ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 29.09.2011 Волжского районного суда (Самарская область)

                                                                                    Волжский районный суд Самарской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Волжский районный суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш ЕН И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года г. Самара

Судья Волжского районного суда Самарской области Ласковская С. Н.,

при секретаре Чубуковой Г. Н.,

с участием:

заявителя Чижова А. В.,

представителя заявителя Чижова В. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Чижова  А.В. об оспаривании решения Муниципального учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом Безенчукского района Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка,

у с т а н о в и л:

Чижов А. В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Муниципального учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом Безенчукского района Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка.

В заявлении указал, что с 2002 года он является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу:  на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ С этого же времени заявитель пользуется, также и другим земельным участком, расположенным напротив участка № по ул. , площадью 500 кв. м. и примыкающим к нему. Облагораживает его: сажает цветы и кустарники, пропалывает от сорняков, косит траву, убирает мусор, оставленный ранее жителями села . Благодаря усилиям заявителя участок, площадью 500 кв. м.. приобрел ухоженный вид, жители перестали складировать на нем свой мусор, ставить и осуществлять мойку личного автотранспорта.   ДД.ММ.ГГГГ Чижов А. В. обратился в Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом  с заявлением вх.№ о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу , напротив участка №, площадью 500 кв. м. для ведения личного подсобного хозяйства на основании ст. 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005г. №94-ГД. 23.06.2011г. он получил письменный ответ № на свое заявление, в котором указанно, что заявление было повторно рассмотрено на градостроительной комиссии ДД.ММ.ГГГГ Принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что земельный участок находится в зоне обрушения. Заявитель считает, что указанным решением нарушаются его законные права и свободы, создаются препятствия к осуществлению законного права иметь в собственности земельный участок. Данный участок находится в муниципальной собственности, не относится к территории общего пользования, не обременен правами третьих лиц, отсутствуют споры о границах земельного участка. Кроме того, Чижов А. В. указывает, что он   не использовал ранее своего права однократно, бесплатно приобрести в собственность земельный участок. В связи с чем, Чижов А. В.  просит признать решение Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом Безенчукского района Самарской об отказе в предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу: , напротив участка №, площадью 500 кв. м., незаконным и обязать Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Безенчукского района Самарской области устранить допущенное нарушение, предоставив ему вышеуказанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

В судебном заседании заявитель Чижов А. В. и его представитель Чижов В. В. заявленные требования поддержали.

Представитель заинтересованного лица – Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом Безенчукского района Самарской области в судебное заседание не явился, предоставил суду письменный отзыв, из которого следует, что действительно Чижов А. В. 09. 08. 2010 г. обратился в МУ «КУМИ» с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, площадью 500 кв. м., расположенного по адресу: , напротив участка № для ведения личного подсобного хозяйства. 10. 06. 2011 г. на заседании градостроительной комиссии рассматривалось повторно заявление Чижова А. В. о выделении вышеуказанного земельного участка бесплатно в собственность. Однако, по причине того, что земельный участок находится в зоне обрушения, в предоставлении данного земельного участка было отказано. 23. 06. 2011 г. МУ «КУМИ» в адрес заявителя было направлено информационное письмо. Постановлением администрации муниципального района Безенчукский от 10. 03. 2010 г. № утверждено Положение о градостроительной комиссии при Администрации муниципального района Безенчукский. Данным положением определены функции и порядок принятия решений градостроительной комиссии. Основной задачей комиссии является формирование и реализация единой политики в сфере градостроительства на территории муниципального района Безенчукский. При осуществлении своей деятельности Комиссия принимает решения, которые носят рекомендательный характер. Таким образом, требования заявителя относительно незаконного отказа МУ «КУМИ» считает не основанными на законе, так как решения градостроительной комиссии носят рекомендательный характер, а письмо МУ «КУМИ» является информационным.

Представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, из которого следует, что требования заявителя считает необоснованными, по тем же основаниям, что МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Безенчукского района Самарской области и просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – Администрации сельского поселения Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав заявителя Чижова А. В. и его представителя Чижова В. В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин… вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков  , находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.   Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам   земельных участков   из земель, находящихся в муниципальной собственности осуществляется   на основании решения органов местного самоуправления  , обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с ч.5 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в ч. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Применительно к Самарской области порядок предоставления земельных участков установлен Законом «О земле» № 94-ГД от 11.03.2005г., согласно которому полномочиями по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, возложены на органы местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.6 Закона). Право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю имеет своим основанием публично-правовую обязанность обеспечения эффективного управления государственными землями, их целевого использования и охраны. Поэтому органы местного самоуправления вправе осуществлять распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в пределах и в порядке, установленных законодательством.

