26-й гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
26-й гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2011 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Данилова А.В., при секретаре Сербжинской А.П., с участием заявителя ФИО8 ФИО1 третьего лица ФИО9 ФИО2 представителей Главы администрации города Байконур ФИО10 ФИО3 и ФИО11 ФИО4 представителя режимной комиссии администрации г. Байконур (далее режимная комиссия) ФИО12 ФИО5 в открытом судебном заседании, в военном суде, рассмотрев гражданское дело по заявлению ФИО8 ФИО1 об оспаривании решения режимной комиссии, утвержденного Главой администрации города Байконур, связанного с отказом в даче разрешения на постоянное проживание в городе Байконур,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8 ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения режимной комиссии, которым ему и членам его семьи отказано в даче разрешения на постоянное проживание в г. Байконур по адресу:
В обоснование своих требований ФИО8 указал, что с 2009 года он и члены его семьи постоянно проживают и зарегистрированы по месту пребывания по вышеуказанному адресу, где нанимателем является его мать ФИО9 ФИО2 зарегистрированная там по месту жительства, с которой ведётся общий бюджет и совместно оплачиваются коммунальные услуги. При этом сам заявитель и члены его семьи другого места жительства, недвижимого имущества и регистрации по месту жительства не имеют.
Как далее указал ФИО8, в настоящее время он осуществляет трудовую деятельность на постоянной основе в Отделении Пенсионного фонда РФ г. Байконур, откуда имеется ходатайство в режимную комиссию о разрешении заявителю постоянного проживания в г. Байконур. Кроме того, заявитель с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год был постоянно зарегистрирован и проживал в г. Байконур, а в ДД.ММ.ГГГГ году был снят с регистрационного учёта по месту жительства в связи с убытием в для осуществления трудовой деятельности. Вместе с тем, заявитель и члены его семьи не отселялись с комплекса «Байконур» и, являясь гражданами Республики Казахстан, не претендуют на получение жилья на территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО8 обратился в режимную комиссию Администрации г. Байконур с заявлением о разрешении постоянного проживания (регистрации по месту жительства) ему и членам его семьи в г. Байконур по вышеуказанному адресу, однако решением режимной комиссии, утвержденным Главой администрации г. Байконур (протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ г.), ему в этом было отказано.
Не соглашаясь с данным решением режимной комиссии и считая его незаконным, ФИО8 ФИО1 просил суд:
- признать решение режимной комиссии, утвержденное Главой администрации г. Байконур (протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ г.), в части отказа заявителю и членам его семьи (супруге и сыну) в разрешении постоянного проживания в г. Байконур незаконным;
- обязать режимную комиссию и Главу администрации г. Байконур разрешить постоянное проживание в г. Байконур по адресу: ему и членам его семьи.
В судебном заседании ФИО8 ФИО1 поддержал требования заявления по изложенным в нем основаниям, кроме того пояснив, что данным решением режимной комиссии нарушается его право на выбор места постоянного жительства в г. Байконур, предусмотренное Конституцией РФ. Помимо этого, возможно в будущем может возникнуть необходимость постоянного ухода за больной матерью, а также отсутствие разрешения на постоянное проживание и регистрации по месту жительства в г. Байконур может повлиять на его пенсионные права. Кроме того, по мнению заявителя, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, ограничивающее постоянное проживание граждан на территории города Байконур, не ратифицировано Российской Федерацией, в связи с чем не подлежит применению.
Третье лицо ФИО9 ФИО2 - мать заявителя, поддержала требования ФИО8 ФИО1
Третье лицо ФИО8 ФИО6 - супруга заявителя, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыла, в своём заявлении просила рассмотреть дело без своего участия, при этом также поддержала требования заявления.
Представители Главы администрации г. Байконур ФИО11 ФИО4 и ФИО10 ФИО3 требования заявления не признали, пояснив, что в соответствии со ст. 14 действующего Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, на территории города Байконур устанавливается особый режим безопасного функционирования объектов космодрома «Байконур», предприятий и организаций, а также проживания граждан, включающий ограничение на постоянное проживание граждан на его территории.
Согласно Положению о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения на въезд и проживание в городе Байконур, утверждённому постановлением Главы городской администрации от 24.05.2002 г. № 231, постоянное проживание граждан в городе ограничивается, а решение на постоянное проживание граждан на его территории в каждом конкретном случае принимается режимной комиссией и утверждается Главой администрации города Байконур, исходя из принципов законности, обоснованности и необходимости постоянного проживания граждан в городе Байконур (пункт 4.1. Положения), а также в исключительных случаях исходя из принципа необходимости и целесообразности пребывания граждан в городе Байконур (пункт 4.13. Положения). В соответствии с указанными пунктами Положения режимная комиссия в пределах своих полномочий приняла оспариваемое решение в отношении ФИО8 и членов его семьи, не найдя оснований для разрешения последним постоянного проживания в г. Байконур.
