Сергиевский районный суд Самарской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сергиевский районный суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2011 года
Сергиевский районный суд в составе председательствующего судьи Шохиной Т.Н.
С участием помощника прокурора Чалбышева А.В.
при секретаре Петряниной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора в интересах Теребинова ФИО8 к Администрации муниципального района , Правительству о признании бездействия по непринятию мер по обеспечению жильем из числа , об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма либо выплатить социальную выплату на приобретение жилого помещения, об обязании Правительства выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретение жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Теребинова А.В. к Администрации муниципального района , Правительству о признании бездействия органа государственной власти - Правительства , органа местного самоуправления - Администрации муниципального района по непринятию мер по обеспечению жильем лица из числа - Теребинова А.В., об обязании Администрации муниципального района предоставить Теребинову А.В. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями жилищного законодательства либо выделить социальную выплату на приобретение жилого помещения, об обязании Правительства выделить денежные средства в необходимом объёме на приобретение жилого помещения Теребинову А.В.
В судебном заседании помощник прокурора Чалбышев А.В., истец Теребинов А.В. уточнили исковые требования, отказались от исковых требований к Правительству , попросили суд обязать Администрацию муниципального района предоставить Теребинову А.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета .
Определением районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был принят отказ прокурора в интересах Теребинова А.В., с согласия Теребинова А.В., к Правительству и производство по делу в этой части было прекращено.
Помощник прокурора Чалбышев А.В. уточненный иск поддержал и пояснил, что прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жильем лиц из .
В ходе проверки установлено, что Теребинов ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из . Какого-либо жилья за Теребиновым А.В. закреплено не было, личного жилого помещения у Теребинова А.В. также не имеется. В связи с этим постановлением Главы администрации муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Теребинов А.В. как лицо из числа , с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (получения социальной выплаты), однако до настоящего времени (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) жилым помещением не обеспечен.
Теребинову А.В., который , жилое помещение не предоставлено до сих пор. Согласно действующему законодательству обязанность по обеспечению лиц указанной категории жильем возложена на органы исполнительной власти по их месту жительства вне очереди.
С учетом изложенного, просит: Обязать Администрацию муниципального района предоставить Теребинову ФИО8 социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства из средств областного бюджета.
Истец Теребинов А.В. пояснил, что он поддерживает объяснения прокурора, согласен с изменением исковых требований, просит удовлетворить иск в измененном виде.
Представитель ответчика - Администрации муниципального района Гришина И.В. иск не признала и пояснила, что расходные обязательства по установлению и направлению из средств областного бюджета субвенций в бюджеты муниципальных образований на приобретение жилых помещений для отнесены законом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных мерах по социальной поддержке », Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями », Законом №115-ГД от24 октября 2006 года «О наделении органов местного самоуправления на территории отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» к полномочиям Правительства .
Совокупный размер данных субвенций устанавливается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Так законом от 1 декабря 2010 года «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлен размер субвенций, направляемых в бюджет муниципального района , на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями .
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли и администрацией муниципального района был заключен договор № о предоставлении и расходовании в ДД.ММ.ГГГГ субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями , в соответствии с которым размер субвенций, предназначенных для направления в бюджет муниципального района для обеспечения указанных целей составил рублей. На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного Управлением финансами администрации муниципального района , указанные денежные средства поступили в бюджет муниципального района в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из средней рыночной стоимости жилых помещения в муниципальном районе размер указанной суммы обеспечит реализацию жилищных прав одного лица из числа , признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ. Выбор указанного лица зависит от даты постановки на регистрационный учет для внеочередного получения жилья.
Таким образом, действия администрации муниципального района по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан находятся в прямой зависимости от факта перечисления денежных средств Министерством экономического развития, инвестиций и торговли на счет администрации муниципального района для их последующей реализации. Кроме того, исходя из содержания договора между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли и администрацией муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ предоставление и расходование денежных средств на указанные цели производится в течение всего финансового года, то есть окончательный срок исполнения обязательства по обеспечению жилищных прав указанной категории граждан - ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, она просит в иске отказать.
От ответчика Правительства поступил отзыв, в котором оно просит рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении исковых требованиям по следующим основаниям.
Теребинов А.В. является лицом из числа .
Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки .
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Закона дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Обеспечение жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории , осуществляется в соответствии с Законом от 11 июля 2006 года №87-ГД «ОБ обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории ».
Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями , согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
Согласно части 1 статьи 1 Закона от 24 октября 2006 года №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями .
Статьей 2 Закона №115-ГД установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны представлять в министерство экономического развития, инвестиций и торговли документы, связанные с осуществлением государственных полномочий и исполнять письменные предписания Министерства в случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления и их должностными лицами государственных полномочий.
