ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 30.08.2011 Северского городского суда (Томская область)

                                                                                    Северский городской суд Томской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Северский городской суд Томской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1014-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 августа 2011 г. Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего – Прохоровой Н.В.,

при секретаре – Шиман С.Н.,

с участием представителя истца – Казеновой А.А., представителей ответчика – Абрамова О.А., Николаевой Е.В., представителя третьего лица – Андреевских А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело исковому заявлению прокурора ЗАТО Северск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Северск о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор ЗАТО Северск в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к Администрации ЗАТО г. Северск, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой ЗАТО Северск, СУ ФПС №8 МЧС России проверкой соблюдения правил пожарной безопасности на территории г.С. (ул. С., ул.Н., ул. В., ул. М.), д.Ж., д. Ч., п. О., п. У., д. З. выявлены нарушения требований «Правил пожарной безопасности в РФ» ППБ 01-03 (далее ППБ 01-03). На территории п. О. выявлены следующие нарушения: п.112 ППБ 01-03: не разработаны и в полном объеме не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения п. О. (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие); ч.15 п.69 ППБ 01-03: не выполнены противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участках: от ул. Р. до ул. Е., **, по ул. Ч., **, и ул. М., **; от ул. О., ** до ул. О., **; вдоль юго-восточной стороны территории лесозавода; от ул. Х., ** до ул. Х., **; п.31 ППБ 01-03: не оснащен пожарной мотопомпой населенный пункт п. О. На территории п. У. не соблюдены следующие требования ППБ 01-03: п.112 ППБ 01-03: не разработаны и в полном объеме не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения п. У. (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие); ч.15 п.69 ППБ 01-03: не выполнены противопожарные расстояния от границ застройки п.У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участках: от территории кладбища по ул. Л. до территории водозабора; от жилого дома по ул. У., **, далее до ул. П. и ул.З.; от ул. К. до ул. Я., далее до пер. Рн.; вдоль жилого дома по ул. З., **, далее до пер. Ов.; на участке с южной стороны по ул. Ш., далее до жилого дома на участке примыкания ул. Ш. и ул. Ж.; ч.15 п.69 ППБ 01-03: не выполнено противопожарное расстояние от границ застройки п. У. с многоэтажной застройкой до границ лесного массива не менее 50 м. на участке в районе многоэтажного жилого дома по ул. Д., д. **; п.31 ППБ 01-03: не оснащен пожарной мотопомпой населенный пункт п. У. На территории д. З. выявлены следующие нарушения ППБ 01-03: п.112 ППБ 01-03: не разработаны и в полном объеме не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д.З. (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие); п. 31 ППБ 01-03: не оснащен пожарной мотопомпой населенный пункт д. З. На территории г.С., И. выявлены следующие нарушения ППБ 01-03: ч.15 п.69 ППБ 01-03: не выполнены противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участках: от ул.Г., ** до ул. № **; от ул. Г., ** до территории ОАО «**»; от ул. Л. до ул. №** и далее до ул. №**. На территории г. С., ул. С. выявлены следующие нарушения ППБ 01-03: ч.15 п.69 ППБ 01-03: не выполнены противопожарные расстояния от границы застройки ул. С. г. С. до лесных массивов не менее 50 м; п.90 ППБ 01-03: не установлены у гидрантов на ул. С. соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) по ГОСТ Р 12.4.026-2001. На территории г.С., ул. Н. выявлены следующие нарушения ППБ 01-03: ч.15 п.69 ППБ 01-03: не выполнены противопожарные расстояния от границ застройки ул. Н. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от въезда на ул. Н. до городской контролируемой зоны и далее до р. А. На территории г. С., ул. В. выявлены следующие нарушения ППБ 01-03: ч.15 п.69 ППБ 01-03: не выполнены противопожарные расстояния от границ застройки ул. В. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. На территории г.С., ул. М. выявлены следующие нарушения ППБ 01 -03: п.112 ППБ 01-03: не разработаны и в полном объеме не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в г. С., ул. М. (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие); ч.15 п.69 ППБ 01-03: не выполнены противопожарные расстояния от границ застройки ул. М. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м.; п. 90 ППБ 01-03: не установлен у гидранта на ул. М. соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий) по ГОСТ Р 12.4.026-2001. На территории д. Ж. выявлены следующие нарушения ППБ 01-03: п.112 ППБ 01-03: не разработаны и в полном объеме не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д.Кижирово (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие); ч.15 п.69 ППБ 01-03: не выполнены противопожарные расстояния от границ застройки на участке с северной стороны д. Ж. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м; п.114 ППБ 01-03: не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории д. Ж.; п.31 ППБ 01-03: не оснащен населенный пункт д. Ж. пожарной мотопомпой. На территории д.