Помимо этого, представители Главы администрации г. Байконур пояснили, что решение режимной комиссии, утвержденное Главой администрации г. Байконур (протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ г.) каких-либо прав заявителя и членов его семьи не нарушает, поскольку в настоящее время в отношении последних действует утвержденное Главой администрации г. Байконур решение режимной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. (протокол № №) о разрешении ФИО8 ФИО1 и членам его семьи проживания в г. Байконур по указанному им адресу до ДД.ММ.ГГГГ года, на основании которого им оформлена регистрация по месту пребывания на указанный срок.
Представитель режимной комиссии администрации г. Байконур ФИО12 ФИО5 в суде также не признал требования заявления ФИО8 ФИО1 при этом, представив соответствующие документы, поддержал доводы представителей Главы администрации г. Байконур.
Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что требования заявителя необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в суде и следует из исследованных материалов дела, граждане Республики Казахстан ФИО8 ФИО1 его жена ФИО8 ФИО6. и сын ФИО7 на основании утвержденного Главой администрации г. Байконур решения режимной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. (протокол № №) проживают в г. Байконур по адресу: , имея при этом регистрацию по месту пребывания на срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Нанимателем указанного жилого помещения является мать заявителя - ФИО9 ФИО2 зарегистрированная по указанному адресу по месту жительства.
В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО8 ФИО1 работающий в Отделении Пенсионного фонда РФ г. Байконур в должности главного специалиста-эксперта юридической группы, обратился в администрацию г. Байконур о разрешении ему и членам его семьи постоянного проживания (регистрации по месту жительства) в г. Байконур.
Решением режимной комиссии, утвержденным Главой администрации г. Байконур (протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ г.) ФИО8 ФИО1 и членам его семьи (супруге и сыну) отказано в даче разрешения на постоянное проживание в г. Байконур в соответствии с п.п. 4.1. и 4.13. Положения о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения на въезд и проживание в городе Байконур, в связи с отсутствием для этого оснований и действием утвержденного Главой администрации г. Байконур решения режимной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол № №).
Оценивая законность и обоснованность вышеуказанного решения режимной комиссии, утвержденного Главой администрации г. Байконур (протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ г.), суд исходит из следующего.
Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определен приоритет международного договора над национальным законодательством, т.е. если международным договором с участием Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора.
Пунктом 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года (далее - Соглашение), на территории города Байконур устанавливается особый режим безопасного функционирования, который, в частности, включает ограничение на постоянное проживание граждан на его территории.
В соответствии с положениями ст. 26 указанного Соглашения, оно вступило в силу 19 января 1999 года, с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и в качестве составной части входит в систему действующего российского законодательства. (См. н-р: Решение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2001 года № ГКПИ01-1758, 2001-1794).
В этой связи суд отвергает довод заявителя о том, что данное Соглашение не подлежит применению, поскольку не ратифицировано Российской Федерацией.
Как следует из ст.ст. 6 и 7 вышеуказанного Соглашения, Администрация города Байконур это органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации. Глава городской администрации утверждает схемы управления отраслями городского хозяйства, социальной сферы, организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан.
Условия особого режима пребывания в городе Байконур оформляются в виде отдельного документа, который доводится администрацией города до всех предприятий, организаций, представительств и других хозяйствующих субъектов (п. 3 ст. 14 Соглашения).
Таким документом является Положение об условиях особого режима пребывания в городе Байконур от 17 апреля 1998 года (Условия особого режима), разработанные и согласованные всеми заинтересованными должностными лицами и органами космодрома «Байконур».
Согласно п. 11 Условий, выдача разрешения на въезд и проживание в городе Байконур возлагается на режимную комиссию, созданную по решению Главы городской администрации и действующую в соответствии с «Положением о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения на въезд и проживание в г. Байконур».
В разделе 3 указанного Положения о режимной комиссии, утвержденного постановлением Главы администрации г. Байконур от 24 мая 2002 года № 231 (с последующими изменениями), приведен исчерпывающий перечень оснований для проживания граждан на территории города Байконур.
