Краснокамский городской суд Пермского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Краснокамский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск 28 июля 2011 года
Краснокамский городской суд, Пермского края в составе председательствующего судьи Харитоновой Е.Б.,
при секретаре Ознобишиной Е.А.,
с участием прокурора Масловой Н.В.,
представителя ответчика ООО «НОВОГОР-Прикамье» Ананиной О.Г.,
представителя ответчика Думы Краснокамского городского поселения Щеткиной С.В.,
представителя ответчика администрации Краснокамского городского поселения Болдиной Я.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда, Пермского края, гражданское дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «НОВОГОР-Прикамье», Думе Краснокамского городского поселения, администрации Краснокамского городского поселения, МУП «Жилсервис», МУ «Краснокамский расчетно-кассовый центр», ООО «ПКФ «Уралкомп» и другим об оспаривании нормативно-правового акта и освобождении граждан от обязанности оплачивать услуги водоснабжения и очистке сточных вод по досрочно установленным тарифам,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Краснокамска обратился в суд с иском к Думе Краснокамского городского поселения, администрации Краснокамского городского поселения, ООО «Новогор-Прикамье», управляющим компаниям МУП «Жилсервис», ООО «Янтарь», ООО «Надежда», ООО «Наш дом», ООО «Наш город», ООО УК «Наш город», ООО ПКФ «Уралкомп», ООО «Росо», ООО «РЭП», ООО «Санрайз», ООО «Север», ООО «Территория комфорта», ООО «УК «Западная», ООО УК «Надежда», ООО «АС-Строй», ТСЖ «Энтузиастов, 11а», ТСЖ «Рождественский пр. 3», ТСЖ «Энтузиастов,8», ТСЖ «К.Маркса, 34», ТСЖ «Большевистская, 16», ТСЖ «Комсомольский пр. 24», ТСЖ «50 лет Октября, 5а», НО ТСЖ «Соседи», ТСЖ «Пушкинское», ТСЖ «Коммерсант», ТСЖ «Мой дом», ТСЖ «Калинина, 16», ТСЖ «Гознаковское», ТСЖ «МЖК», НО ТСЖ «МЖК-2», НО ТСЖ «Гознак-1», ТСЖ «Гознак-2», НО ТСЖ «Кама-1», НО ТСЖ «Пальтинское», ТСЖ «Мир-2», ТСЖ «Берег», НО ТСЖ «Норд-1», ТСЖ «Мечта», ТСЖ «Энтузиаст», ТСЖ «Энтузиастов, 10», ТСЖ «Энтузиастов, 20», ТСЖ «Комфорт», ТСЖ «Березка», ТСЖ «Пушкина, 16», ТСЖ «Коммунистическая, 8, Бумажников, 5», ТСЖ «Парковый», МУ «Краснокамский РКЦ» о признании решений Думы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными, освобождении граждан г.Краснокамска от обязанности оплачивать услуги водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года по тарифам, установленным решением Думы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № "О досрочном пересмотре тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для потребителей Краснокамского обособленного подразделения ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" (далее КОП ООО "Новогор-Прикамье") с ДД.ММ.ГГГГ".
Исковые требования мотивированы следующим.
