ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 29.06.2011 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 

29 июня 2011 года г. Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

при секретаре Жидкове М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Саратовской области о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области»,

установил:

прокурор Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области».

В обоснование заявленных требований, указывает, что пунктом 2 оспариваемого постановления утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области (далее - Требования), при утверждении которых Правительством области не были соблюдены требования законодательства к процедуре издания нормативных актов данного вида. Утвержденные Требования регламентируют хозяйственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения в результате техногенного воздействия человека.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе» проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, являются объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня.

Полагает, что анализ постановления Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П свидетельствует о том, что утвержденные им Требования содержат нормы технического и правового характера (технические требования к обустройству и проведению производственных процессов, к оснащению производственного оборудования и т.д.), а также инструктивно-методического характера (рекомендуемые и разрешаемые мероприятия), что предполагает необходимость проведения по ним государственной экологической экспертизы, поскольку их реализация может повлечь за собой негативное воздействие на окружающую среду.

В связи с противоречием пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», прокурор полагает, что Требования, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П, подлежат признанию недействующими полностью.

В судебном заседании представитель прокурора Саратовской области по доверенности ФИО1 просил удовлетворить заявление прокурора по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель Правительства Саратовской области ФИО2 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, дав подробные объяснения в обоснование изложенной в них позиции.

Заслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Постановление Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П опубликовано в официальном издании Саратовской области – «Собрании законодательства Саратовской области» № 2, январь 2011 года (выход в свет 22 января 2011 года).

Суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора, поскольку в соответствии со статьей1 Федерального закона от 23 ноября 1995года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно статье2 того же Федерального закона законодательство об экологической экспертизе основывается, в том числе, и на соответствующих положениях Федерального закона "Об охране окружающей среды".

В силу статьи3 Федерального закона от 10 января 2002года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Понятие негативного воздействия на окружающую среду дано в статье1 указанного Федерального закона и определяется как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В пункте1 статьи4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определены объекты охраны окружающей среды: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд и другие.

Правительством Саратовской области 19 января 2011 года принято Постановление № 40-П «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области».

Оспариваемым постановлением предусмотрены дополнительные меры по охране животного мира при проведении различного рода работ, имеющие своей целью недопущение (предотвращение) негативных изменений качества окружающей среды, выражающееся в гибели объектов животного мира.

При этом содержащиеся в Постановлении положения не предусматривают регламентацию проведения производственных процессов при осуществлении деятельности, а только содержат ограничения и требование о принятии дополнительных мер безопасности для недопущения гибели животного мира при производстве работ.

Следовательно, реализация положений оспариваемого постановления не может привести к негативным изменениям качества окружающей среды.

В статье20 Федерального закона "О животном мире" содержится требование о проведении экологической экспертизы хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания в качестве обязательной меры охраны животного мира. Вместе с тем, в абзаце2 указанной статьи приводится исчерпывающий перечень объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе.

Нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в данный перечень не включены.

В статье12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" определен исчерпывающий перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизы регионального уровня. В соответствии с пунктом1 указанной статьи объектами экологической экспертизы являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды.

Постановление Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года N40-П не относится к категории названных документов и вследствие этого не входит в перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О животном мире» требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 6 того же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление такого полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, как организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира.

Из пункта 1 оспариваемых Требований следует, что они распространяются на правоотношения, связанные с предотвращением гибели животного мира, обитающего в условиях естественной свободы, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Таким образом, указанные Требования утверждены Правительством области в пределах своей компетенции.

Доводы прокурора основаны на неправильном толковании материального закона и не могут служить основанием для признания недействующим постановления Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П, в связи с чем в удовлетворении заявления следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Саратовской области о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий

судья-