26-й гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
26-й гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 января 2012 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи
Тарлавиной Л.В., при секретаре судебного заседания Назаренко И.В., с участием представителя заинтересованного лица - начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) (далее - отделение УФМС) ФИО1, в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения отделения УФМС об отказе
в предоставлении государственной услуги, связанной с регистрацией по месту пребывания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа отделения УФМС, связанного с регистрацией её по месту пребывания в г. Байконур, в связи с тем, что она является гражданкой Киргизской Республики. В своем заявлении ФИО2 указала, что она состоит в браке с ФИО3, который проживает в г. Байконур, зарегистрирован по месту пребывания, является гражданином Российской Федерации и проходит военную службу по контракту ». В настоящее время заявителю по решению компетентного органа - городской режимной комиссии разрешена регистрация по месту пребывания по адресу: г. Байконур, прос, однако при обращении в отделение УФМС ей отказано в регистрации по месту пребывания в г. Байконур, мотивируя тем, что отделение не регистрирует иностранных граждан, ссылаясь на отсутствие необходимых полномочий. Считая это нарушением своих прав, заявитель обратилась в суд за их защитой.
До рассмотрения дела по существу заявитель изменил свои требования и просил суд:
«1. Признать решение отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) об отказе в предоставлении мне государственной услуги связанной с регистрацией меня по месту пребывания по адресу: <...>, незаконным и нарушающим мои права.
2. Обязать отделение УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) оказать мне, ФИО2, государственную услугу по регистрации меня по месту пребывания в жилом помещении по адресу:
город Байконур, на срок до 28 февраля 2014 года.» (текст в кавычках изложен в редакции заявителя).
Заявитель ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыла, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила соответствующее заявление.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 требования заявителя не признала, объясняя это неурегулированностью действующего законодательства в вопросах регистрации иностранных граждан, пребывающих в г. Байконур на период аренды, являющегося административно - территориальной единицей Республики Казахстан. При этом, согласно подп. «е» пункта 13.2 Положения о филиале УФМС России по Московской области в г. Байконур (Республика Казахстан), утвержденного приказом начальника УФМС России по Московской области от 28 января 2010 года № 20, предусмотрено осуществление регистрационного учета только граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах территории осуществления полномочий. Учет иностранных граждан (граждан Республики Казахстан) на территории города Байконур, по утверждению представителя заинтересованного лица, должно вести отделение миграционной полиции представительства МВД Республики Казахстан в городе Байконыр. При таких обстоятельствах, по мнению представителя заинтересованного лица, заявление является необоснованным, поскольку государственная услуга по регистрации заявителя - иностранного гражданина по месту пребывания в г. Байконур, не была ей оказана правомерно.
Суд, заслушав пояснения заинтересованного лица, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, находит заявление Жеребцовой подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В ходе судебного заседания установлено, что заявитель является гражданкой Киргизской Республики, ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с гражданином Ж.Р.В., который проходит военную службу в филиале с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по месту пребывания в городе Байконур по адресу: прос до 28 февраля 2014 года и проживает совместно со своими родителями. Кроме того, по указанному адресу зарегистрирована по месту пребывания дочь заявителя и Ж.Р.В. - Ж,Е,Р,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мать супруга заявителя - Ж.И.В. являющаяся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Байконур, прос, выразила согласие на проживание и регистрацию заявителя по месту пребывания в указанной квартире до 28 февраля 2014 года, оформленное нотариально удостоверенным заявлением. В соответствии с протоколом заседания режимной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ 2011 года № № Жеребцовой разрешена регистрация в г. Байконур по месту пребывания (с оформлением регистрационного учета по месту пребывания) по месту жительства ее супруга по адресу: г. Байконур, прос. При обращении установленным порядком в отделение УФМС для оформления регистрации заявителем получен отказ в оказании государственной услуги, связанной с регистрацией по месту пребывания.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из протокола заседания режимной комиссии по въезду и проживанию в г. Байконур; копиями паспортов заявителя и супруга заявителя, свидетельств о заключении брака и рождения ребенка, поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: г. Байконур, , заявлений Жеребцовой и Ж. в отделение УФМС.
В соответствии со ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (далее - Соглашение о статусе города) (Москва, 23 декабря 1995 года) (с изм.), город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. В соответствии со ст. 14 названного Соглашения на территории г. Байконур устанавливается особый режим проживания граждан, включающий, в том числе, ограничение на постоянное проживание граждан на его территории.