На основании Решения Думы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены и введены в действие при досрочном пересмотре с ДД.ММ.ГГГГ новые тарифа для потребителей Краснокамского обособленного подразделения ООО "Новогор Прикамье", а именно тариф на услуги водоснабжения в размере рубля за 1 куб.м. (без НДС); рублей за куб.м. (с НДС); тариф на услуг и водоотведения и очистки сточных вод в размере рублей куб.м.. (без НДС); рубля за куб. (с НДС). Данное решение было принято в связи с принятием Решения Думы № от ДД.ММ.ГГГГ "О наличии объективного изменения условий деятельности КОП ООО Новогор-Прикамье", о невозможности КОП ООО "Новогор-Прикамье" повлиять на изменение ее финансовых потребностей для реализации производственной программы, о доступности для потребителей услуг". Из заявления о досрочном пересмотре тарифов руководителя ООО "Новогор-Прикамье" следует, что основанием для такого пересмотра являются объективные изменения условия деятельности, влияющие на стоимость услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. При этом объективные изменения условий деятельности ООО Новогор-Прикамье" заключаются в получении убытков от реализации утвержденной Производственной программы на 2009 год и соответственно не обеспечении финансовых потребностей для ее реализации. На основании пункта 19 части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом пунктом 2 Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 № 316, предусмотрено, что к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации, помимо изменений, указанных в пункте 19 статьи 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», относятся: стихийные бедствия, катастрофы, иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, военные действия, террористические акты, массовые беспорядки или изъятие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях у организации коммунального комплекса основных фондов, если любое из этих событий в отдельности или их совокупность повлекли за собой изменение более чем на 10 процентов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса, по сравнению с финансовыми потребностями этой организации, определенными на момент утверждения соответствующей программы. В соответствии с пунктом 5 Правил заявление должно содержать наименование организации, указание на наступление одного или нескольких событий, перечисленных в пункте 2 указанных Правил, наименование тарифов и надбавок, которые требуют корректировки, а также просьбу о принятии заявления к рассмотрению (в случае если пропущен срок, установленный пунктом 4 настоящих Правил). При этом к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наступление событий, указанных в пункте 2 настоящих Правил. Вместе с тем, в заявлении ООО «НОВОГОР-Прикамье» не указано на наступление одного или нескольких событий, перечисленных в пункте 2 настоящих Правил. При этом документов, подтверждающих наступление данных событий к заявлению ООО «НОВОГОР-Прикамье» не приложено. Из пояснений главы Краснокамского городского поселения ФИО4 следует, что при подготовке решения о повышении тарифов учитывались «объективные изменений условий деятельности организации коммунального комплекса - рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый при в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающие размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и следствии двойного изменения стоимости этих ресурсов в течение действия производственной программы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, наступление таких событий как рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый при в расчетах при утверждении тарифов и изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающие размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации не подтверждаются документами, представленными администрацией Краснокамского городского поселения в прокуратуру г. Краснокамска. Соответственно не имеется оснований полагать, что такие события наступили. На основании пункта 3 Правил события и их последствия, указанные в п. 2 Правил, рассматриваются в качестве объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющего на стоимость товаров и услуг данной организации, в случае, если организация коммунального комплекса не смогла предотвратить или повлиять на наступление таких последствий. Таким образом, наличие убытков от реализации утвержденной Производственной программы на ДД.ММ.ГГГГ и соответственно не обеспечение финансовых потребностей ООО «НОВОГОР-Прикамье» для ее реализации при недоказанности событий, указанных в п.2 Правил, не может рассматриваться в качестве объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющего на стоимость товаров и услуг данной организации. Кроме того, события, указанные в п. 2 Правил должны повлечь за собой изменение более чем на 10 процентов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы организации коммунального комплекса, по сравнению с финансовыми потребностями этой организации, определенными на момент утверждения соответствующей программы. При этом расчет убытков КОП ООО «Новогор-Прикамье» был произведен за 9 месяцев 2009года, несмотря на то, что Производственная программа была утверждена не ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, КОП ООО «Новогор-Прикамье» не является организацией, т.е. самостоятельным юридическим лицом. В связи с чем, представленный расчет убытков КОП ООО «Новогор-Прикамье» не может быть принят во внимание при рассмотрении вопроса об объективном изменении условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющего на стоимость товаров и услуг данной организации, учитывая, что организацией коммунального комплекса является ООО «Новогор-Прикамье».
Таким образом, прокурор просил признать незаконным решение Думы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N 161 «О наличии объективного изменения условий деятельности КОП ООО «Новогор-Прикамье».
В связи с тем, что на момент принятия решения Думой Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса (ООО «Новогор-Прикамье»), влияющих на стоимость товаров и услуг этой организации не имелось, решение Думы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № также является незаконным.
