ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 28.07.2016 Усть-алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

№ 2-ТАа-211/16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Ытык-Кюель «28» июля 2016 г.

Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Р.Д., с участием административного истца помощника прокурора Таттинского района ФИО2 и административного ответчика представителя Администрации МР «Таттинский улус» РС (Я) ФИО5, при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Таттинского района к администрации муниципального района «Таттинский улус» о понуждении совершить определенные действия - обязать разработать и принять административные регламенты оказания муниципальных услуг по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Таттинского улуса, а также по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Таттинского района обратился в суд <данные изъяты> с административным исковым заявлением <данные изъяты>;в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному району «Таттинский улус» (далее - МР «Таттинский улус») о признании незаконным бездействие администрации МР «Таттинский улус», и обязать разработать и принять административные регламенты оказания муниципальных услуг по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Таттинского улуса, а также по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса в срок до 20.07.2016 г.

Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Таттинского района проведена проверка соблюдения администрацией МР «Таттинский улус» требований в сфере жилищного строительства администрацией МР «Таттинский улус». Проверка установила, что на территории МР «Таттинский улус» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют административные регламенты предоставления администрацией МР «Таттинский улус» муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Таттинского района ФИО2 полностью поддержал заявленные исковые требования, пояснил, что прокурором был заявлен протест с требованием изменить вышеуказанные административные регламенты в связи с тем, что данные административные регламенты не соответствуют требованиям законодательства по причине противоречия описаниям процедур ,60,61 и 127 исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление было обусловлено письмом Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы МР «Таттинский улус» и вторым сведением было направлено для сведения Прокурору РС (Я) ФИО3 об устранении нарушений градостроительного законодательства, данное письмо было подписано руководителем ФИО4 о приведении административных регламентов, где администрации МР «Таттинский улус» было предложено о необходимости запланирования мероприятий по разработке и утверждению административных регламентов со сроком окончательного утверждения административных регламентов не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако, МР «Таттинский улус» имея на руках данное письмо, ДД.ММ.ГГГГ признали административный регламент утратившим силу. Включая по день рассмотрения судебного засдания, администрацией МР «Таттинский улус» административные регламенты, соответствующие требованиям градостроительного законодательства и описаниям процедур исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, не разработаны и не приняты. В связи с чем, просил признать бездействие администрации МР «Таттинский улус» незаконным и обязать администрацию МР «Таттинский улус» разработать и принять административные регламенты оказания муниципальных услуг по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Таттинского улуса, а также по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Представитель администрации МР «Таттинский улус» ФИО5 в судебное заседание административный иск не признала и пояснила, что в соответствии с Законом РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ 1367-З -V «О закреплении за сельскими поселениями РС (Я) вопросов местного значения» вопросы местного значения, установленные п. 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения) в части 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены за сельскими поселениями. Считает, что данные вопросы, изложенные в исковом заявлении подлежат разрешению поселениями, законом РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ 173-З -III «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований РС (Я)» на территории муниципального района «Таттинский улус» межселенные земли не образованы, вся территория муниципального района поделена между поселениями.

Допрошенный свидетель ФИО6 пояснил, что административный регламент отсутствует, по данному исковому заявлению разрешение на ввод строительства выдаются поселениями, межселенных территорий в МР «Таттинский улус» не имеется.

Выслушав мнения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, изучив представленные в суде доказательства, суд приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном статьи 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Таттинского района заявлен протест на незаконный нормативный акт на имя главы администрации МР «Таттинский улус», а именно на административный регламент предоставления администрацией муниципального района «Таттинский улус» муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса, утвержденный постановлением главы администрации МР «Таттинский улус» от ДД.ММ.ГГГГп, а также на административный регламент предоставления администрацией муниципального района «Таттинский улус» муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Таттинского улуса, утвержденный постановлением главы администрации МР «Таттинский улус» от ДД.ММ.ГГГГп.

Как следует из письма Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ, Административный регламент МР «Таттинский улус» признан не соответствующим описанию процедур Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства и требованиям действующего градостроительного законодательства и предложено МР «Таттинский улус» о необходимости запланирования мероприятий по разработке и утверждению административных регламентов со сроком не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации МР «Таттинский улус» от ДД.ММ.ГГГГ-п вышеназванные опротестованные прокурором нормативные правовые акты признаны утратившими силу. На требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ с исх. о предоставлении в прокуратуру административного регламента предоставления администрацией муниципального района «Таттинский улус» муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Таттинского улуса, и административного регламента предоставления администрацией муниципального района «Таттинский улус» муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса администрация направило письмо о том, что указанные административные регламенты утратили силу на основании ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Между тем, согласно части 2 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

Таким образом, судом установлено, что на день рассмотрения административного иска прокурора администрацией МР «Таттинский улус» административные регламенты оказания муниципальных услуг по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Таттинского улуса, а также по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса не разработаны.

Отсутствие административных регламентов оказания муниципальных услуг по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Таттинского улуса, а также по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса нарушает права граждан Таттинского района, а также права субъектов предпринимательской деятельности, которым могут потребоваться данные муниципальные услуги в сфере жилищного строительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального район вправе решать вопросы, указанные в части данной статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из них компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Статьей 6 устава МР «Таттинский улус» установлено, что органы местного самоуправления вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия), в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, администрация МР «Таттинский улус» вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия), в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Согласно пункту 3 части 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территории двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 644-З -IV «О градостроительной политике в Республике Саха Якутия» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.

Таким образом, администрацией МР «Таттинский улус», несмотря на отсутствие межселенных территорий, административные регламенты оказания муниципальных услуг по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Таттинского улуса, а также по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса должны быть разработаны и приняты.

В соответствии с частью 1 статьи 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом. В случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим Кодексом, они назначаются судом. Суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности.

В данном конкретном случае, установление 2-х месячного срока после вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия) в не принятии административного регламента оказания муниципальных услуг по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Таттинского улуса, а также по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса.

Обязать администрацию муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия) разработать и принять административные регламенты оказания муниципальных услуг по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Таттинского улуса, а также по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, отдельные этапы строительства) объектов капитального строительства на территории Таттинского улуса в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Р.Д. Жиркова

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.