Ч. выявлены следующие нарушения ППБ 01-03: п.112 ППБ 01-03: не разработаны и в полном объеме не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д. Ч. (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие); ч.15 п.69 ППБ 01-03: не выполнены противопожарные расстояния от границ застройки д. Ч. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке с северо-восточной стороны д. Ч.; п.114 ППБ 01-03: не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории д. Ч.; п.31 ППБ 01-03: не оснащен населенный пункт д. Ч. пожарной мотопомпой. Указанные нарушения правил и норм пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью граждан, в результате чего нарушается конституционное право на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а так же создает угрозу имуществу граждан. Данные нарушения требований пожарной безопасности способны привести к тяжким последствиям при возникновении пожара. В связи с чем, прокурор ЗАТО Северск в интересах неопределенного круга лиц, с учетом изменения исковых требований (л.д. 52-55), просил суд: обязать Администрацию ЗАТО Северск устранить нарушения: на территории п. О.: разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения п. О.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Р. до ул. Е., **, далее до ул. Ч., **, далее до ул. М., **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. О., ** до ул. О., **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке вдоль юго-восточной стороны территории лесозавода; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Х., ** до ул. Х., **; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт п. О.; на территории п. У.: разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения п. У.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от территории кладбища по ул. Л. до территории водозабора; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке вдоль жилого дома по ул. З., **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от жилого дома по ул. У., **, далее до ул. П. и ул. З.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. К. до ул. Я., далее до пер. Рн., далее до пер. Ов.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке с южной стороны по ул. Ш., далее до жилого дома на участке примыкания ул. Ш. и ул. Ж.; выполнить противопожарное расстояние от границ застройки п. У. с многоэтажной застройкой до границ лесного массива не менее 50 м. на участке в районе многоэтажного жилого дома по ул. Д., д. **; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт п. У.; на территории д. З.: разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д. З.; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт д. З.; на территории г. С., И.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15   м. на участке от ул. Г., ** до ул. № **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул.Г., ** до территории ОАО «**»; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Л. до ул. ** и далее до ул. **; на территории г. С., ул. С.: выполнить противопожарные расстояния от границы застройки ул. С. г. С. до лесных массивов не менее 50 м; на территории г. С., ул. Н.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки ул. Н. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от въезда на ул. Н. до городской контролируемой зоны и далее до р. А.; на территории г. С., ул. В.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки ул. В. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м; на территории г. С., ул. М.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки ул. М. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м.; разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения г. С.; на территории д. Ж.: оснастить населенный пункт д. Ж. пожарной мотопомпой; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки на участке с северной стороны д. Ж. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м.; разработать и выполнить в полном объеме мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д. Ж.; на территории д. Ч.: разработать и выполнить в полном объеме мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д. Ч.; оборудовать населенный пункт д. Ч. пожарной мотопомпой; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки д. Ч. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке с северо-восточной стороны д. Ч.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Казенова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, и пояснила, что предписанием Государственного учреждения «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 8 МЧС России» № 134/1/1-59 установлены и выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в РФ, допущенные Администрацией городского округа ЗАТО Северск Томской области. Данным предписанием установлены сроки для устранения установленных нарушений. Сроки для устранения нарушений установлены законно, однако отсутствуют какие-либо доказательства, в том числе какие-либо расчеты, подтверждающие обоснованность установления сроков. Прокурор ЗАТО Северск не согласен с продолжительностью установленных сроков для устроения нарушений, требует немедленного устранения допущенных нарушений. В случае подтверждения невозможности исполнить требования, связанные с устранением допущенных нарушений немедленно, ответчик вправе заявить о предоставлении отсрочки исполнения решения суда с соответствующим обоснованием и расчетом.