По результатам проверки прокуратурой г. Краснокамска были принесены протесты на решения № и №. Кроме того, в Думу Краснокамского городского поселения было внесено предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю об отмене решений № и №.
Решением Думы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении протестов прокурора г. Краснокамска и об отмене решений Думы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О наличии объективного изменения условий деятельности КОП ООО «НОВОГОР-Прикамье», о невозможности КОП ООО «Новогор-Прикамье» повлиять на изменение ее финансовых потребностей для реализации производственной программы, о доступности для потребителей услуг КОП ООО «Новогор-Прикамье», от ДД.ММ.ГГГГ № «О досрочном пересмотре тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для потребителей Краснокамского обособленного подразделения ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» с ДД.ММ.ГГГГ» были удовлетворены протесты прокурора г. Краснокамска и отменены ранее принятые решения Думы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № йот ДД.ММ.ГГГГ №.
С ДД.ММ.ГГГГ вновь действует решение Думы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, которым с ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для потребителей ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья»: на услуги водоснабжения в размере руб./куб. м (без НДС); руб./куб.м (с НДС); на услуги водоотведения и очистки сточных вод в размере руб./куб. м (без НДС); руб./куб. м (с НДС). Перерасчет стоимости услуг за период с января по ДД.ММ.ГГГГ года произведен не был, хотя такой расчет должен быть произведен и сумма необоснованно полученных платежей должна быть зачтена при расчете размера платы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в следующий период. Просил отменить оспариваемые им решения, а также освободить граждан г. Краснокамска от обязанности оплачивать услуги водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод за период с января по ДД.ММ.ГГГГ по тарифам, установленным решением Думы Краснокамского городского поселения № «О досрочном пересмотре тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для потребителей Краснокамского обособленного подразделения ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» с ДД.ММ.ГГГГ».
В судебном заседании прокурор поддерживала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в заявлении. Пояснила, что на решения Думы Краснокамского городского поселения № и № были внесены протесты прокурором г.Краснокамска. Дума, приняв протесты и рассмотрев их, нашла их правомерными и отменила свои решения № и 167. С ДД.ММ.ГГГГ стали применяться тарифы, утвержденные в Решении Думы №, то есть действовавшие на момент изменения тарифов в ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку решения Дума самостоятельно отменила. Оспариваемые решения являются незаконными и должны быть признаны таковыми поскольку оснований для досрочного пересмотра тарифов не было, они ООО «Новогор» не заявлялись. КОП «Новогор-Прикамье» не является юридическим лицом, потому решение вопроса, насколько экономически обоснованным было изменение тарифов для обособленного подразделения юридического лица не относится к вопросу об обоснованности такого тарифа для самого юридического лица. При проведении проверки прокурору по его запросы не были представлены документы, подтверждающие обоснованности досрочного изменения тарифов. Поскольку оспариваемые решения не законны, тарифы, установленные решением Думы № в период, действовавший до отмены решения, применяться не могут.
Представитель ООО «Новогор-Прикамье» Ананина О.Г. с исковыми требованиями прокурора не согласилась. Тариф на услуги водоснабжения, водоотведения, принятый решением Думы №, принятый в ДД.ММ.ГГГГ года, не отвечал экономическим потребностям, программе ООО «Новогор-Прикамье», являлся экономически необоснованным. Данный тариф зависит от величины тарифа, принятого для ООО «Краснокамская районная фильтровальная станция» (Далее ООО «КРФС») решением Думы № от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ решение Думы Краснокамского городского поселения № отменено, поскольку тариф, установленный для ООО «КРФС» признан экономически необоснованным, заниженным. Тариф, установленный для ООО «КРФС» является определяющим для ООО «Новогор-Прикамье», лежит в основе тарифа, установленного для него, в так как весь объем воды ООО «КРФС» продает ООО «Новогор-Прикамье», который транспортирует воду потребителям. С ДД.ММ.ГГГГ после отмены тарифа, установленного для ООО «КРФС» ответчик ООО «Новогор-Прикамье» оказался в условиях необходимости увеличения тарифа, так как, согласно решения Арбитражного суда, тариф для ООО «КРФС» как экономически необоснованный, должен был быть увеличен. Ожидаемый минимальный тариф для ООО «КРФС» составлял рублей за 1 куб.м., а в основе тарифа для ООО «Новогор» от ДД.ММ.ГГГГ заложена цена рублей за 1 куб.м. С ДД.ММ.ГГГГ Дума обсуждала три варианта тарифа для ООО «КРФР», при этом конкретный тариф на могли определить вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, решение Арбитражного суда явилось одним из оснований для обращения в Думу с заявлением о досрочном пересмотре тарифа, что и предусмотрено п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Вторым основанием для обращения с заявлением о досрочном пересмотре тарифа явилось изменение в законодательстве. А именно, согласно Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации было отменено перекрестное субсидирование, то есть установление различных по величине тарифов в зависимости от групп потребителей. Решение Думы № и № от ДД.ММ.ГГГГ, которым были установлены тарифы, допускало перекрестное субсидирование, а потому в целях исполнения Постановления Правительства № ООО «Новогор-Прикамье» вынужден был обратиться с заявлением о досрочном пересмотре тарифов.