Во исполнение указанного соглашения в апреле 1998 года координационным советом комплекса «Байконур», в пределах предоставленных ему полномочий, принято Положение об условиях особого режима пребывания в городе Байконур, в котором определен орган, уполномоченный рассматривать вопросы, связанные с въездом и проживанием в г. Байконур, и содержится перечень оснований для въезда и (или) постоянного проживания в г. Байконур при соблюдении принципов необходимости и целесообразности пребывания граждан в городе Байконур.
Постановлением Главы администрации г. Байконур от 24 мая 2002 года № 231 утверждено Положение о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения на въезд и проживание в городе Байконур, согласно которому, решения, принятые данной комиссией по вопросам входящим в ее компетенцию, утверждаются Главой администрации.
Согласно п. 3 названного Положения следует, что граждане, состоящие в браке или заключившие брак с гражданином, имеющим регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в г. Байконур, оформляют разрешение на въезд и (или) проживание в г. Байконур через режимную комиссию. На основании решения режимной комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) заявителю разрешено проживание в городе Байконур по месту пребывания по адресу: п, до 28 февраля 2014 года. Данное решение принято компетентным органом на основании п. 3.5 Положения о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения на въезд и проживание в г. Байконур (утверждено постановлением Главы администрации г. Байконур от 24 мая 2002 года № 231) (с изм.).
Регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и месту пребывания является государственной услугой, оказываемой органами Федеральной миграционной службы России (далее - ФМС) на основании ФЗ от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Положения о Федеральной миграционной службе (утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года N 928), ведется в рамках миграционного учета данных лиц и направлена на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ст. 3 ФЗ от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм.) правовую основу миграционного учета в России составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Порядок регистрации иностранных граждан урегулирован Административным регламентом по предоставлению ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации (утвержден Приказом Федеральной миграционной службы от 6 июля 2009 г. N 159) (далее - Регламент). В соответствии с п. 4. Регламента в системе ФМС России государственная услуга по осуществлению миграционного учета предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами). Функции приема, рассмотрения заявлений о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, функции приема уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания осуществляют территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения. Указанные полномочия закрепляются в Положении о территориальном органе ФМС России и Положении о структурном подразделении в соответствии с приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы».
В соответствии со ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» (Алма-Ата, 4 октября 1997 года) (далее - Соглашение об обеспечении правопорядка), правопорядок, безопасность, особый режим проживания на территории комплекса «Байконур», а также его охрану обеспечивают правоохранительные органы Российской Федерации. На основании ст. 12 названного Соглашения организация и обеспечение паспортно-визовой работы на территории комплекса «Байконур» осуществляется правоохранительными органами РФ в соответствии с законодательством РФ. Данное Соглашение служит правовой основой разграничения юрисдикции правоохранительных органов России и Казахстана, необходимой для полноценной реализации национальных интересов России на территории Республики Казахстан в области освоения космоса, с участием в том числе и иностранных граждан, что в свою очередь порождает процессы миграции на территории комплекса, которые в силу особого режима функционирования комплекса, нуждаются в урегулировании, надзоре и контроле. В силу ст. 4 Соглашения об обеспечении правопорядка и ФЗ от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ вопросы миграционного учета, предполагающего в свою очередь ведение регистрационного учета иностранных граждан, в силу их правоприменительного и правоохранительного характера на территории комплекса, относятся к национальным интересам Российской Федерации и регулируются ее правоохранительными органами.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и п.п. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изм.), если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Из смысла ст. 4 Соглашения об обеспечения правопорядка усматривается, что для осуществления закрепленных в ней положений по определению юрисдикции в сфере обеспечения правопорядка на территории комплекса «Байконур» принятия соответствующих внутригосударственных правовых актов не требуется, поскольку указанные положения носят императивный характер. Согласно п. 6.12 ст. 6 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 года) на территории комплекса «Байконур» в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала Российской Федерации и членов их семей применяется законодательство Российской Федерации, и действуют её компетентные органы. Эта норма является специальной и устанавливает приоритет российского законодательства и компетенции органов Российской Федерации по отношению к органам Республики Казахстан. При этом, как следует из редакции названной статьи во взаимосвязи с п. 1.7 ст. 1 Договора, гражданство членов семей персонала космодрома для определения компетенции российских органов и применения российского законодательства юридического значения не имеет.
