Куйбышевский районный суд г. Самары
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Куйбышевский районный суд г. Самары — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации г. Самара 29 сентября 2011 года
Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р..
при секретаре Романовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Департамента управления имуществом г.о.Самара к МП г.о.Самара «Самарский метрополитен», Б.В.Ф. о признании договора купли-продажи недействительным, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о.Самара обратился в суд с иском к МП г.о.Самара «Самарский метрополитен», Б.В.Ф. о признании недействительным договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» и Б.В.Ф., применении последствий недействительности сделки, возврате МП г.о.Самарский метрополитен» пассажирского переправного катера «№», идентификационный номер судна №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, а Б.В.Ф. денежных средств в сумме рублей, полученных
от продажи катера.
В обосновании исковых требований истец в иске указал, что ДД.ММ.ГГГГ между
МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» и Б.В.Ф. был заключен договор купли-продажи пассажирского переправного катера «№», идентификационный номер судна №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, находившегося в муниципальной собственности и в хозяйственном ведении МП г.о.Самара «Самарский метрополитен». Цена катера была оговорена сторонами по сделке в сумме рублей на основании отчета об оценке
№. Перед заключением указанного договора МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» получил согласие от Департамента управления имуществом г.о.Самара на отчуждение указанного катера, представил оценку катера. Согласие Департамента на продажу объекта было дано ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ после заключения договора купли-продажи катера Департамент управления имуществом г.о.Самара отозвал свое согласие на отчуждение катера с целью сохранения муниципального имущества. Отчуждение пассажирского переправного катера «№», было осуществлено с нарушением ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без проведения торгов.
Истец просит признать договор от ДД.ММ.ГГГГ по продаже пассажирского переправного катера «№», идентификационный номер судна №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, заключенного между МП г.о.Самара» и Б.В.Ф., недействительным. Применить последствия недействительности сделки, возвратив катер МП г.о.Самара «Самарский метрополитен», а денежные средства в сумме рублей, полученные от продажи катера, вернуть Б.В.Ф.
Представитель истца - Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В суд представил заявление о поддержании заявленных исковых требований с просьбой рассмотреть заявленные требования в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» Б.М.В., действующая на основании доверенности (л.д.24), в судебном заседании с иском Департамента управления имуществом г.о.Самара не согласилась. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» и Б.В.Ф. был заключен договор купли-продажи пассажирского переправного катера «№», идентификационный номер судна №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, находившегося в муниципальной собственности и в хозяйственном ведении МП г.о.Самара «Самарский метрополитен». Цена катера была оговорена сторонами по сделке в сумме рублей на основании отчета об оценке №И. Перед заключением указанного договора МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» получил согласие от Департамента управления имуществом г.о.Самара на отчуждение указанного катера, представил оценку катера. После чего оспариваемый договор был заключен. Пояснила также, что для заключения договоров купли-продажи муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, проведение торгов не требуется. Из буквального толкования п.3 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», следует, что является обязательным проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и или пользования муниципальным имуществом. Однако с учетом п.2 ст. 209 ГК РФ названная норма не распространяет свое действие на заключение договоров купли-продажи, при которых происходит переход права собственности. Основанием для отчуждения катера явился его износ, необходимость дальнейшего списания либо продажи исходя из фактической стоимости на момент заключения договора купли-продажи. Денежные средства, вырученные от продажи катера, пошли на муниципальные нужды. О продаже катера Департамент управления имуществом г.о.Самара был уведомлен, никаких вопросов либо претензий не возникало. Истец отозвал свое согласие на продажу катера значительно позже заключения оспариваемого договора. Просила в иске отказать.
Ответчик Б.В.Ф. в судебном заседании с иском Департамента управления имуществом г.о.Самара не согласился. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» был заключен договор купли-продажи пассажирского переправного катера «№», идентификационный номер судна №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, находившегося в муниципальной собственности и в хозяйственном ведении МП г.о.Самара «Самарский метрополитен». Цена катера была оговорена сторонами по сделке в сумме рублей. Перед заключением указанного договора МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» получил согласие от Департамента управления имуществом г.о.Самара на отчуждение указанного катера, представил оценку катера. После чего оспариваемый договор был заключен. Пояснил, что для заключения договоров купли-продажи муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, проведение торгов не требуется, поскольку из буквального толкования п.3 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», следует, что является обязательным проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и или пользования муниципальным имуществом. Однако с учетом п.2 ст. 209 ГК РФ названная норма не распространяет свое действие на заключение договоров купли-продажи, при которых происходит переход права собственности. Кроме того, в настоящее время он произвел значительные вложения в ремонт катера, стоимость которого значительно возросла. Для ремонта катера были взяты в кредит денежные средства в Волжском социальном банке. Он зарегистрировал свое право собственности на катер, получил свидетельство о праве собственности на судно, выданное Волжским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица ООО «Волжский социальный банк» Ж.М.А. действующий на основании доверенности (л.д. 189) в судебном заседании исковые требования не поддержал, по доводам указанным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» и Б.В.Ф. был заключен договор купли-продажи пассажирского переправного катера «№», идентификационный номер судна №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, стоимостью рублей (л.д.28, 29).
