ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 28.07.2010 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

                                                                                    Индустриальный районный суд города Ижевска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Индустриальный районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

2-2049-10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 июля 2010 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Самоволькина С.М.,

При секретаре Кольцовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Уралаэрогеодезия», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, Администрации г. Ижевска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра недвижимости и картографии о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

У С Т А Н О В И Л :

Истец по настоящему делу ФИО1 Дата обезличена года обратилась к суду с заявлением о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что она с Дата обезличена по настоящее время является нанимателем комнат Номер обезличен,Номер обезличен в общежитии дом Номер обезличен по .... Право пользования жильем в общежитии она получила как молодой специалист в связи с трудовыми отношениями с Удмуртским отделением ПО «Уралаэрогеодезия». Она трудоустроилась на предприятие с Дата обезличена, работает по настоящее время, трудовой стаж на предприятии 12 лет. В настоящее время в спорных комнатах совместно с ней проживают: супруг ФИО2 и несовершеннолетние дети: ФИО3 Дата обезличенаг.р. и ФИО4 Дата обезличенаг.р. Право приватизации не использовали, что подтверждается представленными справками. Они обращались в апреле 2009 года с заявлениями о заключении с ними договора приватизации в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, в Администрацию г. Ижевска, УОФГУП «Уралаэрогеодезия». Получили соответствующие отказы. В соответствии с актом приемки в эксплуатацию законченного строительством здания жилищно-гражданского назначения, Дата обезличена домовладение, в котором расположены спорные комнаты, государственной приемочной комиссией принималось как общежитие на 216 мест. Считает отказ в передаче им спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации незаконным, нарушающим их права и законные интересы, противоречащим Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Жилищному кодексу Российской Федерации, Жилищному кодексу РСФСР, Федеральному закону № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Закону РФ № 4218-11 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года, Постановлению Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года, Распоряжению Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002 года. Просят признать за ними право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд находит возможным разрешить спор в ее отсутствие по имеющимся в деле материалам в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ФИО2 в зал судебного заседания не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отказе от участия в приватизации. Суд находит возможным разрешить спор по существу в его отсутствие по имеющимся в деле материалам в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истцов ФИО5, действующая на основании доверенности, на иске настаивает, дав объяснения аналогичные исковому заявлению.

Представитель ФГУП «Уралаэрогеодезия» и его Удмуртского отделения в судебное заседание не явился, хотя предприятия были извещены надлежащим образом. О причинах неявки в суд не сообщено. Суд находит возможным разрешить по существу в отсутствие представителя предприятий по имеющимся в деле материалам в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск признала, пояснив, что здание общежития закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Уралаэрогеодезия» и является собственностью Росреестра.

Представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд находит возможным разрешить спор по существу в отсутствие представителя Агентства по имеющимся в деле материалам в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Из представленного в суд письменного отзыва на исковое заявление усматривается, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. ТУ Росимущества в Свердловской области не наделено полномочиями в области управления и распоряжения жилым фондом, в том числе по предоставлению жилых помещений гражданам. В соответствии с п. 5.7. вышеуказанного Положения, Росимущество осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра. По состоянию на Дата обезличена объекты учета - нежилое помещение (подвал, 1-3 этаж) и помещение общежития Удмуртского отделения ФГУП «Уралаэрогеодезия» (4, 5 этаж, номер на поэтажном плане 1-115, I-XV), находящееся по адресу: Удмуртская республика, ..., находится на праве хозяйственного ведения у ФГУП «Урагаэрогеодезия». Согласно Информационному письму Росимущества «Об участии Росимущества в гражданском судопроизводстве по делам, возникающим в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений» от Дата обезличена Номер обезличен, а также в соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от Дата обезличена Номер обезличен передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или унитарными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется указанными организациями самостоятельно. При этом согласования с собственником жилых помещений при их отчуждении в порядке приватизации не требуется. В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем. Согласно ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. На основании изложенного, Агентство полагает, что исковые требования заявлены необоснованно.