Третьим основанием для обращения с заявлением явилось увеличение стоимости топливно - энергетических ресурсов. Установленный предельный максимальный и минимальный уровень тарифов на электрическую энергию, установленный на 2010 год приказом ФСТ по Пермскому краю, ответчиком был заложен в меньшем размере, а именно на уровне 2008 года. Повысилась цена и на топливо.
В заявлении, направленном ООО «Новогор-Прикамье» главе администрации Краснокамского городского поселения, основания для досрочного пересмотра тарифа указаны не в полном объеме. Все основания указаны в пояснительной записке, приложенной к данному заявлению, в том числе как основание указано вступившее в законную силу решение Арбитражного суда об отмене решения Думы №, устанавливающего тариф для ООО «КРФС».
Права потребителей оспариваемыми решениями не нарушены, поскольку установленные ими досрочно тарифы не превышают индексов максимально возможного изменения установленный тарифов – 118%, установленных Постановлением РЭК Пермского края от 24.11.2009 года № 4.
Оснований полагать, что действия Думы Краснкоамского городского поселения не законны, не имеется. Просила отказать прокурору в иске.
Представитель ответчика Думы Краснокамского городского поселения по доверенности Щеткина С.В. с исковыми требованиями прокурора не согласилась. Суду пояснила, что Решения Думы КГП № и № были приняты правомерно, их проекты направлены в прокуратуру г.Краснокамска. Замечаний по проектам высказано не было. Дума, рассмотрев протесты прокурора, пришла к выводу об отмене решений, пойдя по пути наименьшего сопротивления. Отменой решений было прекращено их действие и расчет производился по решению №. Решения № и № не были признаны незаконными, а потому действовали в соответствующий период. Оснований для возложения обязанности произвести перерасчет не имеется. С ДД.ММ.ГГГГ решением Думы вновь были установлены те же тарифы, которые действовали на основании решений Думы № и №. Просила отказать прокурору в иске.
Представитель администрации Краснокамского городского поселения по доверенности Болдина Я.Л. с исковыми требованиями прокурора не согласилась. Суду пояснила, что отмена Думой Краснокамского городского поселения ранее им же принятого решения не является основанием для отмены тарифов, установленных этим решением и действовавшим в спорный период. Дума Краснокамского городского поселения действовала в пределах своей компетенции, при принятии решений № и № Дума Краснокамского городского поселения за пределы переданных ей полномочий не вышла. Тарифы для ООО «КРФС» и для ООО «Новогор-Прикамье» должны устанавливаться одновременно, поскольку тесно взаимосвязаны, так как тариф, устанавливаемый для ООО «КРФС» входит в тариф, устанавливаемый для ООО «Новогор-Прикамье». Потому тарифы пересматривались одновременно. Тариф, принятый оспариваемым решением Думы является экономически обоснованным и соответствует экономическим потребностям и ООО «Новогор-Прикамье» и ООО «КРФС», не нарушает права потребителей – жителей г.Краснокамска. С ДД.ММ.ГГГГ года Дума лишена полномочий по установлению тарифа. С этого момента установлением тарифов занимается РЭК. ДД.ММ.ГГГГ был плановый пересмотр тарифа и он был установлен на том же уровне, что и отмененными решениями Думы. В связи с отменой решений Думы по протесту прокурора, ДД.ММ.ГГГГ года тарифы установлены не были, между ООО «КРФС» и ООО «Новогор-Прикамье» возникли разногласия, которые необходимо было разрешить. Просила отказать прокурору в иске.
