ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.05.2010 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Улан-Удэ 31 мая 2010 г.

Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Гармаева Н.Л., при секретаре К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к таможне о признании аттестации не соответствующей действующему законодательству, признании её не состоявшейся,

УСТАНОВИЛА:

С. обратился в суд к таможне о признании аттестации не соответствующей действующему законодательству, признании её не состоявшейся. Также требует вынести частное определение по факту отсутствия в Бурятской таможне профсоюза.

Свой иск С. мотивирует тем, что **.**.2010 был аттестован на предмет соответствия занимаемой должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста. По результатам аттестации он был признан не соответствующим замещаемой должности. С указанным решением С. не согласен. Он замещает указанную должность в соответствии со служебным контрактом от **.**.2009 г. До заключения этого служебного контракта С. занимал должность старшего государственного таможенного инспектора таможенного поста в соответствии со служебным контрактом от **.**.2006. в соответствии с Законом от **.**.2004 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ ", Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ», аттестация проводится не ранее одного года замещения должности государственной гражданской службы и не чаще одного раза в три года. Предыдущая аттестация проведена **.**.2008 года. **.**.2009 на таможенном посту таможни были проведены организационно-штатные мероприятия путем выделения структурных подразделений, без изменения условий службы и увеличения/уменьшения штатной численности. Из записей в трудовой книжке С. следует, что при организационно-штатных мероприятиях он не был уволен с государственной гражданской службы. Из должностных регламентов следует, что должностные обязанности С., а также участок работы не изменились. Он исполнял и исполняет фактически одни и те же обязанности, как до проведения организационно-штатных мероприятий, так и после. То есть проведение аттестации С. ранее 2011 года (третий год после последней аттестации в 2008 году) прямо противоречит действующему законодательству. Не согласен также с выводами аттестационной комиссии. К моменту проведения аттестации он имел дисциплинарные взыскания, наложенные по решению начальника таможни в соответствии с результатами служебных проверок и считался первопричиной нарушений должностных обязанностей и действующего законодательства. По результату тех же служебных проверок были привлечены к дисциплинарной ответственности и члены аттестационной комиссии И., М. К дисциплинарной ответственности не привлекалась, но указано на слабый контроль непосредственного начальника З. Эти лица, имеющие неснятые дисциплинарные взыскания, не подлежат денежному поощрению, т.е. не получают премии. При таких обстоятельствах объективность аттестационной комиссии вызывает сомнения из-за возможной мести к виновнику их материального неблагополучия. По результатам предыдущей аттестации от **.**.2008 С. соответствовал занимааемой должности. Отзыв непосредственного начальника состоит только из положительных характеристик аттестуемого, даны рекомендации повысить количественные показатели служебной деятельности (иными словами увеличить количество оформленных деклараций). Профессионализм, работоспособность и ответственность не вызывали сомнений. Дисциплинарных взысканий не имел. После **.**.2009, когда были выделены структурные подразделения на таможенном посту и, соответственно, появился новый непосредственный начальник, С. был неоднократно привлечен к дисциплинарной ответственности. В соответствии с отзывом об аттестуемом, представленном на аттестацию непосредственным начальником З., С. не соответствует замещаемой должности, не обладает профессиональными навыками, не принимает решений, не является квалифицированным специалистом. Между тем, количественные и качественные показатели работоспособности и производительности С. находятся на одном из самых высоких уровней (в сравнении с другими должностными лицами поста). С. не мог за один календарный год утратить все свои профессиональные качества. Т.е. имеется предвзятое отношение непосредственного начальника к подчиненному С., направленное на ущемление его права на достойный труд и смещению его с замещаемой должности. Большая часть вопросов на аттестации была задана ему М. и З. Были вопросы и от И. Причем из протокола заседания аттестационной комиссии следует, что заданные вопросы направлены на выяснение не имеющих отношения к его профессиональным качествам, отношений.

