ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 30.11.2011 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ)

                                                                                    26-й гарнизонный военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    26-й гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2011 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Андриевского Д.И., при секретаре судебного заседания Зориковой А.А., с участием старшего помощника прокурора комплекса «Байконур» младшего советника юстиции ФИО1 (далее - Прокурор), представителя ответчика Государственного учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс «Байконур» (далее ГУ «СОК «Байконур») - ФИО2, представителя ответчика Администрации
г. Байконур - ФИО3, представителя третьего лица Управления социальной защиты населения г. Байконур - ФИО4, в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора комплекса «Байконур» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации г. Байконур и Государственному учреждению «Спортивно-оздоровительный комплекс «Байконур» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан в помещение спортивного корпуса «Маяк», расположенного по адресу: , путём установки при входе пандусов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил: « Обязать администрацию города Байконур и государственное учреждение «Спортивно - оздоровительный комплекс «Байконур» обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан в помещение спортивного корпуса «Маяк», находящегося во владении и пользовании данного учреждения, по адресу: , путем установки пандусов при входе в помещение данного корпуса».

В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях по изложенным в исковом заявлении основаниям. Кроме того, в обоснование заявленного требования прокурор в судебном заседании указал на следующие обстоятельства. Прокуратурой комплекса «Байконур» проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что на первом этаже здания спортивного корпуса «Маяк», находящегося во владении и пользовании ГУ «СОК «Байконур», расположенного по адресу: , имеется отдельный вход с улицы, не приспособленный для подъема инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан. Указанное здание является объектом социальной инфраструктуры, а именно спортивным сооружением. Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый, в том числе и маломобильные граждане, имеют право на здоровье и медицинскую помощь. В целях защиты гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании действий (бездействий) незаконными, а так же в интересах неопределенного круга лиц. С учетом того, что количество маломобильных граждан проживающих, либо временно пребывающих на территории комплекса «Байконур», не является постоянным, данный иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Данные требования закона носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению.
  Представитель ответчика Администрации г. Байконур, действуя на основании доверенности, в рамках предоставленных ей полномочий, пояснила, что с иском прокурора не согласна и не признает его по следующим основаниям. В нарушение ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, прокурором не указанно какое именно право маломобильных граждан нарушено. Кроме того, согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Статьёй 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Таким образом, нормативно правовые акты, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении не содержат норм, напрямую обязывающих установку пандусов, а только предписывают создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом, согласно п. 1.1 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», утверждённых постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 72, требования указанного свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Проектно-организационные мероприятия должны быть направленны не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги и в целях реализации
ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, для создания достаточных условий беспрепятственного доступа маломобильных граждан к услугам, предоставляемым спортивным корпусом «Маяк», на здании в доступном для маломобильных граждан месте установлена кнопка вызова сотрудника ГУ «СОК «Байконур». Также исполнение ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путём проектирования, приспособления здания для доступа инвалида к услуге, так и путём «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Таким образом, Администрация г. Байконура возражает против обеспечения доступа маломобильных граждан в помещение спортивного комплекса «Маяк» именно путём установки пандуса при входе в помещение, а не иным альтернативным способом.

Представитель ответчика начальник ГУ «СОК «Байконур» - ФИО2, заявил, что требования прокурора признаёт в полном объёме. В спортивном корпусе «Маяк» отсутствует приспособленный подъём для маломобильных граждан. Спортивный корпус «Маяк» входит в состав ГУ «СОК «Байконур». Данное недвижимое имущество принадлежит Республике Казахстан, находится в ведении Администрации
г. Байконур и закреплено на праве оперативного управления за ГУ «СОК «Байконур». Согласно городской целевой программе «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов города Байконур на 2010-2012 годы», спортивный корпус «Маяк» включен в перечень объектов социальной инфраструктуры и адресов жилых домов для оборудования пандусами с установкой поручней (перил), утвержденный начальником Управления социальной защиты населения г. Байконур. Согласно указанной целевой программе, ответственным исполнителем по оборудованию пандусами объектов социальной инфраструктуры и подъездов жилых домов, в которых проживают инвалиды с ограниченными способностями к передвижению (в соответствии с техническими требованиями), а также бюджетополучателем является Управление социальной защиты населения г. Байконур. В настоящее время разработана смета и проектная документация мероприятия по обеспечению доступа инвалидов в виде пандусного перехода, ремонтно-строительные работы планируется начать в первом - втором квартале 2012 года.

Кроме этого, начальник ГУ «СОК «Байконур» пояснил, что для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к услугам, предоставляемым спортивным корпусом «Маяк», на здании, в доступном для маломобильных граждан месте, установлена кнопка вызова сотрудника ГУ «СОК «Байконур».

Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения
г. Байконур - ФИО4 по существу предъявленных прокурором требований пояснил, что согласно городской целевой программе «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов города Байконур на 2010-2012 годы», спортивный корпус «Маяк» включен в перечень объектов социальной инфраструктуры и адресов жилых домов для оборудования пандусами с установкой поручней (перил). Денежные средства на оборудование пандусами объектов социальной инфраструктуры выделены из бюджета г. Байконур Управлению социальной защиты населения г. Байконур. В настоящее время изготовлена проектная документация на устройство пандуса к крыльцу входа в спортивный корпус «Маяк», расположенный по 
. Указанный проект согласован с начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Байконур, с председателем общественной организации «Общество родителей детей инвалидов города Байконур», с начальником ГУ «СОК «Байконур» и с директором спортивного корпуса «Маяк». Однако, в 2011 году денежные средства, выделенные на реализацию указанной городской целевой программы, освоить не представилось возможным по объективным причинам.

Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов рассматриваются в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I
«О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Проверка соблюдения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» проведена с соблюдением требований ст.ст. 1, 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и в пределах полномочий, предоставленных прокурору законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I
«О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Статьей 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом данная статья не содержит условий для прокурора при обращении в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Согласно п. 6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.), на территории комплекса «Байконур» в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала Российской Федерации и членов их семей применяется законодательство Российской Федерации и действуют её компетентные органы.   Учитывая, что нарушение прав граждан, установленных ч.ч. 1, 2 ст. 7, ст. 2,
ст. 47 Конституции РФ, объективно влечёт за собой ненадлежащее исполнение Российской Федерацией обязанности по регулированию и социальной защите инвалидов, что недопустимо, так как подрывает установленные Конституцией Российской Федерации основы конституционного строя, а значит, затрагивает интересы РФ, а также, то что круг лиц (маломобильных граждан) не является статичным, в связи с изменением ими места жительства, а также признанием граждан инвалидами, суд приходит к выводу, что в данном деле прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Статьёй 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации
от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Пунктом 3.17 «Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года № 73, регламентировано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений на высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. Кроме того, согласно п. 3.9 СНиП 35-01-2001 при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения, лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Свод правил СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» разработан по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы». Он подготовлен в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ в рамках федеральной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В соответствии с п.п. 1.1 СП 35-103-2001 Требования указанного свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также участки учреждений, доступные для посетителей. Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».

Пунктом 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» (принят и введён в действие совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 22 декабря 1999 г.
№ 74/51 и согласованным с Центральным правлением Всероссийского общества инвалидов, Центральным правлением Всероссийского общества слепых и Центральным правлением Всероссийского общества глухих), установлено, что последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учёта мнений общественных объединений инвалидов.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией.

Постановлением Главы администрации г. Байконур от 21 июля 2010 года № 91 утверждена городская целевая программа «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов города Байконур на 2010-2012 годы». Исполнение указанной программы в части создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов, а именно оборудования пандусами объектов социальной инфраструктуры и подъездов жилых домов, в которых проживают инвалиды с ограниченными способностями к передвижению (в соответствии с техническими требованиями), возложено на Управление социальной защиты населения г. Байконур. Начальником Управления социальной защиты населения г. Байконур утверждён перечень объектов социальной инфраструктуры и адресов жилых домов для оборудования пандусами с установкой поручней (перил) в 2011 году, в число которых входит спортивный комплекс «Маяк».

В суде достоверно установлены и не оспаривались ответчиками, следующие обстоятельства. ГУ «СОК «Байконур» создано постановлением Главы администрации
г. Байконур. Учредителем ГУ «СОК «Байконур» является Администрация г. Байконур. ГУ «СОК «Байконур» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением герба РФ с указанием наименования, бланки, фирменное наименование. ГУ «СОК «Байконур» от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. ГУ «СОК «Байконур» отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт учредитель - Администрация г. Байконур. Спортивный корпус «Маяк», находящийся по адресу , входит в состав ГУ «СОК «Байконур». Здание спортивного корпуса «Маяк» принадлежит на праве собственности Республике Казахстан, используется в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (10 декабря 1994 года). Указанное здание находится в ведении Администрации г. Байконур и закреплено за ГУ «СОК «Байконур» на праве оперативного управления. ГУ «СОК «Байконур» вправе владеть и пользоваться закреплённым за ним имуществом, и не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закреплённым за ним, без согласия учредителя. Данные обстоятельства подтверждаются Уставом ГУ «СОК «Байконур», распоряжением Главы администрации г. Байконур от ДД.ММ.ГГГГ №р, копией свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (серия №), копией свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (серия №). Суд, исследовав указанные обстоятельства, приходит к выводу о том, что иск предъявлен прокурором в соответствии с требованием закона к надлежащим ответчикам.

Кроме того, согласно уставу ГУ «СОК «Байконур», предметами и целями деятельности указанного учреждения, в том числе спортивного корпуса «Маяк», является спортивно-оздоровительного деятельность, направленная на укрепление здоровья населения города. На основании этого суд приходит к выводу о том, что спортивный корпус «Маяк» является объектом социальной инфраструктуры.

