Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№2-2746-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2010 года г.Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Назимова П.С., при секретаре Лавриной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайдаровой Н.М. к ОАО «ТГК-14» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец Шайдарова Н.М. просит признать неправомерным начисление и взимание ОАО «ТГК-14» платы за тепловую энергию за период года, когда отопление жилых помещений не проводится; обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление и вернуть ей неправомерно полученные денежные средства за отопление в летние месяцы за период с 01 апреля 2006 года по день принятия судом решения; взыскать стоимость услуг представителя в размере ____ руб.; стоимость судебных расходов в размере ____ руб.; компенсацию морального вреда в размере ____ руб. Исковые требования мотивированы следующим. ОАО «ТГК-14» неправомерно начисляет и взимает плату за тепловую энергию за 12 месяцев в году, в то время как истец использует тепловую энергию для отопления жилого помещения только в период отопительного сезона. Согласно ст. 544 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в РФ» оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Договор энергоснабжения заключенный между истцом и ответчиком, не определяет порядок расчетов за тепловую энергию. Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральном законом. В пункте 7.3.3 Методики учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23 февраля 1999 года предусмотрено, что организации теплоснабжения должны вести раздельный учет тепловой энергии на теплоснабжение и тепловой энергии. Необходимость ведения такого учета обусловлена неравномерностью предоставления этих услуг: центральное отопление – в течение отопительного сезона, горячее водоснабжение – круглогодично. Ведение раздельного учета, и соответственно взимание платы за каждую из этих услуг в период, когда она оказывается, создает объективные условия для нормальных финансовых взаимоотношений с потребителями. Согласно п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, потребитель имеет право быть освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период их временного отсутствия. Договором энергоснабжения, заключенным между истцом и ответчиком, оплата тепловой энергии в летние месяцы не предусмотрена. Согласно п. 61 названных Правил гражданам при перерывах в предоставлении коммунальных услуг, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных, общих приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг. В летние месяцы отопление жилых помещений не осуществляется, на теплосетях проводятся профилактически работы, следовательно плата за отопление должна быть уменьшена на размер стоимости непредоставленной услуги отопления.
Определением суда по ходатайству истца к участию в деле привлечены Республиканская служба государственной жилищной инспекции, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебное заседание истец Шайдарова Н.М. не явилась, о рассмотрении дела извещена. Представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Давыдова В.П.
Представитель истца Давыдов В.П., действующий на основании доверенности от 05 июля 2010 года, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ОАО «ТГК-14» по доверенности Брянская А.Г. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (Приложение) утверждена формула определения норматива отопления с делением на 12 месяцев. Согласно решению Городской комиссии по ценам и тарифам Администрации г.Улан-Удэ от 10 января 2003 года № 1/3 «Об утверждении ставок платы за жилищно-коммунальные услуги для населения г.Улан-Удэ» расчеты за услуги по центральному отоплению производятся равными долями в течение календарного года. Поэтому считает, что действия ОАО «ТГК-14» по начислению и взиманию оплаты в летние месяцы являются обоснованными и действующему законодательству не противоречат. Просила в иске отказать.
Представитель 3-го лица Республиканской службы государственной жилищной инспекции Наумова Л.А., действующая на основании доверенности от 24 июня 2010 года, пояснила, что в полномочия Службы вопросы расчета, перерасчета, оплаты за коммунальные услуги не входят. Расчеты за услуги по центральному отоплению производятся ОАО «ТГК-14» равными долями в течение календарного года на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия в судебное заявление не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Балачук С.А. суду пояснила, что действия ОАО «ТГК-14» по начислению и взиманию оплаты за тепловую энергию за период года, когда отопление жилых помещений не проводится, являются правомерными, основанными на нормах действующего законодательства. Согласно решению Городской комиссии по ценам и тарифам Администрации г.Улан-Удэ от 10 января 2003 года № 1/3 «Об утверждении ставок платы за жилищно-коммунальные услуги для населения г.Улан-Удэ» расчеты за услуги по центральному отоплению производятся равными долями в течение календарного года.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 размер оплаты за полученную тепловую энергию может определяться исходя из фактических объемов потребления, определяемых с использованием показаний приборов учета. Указанные приборы учета могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
В случае отсутствия индивидуальных приборов учета в помещениях многоквартирного жилого дома для осуществления размера оплаты за коммунальные услуги используются показания коллективных (общедомовых) приборов учета.
При отсутствии у потребителей как индивидуальных, так и коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления данных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку теплосчетчик в квартире истца отсутствует, то начисление производится по нормативу потребления тепловой энергии , который определяется в порядке, установленном Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306.
Норматив потребления – это месячный объем (количество) потребления тепловой энергии потребителем. Он определяется по формуле, содержащейся в указанных Правилах № 306. Данная формула предусматривает распределение количества потребленной тепловой энергии равномерно в целом на весь календарный год (т.е. 12 месяцев), а не иной период (например, отопительный сезон, продолжительность которого составляет менее 12 месяцев).
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений установлен решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 05 декабря 2003 года № 466-51 и составляет 0,0233 Гкал на кв.м. в месяц.
Решением Городской комиссии по ценам и тарифам Администрации г.Улан-Удэ от 10 января 2003 года № 1/3 «Об утверждении ставок платы за жилищно-коммунальные услуги для населения г.Улан-Удэ» расчеты за услуги по центральному отоплению производятся равными долями в течение календарного года.
Таким образом, при установлении размера ставок оплаты за отопление учтено, что фактически отопление в летние месяцы не осуществляется. Данные ставки оплаты подразумевают внесение ежемесячных равномерных платежей за отопление вне зависимости от того, осуществлялось ли в текущем месяце отопление жилого помещения.
Действующим законодательством наряду с оплатой за фактически потребленное тепло в период отопительного сезона, предусмотрена оплата тепловой энергии в расчете за год, а не исключительно за период отопительного сезона.
С учетом изложенного, доводы истца о неправомерном начислении ОАО «ТГК-14» оплаты за отопление в течение всего календарного года являются несостоятельными. Следовательно, требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шайдаровой Н.М. к ОАО «ТГК-14» о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья Назимова П.С.