Представитель Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики ФИО7, действующая на основании доверенности. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Министерство против удовлетворения исковых требований не возражает. Данное здание общежития на балансе УР не числится, в соответствии со ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда» жилые помещения в общежитии не подлежат приватизации, однако согласно положению № 3 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 жилой фонд, находящийся в ведении местного совета народных депутатов подлежит передачи в муниципальную собственность. Согласно п. 2 данного постановления жилой фонд независимо от того, на чьем балансе находится, также подлежит передаче в муниципальную собственность. В развитие данного положения Президентом РФ было принято распоряжение № 114 от 16.02.1992 года, в котором органам местного самоуправления предписывалось формировать перечни объектов государственного имущества, относящихся к жилищному фонду и подлежащего передачи в муниципальную собственность. В соответствии с постановлением правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года предприятиям, которые находятся в стадии приватизации или которые намерены осуществить приватизацию, рекомендовалось передавать жилой фонд и объекты социально-культурного назначения в муниципальную собственность. Распоряжение Правительства РФ № 1453 от 17.10. 2002 года предписывалось всем предприятиям передать жилой фонд, находящийся в ведении этих предприятий в муниципальную собственность. Из данных материальных норм права Министерство считает возможным удовлетворить требования истца.

Представитель Администрации Индустриального района г. Ижевска в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд находит возможным разрешить спор по существу в отсутствие представителя администрации района по имеющимся в деле материалам в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представители Управления Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике, МУП г. Ижевска «Жилсервис» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщено. Суд находит возможным разрешить спор по существу в отсутствие их представителей по имеющимся в деле материалам в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения представителей истцов, ответчиков, третьих лиц, изучив письменные доказательства. исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно решения Исполнительного комитета Ижевского городского Совета народных депутатов Удмуртской АССР № 81/5 от 5 апреля 1979 года «Об отводе земельного участка ОКСу исполкома горсовета под строительство общежития на 216 мест для экспедиции № 168 предприятия № 9 ГУГК в Индустриальном районе» Исполком городского Совета решает: отвести ОКСу исполкома горсовета под строительство общежития на 216 мест для экспедиции № 168 предприятия № 9 ГУГК земельный участок площадью 0.45 га в Индустриальном районе по ул. Буммашевская за счет свободной городской земли согласно прилагаемому плану.

Согласно акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством здания жилищно-гражданского назначения от Дата обезличена решение государственной приемочной комиссии: предъявленное к приемке общежитие на 216 мест по ... принять в эксплуатацию с общей оценкой «хорошо»

Согласно решения Исполнительного комитета Ижевского городского Совета народных депутатов Удмуртской АССР Номер обезличен от Дата обезличена «О передаче затрат по строительству общежития на 216 мест по ...» исполком городского Совета решает: передать с баланса ОКСа исполкома горсовета на баланс: 1. «экспедиции 168» затраты по строительству общежития на 216 мест по ... с сетями наружного освещения балансовой стоимостью 406.1 тыс. руб.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права Номер обезличен, выданного Дата обезличена Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике повторно, взамен свидетельства Номер обезличен, выданного Дата обезличена, общежитие Удмуртского отделения ФГУП «Уралаэрогеодезия», назначение жилое, общая площадь 874.4 кв.м., этаж 4-5 номера на поэтажном плане 1-115, I-XV, адрес объекта Удмуртская республика, ... находится в хозяйственном ведении ФГУП «Уралаэрогеодезия» и является собственностью Российской Федерации на основании Перечня государственного имущества, закрепленного за государственным предприятием ФГУП «Уралаэрогеодезия» на праве хозяйственного ведения по состоянию на Дата обезличенаг., Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2001 № 2098.

Согласно договора № 28 найма жилого помещения, заключенного Дата обезличена года между Удмуртским отделением ФГУП «Уралаэрогеодезия» (наймодатель), с одной стороны, и ФИО1 (наниматель), с другой стороны, наймодатель предоставляет жильцу и членам его семьи по договору найма помещение в общежитии, состоящее из 2 комнат по адресу г. ..., Номер обезличен-Номер обезличен,Номер обезличен сроком до расторжения договора.

Согласно трудовой книжки ФИО8 она работает в Удмуртском отделении «Уралаэрогеодезия» с Дата обезличена по настоящее время.

Согласно свидетельства о расторжении брака брак между ФИО9 и ФИО10 расторгнут Дата обезличена, после расторжения брака присвоены фамилии: ему - ФИО11, ей - ФИО12.