Ответчик МУ «Краснокамский расчетно-кассовый центр» своего представителя не направил. Из представленного отзыва следует, что МУ «Краснокамский РКЦ» с исковыми требованиями согласен частично. Указал, что не является исполнителем, предоставляющим услуги гражданам. Не занимается также сбором платежей. Ответчик лишь производит расчет начисленной оплаты за жилищно-коммунальные услуги. С ДД.ММ.ГГГГ начислением услуг водопотребления и водоотведения производится МУП «Водоканал». Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчики ООО «Новогор-Прикамье», управляющим компаниям МУП «Жилсервис», ООО «Янтарь», ООО «Надежда», ООО «Наш дом», ООО «Наш город», ООО УК «Наш город», ООО ПКФ «Уралкомп», ООО «Росо», ООО «РЭП», ООО «Санрайз», ООО «Север», ООО «Территория комфорта», ООО «УК «Западная», ООО УК «Надежда», ООО «АС-Строй», ТСЖ «Энтузиастов, 11а», ТСЖ «Рождественский пр. 3», ТСЖ «Энтузиастов,8», ТСЖ «К.Маркса, 34», ТСЖ «Большевистская, 16», ТСЖ «Комсомольский пр. 24», ТСЖ «50 лет Октября, 5а», НО ТСЖ «Соседи», ТСЖ «Пушкинское», ТСЖ «Коммерсант», ТСЖ «Мой дом», ТСЖ «Калинина, 16», ТСЖ «Гознаковское», ТСЖ «МЖК», НО ТСЖ «МЖК-2», НО ТСЖ «Гознак-1», ТСЖ «Гознак-2», НО ТСЖ «Кама-1», НО ТСЖ «Пальтинское», ТСЖ «Мир-2», ТСЖ «Берег», НО ТСЖ «Норд-1», ТСЖ «Мечта», ТСЖ «Энтузиаст», ТСЖ «Энтузиастов, 10», ТСЖ «Энтузиастов, 20», ТСЖ «Комфорт», ТСЖ «Березка», ТСЖ «Пушкина, 16», ТСЖ «Коммунистическая, 8, Бумажников, 5», ТСЖ «Парковый» о времени и месте рассмотрения дела извещены. Своих представителей для участия в судебном заседании не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Представители МУП «Жилсервис» (л.д. 89), ООО «Гелон» (л.д.143), ООО «Санрайз» (л.д. 145), ТСЖ «Звездная, 10» (л.д. 146) просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Отзыв по иску не направили. Из ранее представленного отзыва ООО «Янтарь» видно, что с заявленными исковыми требованиями согласны. Просили рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований по следующим основаниям.
Исчерпывающий перечень оснований для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса содержится в статье 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К таковым, в частности, относится объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации (п.п.1); вступившее в законную силу решение суда (п.п.6).
Пункт 19 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона раскрывает понятие «объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг)», а именно, это изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом п.9 указанного выше Федерального закона указывает, что досрочный пересмотр тарифов и надбавок может производиться не чаще одного раза в год, за исключением досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи (статьи 14).
В силу п.2 Постановления Правительства РФ от 24.05.2007 N 316 "Об утверждении Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций" к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации, помимо изменений, указанных в пункте 19 статьи 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", относятся стихийные бедствия, катастрофы, иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, военные действия, террористические акты, массовые беспорядки или изъятие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях у организации коммунального комплекса основных фондов, если любое из этих событий в отдельности или их совокупность повлекли за собой изменение более чем на 10 процентов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса, по сравнению с финансовыми потребностями этой организации, определенными на момент утверждения соответствующей программы.