Согласно п.1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли , утвержденного постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, в ведении Министерства находятся вопросы региональной жилищной политики. В рамках предметов ведения Министерство полномочно разрабатывать предложения о распределении между муниципальными образованиями средств федерального и областного бюджетов на обеспечение жилыми помещениями категорий граждан, установленных действующим законодательством. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.
Составление проекта областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансами , которое также является главным финансовым органом согласно Положению о министерстве управления финансами , утвержденному постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №.
Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом о бюджете на текущий год и плановый период. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными Министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями сирот определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле, установленной в Методике.
Все средства областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями предоставляются органам местного самоуправления на основании закона «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
В по данным муниципальных образований региона на ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями состоят .
от 30 ноября 2009 года №130-ГД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями предусмотрено , из них муниципальному образованию - рублей. Указанные средства областного бюджета доведены Министерством до муниципальных образований в полном объеме. Учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ количество , состоящих на учете в муниципальном образовании , составляет человек, указанных выше средств не достаточно для обеспечения всех района жилыми помещениями.
Требования Закона №-ГДПравительством и Министерством соблюдены в полном объеме.
Таким образом, в силу вышеперечисленных нормативных правовых актов орган местного самоуправления наделен отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями . Данную позицию поддержала судебная коллегия по гражданским делам областного суда в определении от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, учитывая сложившуюся ситуацию, Правительством предпринимаются все меры по решению проблемы обеспечения жилыми помещениями, однако средств недостаточно, для того, чтобы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан.
Обращаем внимание суда на то, что исполняющий обязанности прокурора в ДД.ММ.ГГГГ обращался в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона №- ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов».
В Законе о бюджете были предусмотрены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению. Жилыми помещениями и определен их размер - рублей.
Прокурор в своем заявлении сослался на то, что размер бюджетных средств, предусмотренный в Законе о бюджете, недостаточен и не позволяет обеспечить жильем всех нуждающихся граждан указанной категории, что ведет к нарушению жилищных прав этих граждан.
Однако Определением Верховного Суда РФ от 28 января 2009 года №46-Г08-27 было отказано в удовлетворении кассационного представления исполняющего обязанности прокурора и данный отказ суд мотивировал тем, что в соответствии с принципами бюджетного права субъект РФ самостоятельно осуществляет принадлежащие ему бюджетные полномочия.
Таким образом, Правительство в лице Министерства осуществляет свои полномочия в рамках выделенных средств Законом о бюджете.
С учетом изложенного, просит:
В удовлетворении требований истца в части признания бездействия Правительства по непринятию мер по обеспечению жильем Теребинова А.В. и возложении обязанности на Правительство выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретение ему жилого помещения, отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд считает, что иск в измененном виде подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в , а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ст.8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №)
Согласно ст. от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отдельных мерах по социальной поддержке " предусмотренные данным Законом меры по социальной поддержке , осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии со ст. 5 данного Закона , не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях , а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством .
Согласно ч.1 ст. 1 Закона от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями в по обеспечению жилыми помещениями .
Согласно постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями » при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно утвержденному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Статьей 6 Закона от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» установлено, что органы государственной власти при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
В силу ст. 8 данного закона органы государственной власти передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались.
В соответствии с ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Теребинов ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, .
Какого-либо жилья за Теребиновым А.В. закреплено не было, личного жилого помещения у Теребинова А.В. также не имеется (ответ из филиала ГУП «ЦТИ» на л.д.29).
В связи с этим постановлением Главы администрации муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Теребинов А.В. как лицо из числа , с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (получения социальной выплаты) (л.д.26).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Теребинову А.В. не представлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в установленном порядке, не выделялась.
При таких обстоятельствах и учитывая, что истец желает получить социальную выплату на приобретение жилья, что подтверждается его заявлением на имя прокурора и было подтверждено в судебном заседании, с учетом приведенных выше норм права суд находит требования прокурора в интересах Теребинова А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика - Администрации муниципального района об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд не принимает во внимание, поскольку разрешение требований о предоставлении , жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности выделяемых средств, поскольку исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении снимаются с полного государственного обеспечения, поэтому Теребинов А.В. после окончания пребывания в государственном образовательном учреждении, а впоследствии после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ должен быть обеспечен жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
На основании изложенного и руководствуясь 197-198 ГПК РФ, ст.57 ЖК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора в интересах Теребинова ФИО8- удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района предоставить Теребинову ФИО8 социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства из средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней.
Судья: Шохина Т.Н.