Согласно свидетельства о заключении брака ФИО2 и ФИО1 заключили брак Дата обезличена после заключения брака присвоены фамилии: ему – ФИО13, ей – ФИО12.

Согласно свидетельства о рождении ФИО3 родился Дата обезличена в г. Ижевске, родители: ФИО2 и ФИО1

Согласно свидетельства о рождении ФИО4 родилась Дата обезличена в г. Ижевске, родители: ФИО14 и ФИО1

Согласно свидетельства о смерти ФИО14 умер Дата обезличена в г. Когалым Тюменской области.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 обратилась с заявлениями о заключении с ними договора на приватизацию изолированных жилых помещений по адресу ..., ул. Буммашевская, Номер обезличен-Номер обезличен, Номер обезличен к руководителям территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике, ФГУП «Уралаэрогеодезия», Администрации г. Ижевска. Указанные заявления оставлены без удовлетворения.

Согласно справки, выданной Дата обезличена ГУП УР «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества», по данным правовой регистрации на Дата обезличена ФИО1 и ФИО4 владельцами приватизированной квартиры (комнаты) в г. Ижевске не значились, право бесплатной приватизации не использовано.

Согласно уведомлений, выданных Дата обезличена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, в Един6ом государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФИО1 ФИО4 и ФИО3 на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества по г. Ижевску.

Согласно ответа Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартография) от Дата обезличена генеральному директору ФГУП «Уралаэрогеодезия» Роскартография не возражает против передачи в муниципальную собственность объектов, не задействованных в производственной деятельности предприятия и обеспечивающих социальную структуру муниципальных образований: 1. по ... 1.1. общежитие по ..., 1.2. жилой дом по ..., 5; 2. по ...: 2.1. квартиры Номер обезличенНомер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен в общежитии по ул. ...; по ...: 3.1. общежитие по ....

Согласно письма № Номер обезличен от Дата обезличена Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии генеральному директору ФГУП «Уралаэрогеодезия» «О передаче имущества в муниципальную собственность» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии согласовывает передачу в муниципальную собственность объектов не задействованных в производственной деятельности предприятия и обеспечивающих социальную структуру муниципальных образований, в следующих городах: 1. ...: - общежитие – ...; - жилой дом – ..., д. Номер обезличен; жилой дом – ... женщин, д. Номер обезличен; 3. ...: - общежитие ..., д. Номер обезличен. Передачу объектов произвести в строгом соответствии с требованиями территориального управления Росимущества.

Согласно распоряжения Номер обезличенр от Дата обезличена года территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... «О безвозмездной передаче имущества. Находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Уралаэрогеодезия», в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» прекращено право хозяйственного ведения ФГУП «Уралаэрогеодезия» на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению (площади жилого назначения, секции 111-928 в здании жилого назначения (секционного типа общежитие) ...), передать имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, в собственность муниципального образования «город Екатеринбург».

Согласно письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от Дата обезличена. Номер обезличен «О концепции развития отрасли геодезии и картографии» доводится до сведения директоров предприятий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и руководителей Управлений геодезии и картографии, что Министерством экономического развития России, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен, поручено Росреестру подготовить необходимые материалы для разработки концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020г. До рассмотрения и утверждения указанной Концепции предприятия и организации геодезии и картографии исключаются из плана приватизации федерального имущества на 2009г.