Данный катер находился в муниципальной собственности и в хозяйственном ведении МП г.о.Самара «Самарский метрополитен», что подтверждено свидетельством о праве собственности на судно (л.д.12), пояснениями сторон.
Цена катера была установлена исходя из отчета об оценке № (л.д.5-6).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что перед заключением договора купли-продажи катера МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» получил от Департамента управления имуществом г.о.Самара согласие на реализацию вышеуказанного катера, предварительно предоставив отчет об оценке рыночной стоимости пассажирского судна
№, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, что подтверждено ответом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 56, 57, 58)
На основании письма № от ДД.ММ.ГГГГ в целях сохранения имущественной массы городского округа Самара согласие Департамента на продажу судна
№, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, было отозвано.
Согласно ответу Департамента управления имуществом г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ, данного по запросу МП г.о.Самара «Самарский метрополитен», объект недвижимости – пассажирский переправный катер «№» ДД.ММ.ГГГГ выпуска, не состоит в реестре муниципального имущества г.о.Самара (л.д.30, 31, 32).
Приказом руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше катер исключен из реестра муниципального имущества г.о.Самара (л.д.33).
В настоящее время пассажирский переправный катер «№» ДД.ММ.ГГГГ выпуска находится в собственности Б.В.Ф., что подтверждено свидетельством о праве собственности на судно, выданного ДД.ММ.ГГГГ Волжским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (л.д.34).
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 161-ФЗ от 14.11.2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, наделенная правом собственности на имущество, закрепленное ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные или муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.
В силу ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.
На основании ст. 294 ГК РФ муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Согласно п.1 ст. 295 ГК РФ применительно к наделению предприятия имуществом на праве хозяйственного ведения установлены требования: использования закрепленного в хозяйственно ведении имущества по назначению; обеспечение его сохранности; извлечение прибыли от использования имущества.
Сторонами не оспаривалось, что пассажирский переправный катер «№», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, находился в муниципальной собственности и в хозяйственном ведении МП г.о.Самара «Самарский метрополитен».
В соответствии с ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Согласно ч.1 и п.1 ч.3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (без каких-либо исключений) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением ограниченного данной статьей перечня случаев.
В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятием.
Согласно п. 1.5 Договора о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Департаментом управления имуществом г.о. Самара с одной стороны и МП г.о. Самары «Самарский метрополитен» с другой стороны, - имущество (согласно приложению к договору), закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, отражается на его балансе и является муниципальной собственностью г.о. Самара.
Согласно приложения к данному договору пассажирский переправный катер «№» ДД.ММ.ГГГГ выпуска значится под номером №.
Пунктом 2.4 Данного договора предусмотрено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без предварительного письменного согласия Департамента.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» совершенные унитарным предприятием сделки,
в результате которых предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, являются ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника.
В соответствии с п.1, п.2 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В данном случае МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» владел недвижимым имуществом - переправным катером «ПС-265» 1964 года выпуска, находящимся в муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения. Наделение МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» имуществом на праве хозяйственного ведения, должно обуславливаться целью использования его по назначению.
Согласно Устава МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» - целями деятельности предприятия являются удовлетворение общественных потребностей в результате его деятельности и получение прибыли (л.д.35-40)
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый договор купли-продажи заключен в нарушении требований ч.1 и п.1 ч.3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Совершенные МП г.о.Самара «Самарский метрополитен» оспариваемой сделки купли-продажи, в результате которой предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, является ничтожной независимо от ее совершения с согласия собственника.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента управления имуществом г.о.Самара удовлетворить.
Признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между продавцом Муниципальным предприятием городского округа Самара «Самарский метрополитен» и покупателем Б.В.Ф., согласно которого Б.В.Ф. приобрел пассажирский переправный катер
«№», идентификационный номер судна №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска за рублей.
Применить последствия недействительности сделки в виде возврата Муниципальному предприятию «Самарский метрополитен», пассажирского переправного катера «№», идентификационный номер судна №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска.
Обязать Муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен» вернуть Б.В.Ф. денежные средства, полученные от продажи пассажирского переправного катера «№», идентификационный номер судна №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, в размере рублей.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Р.Р. Гараева