детей в возрасте до трех лет по состоянию на 1 ноября 2010г. составляет 437 человек, то есть она увеличилась, так как согласно ранее представленной органами образованию информации прокурору она составляла 408 человек. При этом общая очередь для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составляет 1192 ребенка.

Доводы Администрации района также опровергаются разделом 2 утвержденного «Порядка реализации конституционного права граждан Боровичского муниципального района на дошкольное образование», в котором определены полномочия Боровичского муниципального района как учредителя образовательных учреждений, в числе которых предусмотрены такие полномочия, как реализация государственной политики в сфере дошкольного образования, обеспечение и защита конституционного права граждан на дошкольное образование, изучение состояния и развития муниципальной системы образования района с целью создания оптимальной сети образовательных учреждений и т.д..

Уставом Боровичского муниципального района (п.12 ч.1 ст.6) организация общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к вопросам местного значения. Согласно п.3 ч.1 ст.8 Устава района к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных учреждений, их финансирование, формирование и размещение муниципального заказа. Согласно ст.34 Устава исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится к полномочиям Администрации муниципального района. В соответствии со ст.51 Устава района органы местного самоуправления муниципального района могут создавать муниципальные учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: п. 2) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; п. 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; п. 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

Из изложенного следует, что Администрация Боровичского муниципального района в лице своих уполномоченных органов в соответствии с нормами действующего законодательства вправе создать новые учреждения образования либо произвести реорганизацию существующих учреждений в целях выполнения возложенных на нее законодательством полномочий при решении данного вопроса местного значения в сфере образования.

Положениями п.2 ст.18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, основным критерием разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении финансирования организации дошкольного образования является тип образовательного учреждения, в котором организован образовательный процесс.

Полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, определены в ст.29 Закона об образовании.

С учетом изложенного, доводы Администрации Боровичского муниципального района о том, что решение поставленных прокурором вопросов относится к государственным полномочиям, поскольку собственных средств у района для выполнения данных требований не имеется, являются несостоятельными.

При определении срока, в течение которого ответчик обязаны совершить предписанные определенные действия, действуя в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд отмечает, что для обеспечения функционирования сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений с дополнительными местами необходимо достаточно значительное время, а потому полагает возможным установить срок, до истечения которого ответчику надлежит совершить определенные действия - 01 сентября 2012 года.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ч.1 ст.333.19 НК РФ с учетом заявленного требования неимущественного характера государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождается, подлежит взысканию с ответчика. Однако, учитывая, что согласно п.19 указанной статьи Администрация Боровичского муниципального района, также освобождена от уплаты государственной пошлины, суд полагает отнести судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением данного дела, на счет государства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

иск Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Боровичского муниципального района обеспечить в срок до 01 сентября 2012 года на территории г.Боровичи организацию функционирования сети дошкольных образовательных учреждений с общим числом мест не менее 659 для детей в возрасте до 3-х лет.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья И.А. Киселёв