Разрешая имеющийся между сторонами спор, суд принимает во внимание, что в силу ст.ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом судом учитывается, что истец по настоящему делу был обязан доказать обстоятельства, указанные им в исковом заявлении, возникновение и сохранение права пользования спорным жилым помещением, статус спорного жилого помещения, отнесение спорного жилого помещения к государственному или муниципальному жилищному- фонду, несоответствие приватизации предприятия в части отнесения спорного здания к собственности ответчика, ничтожность сделки в этой части, право истца на получение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, изолированность спорного жилого помещения, условия н время предоставления помещения истцу, наличие обязанности ответчика по передаче здания в муниципальную собственность, наличие у истца права на приватизацию жилых помещений, обязанность ответчика передать спорное жилое помещение в собственность истца, нахождение спорного помещения на балансе ответчика, регистрация права государственной или муниципальной собственности на спорное жилое помещение, в то время как ответчик должен был оспорить обстоятельства, указанные истцом в исковом заявлении, и доказать отсутствие у истца права пользования спорным жилым помещением, статус спорного жилого помещения, невозможность отнесения спорного жилого помещения к государственному или муниципальному жилищному фонду, соответствие приватизации предприятия в части отнесения спорного здания к собственности ответчика, действительность сделки в этой части, отсутствие у истца права на получение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, неизолированность спорного жилого помещения, условия и время предоставления помещения истцу, отсутствие обязанности ответчика по передаче здания в муниципальную собственность, отсутствие у истца права на приватизацию жилых помещений, отсутствие обязанности ответчика передать спорное жилое помещение в собственность истца, нахождение спорного помещения на балансе ответчика, регистрация права частной, государственной или муниципальной собственности на спорное жилое помещение.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в силу ст. 57 и 68 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Судом также учитывается, что возникшие между сторонами правоотношения регулируются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом РСФСР, Федеральным законом № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Законом РФ № 4218-11 от 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», Постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года, Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года, Распоряжением Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002 года.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается участниками процесса, здание спорного общежития по адресу ... построено и сдано в эксплуатацию в 1982 году как общежитие на 216 мест государственным предприятием – Экспедицией № 168 предприятия № 9 ГУГК и на государственные средства, по окончании строительства и приема в эксплуатацию государственной приемочной комиссией как общежитие передано на баланс государственного предприятия – Экспедиция № 168 предприятия № 9 ГУГК, с момента ввода в эксплуатацию использовалось и используется государственным предприятием как общежитие, в настоящее время является собственностью Российской Федерации и находится в хозяйственном ведении государственного предприятия - ФГУП «Уралаэрогеодезия», являющегося в результате ряда реорганизаций правопреемником государственного предприятия Экспедиции № 168 предприятия № 9 ГУГК. Истцы вселены в это общежитие в связи с трудовыми отношениями с данным государственным предприятием и этим государственным предприятием, в настоящее время с семьей занимает комнаты Номер обезличен и Номер обезличен указанного общежития, предоставленную по решению работодателя на всю ее семью в составе: сама, муж, сын, дочь и сохраняет трудовые отношения, стаж работы истцов составляет более 12 лет, право на приватизацию жилого помещения истцами не использовано, иных жилых помещений в пользовании на условиях договора социального найма или на праве собственности не имеют.

Согласно ст. 4 - 7 ЖК РСФСР и ст. 1 Закона РФ № 4218-11 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», действовавших в период возникновения спорных правоотношений, ст. 19 ЖК РФ общежития относятся к жилищному фонду. В соответствии с частью 2 ст. 6 ЖК РСФСР, с учетом положений ст. 9 Основ федеральной жилищной политики, следует, что дома ведомственного жилищного фонда в городах, поселках подлежат постепенной передаче в ведение органов местного самоуправления. Здание общежития по ..., как объект жилищного фонда подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относится к муниципальной собственности в силу приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года. Согласно п. 2 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему Постановлению независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность.

Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ 11 июня 1997 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» разъяснено, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Кроме того, обязанность по передаче здания в муниципальную собственность основана в Постановлении Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года. Согласно п. 1 Положения, утвержденного указанным Постановлением, данное Положение распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия, в соответствии с данным Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года, с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов коммунально-бытового назначения данные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность. В последствии, Распоряжением Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002 года было также указано всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ № 235 от 7 марта 1995 года». Это императивные нормы прямого действия и подлежат неукоснительному исполнению.

Согласно обзора судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2005г, утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.08.2005г., в том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-то причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что, соответственно, нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Если государство устанавливает в Законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить равные правовые условия и возможность для реализации этого права».

Согласно ст. 17 ЖК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан, что никак не может быть связано с основной деятельностью предприятия, к принадлежности самого предприятия к федеральной собственности. Передача общежития в муниципальную собственность не повлияет на стратегические интересы государства в области обороны и безопасности.