В разделе 4 данного Положения установлены ограничения на проживание граждан на территории города. Так, пунктами 4.1. и 4.13., со ссылкой на которые режимная комиссия отказала заявителю и членам его семьи в постоянном проживании в г. Байконур, установлено, что решение на постоянное проживание граждан на его территории в каждом конкретном случае принимается режимной комиссией и утверждается Главой администрации города Байконур, исходя из принципов законности, обоснованности и необходимости постоянного проживания граждан в городе Байконур (пункт 4.1. Положения), а также в исключительных случаях исходя из принципа необходимости и целесообразности пребывания граждан в городе Байконур (пункт 4.13. Положения).
Таким образом, согласно перечисленным нормам действующего законодательства, в г. Байконур установлен особый режим пребывания граждан. Разрешение на постоянное проживание в г. Байконур, как и постоянная регистрация, предоставляется в строго определенных случаях. Кроме того, такие разрешение и регистрация могут быть предоставлены по отдельному решению режимной комиссии, принимаемому в каждом отдельном случае, исходя из необходимости работы гражданина на космодроме «Байконур». Остальные граждане, в том числе и члены семьи, проживают в г. Байконур по временному разрешению.
Из буквального содержания указанных норм в их системной взаимосвязи следует, что выдача разрешений на въезд и проживание соответствующей категории лиц в городе Байконур, является правом режимной комиссии, а не ее обязанностью.
Исходя из изложенного и анализа норм вышеприведённых Соглашения, Условий особого режима и Положения о работе режимной комиссии также следует, что у заявителя, несмотря на все его доводы, отсутствует охраняемое законом право и интерес требовать, а у ответчиков - обязанность выдавать заявителю разрешение на въезд и постоянное проживание в городе Байконур.
Согласно выписке из протокола № № от ДД.ММ.ГГГГ года заседания режимной комиссии, ФИО8 и членам его семьи, в строгом соответствии с их заявлением от ДД.ММ.ГГГГ г., было разрешено проживание по месту пребывания (временная регистрация) в городе Байконур на срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
При этом, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что какие-либо права ФИО8 и членов его семьи, в том числе и право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, несмотря на утверждение заявителя об обратном, оспариваемым решением № № от ДД.ММ.ГГГГ г. режимная комиссия и Глава администрации города Байконур не нарушали, поскольку заявитель с членами семьи проживал и продолжает проживать со своей семьей в избранном им месте в городе Байконур по адресу: , имея при этом регистрацию по месту пребывания на срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Довод ФИО8 о нарушении его права на выбор постоянного места жительства в г. Байконур суд находит надуманным по изложенным выше основаниям.
Что касается доводов заявителя о том, что возможно в будущем может возникнуть необходимость постоянного ухода за больной матерью, а также отсутствие разрешения на постоянное проживание и регистрации по месту жительства в г. Байконур может повлиять на его пенсионные права, то данные доводы носят предположительный характер, а потому не могут быть учтены при вынесении решения по делу, поскольку, как установлено в суде, в настоящее время мать заявителя трудоспособна, инвалидности не имеет, работает в ГУП «ПЭО «Байконурэнерго», а сам ФИО8 не достиг пенсионного возраста и права на получение трудовой пенсии не имеет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение режимной комиссии, утвержденное Главой администрации г. Байконур (протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ г.) об отказе в даче разрешения ФИО8 и членам его семьи на постоянное проживание в г. Байконур, принято в соответствии с законом в пределах полномочий ответчиков и какие-либо права, либо свободы заявителя и членов его семьи не нарушает.
Что касается того факта, что заявитель работает в Отделении Пенсионного фонда РФ г. Байконур по трудовому договору, заключённому на неопределённый срок, то данное обстоятельство также не может служить безусловным основанием для предоставления ФИО8 и членам его семьи разрешения на постоянное проживание в г. Байконур, поскольку данный трудовой договор может быть в любое время прекращен по различным основаниям, в том числе по инициативе заявителя. При этом ходатайство Управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ г. Байконур также обязательного для режимной комиссии характера не имеет.
Не имеет определяющего значения для принятия решения режимной комиссией и факт наличия регистрации по месту жительства в г. Байконур у матери заявителя, а также факт проживания и регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год в г. Байконур самого заявителя, поскольку ФИО8 в ДД.ММ.ГГГГ году добровольно изменил своё место жительства, снявшись с регистрационного учёта в г. Байконур, и ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. имел регистрацию по месту жительства в Республики Казахстан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО8 ФИО1 об оспаривании решения режимной комиссии, утвержденного Главой администрации города Байконур, связанного с отказом в даче разрешения на постоянное проживание в городе Байконур - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.В. Данилов
Верно
Судья А.В. Данилов
Секретарь судебного заседания А.П. Сербжинская