Центральный районный суд г. Тольятти
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Тольятти — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 марта 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
с участием прокурора Красина И.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах Главатских М.А. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти обратился в суд с иском в интересах Главатских М.А. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Представитель истца Красин И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что Главатских М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осталась без попечения родителей: отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Главатских М.А. назначена ее бабушка ФИО7. Закрепленного жилья Главатских М.А. не имеет, в настоящее время зарегистрирована по адресу: , фактически проживает по адресу: . Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени, в нарушений норм жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жильем не обеспечена. Просит обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Главатских М.А. во внеочередном порядке жилое помещение в г. Тольятти в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Главатских М.А. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Главатских М.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 27 апреля 2010 года и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья за номером 117. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Статьей 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Статьей 5 Закона Самарской области от 07 июля 2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке установленном Правительством Самарской области. В муниципальном жилищном фонде мэрии г.о. Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение по договору социального найма мэрия не имеет возможности. Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Возложенные функции мэрией г.о.Тольятти выполняются в полном объеме. Мэрия г.о.Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. В 2010 году выделенных на эти цели субвенций недостаточно для обеспечения жильем всех детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, полагает, что в случае удовлетворения исковых требований нарушаются права лиц, стоящих в списке очередности первыми. Просит в иске отказать.
Представитель Правительства Самарской области в лице Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск из которого следует, что Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков и обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Главатских М.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении мэрией г.о. Тольятти, однако в муниципальном жилищном фонде жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение по договору социального найма мэрия не имеет возможности. Финансирование деятельности министерства экономического развития осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле установленной в методике, утвержденной Законом № 77-ГД. Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий год и плановый период. Полученные средства распределяются пропорционально между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками, подлежащих обеспечению жильем. Самостоятельно выделять средства для обеспечения жильем какой-либо категории граждан, или конкретного лица министерство не вправе. Считают, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в порядке, установленном Правительством Самарской области, будет производиться мэрией г.о. Тольятти по мере поступления средств.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Судом установлено, что Гдаватских М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей: отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Главатских М.А. назначена ее бабушка ФИО7.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти Главатских М.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Ответчик не оспаривает, что Главатских М.А. состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Представитель мэрии также не оспаривает право Главатских М.А. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено ей согласно очередности соответствующей категории граждан и за счет средств бюджета Самарской области путем предоставления субвенций.
Суд считает, что указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.
Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).
Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о. Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение по договору социального найма мэрия не имеет возможности, ничем не подтверждены.
Кроме того, сам факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность мэрии обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья во внеочередном порядке.
Мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Таким образом, мэрия г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Доводы представителя Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о том, что согласно п.1.2 Порядка при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилом фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку, в соответствии ч. 3 ст.2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» социальная выплата может предоставляться указанным гражданам в соответствии с их письменным заявлением.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилья истцу должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней, суд считает несостоятельными, поскольку ст.57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список. Нет в данной норме и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. Кроме того, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. Таким образом, разрешение требований о предоставлении детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд считает, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению Главатских М.А. жилой площади должна быть исполнена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Главатских жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: