Кизлярский городской суд Республики Дагестан
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кизлярский городской суд Республики Дагестан — Судебные акты
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 года гор. Кизляр, РД
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Наникова Г.П.,
с участием пом. прокурора Магомедов Р.Х.,
ответчика администрации городского округа «город Кизляр» Мусаев Ш.М.,
при секретаре Погореловой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ к Администрации городского округа «город Кизляр» о признании недействительным нормативно правового акта органа местного самоуправления в части, противоречий прекращении действия права на управление транспортными средствами.
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд, с заявлением неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «город Кизляр» указав, что Постановлением администрации городского округа «город Кизляр» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение «О комиссии по безопасности дорожного движения при администрации городского округа «город Кизляр» (далее по тексту Положение).
В соответствии с указанным Положением определены полномочия Комиссии по безопасности дорожного движения, к числу которых, среди прочих, отнесены полномочия по принятию решений о направлении движения автотранспортных средств по автодорогам на территории городского округа «город Кизляр» (пункт 3.6.)
по принятию решений об ограничении движения по участкам дорог в целях повышения безопасности дорожного движения, повышения его безопасности и пропускной способности автодорог, решения других социально-значимых задач (пункт 3.7)
по принятию решений об установке дорожных знаков и искусственных неровностей на территории городского округа «город Кизляр» (пункт 3.9 ).
Указанные полномочия Комиссии по безопасности дорожного движения при администрации городского округа «город Кизляр», закреплённые в Положении, противоречат нормам федерального и республиканского законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, из содержания которого следует, что Комиссия по вопросам, отнесенным к её компетенции, имеет право: заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и принимать соответствующие решения; запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления материалы и информацию, необходимые для работы Комиссии; привлекать в установленном порядке к работе Комиссии представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных, общественных и других организаций, а также специалистов; создавать рабочие группы по отдельным направлениям деятельности комиссии.
Иные полномочия Комиссии Положением о правительственной комиссии по безопасности дорожного движения не предоставлены.
В соответствии с рекомендациями, изложенными в пункте 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О правительственной комиссии по безопасности дорожного движения», Правительством издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения», которым определены полномочия соответствующей комиссии, аналогичные полномочиям, определённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, полномочия комиссии по безопасности дорожного движения при администрации ГО «город Кизляр», определённые в Положении, противоречат вышеназванным нормам федерального и республиканского законодательства.
Часть 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет, что временные ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, то есть законодательными актами федерального уровня. Такой уровень правового регулирования соответствует норме ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и своды человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Право же использования автомобильных дорог общего пользования соответствует закрепленному в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ праву каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться.
Статьёй 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» прокурор вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части. Таким образом, исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, возникший спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 251 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
Заместитель прокурора ФИО4 исковое заявление поддержал полностью.
Свидетель ФИО5 суду показала, что они обратились с заявлением в прокуратуру, писали статью в газету, о том, что ущемляют права микрорайона, т.к. установили трубы, чем создали большие неудобства. Им, приходиться очень много времени терять, чтобы проехать к дому. Проехать скорой помощи или пожарной машине, просто невозможно. просят убрать трубы.
Свидетель ФИО6, суду показала, что проживает по адресу:
машины с института стоят до их дома. Трубы мешают тем, что нет проезда, приходиться объезжать большой круг. Обращались к ФИО8, но он сказал, что им ни кто не поможет.
Свидетель ФИО7, суду показала, что проживает по адресу: . Ее возмущает, тот факт, что без их ведома и разрешения установили трубы, которые препятствуют проезду. Когда они обратились к ФИО8 он сказал, что это только в целях безопасности студентов.
Был случай, когда сгорел дом, а пожарная машина не смогла проехать и пришлось объезжать улицы, но дом все-таки сгорел.
Представитель администрации городского округа «город Кизляр ФИО9 суду показал, что в заявлении истец указывает на незаконность пунктов 3.6, 3.7., и 3.9 «Положения о комиссии по безопасности дорожного движения при администрации городского округа «город Кизляр»», утвержденного Постановлением администрации городского округа «город Кизляр» от ДД.ММ.ГГГГ №
Обосновав, что требования прокурора являются незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Часть 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации устанавливает, что "местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения". Часть 1 ст. 132 Конституции уточняет, что органы местного самоуправления также обладают правом самостоятельно решать вопросы местного значения.
В статье 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Как указал КС России в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 540-0, из данного конституционного положения и из положений ч. 1 ст. 130, ч. 1 и 2 ст. 132 Конституции РФ следует, что, не входя в систему органов государственной власти, органы местного самоуправления вместе с тем обладают публично- властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится : дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В статье 7, Федерального закона N 131- "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сказано, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Был принят акт о возложении полномочий по решению вопроса местного значения, Постановление администрации городского округа «город Кизляр» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора , РД заявление прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ к Администрации городского округа «город Кизляр» о признании недействительным нормативно правового акта органа местного самоуправления в части, противоречий прекращении действия права на управление транспортными средствами – удовлетворить частично.
Таким образом, комиссия является коллективным органом и в ее компетенции не входит принятия решений запретительного характера, она в силу Постановления Правительства РФ № наделена рекомендательными полномочиями.
Изменить формулировку п.п. 3.6, 3.7, 3.9. Положения о комиссии по безопасности дорожного движения при администрации городского округа «город Кизляр» которые изложить в следующей редакции, а именно:
Вносить главе администрации городского округа «город Кизляр» в п. 3.6 предложения о направлении движения автотранспортных средств по автодорогам на территории городского округа «город Кизляр».
Вносить в п.3.7 предложения об ограничении движения по участкам дорог в целях повышения безопасности и пропускной способности автодорог, решения других социально значимых задач.
Вносить предложения в п.3.9 об установке дорожных знаков и искусственных неровностей на территории городского округа «город Кизляр».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Кизлярский городской суд.
Текст решения составлен и отпечатан в совещательной комнате.
Судья ФИО10