В судебном заседании представитель третьего лица ГУ «Специальное управление ФПС №8 МЧС России» - Андреевских А.В., действующий на основании доверенности от 11.07.2011 №** (л.д. 36), поддержал исковые требования прокурора ЗАТО Северск и пояснил, что в апреле 2011 г. была проведена проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности в населенных пунктах: г. С., п. У., п. О., д.З., д. Ж., д. Ч. В результате проверки было выявлено 59 нарушений требований правил пожарной безопасности, установлены сроки устранения нарушений. Данные сроки устанавливались надзорным органом, исходя из потенциальной опасности допущенных нарушений, реальной возможности исполнить требования, изложенные в предписании, из предполагаемых финансовых и организационных затрат. Данные сроки устанавливались по согласованию с представителями Администрации ЗАТО Северск. Каких-либо расчетов с целью определения возможных сроков устранения допущенных нарушений не производилось, информация о предполагаемых сроках устранения допущенных нарушений предоставлялась в устной форме, сроки установлены формально. Администрацией ЗАТО Северск на основании предписания № 134/1/1-59 разработан План мероприятий по устранению требований пожарной безопасности в населенных пунктах ЗАТО Северск на 2011-2015 г.г. Однако данного плана мероприятий недостаточно для устранения допущенных нарушений, т.к. для их устранения предполагаются дополнительные мероприятия, исходя из требований пожарной безопасности и потенциальной опасности допущенных нарушений. Имеющегося плана мероприятий недостаточно, необходимо разработать более детальный план с учетом местных особенностей применительно к каждому населенному пункту. В настоящее время 19 требований по устранению нарушений пожарной безопасности реализованы.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск – Николаева Е.В., действующая на основании доверенности от 28.12.2010 №** (л.д. 43), исковые требования не признала и пояснила, что исполнение мероприятий первичной пожарной безопасности является полномочиями органов местного самоуправления. По времени и оперативности профилактические мероприятия подразделяются на плановые, выполняемые по заранее разработанному проекту независимо от уровня текущей пожарной опасности и регламентированные текущим уровнем пожарной опасности. Устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности, выполнение противопожарных расстояний от границ застройки до лесного массива относятся к плановым профилактическим мероприятиям. Данная позиция подтверждается Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России 17.11.1997. Орган местного самоуправления составляет план выполнения профилактических противопожарных мероприятий исходя из уровня опасности для населения, а также имеющихся материальных и финансовых ресурсов. На сегодняшний день на территории ЗАТО Северск действует Распоряжение Администрации ЗАТО Северск от 18.05.2011 №473-р, которым утвержден План выполнения профилактических мероприятий в области пожарной безопасности. Данный план выполняется Администрацией ЗАТО Северск без нарушения установленных сроков. Кроме того, действует целевая программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО Северск в 2010 - 2012 годах», утвержденная Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 15.01.2010 №27. Данная программа содержит перечень мероприятий, сроки их выполнения, а также объемы и источники финансирования таких мероприятий. Указанные нормативные акты не были отменены Администрацией ЗАТО Северск, или признаны незаконными кем-либо в судебном порядке. Кроме того, сроки, установленные Администрацией ЗАТО Северск для выполнения противопожарных мероприятий полностью совпадают со сроками, установленными ГУ «Специальное управление ФПС №8 МЧС России» в предписании №134/1/1-59 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Таким образом, Администрация ЗАТО Северск выполняет мероприятия в области пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства. Прокурор ЗАТО Северск, предъявляя требования, просит суд обязать Администрацию ЗАТО Северск выполнить мероприятия, которые Администрация выполняет в настоящее время согласно своим нормативным актам. Заявленные требования сформулированы некорректно и не подлежат удовлетворению, так как без указания сроков выполнения мероприятия подразумевается его немедленное выполнение. Однако выполнение Администрацией ЗАТО Северск мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности немедленно с момента вступления в силу решения суда приведет к нарушению действующего законодательства, а в ряде случаев невозможно одномоментное исполнение в связи с тем, что мероприятие представляет собой комплекс работ. На территории п. О. прокурор требует выполнить в полном объеме мероприятия, исключающие переброс огня при лесных пожарах на здания и сооружения п. О., а именно устроить защитные противопожарные полосы, осуществить посадку лиственных насаждений, удалить в летний период сухую растительность и другие. Аналогичные требования предъявлены также по п.У., д. З., д. Ж., д. Ч., ул. М. в г. С. Однако данные мероприятия Распоряжением Администрации № 473-р в п.5, 8 закреплены к исполнению в срок до 01.11.2012. Данный срок установлен с учетом требований действующего законодательства. Осуществление Администрацией ЗАТО Северск таких мероприятий возможно только на основании муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при наличии финансовых средств на заданные цели в бюджете ЗАТО Северск. Сроки, установленные Федеральным законом № 94-ФЗ для организации, проведения открытого аукциона и заключения муниципального контракта составляет примерно 55 дней: срок для подачи заявок составляет не менее 20 дней со дня опубликования извещения и официальном печатном издании; срок для рассмотрения заявок на участие конкурсе - не более 19 дней; срок для проведения аукциона Законом не установлен, в среднем такой срок составляет от 3 до 5 дней после даты завершения рассмотрения заявок на участие в аукционе; срок для заключения муниципального контракта не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте итогового протокола и не позднее 20 дней со дня проведения торгов. Сроки, установленные Федеральным законом № 94-ФЗ для организации и проведения открытого конкурса и заключения муниципального контракта, составляют от 60 до 80 дней: срок для подачи заявок составляет не менее 30 дней со дня опубликования извещения в официальном печатном издании; срок для рассмотрения заявок на участие в конкурсе - не более 20 дней; срок для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не более 10 дней; срок для заключения муниципального контракта - не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте итогового протокола и не позднее 20 дней со дня проведения торгов. В связи с указанным, выполнить мероприятия по устройству защитных противопожарных полос и посадку лиственных насаждений возможно только после заключения муниципального контракта, во-первых, на устройство защитных противопожарных полос, во-вторых, на вырубку насаждений в целях освобождения территории под посадку лиственных насаждений и, в-третьих, непосредственно на приобретение саженцев лиственных насаждений. Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск объявило открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по охране лесов (устройство противопожарных минерализованных полос) на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области. 

