Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. г. т. Усть-Абакан 30 августа 2010 года
Усть-Абаканский районный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
при секретаре Головатюк Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету Депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район о признании противоречащим закону нормативно правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2010 год» (далее Решение ***). В обоснование заявления указал, что вышеуказанным Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район были утверждены коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, сельскохозяйственного и иного назначения на 2010 год. Ни в решении Совета депутатов от *** ***, ни в приложенной к проекту решения пояснительной записки Управления имущественных отношений при администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, нет расчета и мотивировки о том, что коэффициенты вида разрешенного использования устанавливались с учетом экономического обоснования, следовательно, данное решение противоречит основным принципам установления арендной платы и не может быть признанно законным. Просил признать Решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2010 год» противоречащим законодательству и недействующим с момента принятия.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Усть-Абаканского района РХ ФИО1 заявленные требования уточнила, просила признать противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия, решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2010 год» в части установления коэффициента вида разрешенного использования (Кв), предусмотренного:
пунктом 5 приложения 1 к решению *** по земельным участкам категории земель населенных пунктов, предназначенным для размещения объектов наружной рекламы;
- пунктом 1 приложения 2 к решению *** по земельным участкам для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты
управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и
переработки информации, базы хранения космической техники, районы
падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических
объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы
для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки
космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые при
осуществлении космической деятельности; для размещения аэропортов,
аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных
объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства,
реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений,
сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта;
пунктом 3 приложения 2 решения *** за земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог с площадью до 50 м, и от 50 до 100 м.
пунктом 3 приложения 2 решения *** по земельным участкам категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного назначения, предназначенным для размещения объектов наружной рекламы,
пунктом 1 приложения 3 решения *** по земельным участкам категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для овощеводства закрытого типа (теплицы),
пунктом 2 приложения 3 к решению *** по земельным участкам категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для овощеводства открытого типа.
В обоснование заявленных требований помощник прокурора Усть-Абаканского района РХ ФИО1 пояснила, что установленные вышеуказанными пунктами решения *** коэффициенты вида разрешенного использования (Кв) приняты без экономического обоснования, при этом размер арендной платы в сотню и более раз превышает размер земельного налога в отношении таких же земельных участков, что нарушает права землепользователей. Решение в части указанных пунктов противоречит действующему законодательству и подлежит отмене с момента принятия.
Определением суда от *** года в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Усть-Абаканский район.
В судебном заседании представитель Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район и Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Ч.А.В. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, суду пояснил, что коэффициенты вида разрешенного использования (Кв) по земельным участкам категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для овощеводства открытого и закрытого типа, приняты действительно без экономического обоснования. Остальные коэффициенты остались неизменными, действующими с 2009 года, утвержденными решением *** от ***г.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд признает нормативный правовой акт недействующим, если установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2010 год» были утверждены коэффициенты вида разрешенного использования для различных категорий земель на 2010 год.
Пунктом 5 приложения 1 к решению *** по земельным участкам категории земель населенных пунктов, предназначенным для размещения объектов наружной рекламы, утвержден коэффициент вида разрешенного использования - 2;
Пунктом 1 приложения 2 к решению *** по земельным участкам для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты
управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и
переработки информации, базы хранения космической техники, районы
падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических
объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы
для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки
космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые при
осуществлении космической деятельности; для размещения аэропортов,
аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных
объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства,
реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений,
сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта, утвержден коэффициент вида разрешенного использования - 6;
Пунктом 3 приложения 2 решения *** за земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог с площадью до 50 м, утвержден коэффициент вида разрешенного использования - 3;
Пунктом 3 приложения 2 решения *** за земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог с площадью от 50 до 100 м., утвержден коэффициент вида разрешенного использования - 2;
Пунктом 3 приложения 2 решения *** по земельным участкам категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного назначения, предназначенным для размещения объектов наружной рекламы, утвержден коэффициент вида разрешенного использования - 10;
Пунктом 1 приложения 3 решения *** по земельным участкам категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для овощеводства закрытого типа (теплицы), утвержден коэффициент вида разрешенного использования - 5;
Пунктом 2 приложения 3 к решению *** по земельным участкам категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для овощеводства открытого типа, утвержден коэффициент вида разрешенного использования - 1,5.
Коэффициент вида разрешенного использования земель применяется для расчета арендной платы при использовании земель различных категорий.
Так Постановлением Правительства Республики Хакасия от *** *** утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории РХ.