В силу п.3 указанных выше Правил события и их последствия, указанные в пункте 2 настоящих Правил, рассматриваются в качестве объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющего на стоимость товаров и услуг данной организации, в случае, если организация коммунального комплекса не могла предотвратить или повлиять на наступление таких последствий.
В соответствии с п.4 Правил при наступлении событий и последствий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, организация коммунального комплекса вправе в течение 30 календарных дней с даты наступления (завершения) указанных событий направить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и (или) орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования), заявление о досрочном пересмотре тарифов и надбавок в связи с объективным изменением условий ее деятельности, влияющим на стоимость ее товаров и услуг. Заявление в случае подачи позже установленного срока может быть принято к рассмотрению, если причины опоздания будут признаны органом регулирования уважительными.
Пункт 5 Правил определяет порядок написания заявления о досрочном пересмотре тарифов в случаях, установленных Правилами. А именно, заявление должно содержать наименование организации, указание на наступление одного или нескольких событий, перечисленных в пункте 2 настоящих Правил, наименование тарифов и надбавок, которые требуют корректировки, а также просьбу о принятии заявления к рассмотрению (в случае если пропущен срок, установленный пунктом 4 настоящих Правил). К заявлению прилагаются: документы, подтверждающие наступление событий, указанных в пункте 2 настоящих Правил; расчеты, подтверждающие изменение финансовых потребностей организации коммунального комплекса, а также предварительные расчеты размеров тарифов и надбавок, предлагаемых к установлению; иные документы, которые, по мнению организации коммунального комплекса, подтверждают необходимость досрочного пересмотра указанных в заявлении тарифов и надбавок в связи с объективным изменением условий ее деятельности, влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации.
При этом п.6 и 7 Правил обязывает орган регулирования рассматривать заявление с приложенными к нему документами в течение 20 календарных дней с даты его получения, и принять по результатам его рассмотрения одно из следующих решений: о наличии или отсутствии объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, приведших к изменению финансовых потребностей организации коммунального комплекса; о возможности или невозможности организации коммунального комплекса повлиять на изменение ее финансовых потребностей или предотвратить такое изменение.
Судом установлено, что решением Думы Краснокамского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О наличии объективного изменения условий деятельности КОП «ООО «Новогор-Прикамье», о невозможности КОП ООО «Новогор-Прикамье» повлиять на изменений ее финансовых потребностей для реализации производственной программы, о доступности для потребителей услуг КОП ООО «Новогор-Прикамье» было установлено наличие объективного изменения таких условий, которые привели к изменению финансовых потребностей; о доступности для потребителей услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (л.д. 107 том 1).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном пересмотре тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для потребителей Краснокамского обособленного подразделения ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» с ДД.ММ.ГГГГ», утверждены и введены в действие при досрочном пересмотре с ДД.ММ.ГГГГ для потребителей Краснокамского обособленного подразделения следующие тарифы: тариф на услуги водоснабжения в размере рубля за 1 куб.м. (без НДС); рублей за куб.м. (с НДС); тариф на услуг и водоотведения и очистки сточных вод в размере рублей куб.м.. (без НДС); рубля за куб. (с НДС) (л.д. 46 том 2).
Основанием для досрочного пересмотра тарифов послужило заявление ООО Новогор-Прикамье» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66 том 3), в котором содержится просьба, адресованная Главе администрации Краснокамского городского поселения принять решение о наличии объективного изменения условий деятеьности ООО «Новогор-Прикамье», приведших к изменению финансовых потребностей для реализации Производственной программы, и о досрочном пересмотре тарифов ООО «Новогор-Прикамье» на услуги водоснабжения, водоотведения, очистке сточных вод с ДД.ММ.ГГГГ. При этом заявление содержит указание на перечень приложенных к нему документов, подтверждающих наличие таких условий. А именно, к заявлению, согласно указаний в нем, приложена пояснительная записка, в которой содержится информация об убытках, прибыли ООО «Новогор-Прикамье», указание на рост инфляции, а также на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым был признан недействующим тариф для 1 группы потребителей для ООО «КРФС», то есть тарифа, по которому ООО «Новогор-Прикамье» приобретает о ООО «КРФС» питьевую воду (л.д. 67-69).