Вместе с тем, в суде достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что при входе в спортивный корпус «Маяк» отсутствуют устройства, обеспечивающие беспрепятственный доступ маломобильных граждан в указанное помещение. Данный факт подтверждается актом проверки на предмет соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам транспортной и социальной инфраструктуры, функционирующим на комплексе «Байконур» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной старшим помощником прокурора комплекса «Байконур» ФИО1, а также фотоснимками произведёнными во время проверки. Указанный акт проверки в установленном законом порядке не обжаловался, а ГУ «СОК «Байконур» принимались меры к устранению выявленных нарушений путём установки специальной кнопки на здании, в доступном для маломобильных граждан месте.

Отсутствие устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ в спортивный корпус «Маяк», а именно при входе в указанное здание, создаёт препятствия инвалидам в виде невозможности доступа в данное помещение, чем нарушаются положения ч.ч. 1, 2 ст. 7, ст. 2, ст. 47 Конституции РФ, п. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», направленного на обеспечение индивидуальной мобильности инвалидов с максимальной возможной степенью их самостоятельности.

Возражения ответчика в части несогласия обеспечения доступа маломобильных граждан в помещение спортивного корпуса «Маяк» путём установки пандуса, а не иным альтернативным способом, суд признаёт несостоятельными и противоречащими вышеуказанным нормам закона, поскольку ответчиком не обоснована достаточность каких-либо иных мер.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из вышеуказанных требований закона, бремя доказывания невозможности установления пандусов лежит на Администрации г. Байконур и ГУ «СОК «Байконур». Однако доказательств невозможности установления пандусов, предусмотренных нормами СНиП 35-01-2001, суду не представлено. Напротив, именно постановлением Главы администрации г. Байконур от 21 июля 2010 года № 91 утверждена городская целевая программа «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов города Байконур на 2010-2012 годы», согласно программным мероприятиям которой, создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов осуществляется путём оборудования объектов социальной инфраструктуры пандусами. Начальником Управления социальной защиты населения г. Байконур утверждён перечень объектов социальной инфраструктуры и адресов жилых домов для оборудования пандусами с установкой поручней (перил) в 2011 году, в число которых входит спортивный комплекс «Маяк». Разработано задание на проектирование «Разработка рабочей документации на устройство пандуса к крыльцу входа в спортивный комплекс «Маяк» по адресу:
», согласованное с начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Байконур, председателем общественной организации «Общество родителей детей инвалидов города Байконур». Государственным унитарным предприятием «Жилищное хозяйство», разработана проектная документация пандусных переходов, соответствующая требованиям СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35-103-2001, ГОСТ Р 51261, что свидетельствует о возможности, необходимости и достаточности данного мероприятия по обеспечению доступа инвалидов в спортивный комплекс «Маяк» и согласуется с требованиями РДС 35-201-99.

Доводы ответчика, о том, что для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к услугам, предоставляемым спортивным корпусом «Маяк», на здании, в доступном для маломобильных граждан месте, установлена кнопка вызова сотрудника ГУ «СОК «Байконур», суд признаёт не состоятельными, так как требованиями
РДС 35-201-99 установлено, что последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Однако в городской целевой программе «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов города Байконур на 2010-2012 годы» в перечне программных мероприятий отсутствует указанное мероприятие. Иных документов, подтверждающих согласование мероприятий по обеспечению доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры путём установки кнопки для вызова сотрудников социальных объектов с общественными объединениями инвалидов, представителем ответчика суду не представлено.

Таким образом, ГУ «СОК «Байконур» и Администрация г. Байконур надлежащим образом не исполняют требования действующего законодательства об оборудовании здания специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами спортивного корпуса «Маяк», поскольку указанное помещение значится в перечне объектов социальной инфраструктуры для оборудования пандусами с установкой поручней (перил) городской целевой программы «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов города Байконур на 2010-2012 годы» именно в 2011 году, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга инвалидов, закрепленные в законодательстве Российской Федерации на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

На основании изложенного, суд признает требования прокурора законными и обоснованными. Прокурор правомерно просит обязать Администрацию г. Байконур и ГУ «СОК «Байконур» установить пандус для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры и указанное требование подлежит удовлетворению. При этом, данное требование должно быть исполнено в рамках уже существующей городской целевой программы «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов города Байконур на 2010-2012 годы».

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд, руководствуется
ст. 98, 103 ГПК РФ. При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором её должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку он в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ является истцом по делу. Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, а именно маломобильных граждан - физических лиц. Однако Администрация г. Байконур и ГУ «СОК «Байконур» в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора комплекса «Байконур» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации г. Байконур и Государственному учреждению «Спортивно-оздоровительный комплекс «Байконур» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан в помещение спортивного корпуса «Маяк», расположенного по адресу: <...>
 путём установки при входе пандусов, удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию г. Байконур и Государственное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс «Байконур» обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан в помещение спортивного корпуса «Маяк», расположенного по адресу: <...> путём установки при входе пандусов

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его изготовления
в окончательной форме.

Председательствующий по делу Д.И. Андриевский

Верно

Судья Д.И. Андриевский

Секретарь судебного заседания