  Место выполнения работ, в том числе, вокруг п. У. и д. Ж. г. С. Однако согласно протоколу №** рассмотрения заявок от 22.08.2011 на участие в аукционе не поступило ни одной заявки. 30.08.2011 Управление имущественных отношений повторно разместило извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на проведение работ по охране лесов (устройство противопожарных минерализованных полос) на территории городского округа ЗАТО Северск. Муниципальный контракт на вырубку насаждений в целях освобождения территории под посадку лиственных насаждений в лучшем случае с учетом сроков, установленных Федеральным законом № 94-ФЗ, возможно не ранее конца октября текущего года. Срок выполнения работ определяется в муниципальном контракте. Таким образом, посадка лиственных насаждений в соответствии с требованиями действующего законодательства возможна не ранее ноября 2011 г. С учетом погодных условий посадка каких-либо насаждений в данный период на территории ЗАТО Северск не представляется возможным. Таким образом, сроки, установленные в Распоряжении являются законными и обоснованными. Требование прокурора выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения без указания сроков, другими словами немедленно по вступлении в силу решения суда, противоречат Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Требования прокурора о выполнении противопожарных расстояний: от границ застройки п.О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Р. до ул. Е., **, далее до ул. Ч., **, далее до ул.М., **; от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. О., ** до ул.О., **; от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке вдоль юго-восточной стороны территории лесозавода; от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Х., **, до ул.Х., **; от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от территории кладбища по ул. Л. до территории водозабора; от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке жилого дома по ул. У., **, далее по ул. П. и ул. З.; от границ застройки п.У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. К. до ул. Я., далее по пер. Рн., далее по пер. Ов.; от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке с южной стороны по у.Ш., далее до жилого дома на участке примыкания ул. Ш. и ул. Ж.; -от границ застройки п. У. с многоэтажной застройкой до границ лесного массива не менее 50 м. на участке в районе многоэтажного жилого дома по ул. Д., **; от границ застройки п. И. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Г., ** до ул. №**; от границ застройки п. И. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Г., ** до территории ОАО «**»; от границ застройки п. И. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Л. до ул. №** и далее до ул. №**; от границ застройки п. И. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Л. до ул. №** и далее до ул. №**; от границ застройки ул.С. г. С. до лесных массивов не менее 50 м; от границ застройки ул. Н. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от въезда на ул. Н. до городской контролируемой зоны и долее до р. А.; от границ застройки ул.В. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м.; от границ застройки ул. М. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м.; от границ застройки на участке с северной стороны д. Ж. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м; от границ застройки д.Ч. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15м. на участке с северо-восточной стороны д. Ч., закреплены в п.9 Распоряжения. Срок выполнения данных мероприятий установлен 15.11.2012. Данный срок также установлен Администрацией ЗАТО Северск на основании сроков, установленных в предписании, и с учетом требований действующего законодательства. Данные работы осуществляются на основании муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона №94-ФЗ. В случае удовлетворения требований прокурора Администрация ЗАТО Северск вынуждена будет исполнять решение суда с нарушением Федерального закона № 94-ФЗ, что приведет к привлечению Администрации ЗАТО Северск и ее должностных лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.06.2006 «О защите конкуренции». Таким образом, требования прокурора противоречат Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и ведут к нарушению Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Требования прокурора оснастить пожарной мотопомпой населенные пункты п. О., п. У., д.