В судебном заседании С., его представитель М. исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика таможни по доверенности М. иск не признала, пояснила, что аттестация С. проведена в соответствии со ст. 48 Федерального закона от **.**.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Приказом таможни от **.**.2009 № 153-А, утвержден состав аттестационной комиссии по проведению аттестации, квалификационного экзамена государственных гражданских служащих. Приказом таможни от **.**.2009 № 154-А «Об организации работы аттестационной комиссии таможни по аттестации государственных гражданских служащих в 2010 году» утвержден график проведения аттестации и список государственных гражданских служащих таможни, подлежащих аттестации в 2010 году. В графике под п. 15 указан старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста - (далее СГТИ ОТО и ТК) С. Определена дата проведения аттестации, время, место проведения, определена дата представления документов в аттестационную комиссию (до **.**.2010) и ответственный за предоставление документов - начальник ОТО и ТК таможенного поста. Служебной запиской от **.**.2010 № 20-01-15/105 направлен лист ознакомления с графиком проведения аттестации и списком лиц, подлежащих аттестации. В листе имеется подпись С. от **.**.2009. Начальником ОТО и ТК таможенного поста подготовлен Отзыв об исполнении СГТИ ОТО и ТК С. должностных обязанностей за аттестационный период, утвержденный начальником таможни 24.02.20010. С отзывом С. ознакомлен, выразил свое несогласие, но письменных пояснений не представил. Отзыв и справка характеризовали исполнение С. своих должностных обязанностей и содержали указание на то, что он не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы. Рассмотрев представленные документы, отзыв начальника ОТО и ТК З. и результаты собеседования, учитывая что С. неудовлетворительно ответил на большинство вопросов, комиссия приняла решение о несоответствии его занимаемой должности. Были заданы 21 вопрос, из которых 13 касались его непосредственных должностных обязанностей, т.е. вопросы, связанные с таможенным оформлением и контролем. Из 13 правильные и полные ответы получены только на 3. В соответствии с п. 18 Положения о проведении аттестации госслужащих заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов. Как видно из протокола заседания аттестационной комиссии и аттестационного листа, на аттестационной комиссии присутствовало 12 членов аттестационной комиссии, количество голосов за -8, против нет, воздержалось -3.

С доводом истца о том, что он не подлежал аттестации, в связи с тем, что с момента предыдущей аттестации не прошло 3 года, является не обоснованными. В соответствии с приказом таможни от **.**.2009 № 191-к «О назначении С.» в связи с проведенными в таможне организационно-штатными мероприятиями, на основании приказов Федеральной таможенной службы от. **.2008 № 1146 «О реорганизации таможенных органов, расположенных в Сибирском федеральном округе» С. назначен на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля, поста таможни. С ним по новой должности заключен служебный контракт се **.**.2009 не неопределенный срок. Предыдущий контракт № 1 0602000/0 156к/06 от **.**.2006 по ранее занимаемой должности - старший государственный таможенный инспектор таможенного поста прекратил свое действие. То есть он подлежал аттестации через год после назначения на новую должность, после *.**.2009.

Изменился должностной регламент С.: изменилось структурное подразделение С., ранее все должностные лица поста подчинялись непосредственно начальнику поста, после **.**.2009 С. стал проходить службу в специализированном структурном подразделении поста - отделе таможенного оформления и таможенного контроля. Непосредственным начальником С. является начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста. Из пункта 10 «Должностные обязанности» исключены обязанности, предусмотренные п. 10.13-10.15. Из пункта 11.2, регламентирующего применение таможенного контроля исключено право отбора проб и образцов, включена дополнительно такая форма таможенного контроля как осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля. Из пункта 11.11, регламентирующего действия документального контроля исключена обязанность в случае предоставления тарифных и налоговых льгот или при применении особого порядка уплаты таможенных платежей передавать пакет документов, предъявленных к таможенному оформлению в отдел таможенных
платежей. Полностью поменялась редакция пункта 12 «Ответственность старшего государственного таможенного инспектора». Включен новый раздел IV «Перечень вопросов по которым старший государственный инспектор отдела вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения». Раздел IV стал V «Перечень вопросов, по которым старший государственный инспектор отдела вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) управленческих решений» также претерпел существенные изменения в связи с расширением видов документов в подготовке которых он вправе или обязан участвовать.