Несмотря на то, что в настоящее время Постановление Правительства РФ № 235 от 17.03.1995г. и Распоряжение Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002 г. признаны утратившими силу Постановлением Правительства РФ № 437 от 14.07.2006г., на право проживания в здании общежития лиц на условиях договора социального найма, это влиять не может.

Произвольное лишение граждан возможности воспользоваться своим правом на приватизацию нарушает положения ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также статьи 7, 19 (часть 1), 35 (часть 2), 55 (часть 3) Конституции Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (с изменениями февраля 2007г.) Неисполнение органами власти требований о передаче и приеме жилищного фонда, их бездействие не должно служить препятствием в реализации гражданами прав, гарантированных Конституцией. Согласно п. 2ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Если государство установило в Конституции РФ право граждан на жилище, на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить равные права, возможности и условия для реализации этого права. Согласно Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г., правовой режим использования жилых помещений в общежитиях, находящихся на балансе государственных предприятий, не переданных в муниципальную собственность, ничем не отличается от правового режима использования жилых помещений в общежитиях, переданных в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципалитетов.

Статьей 217 ГК РФ установлен приоритет норм приватизационного законодательства перед нормами ГК о порядке прекращения права государственной (муниципальной) собственности. Из этого следует, что п. 2 ст. 295 ГК неприменим. Глава 19 ГК ограничивает согласием собственника распоряжение недвижимым имуществом. Это согласие необходимо для гражданско-правовой сделки с обычной недвижимостью, которая осуществляется по воле собственника и его контрагента. Но правовой режим заселенного жилищного фонда, не зависимо от того, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении он находится, отличен от гражданско-правового режима иной недвижимости. Обычные сделки с ним невозможны, а для безвозмездной передачи необходима воля только одной стороны - нанимателей, выразивших желание участвовать в приватизации.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного суда "О некоторых вопросах применен судами закона Российской Федерации " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 24.08.1993 года № 8 "требование граждан о бесплатной передаче жиле помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законе возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан". В соответствии со ст. 7 ФЗ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договорах социального найма.

Не ограничивает возможность проживания на условиях договора социального найма отсутствие оформленного в письменном виде договора социального найма и отсутствие решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан не может ставиться в зависимость от бездействия органов власти по осуществлению документального оформления соответствующих договоров социального найма. Указанная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006г. В силу положений договора социального найма жилые помещение могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, они подлежат приватизации. Отказ в приватизации по мотиву нахождения общежития в федеральной собственности, при том, что оно подлежало передаче в муниципальную собственность, свидетельствовал бы о нарушении прав лиц по сравнению с проживающими в муниципальных общежитиях гражданами.

Поскольку спорный жилой дом, относящийся к государственному жилищному фонду, являлся общежитием как на момент его ввода в эксплуатацию, использовался построившим его государственным предприятием на государственные средства как общежитие после его ввода в эксплуатацию и используется как общежитие до настоящего времени, в силу действовавшего и действующего гражданского и жилищного законодательства, в том числе и в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, Постановления Правительства РФ № 235 от 17.03.1995г. и Распоряжения Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002 г. подлежал и подлежит передаче в муниципальную собственность, а у истцов, занимающих жилые помещения в этом жилом доме на законных основаниях, возникло право на безвозмездное приобретение этих жилых помещений в собственность в порядке приватизации.

Доводы представителя ответчика о том, что спорное жилое здание относится к специализированному жилищному фонду и не находилось и не находится в ведении муниципалитета не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку указанное общежитие является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, отсутствие решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не ограничивает возможность проживания на условиях договора социального найма и право граждан не может ставиться в зависимость от бездействия органов власти по исполнению требований законодательства и своевременной передачи спорного жилого дома в муниципальную собственность. Не передача здания общежития по ..., являющегося федеральной собственностью, в муниципальную собственность не может ограничивать права граждан, поскольку реализация их прав не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующим предприятием и органами власти. Указанное обстоятельство не может ограничивать права граждан, проживающих в данном общежитии по сравнению с правами граждан, проживающих в зданиях общежитий государственных или муниципальных предприятий и переданных в ведение органов местного самоуправления, на отношения пользования которых жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 ФЗ "О введение в действие Жилищного Кодекса РФ применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма..

