ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 28.03.2011 Нижнеомского районного суда (Омская область)

                                                                                    Нижнеомский районный суд Омской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижнеомский районный суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2011 года село Нижняя Омка

Нижнеомский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Шаульского А.А.,

при секретаре Русановой Я.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Н.В.,

представителя ответчика - Муниципального образовательного учреждения «Антоновская средняя общеобразовательная школа» ФИО1,

представителя ответчика - Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области ФИО2,

представителя ответчика - Комитета по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Антоновская средняя общеобразовательная школа», Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области об обязывании проведения аттестации рабочих мест.

у с т а н о в и л :

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с названным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав в обоснование заявленных требований, что проверкой, проведенной прокуратурой Нижнеомского района Омской области, установлены нарушения требований трудового законодательства, выразившиеся в том, что администрацией образовательного учреждения не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Сложившаяся ситуация, по мнению прокурора, привела к нарушению права работника на безопасные условия труда, а также прав неопределенного круга лиц, которые могут быть приняты на указанную должность в будущем. В целях восстановления нарушенных прав просил суд обязать муниципальное образовательное учреждение «Антоновская средняя общеобразовательная школа», Администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитет по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области об обязывании проведения аттестации рабочих мест,

В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова поддержала требования прокурора по доводам, изложенным в заявлении. Пояснила, что на момент рассмотрения дела судом аттестация рабочих мест по условиям труда в МОУ «Антоновская СОШ», подразделениях школы -МОУ «Пугачевская СОШ», не проведена, тем самым нарушены права работающих там лиц. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью каждого конкретного работника, так как в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные люди. Условия труда должны быть безопасными для всех, соответствовать установленным законодательством.

Директор муниципального образовательного учреждения «Антоновская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 в ходе судебного заседания признала исковые требования. Суду пояснила, что в марте 2010 года она прошла подготовку в сфере охраны труда, до 2011 года устно неоднократно обращалась в Комитет по образованию района с просьбой осуществить финансирование аттестации, так как школа не имеет собственных средств на аттестацию.

Представитель Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области ФИО2 исковые требования не признала. Суду пояснила, что обязанность по проведению аттестации является обязанностью работодателя, но не учредителя. В то же время ни образовательное учреждение, ни органы управления образованием не сообщали о необходимости финансирования затрат по аттестации рабочих мест.

Представитель Комитета по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области ФИО3 признал исковые требования прокурора района в полностью. Суду пояснил, что будут приняты меры по направлению учредителю Комитета по образованию -Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области ходатайств об увеличнии бюджетных ассигнований на аттестацию образовательных учреждений.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.3 ст.353 ТК РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст.210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда, в связи с чем прокурор был вправе предъявить указанные выше требования и не вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального Кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 6 ТК РФ установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, систему проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.210 ТК РФ).

В соответствии с требованиями ст.212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В силу п.1 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В силу п.2 Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Пунктом 5 Порядка установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет. Согласно п.9 указанного Порядка для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Суд признает необоснованным доводы ответчиков об отсутствии вины учредителя при утверждении сметы образовательного учреждения, поскольку бюджетное учреждение (ст.221 БК РФ) осуществляет расходование бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утверждается учредителем

Согласно Устава МОУ «Антоновская СОШ», школа является образовательным бюджетным муниципальным учреждением, учредителем школы является Комитет по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области. Как следует из п.6.4 Устава, деятельность Школы финансируется учредителем. Согласно п.18 Положения «О Комитете по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области», Комитет осуществляет от имени учредителя Комитета -Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, проводит аттестацию руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, финансирование (п.8 Устава) указанной деятельности осуществляется Нижнеомским муниципальным районом Омской области.

Как следует из системного анализа бюджетной сметы доходов и расходов МОУ «Антоновская СОШ» на 2011 год, с учетом Указаний о порядке Применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 24 августа 2007 г. N 74н) в смету расходов школы не заложены расходы на проведение аттестации рабочих мест.

Как следует из пояснений директора образовательного учреждения, причиной невыполнения обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 22 ТК РФ, является ненадлежащее финансирование мероприятий по аттестации рабочих мест.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 вышеназванного Устава Нижнеомского муниципального района Омской области, Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области разрабатывает проект местного бюджета Нижнеомского муниципального района, обеспечивает исполнение местного бюджета Нижнеомского муниципального района; учреждает муниципальные учреждения, утверждает их уставы.

При этом суд полагает, что Учредителем Комитета по образования Нижнеомского муниципального района Омской области -Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области обязанности, предусмотренные ст.ст. 28-38 Федерального закона «Об образовании» в части ненадлежащего контроля за деятельностью органа управления образованием- Комитета по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области в сфере непринятия последним должных мер соблюдению трудового законодательства в деятельности подчиненных образовательных учреждений, а так же обязанности по формированию местного бюджета района с учетом потребностей образовательных учреждений выполняются не в полной мере.

Согласно штатному расписанию МОУ «Антоновская СОШ», в указанном учреждении предусмотрено 24.42 штатных единиц работников образовательного учреждения. В ходе судебного заседания установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена.

Обращение прокурора с указанным иском обусловлено тем, что учреждением не соблюдается трудовое законодательство, нарушается гарантированное Конституцией РФ право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области.

Обязать администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитет по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области, муниципальное образовательное учреждение «Антоновская средняя общеобразовательная школа» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в муниципальном образовательном учреждении «Антоновская средняя общеобразовательная школа» и структурных подразделениях Муниципального образовательного учреждения «Антоновская средняя общеобразовательная школа» - муниципальном образовательном учреждении «Пугачевская начальная общеобразовательная школа».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его объявления через Нижнеомский районный суд Омской области.

Председательствующий А.А.Шаульский