Таким образом, по мнению суда, заявление ООО «Новогор-Прикамье» содержало информацию об основаниях досрочного пересмотра тарифа.
Суд признает несостоятельными доводы представителя ответчика ООО «Новогор-Прикамье» о наличии такого основания для досрочного пересмотра тарифа, как изменение действующего законодательства, поскольку такое изменение, по смыслы п.19 ст.2 и п.п.1 п.1 ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ должно иметь место в период действия тарифа, который необходимо пересмотреть досрочно. Однако, то изменение в законодательстве, на которое ссылался представитель истца в судебном заседании – Постановление Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, отменившего перекрестное субсидирование с 01.-01.2004 года, произошло задолго до установление решением Думы Краснокамского городского поселения тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ, а потому не может являться основанием для досрочного изменений тарифа.
Суд признает не доказанным ответчиками наличия такого обстоятельства, послужившего по их мнению основанием для досрочного пересмотра тарифа, как рост инфляции, изменение тарифа на топливно-энергетические ресурсы, поскольку суду не представлено доказательств того, что имевший место рост инфляции превышал в период действия тарифа, установленного решением №, уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, а также доказательств того, что изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышало размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. От представления таких доказательств ответчики отказались.
Вместе с тем, заявленное ООО «Новогор-Прикамье» основание – вступившее в законную силу решение суда, является обоснованным и влекущим досрочное изменение тарифа на услуги водоснабжения, водоотведение.
Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ9 года было признано не действующим в части установления тарифа для 1 группы потребителей решение Думы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения для потребителей ООО «КРФС» (л.д. 168-174 том 1). Исходя из мотивировочной части указанного решения, в расчет тарифа, установленного оспариваемым решением №, производственная программа ООО КРФС» не включена, применен метод индексации; средневзвешенный тариф на 2009 год понизился по сравнению со средневзвешенным тарифом 2008 года на 17,4%. Кроме того, судом был установлен факт перекрестного субсидирования и несоответствия оспариваемого решения, в связи с этим, Постановлению Правительства РФ № 609 от 21.08.2001 года (л.д.172-173 том 1).
Участником рассмотрения указанного выше заявления ООО «КРФС» являлся и ООО «Новогор-Прикамье», привлеченный заявителем в качестве третьего лица.
Поскольку, исходя из решения Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ, тариф, установленный решением Думы № от ДД.ММ.ГГГГ для первой группы потребителей (население) признан экономически необоснованным, не соответствующим производственной программе и решение Думы в этой части было признано не действующим, решение вступило в законную силу, у ООО «Новогор-Прикамье» появилась необходимость обращения к органу регулирования с заявлением о досрочном пересмотре тарифа.
Данное решение Арбитражного суда Пермского края имеет прямое и непосредственное отношение к деятельности ООО «Новогор-Прикамье», поскольку тариф, устанавливаемый для ООО «Новогор-Прикамье», включает в себя в качестве одного из основополагающих компонентов тариф, установленный для ООО «Краснокамская фильтровальная станция».
То обстоятельство, что тарифное дело, представленное органу регулирования для решения вопроса о досрочном пересмотре тарифа, содержало весь необходимый и достаточный объем документов, соответствующих действующему законодательству, подтверждается заключением эксперта ООО «Уралаудит» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 107 том 2). Кроме того, указанным заключением подтверждаются доводы ответчиков об экономической необоснованности тарифа, установленного решением Думы КГП № от ДД.ММ.ГГГГ, и обоснованности тарифа, установленного оспариваемыми решениями (л.д. 97-115 том 2).