Как указывалось выше, регистрация иностранных граждан осуществляется ФМС России, которая структурно входит в систему МВД РФ. МВД РФ является правоохранительным органом, что в силу общеизвестности и ст. 61 ГПК РФ, доказыванию не подлежит. Из этого следует, что органы ФМС России, в силу своих задач, а также ведомственной подчиненности, относятся к правоохранительным органам и участвуют в защите законности и правопорядка в сфере миграции, а их юрисдикция, в силу ст. 4 Соглашения об обеспечении правопорядка, распространяется на территорию комплекса «Байконур» на весь период его аренды Российской Федерацией.
На основании приказа ФМС России от 22 октября 2010 года № 384 л/с на базе филиала Управления ФМС России по Московской области в г. Байконур (Республика Казахстан) с 01 января 2011 года образовано отделение Управления ФМС России по Московской области в г. Байконур (Республика Казахстан), которое руководствуется Положением о филиале Управления ФМС России по Московской области в г. Байконур, утвержденным приказом УФМС России по Московской области от 28 января 2010 года
№ 20. В указанном Положении прямо не оговорены полномочия отделения по реализации государственной политики в сфере миграции на территории комплекса Байконур. Однако отделение, как правопреемник филиала, помимо прочих, осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, приказами и распоряжениями ФМС России и территориального органа (п. 13.9 Положения о филиале).
Анализ изложенных выше правовых норм международного и внутригосударственного характера позволяет прийти к выводу, что отсутствие в Положении о филиале прямого указания о полномочиях отделения УФМС в сфере миграционного учета на комплексе «Байконур», не лишает его указанных полномочий, и, соответственно, не освобождает его от исполнения обязанностей по регистрации иностранных граждан на арендуемой территории комплекса, закрепленных в ФЗ от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ и Указе Президента РФ
от 19 июля 2004 года N 928. Реализация отделением УФМС указанных полномочий, согласно Положению о нем, осуществляется в порядке, установленном Регламентом.
Супруг заявителя Ж.Р.В. относится к гражданскому персоналу РФ в том смысле, который придается этому понятию п. 1.6 Договора аренды комплекса «Байконур», что подтверждается копиями паспорта гражданина РФ, выданного на его имя, справкой с места службы.
При рассмотрении данного заявления суд также учитывает ответ начальника отделения миграционной полиции Представительства МВД Республики Казахстан
в г. Байконыр от 24 мая 2011 года № 7-11/5598, согласно которому указанное отделение ведет только миграционный учет и контроль иностранных граждан пребывающих, в том числе и в г. Байконур, при этом регистрацию иностранных граждан, а также и граждан Республики Казахстан по месту жительства либо пребывания в г. Байконур данное отделение не осуществляет.
При таких обстоятельствах, суд признает заявление обоснованным, а решение отделения УФМС об отказе заявителю в предоставлении государственной услуги
по его регистрации по месту пребывания по адресу: г. Байконур, прос, расценивает, как незаконное, нарушающее право заявителя на свободу передвижения
и выбор места жительства, а также другие права и свободы личности, реализация которых связана с местом проживания (пребывания) физического лица, поскольку такое решение противоречит ст. 12 ФЗ от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», п. 6.12 ст. 6 Договора аренды космодрома и ст. 4 Соглашения об обеспечении правопорядка, наделяющих отделение УФМС полномочиями по регистрации иностранных граждан на территории комплекса «Байконур».
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина
или препятствие к осуществлению его прав и свобод.
Удовлетворение требований заявителя, в том объеме, в котором они представлены
на разрешение суда, полностью обеспечит восстановление его нарушенных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 об оспаривании решения отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) об отказе в предоставлении государственной услуги, связанной с регистрацией по месту пребывания, - удовлетворить.
Признать решение отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) об отказе в предоставлении ФИО2 государственной услуги, связанной с ее регистрацией по месту пребывания
по адресу: в г. Байконур, прос, незаконным и нарушающим ее права.
Обязать отделение УФМС России по Московской области в г. Байконур (Республика Казахстан) оказать ФИО2 государственную услугу
по регистрации ее по месту пребывания в жилом помещении по адресу: г. Байконур,
прос на срок до 28 февраля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу Л.В. Тарлавина