З., д. Ж. не подлежат удовлетворению. Приобретение противопожарного оборудование планируется органом местного самоуправления исходя из финансовых возможностей и уровня пожарной опасности. В связи с отсутствием в бюджете ЗАТО Северск средств на приобретение мотопомп, прокладку минерализованных полос, иные противопожарные мероприятия Мэр ЗАТО Северск 16.06.2011 обратился с письмом к Губернатору Томской области В. с просьбой оказать помощь в приобретении противопожарного оборудования и проведении противопожарных мероприятий на сумму 3349000 руб. 25.08.20.11 Решением Думы ЗАТО Северск № 16/11 был согласован проект Постановления Администрации ЗАТО Северск «О внесении изменений в Постановление Администрации ЗАТО Северск от 15.01.2010 №27». Система программных мероприятий, в частности, дополнена п.4.3 «Приобретение пожарных мотопомп для защиты от пожаров населенных пунктов ЗАТО Северск». Срок исполнения данного мероприятия - 2012 год. С учетом того, что приобретение мотопомп также возможно только на основании муниципального контракта, заключенного по результатам аукциона, данный срок является законным и обоснованным. Таким образом, Администрация находится в процессе приобретения мотопомп. Пункт 2.3 Решения межведомственного совещания по проблемам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления в Сибирском федеральном округе от 07.06.2011 закрепляет не допускать формализма при принятии мер прокурорского реагирования. Более тщательно подходить к направлению в суды исковых заявлений, имеющих своим последствием в случае удовлетворения требований прокурора необходимость существенного дополнительного бюджетного финансирования. С учетом отсутствия в бюджете ЗАТО Северск необходимым финансовых средств Мэр ЗАТО Северск Г. 16.06.2011 направил Губернатору Томской области В. письмо № ** с просьбой оказать помощь в приобретении противопожарного оборудования и проведении противопожарных мероприятий на сумму 3 349 000 руб., в том числе на прокладку минерализованных полос 195 000 руб., на мотопомпы 846 000 руб. Администрация ЗАТО Северск выполняет противопожарные профилактические мероприятия по утвержденному плану, с соблюдения установленных сроков, данные сроки никем в настоящее время не обжалованы, незаконность их установления не доказана, требования прокурора носят формальный характер, ведут к нарушению действующего законодательства и необоснованно ухудшают положение муниципального образования ЗАТО Северск. Прокурор ЗАТО г. Северск не представил доказательств бездействия Администрации ЗАТО Северск в части выполнения профилактических противопожарных мероприятий. Просила отказать прокурору ЗАТО г. Северск в удовлетворении требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск – Абрамов О.А., действующий на основании доверенности от 12.07.2011 №** (л.д. 37), исковые требования не признал и пояснил, что Администрация ЗАТО Северск не оспаривает те нарушения пожарной безопасности, которые были установлены предписанием ОГПН ГУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России». В целях устранения допущенных нарушений Администрация ЗАТО Северск подготовила План мероприятий по устранению допущенных нарушений. Однако в настоящее время идет недофинансирование программ, недофинансирование бюджета ЗАТО Северск. Все требования по устранению нарушений правил пожарной безопасности не могут быть удовлетворены немедленно, поскольку на выполнение ряда работ по устранению нарушений необходимо проведение ряда организационных мероприятий, таких как проведение аукциона, что занимает много времени. Имеется возможность высадить деревья, однако, наблюдается дефицит лиственных пород деревьев. Кроме того, в настоящее время риск возникновения пожара в лесу и переброса на населенные пункты отсутствует.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца – Казеновой А.А., мнение представителя третьего лица – Андреевских А.В., представителей ответчика – Абрамова О.А., Николаевой Е.В., суд считает возможным удовлетворить исковые требования, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с пп.10 п.1 ст. 16    Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в РФ к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии с п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В соответствии с п.31 указанных Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, сельские населенные пункты для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной ГУ «Специальное управление ФПС №8 МЧС России» проверки по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, проводимой с 05.04.2011 по 28.04.2011 заместителем главного государственного инспектора ГУ «Специальное управление ФПС №8 МЧС России», были выявлены нарушения требовании пожарной безопасности в населенных пунктах: г. С., п. У., п. О., д. З., д. Ж., д. Ч.