Согласно ч.5 ст.10 Закона Самарской области «О земле» № 94-ГД от 11.03.2005г., уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение либо о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.

В соответствии с решением собрания представителей Безенчукского района Самарской области» № 316 от 26. 12. 2006 г. утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством. В силу п. 1.4 данного Положения от имени и в интересах муниципального образования управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в распоряжении муниципального района, осуществляет Администрация муниципального района Безенчукский в лице муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом Безенчукского района». Пунктом 1.7 Положения установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3. 11 настоящего Положения. Подготовку информации о земельных участках и заблаговременную публикацию такой информации согласно п. 2. 1 Положения осуществляет МУ «КУМИ Безенчукского района». Информационное сообщение публикуется в средствах массовой информации (п. 2.3 Положения). Граждане, заинтересованные в приобретении на праве собственности или аренды земельных участков, подают заявление в Администрацию м. р. Безенчукский. Рассмотрению подлежат все поступившие заявления. Заявление рассматривается администрацией м. р. Безечукский на предмет возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, возможности выбора и предложения заявителю других вариантов предоставления земельного участка для испрашиваемых целей. МУ «КУМИ» в месячный срок со дня поступления заявления принимает по каждому поступившему заявлению одно из следующих решений: а) о возможности предоставления земельного участка; б) о невозможности предоставления земельного участка по соответствующим основаниям, указанным в п.3.8 данного Положения, а именно:

а) представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным федеральным законодательством, законодательством Самарской области, а также настоящим Положением;

б) заявление подано после истечения установленного срока;

в) предоставление земельного участка может привести к нарушению законодательства Российской Федерации;

г) предоставление земельного участка для заявленной цели не соответствует его целевому назначению;

д) заявление подано должностному лицу местного самоуправления, в орган местного самоуправления, структурное подразделение органа местного самоуправления, которые не обладают правом на рассмотрение заявления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, а также настоящим Положением;

е) для заявленной цели земельный участок уже предоставлялся бесплатно в соответствии с положениями Закона Самарской области «О земле».

Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается администрацией м. р. Безенчукский, оно должно быть мотивированным и содержать ссылки на нормативные правые акты, на основании которых оно принято. Копия решения об отказе в предоставлении земельного участка в течение двух недель со дня принятия направляется гражданину (п.п. 3.9, 3.9 Положения). В случае если в отношении одного земельного участка поступило два или более заявления в связи с публикацией информационного сообщения, рассмотрению подлежит только то из них, которое поступило в установленный срок. Если все заявления поступили в установленный срок и на основании них принято решение о возможности предоставления земельного участка, соответствующий земельный участок предоставляется на торгах (п. 3. 11 Положения).

Согласно п.п. 4.1, 4.2 вышеуказанного Положения в течение месяца со дня поступления заявления МУ «КУМИ Безенчукского района» утверждает проект границ земельного участка. Изготовление проекта границ по поручению администрации муниципального района Безенчукский может осуществить землеустроительная организация, имеющая лицензию на право проведения соответствующих работ. Постановление МУ «КУМИ Безенчукского района» об утверждении проекта границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками гражданина или юридического лица, заинтересованного в приобретении земельного участка, и за его счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральным законодательством.

Кроме того, Постановлением администрации муниципального района Безенчукский от 10. 03. 2010 г. № 217 утверждено Положение о градостроительной комиссии при Администрации муниципального района Безенчукский. Данным положением определены общие положения, функции и порядок принятия решений градостроительной комиссии. Основной задачей комиссии является формирование и реализация единой политики в сфере градостроительства на территории муниципального района Безенчукский. При осуществлении своей деятельности Комиссия принимает решения, которые носят рекомендательный характер и уполномочена рассматривать, в том числе заявления о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам. Все решения принимаются комиссией на заседаниях коллегиально, путем открытого поименного голосования.