В соответствии с указанным Положением размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле:
Ап = КС х Кв х Ки, где:
Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок (руб.);
КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством (руб.),
КС = S х упКС, где
S - площадь земельного участка (кв. м),
упКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (руб./кв.м.),
Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка.
Из данной формулы следует, что чем больше коэффициент вида разрешенного использования земель, тем больше размер годовой арендной платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», и в «Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» предусмотрено, что арендная плата земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
-принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым
арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности
земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного
использования;
-принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии
с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и
органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
-принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в
соответствии с которым предусматривается возможность определения
арендной платы на основании кадастровой стоимости;
-принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
-принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов
деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах,
не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц,
освобожденных от уплаты земельного налога.
С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от *** ***, в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при осуществлении единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Орган местного самоуправления, при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, должен осуществлять экономическое обоснование дифференциации таких ставок и коэффициентов на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Таким образом, размеры дифференциации арендной платы в зависимости от вида использования земли и категории арендаторов не могут быть произвольными.
Ни в решении Совета депутатов от *** ***, ни в приложенной к проекту решения пояснительной записки Управления имущественных отношений при администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, нет положения, свидетельствующего о том, что коэффициенты вида разрешенного использования устанавливались с учетом экономического обоснования.
В ходе судебного разбирательства представителем Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район и Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Усть-Абаканский район не представлено суду экономическое обоснование дифференциации на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Доводы представителя Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район и Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Усть-Абаканский район о том, что заявленные коэффициенты вида разрешенного использования земель, кроме земельных участков овощеводства, остались на уровне действующих в 2009 году и на 2010 год не повышались, суд признает несостоятельными, поскольку финансово-экономического обоснования установления размеров данных коэффициентов суду не представлено.
По всем заявленным прокурором коэффициентам вида разрешенного использования земель исчисленный по этим коэффициентам размер годовой арендной платы в сотню и более раз превышает размер земельного налога на такие же земельные участки, поскольку коэффициенты вида разрешенного использования земель в сотню и более раз превышают налоговую ставку по тем же категориям земель.
Из письма Главного федерального инспектора Аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Ч.В.И. от ***г. в адрес прокурора Республики Хакасия, следует, что в последнее время в республике значительный общественный резонанс получили вопросы оплаты арендной платы за землю. Данная проблема стала причиной повышения протестной активности как со стороны населения, так и со стороны руководителей предприятий и представителей малого и среднего бизнеса. Поступающая в Аппарат полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе информация свидетельствует о том, что руководство муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия, принимая во внимание необходимость увеличения доходной части местных бюджетов, в то же время расчет арендных платежей осуществляет без достаточного финансово-экономического обоснования и без максимально подробной градации факторов по видам разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, суд делает вывод, что произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков для определения размера арендной платы за землю, противоречит основным принципам установления арендной платы, нарушает права и законные интересы землепользователей, противоречит принципам российского права, и не может быть признанно законным.
В силу ч.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать противоречащим закону решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от *** года за *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2010 год» в части:
приложения №1 п. 5 раздела «Коэффициенты вида разрешенного использования для категорий земель населенных пунктов на 2010 год» в части установления коэффициента равного 2 для вида деятельности - земельные участки, предназначенные для размещения объектов наружной рекламы;
приложения №2 п.1 раздела «Коэффициенты вида разрешенного использования для категорий земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения на 2010 год» в части установления коэффициента равного 6; п.3 в части установления коэффициента равного 3 для вида деятельности - земельные участки, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса на полосах отвода автомобильных дорог площадью до 50м. и коэффициента равного 2 - площадью от 50 до 100 м., и земельные участки, предназначенные для размещения объектов наружной рекламы в части установления коэффициента равного 10;
приложения №3 п.1 и п.2 раздела «Коэффициенты вида разрешенного использования для категорий земель сельскохозяйственного назначения на 2010 год» в части установления коэффициента равного 5 для вида деятельности - земельные участки, предназначенные для овощеводства закрытого грунта (теплицы) и в части установления коэффициента равного 1,5 для вида деятельности - земельные участки, предназначенные для овощеводства открытого типа.
Положения решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от *** года за *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2010 год», признанные противоречащими закону, признать не действующими и не подлежащими применению с момента принятия решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в десятидневный срок с момента его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Усть-Абаканский районный суд.
Судья: Н.В.Попова
Мотивированное решение составлено и подписано 03.09.2010 г.
Судья: Н.В.Попова