В том числе, были выявлены нарушения в виде отсутствия пожарных мотопомп в населенных пунктах п. О., п. У., д. З., д. Ч., не разработаны мероприятия, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, не выполнены противопожарные расстояния от границ застроек на территории п. О., п. У., д. З., п. И. г. С., ул. С. г. С., ул. Н. г. С., ул. В. г. С., ул. М. г. С., д. Ж., д. Ч.

Данные обстоятельства подтверждаются предписанием №134/1/1-59 в адрес Администрации ЗАТО Северск Томской области (л.д. 10-21) и не оспаривались представителями ответчика в судебном заседании.

Данным предписанием также установлены сроки устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в том числе, на Администрацию ЗАТО Северск возложена обязанность:

- на территории п. О.: разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения п. О.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Р. до ул. Е., **, далее до ул. Ч., **, далее до ул. М., **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. О., ** до ул. О., **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке вдоль юго-восточной стороны территории лесозавода; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Х., ** до ул. Х., ** до 15.11.2012;

- на территории п. О.: оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт п. О. до 02.05.2012;

- на территории п. У.: разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения п. У. до 15.11.2011;

- на территории п. У.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от территории кладбища по ул. Л. до территории водозабора; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки пос. У. с одно и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 метров на участке вдоль жилого дома по ул. З., **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от жилого дома по ул. У., **, далее до ул. П. и ул. З.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. К. до ул. Я., далее до пер. Рн., далее до пер. Ов.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке с южной стороны по ул. Ш., далее до жилого дома на участке примыкания ул. Ш. и ул. Ж.; выполнить противопожарное расстояние от границ застройки п. У. с многоэтажной застройкой до границ лесного массива не менее 50 м. на участке в районе многоэтажного жилого дома по ул. Д., д. ** до 15.11.2012;

- на территории п. У.: оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт п. У. до 02.05.2012;

- на территории д. З.: разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д. З. до 15.11.2012;

- на территории д. З.: оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт д. З. до 02.05.2012;

- на территории г. С., И.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15   м. на участке от ул. Г., ** до ул. № **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул.Г., ** до территории ОАО «**»; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Л. до ул. №** и далее до ул. №** до 15.11.2012;

- на территории г. С., ул. С.: выполнить противопожарные расстояния от границы застройки ул.С. г. С. до лесных массивов не менее 50 м до 15.11.2012;

- на территории г. С., ул. Н.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки ул. Н. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от въезда на ул. Н. до городской контролируемой зоны и далее до р. А. до 15.11.2012;

- на территории г. С., ул. В.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки ул. В. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. до 15.11.2012;

- на территории г. С., ул. М.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки ул. М. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. до 15.11.2012;

- на территории г. С., ул. М.: разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения г. С. до 15.11.2012;

- на территории д. Ж.: оснастить населенный пункт д. Ж. пожарной мотопомпой до 02.05.2012;

- на территории д. Ж.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки на участке с северной стороны д. Ж. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. до 15.11.2012;

- на территории д. Ж.: разработать и выполнить в полном объеме мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д. Ж. до 02.05.2013;

- на территории д. Ч.: разработать и выполнить в полном объеме мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д. Ч. до 02.05.2013;

- на территории д. Ч.: оборудовать населенный пункт д. Ч. пожарной мотопомпой до 02.05.2012;

- на территории д. Ч.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки д. Ч. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке с северо-восточной стороны д. Ч. до 01.08.2013.