Материалами дела установлено, что Чижову А. В. принадлежит на праве собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу:  площадью 2608 кв.м. Право собственности Чижова А. В. на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано в Самарской областной регистрационной палате ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ. Чижову А. В. также принадлежит жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, Чижову А. В. принадлежит на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок для личного подсобного хозяйства, площадью 573 кв. м., расположенный по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серия №, выданным ДД.ММ.ГГГГ УФРС по Самарской области.

ДД.ММ.ГГГГ Чижов А. В. обратился в к руководителю Комитета по управлению муниципальным имуществом М.В.А. с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 800 кв. м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: .

К заявлению приложена ситуационная схема земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу площадью 1250 кв. м., однако, его местоположение с администрацией сельского поселения , Отделом архитектуры и градостроительства Безенчукского района не согласовано и МУ «КУМИ Безенчукского района» или Администрацией муниципального района Безенчукский не утверждено, категория земель не указана.

23. 06. 2011  по управлению муниципальным имуществом  Чижову А. В. направлено сообщение № из которого следует, что его заявление повторно рассмотрено на градостроительной комиссии 10. 06. 2011 г. и принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что земельный участок находится в зоне обрушения.

По данным ФБУ «КП» по Самарской области в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, площадью 500 кв. м., расположенном по адресу: .

Нормы ст. 34 ЗК РФ устанавливают порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством из земель, находящихся в муниципальной собственности. При этом ЗК предусматривает, что такое предоставление земельных участков должно происходить с проведением работ по формированию.

Для того, чтобы земельный участок начал существовать как объект права, необходимо проведение специальных землеустроительных мероприятий по межеванию земельного участка, постановке на кадастровый учет и присвоению ему соответствующего кадастрового номера.

Земельным участком в соответствии с действующим законодательством РФ является участок земной поверхности, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет. Данное положение подтверждается также нормой ч. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ, согласно которой объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются  в собственность граждан бесплатно однократно   по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков   с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, действующим законодательством не предусматриваетсябезусловное право   граждан на однократное бесплатное предоставление земельного участка в месте, выбранном гражданином. Земельный   кодекс РФ предусматривает возможность   выделения участков из числа сформированных   для конкретных нужд, имеющихся в наличии, с учетом мнения органа местного самоуправления.

Как видно из представленных документов к заявлению о предоставлении земельного участка Чижовым А. В. прилагалась схема земельного участка, которая не согласована ни с главой сельского поселения Екатериновка, ни с Отделом архитектуры и градостроительства Безенчукского района, Администрацией муниципального района Безенчукский данная схема расположения земельного участка также не утверждена, земельный участок на кадастровый учет не поставлен.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ объектом права может являться земельный участок, границы которого определены. Схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Администрацией муниципального района Безенчукский не утверждалась.

Согласно п. 1.6 Положения о порядке предоставления на территории муниципального района Безенчукский Самарской области земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, утвержденного решением собрания представителей Безенчукского района Самарской области» № 316 от 26. 12. 2006 г. критерии предоставления земельных участков определяются Главой Администрации муниципального района Безенчукский самостоятельно с учетом их целевого назначения.

Исходя из данного положения принятие решения о предоставлении гражданину земельного участка является правом, а не обязанностью Администрации.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что необходимые условия для предоставления земельного участка Чижову А. В., предусмотренные Земельным Кодексом РФ отсутствуют, земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, категория земель не указана. Кроме того, заявитель уже имеет в собственности два земельных участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в  муниципального района Безенчукский Самарской области.

Из сообщения Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что решением Собрания представителей муниципального района Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ. №, утверждено Положение о территориальном планировании муниципального района Безенчукский (с изменениями, внесенными решением Собрания представителей м. р. Безенчукский о ДД.ММ.ГГГГ. №). Согласно утвержденной схемы, земельный участок, расположенный по адресу:  находится в зоне с особыми условиями использования территории, а именно водоохранной зоне р. .

В силу ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.

В соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, судом нарушений МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Безенчукского района Самарской области прав Чижова А. В. не установлено, в связи с чем, его заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Чижова А.В. об оспаривании решения муниципального учреждения Комитета по управлению Муниципальным имуществом Безенчукского района Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка, отказать.

  Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение 10 дней с момента изготовления судом мотивированного решения, т. е. с 05. 10. 2011 г.

Решение отпечатано в

Совещательной комнате

Судья: С. Н. Ласковская