Решения о досрочном пересмотре тарифов и для ООО «Новогор-Прикамье» и для ООО «КРФС» Думой приняты в один и тот же день – ДД.ММ.ГГГГ (№ и № соответственно (л.д. 143 том 2)), так же, как и тариф, ранее действовавший, установленный решениями Думы № и № от ДД.ММ.ГГГГ; обсуждение вопроса о пересмотре тарифа для обоих организаций проходило одновременно, что видно из представленных протоколах заседания Думы КГП (л.д. 70, 71, 83 том 3; 137142 том 2), при этом, как одно из оснований для такого пересмотра обсуждалось решение Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление о досрочном пересмотре тарифа, поданное ООО «Новогор-Прикамье», содержит указание на наличие объективных условий деятельности не КОП «Новогор-Прикамье», а самого юридического лица – поставщика воды населению г.Краснокамска – ООО «Новогор-Прикамье». Именно этот вопрос и был предметом обсуждения на заседаниях Думы Краснокамского городского поселения.
При решении вопроса о критерии доступности тарифа для потребителей - населения г.Краснокамска, суд учитывает, что размер тарифа, установленный оспариваемым решением, соответствовал Постановлению Региональной энергетической комиссии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 81-84 том 3), установившему индекс максимально возможного изменения тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод для Краснокамского городского поселения на ДД.ММ.ГГГГ год – , что прокурором не оспаривалось.
Таким образом, права граждан г.Краснокамска оспариваемыми решениями Думы Краснокамского городского поселения не нарушены.
На указанные решения Думы Краснокамского городского поселения прокурором г.Краснокамска были принесены протесты об отмене решений Думы № и № (л.д. 14-18, 24-28 том 1).
Решением Думы Краснокамского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ протесты прокурора г.Краснокамска были удовлетворены. Оба решения отменены (л.д. 23 том 1).
Данное Решение было опубликовано в газете «Вечерний Краснокамск» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32 том 1).
С момента опубликования стали действовать тарифы, установленные Решением Думы Краснокамского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, следующие тарифы: на услуги водоснабжения: руб./куб.м (без. НДС), руб./куб.м (с НДС), на услуги водоотведения и очистке сточных вод: руб./куб.м (без НДС), руб. за куб.м (с НДС) (л.д. 46 том 1; 12, 13 том 3).
В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции действующей до вступления в силу Федерального закона № 152-ФЗ от 02.07.2010 г., далее по тексту - Закон № 210-ФЗ) органы местного самоуправления наделены полномочиями устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Положением «О порядке регулирования тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод», утвержденным решением Думы Краснокамского городского поселения от 29 ноября 2006 года № 112, принятие решений об установлении или изменении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относилось к компетенции Думы Краснокамского городского поселения.
Таким образом, Дума Краснокамского городского поселения при решении вопроса о досрочном пересмотре тарифов действовала в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (п. 1 ст. 47 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Устава Краснокамского городского поселения, утвержденного решением Думы Краснокамского городского поселения от 01.12.2005 г. № 12 «Об Уставе Краснокамского городского поселения», правовые акты поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования.
Решения Думы № и № были опубликованы в установленном Уставом порядке, как и решение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая требования прокурора о признании незаконными решения Думы Краснокамского городского поселения № и №, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения Думой приняты в пределах компетенции, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, не нарушают права граждан г.Краснокамска по вышеизложенным основаниям; процедура обращения в орган регулирования ответчиком ООО «Новогор-Прикамье» соблюдена; у органа регулирования имелись правовые основания для досрочного пересмотра действующего тарифа. Потому суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Прокурору г.Краснокамска, Пермского края в удовлетворении иска к Думе Краснокамского городского поселения, администрации Краснокамского городского поселения, ООО «НОВОГОР-Прикамье», МУ «Краснокамский расчетно-кассовый центр», ООО «ПКФ «Уралкомп», МУП «Жилсервис» об оспаривании нормативного правового акта, об освобождении граждан г.Краснокамска от обязанности оплачивать услуги водоснабжения и очистке сточных вод по досрочно установленным тарифам, отказать в полном объеме.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд, Пермского края в течение десяти дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Харитонова Е.Б.