Таким образом, настоящим предписанием установлены сроки устранения установленных допущенных нарушений в период с 15.11.2011 по 01.08.2013.

Администрация ЗАТО Северск Томской области в соответствии с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности и установленными в предписании № 134/1/1-59 сроками устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности разработала План мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах ЗАТО Северск на 2011-2015. Данный План утвержден распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 18.05.2011 № 473-р (л.д. 23-27). Сроки устранения допущенных нарушений требований пожарной безопасности, установленные Планом мероприятий, совпадают со сроками устранения нарушений, установленных предписанием № 134/1/1-59.

Положения   пункта 70 Административного  регламента Министерства РФ по делм гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 г. N 517, устанавливают обязанность государственного инспектора по пожарному надзору, в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности выдать предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения.

Вместе с тем, в соответствии с положениями      ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального  закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в порядке    ст. 45 ГПК  РФ вправе обратиться в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании устранить выявленные в результате проверки нарушения требований пожарной безопасности, при этом в рамках заявленных требований вправе ставить вопрос о необходимости устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в иные, более ранние, сроки.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами то обстоятельство, что при установлении сроков устранения допущенных нарушений требований пожарной безопасности, каких-либо расчетов специалистов, подтверждающих обоснованность установления конкретных сроков устранения допущенных нарушений не производилось, сроки устанавливались предположительно, формально, информация о необходимых финансовых и организационных затратах предоставлялась исключительно в устной форме.

Оценив, изложенные обстоятельства и доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что нарушение требований законодательства в области пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, срок для устранения нарушений должен устанавливаться с учетом принципа разумности, быть обоснованным, а также учитывая, что суду не было предоставлено каких-либо доказательств, что установленные предписанием № 134/11-59 и Планом мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах ЗАТО Северск на 2011-2015 сроки являются обоснованными и отвечают требованиям разумности, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора ЗАТО Северск в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию ЗАТО Северск устранить нарушения:

- на территории п. О.: разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения п. О.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Р. до ул. Е., **, далее до ул. Ч., **, далее до ул. М., **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. О., ** до ул. О., **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке вдоль юго-восточной стороны территории лесозавода; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. О. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Х., ** до ул. Х., **; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт п. О.;

- на территории п. У.: разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения п. У.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от территории кладбища по ул. Л. до территории водозабора; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки пос. У. с одно и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 метров на участке вдоль жилого дома по ул. З., **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от жилого дома по ул. У., **, далее до ул. П. и ул. З.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. К. до ул. Я., далее до пер. Рн., далее до пер. Ов.; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки п. У. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке с южной стороны по ул. Ш., далее до жилого дома на участке примыкания ул. Ш. и ул. Ж.; выполнить противопожарное расстояние от границ застройки п. У. с многоэтажной застройкой до границ лесного массива не менее 50 м. на участке в районе многоэтажного жилого дома по ул. Д., д. **; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт п. У.;

- на территории д. З.: разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д. З.; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт д. З.;

- на территории г. С., И.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15   м. на участке от ул. Г., ** до ул. № **; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул.Г., ** до территории ОАО «**»; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Л. до ул. №** и далее до ул. №**; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от ул. Л. до ул. №** и далее до ул. №**;

- на территории г. С., ул.С.: выполнить противопожарные расстояния от границы застройки ул.С. г. С. до лесных массивов не менее 50 м;

- на территории г. С., ул. Н.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки ул. Н. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от въезда на ул. Н. до городской контролируемой зоны и далее до р. А.;

- на территории г. С., ул. В.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки ул. В. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м;

- на территории г. С., ул. М.: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки ул. М. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м.; разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения г. С.;

- на территории д. Ж.: оснастить населенный пункт д. Ж. пожарной мотопомпой; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки на участке с северной стороны д. Ж. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м.; разработать и выполнить в полном объеме мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д.Ж.;

- на территории д. Ч.: разработать и выполнить в полном объеме мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения д. Ч.; оборудовать населенный пункт д. Ч. пожарной мотопомпой; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки д. Ч. с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке с северо-восточной стороны д. Ч.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Северский городской суд Томской области.

  Судья Н.В. Прохорова