Не могут быть признаны состоятельными и доводы ответчика о невозможности приватизации спорных жилых помещений в силу особого статуса ФГУП «Уралаэрогеодезия», так как исключение предприятий и организаций геодезии и картографии из плана приватизации федерального имущества на 2009г. до рассмотрения и утверждения концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020г. во исполнение поручения Президента Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен влияет лишь на возможность или невозможность изменения организационно-правового статуса этих государственных предприятий, и не может влиять на статус жилищного фонда, находящегося в хозяйственном ведении указанных предприятий. Никаких особых распоряжений, исключающих жилищный фонд предприятий «Роскартографии» из общего требования, Правительство РФ не издавало. Общежитие ФГУП «Уралаэрогеодезия» не обладает никаким особым статусом и подлежит передаче в муниципальную собственность, независимо от того, будет акционироваться само предприятие, или нет. При этом судом принимается во внимание, что спорное общежитие является объектом, не задействованным в производственной деятельности предприятия и обеспечивающим социальную структуру муниципального образования «город Ижевск», доказательств иного в ходе судебного заседания ответчиком не представлено. Передача общежития в муниципальную собственность согласована с органом, осуществляющим полномочия собственника этого имущества, что подтверждается ответом Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартография) от Дата обезличена и письмом Номер обезличен от Дата обезличена. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Более того, представитель ответчика в судебном заседании не отрицает, что спорное общежитие будет передано в муниципальную собственность до окончания 2010 года. Право истцов на приватизацию занимаемых ими жилых помещений не может быть ограничено несвоевременным и частичным исполнением ответчиком обязанности по передаче спорного здания в муниципальную собственность как в настоящее время, так и во время мероприятий по реорганизации ответчика и передаче спорного общежития не в муниципальную собственность, а на баланс реорганизованного предприятия. Судом учитывается, что жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении ответчика, имеющий аналогичный статус и расположенный в г. Екатеринбурге, в установленном законом порядке передан в муниципальную собственность. Отказ истцам в передаче занимаемых ими жилых помещений ставит их в неравное положение относительно других работников ФГУП «Уралаэрогеодезия» и проживающих в общежитиях, находившихся в ведении этого предприятия.

Не могут быть признаны состоятельными доводы представителя ответчика о том, что занимаемые истцами жилые помещения являются изолированными друг от друга и не могут быть предметом одного договора передачи в собственность в порядке приватизации. Как усматривается из материалов дела, объяснений участников процесса, в том числе и представителя ответчика, спорные жилые помещения хотя и являются изолированными друг от друга, однако предоставлены соответствующим решением в пользование истцов как единое жилое помещение для всей семьи, используются для проживания всех членов одной семьи истцов и являются единым предметом договора, заключенного ответчиком с истцами. В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

При таких обстоятельствах требования истцов о передаче в их собственность спорного жилого помещения являются законными и обоснованными. Отказ в этом противоречит действующему законодательству и существенным образом нарушает права и законные интересы истцов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Признать за ФИО1, ФИО3, ФИО4 право на безвозмездное приобретение жилых помещений Номер обезличен и Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в собственность в порядке приватизации.

Признать за ФИО1, ФИО4, ФИО3 право общей долевой собственности на изолированные жилые помещения Номер обезличен общей площадью 12.2 кв.м., в том числе жилой площадью 11.3 кв.м., и Номер обезличен общей площадью 12.1 кв.м., в том числе жилой площадью 11.1 кв.м. в доме Номер обезличен по ... по 1/3 доли за каждым.

Взыскать с Удмуртского отделения ФГУП «Урадаэрогеодезия» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве общей долевой собственности на изолированные жилые помещения Номер обезличен общей площадью 12.1 кв.м., в том числе жилой площадью 11.3 кв.м., и Номер обезличен общей площадью 12.1 кв.м., в том числе жилой площадью 11.1 кв.м. в доме Номер обезличен по ... ФИО1, ФИО4, ФИО3 по 1/3 доли за каждым

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней через Индустриальный районный суд г. Ижевска со дня изготовления решения в окончательном виде.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате судьей Самоволькиным С.М.

Решение в окончательном виде изготовлено судьей Самоволькиным С.М. Дата обезличена.

Судья С.М. Самоволькин