Не согласны с доводами о необъективности аттестационной комиссии. Приказом таможни от **.**.2009 № 24 утвержден список независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой. Приказом таможни от **.**.2009 № 153-А, утвержден состав аттестационной комиссии по проведению аттестации, квалификационного экзамена государственных гражданских служащих. Приказами таможни от **.**.2010 № 010А и от **.**.2010 № 017А о проведении аттестации **.**.2010 пунктами 3 предусмотрено включение в состав комиссии в качестве независимых экспертов в количестве 3 человек из списка, утвержденного приказом таможни от **.**.2009 № 24. Приказом таможни от **.**.2010 № 022А в связи со служебной необходимостью дополнительно включена заместитель начальника поста -начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ЖД1П1 ФИО1 в связи с тем что аттестации подлежал старший государственный инспектор таможенного поста ЖДПП ФИО2 На заседании аттестационной комиссии таким образом присутствовало 12 человек, из них 3 независимых эксперта. Присутствие на заседании комиссии заместителя начальника таможни по экономической деятельности И. и начальника правового отдела М. предусмотрено приказом таможни от **.**.2009 № 153-А и никак не связано с личными взаимоотношениями. И. является заместителем председателя аттестационной комиссии, ФИО3 постоянным членом аттестационной комиссии. Кроме того, до начала аттестации со стороны С. не было заявлено каких либо отводов по отношению к указанным лицам. Также считает, что проведение организационно-штатных мероприятий в связи с реорганизацией Бурятской таможни, в том числе структурирование таможенного поста, изменение штатного расписания, изменение наименования должности и подчиненности являлись основаниями для заключения новых служебных контрактов по новой должности истца.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Применительно к трудовым отношениям указанные нормы Конституции Российской Федерации не могут пониматься иначе, как устанавливающие приоритет соблюдения установленных федеральным трудовым законодательством прав работников пред правами работодателя в сфере административных и гражданских правоотношений.

Истец занимает государственную должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста таможни. До **.**.2009 г. занимал должность старшего государственного таможенного инспектора контроля таможенного поста таможни.

Согласно ст. 48 федерального закона от **.**.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения: 1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе; 2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

Обжалуемая аттестация С. была проведена **.**.2010г.

Предыдущая аттестация проводилась **.**.2008 г.

Ответчик, мотивируя законность проведения аттестации ранее, чем через три года, ссылается на то, что на основании Приказов Федеральной таможенной службы от **.**.2008 г. № 1146 «О реорганизации таможенных органов, расположенных в Сибирском федеральном округе» были проведены организационно-штатные мероприятия в таможне (Приказ от **.**.2008 г. № 339), введена структуризация подразделений, изменилась подчиненность С. (не начальнику таможенного поста как было ранее, а начальнику отдела таможенного оформления и таможенного контроля), изменилось наименование должности. Исключена часть должностных обязанностей, включены дополнительные пункты в должностной регламент. Приказом работодателя прежний служебный контракт прекратил свое действие, заключен новый контракт.

Однако, данный довод суд не принимает.

Согласно ст. 75 Трудового кодекса РФ, «Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса».

Таким образом, при реорганизации, если не происходит сокращения штата, сохраняет силу трудовой договор с обусловленной трудовой функцией (работой по определенной специальности, квалификации или должности (ст.15 ТК РФ).

Должность С. как была, так и осталась - старшей должностью государственной гражданской службы РФ категории «специалисты» (что следует из п.3 как ранее действовавшего служебного контракта, так и вновь заключенного в 2009 г.) в таможне.

Изменение подчиненности истца внутри таможенного поста, изменение наименования его должности в данном случае не имеют правового значения.

После реорганизации не изменились цели, задачи и функции, права и обязанности в осуществлении деятельности таможенного поста таможни.

Из должностного регламента С. исключены п.10.13-10.15, п. 11.2, часть полномочий п. 11.11; изложены в иной редакции разделы об ответственности; определен перечень вопросов, по которым старший госинспектор отдела вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; расширен перечень вопросов, по которым он вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и управленческих решений.

Таким образом, по сути, произошло лишь изменение условий трудового договора, на что С. был согласен.

Сама по себе реорганизация без сокращения должностей гражданской службы, а также изменение условий трудового договора, действия служебных контрактов не прекращает и необходимости в заключении нового служебного контракта не имелось.

Об этом же свидетельствуют верные записи в трудовой книжке С., где не указано, что действие прежнего служебного контракта прекращено. Указано, что С. назначен на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста.

Соответственно, оснований для проведения аттестации С. ранее **.**.2011 г., по мотиву заключения нового служебного контракта в связи с реорганизацией работодателя и якобы назначения С. на новую государственную должность, не имелось.

Требование о признании аттестации не состоявшейся удовлетворению не подлежат, т.к. ничем не мотивировано. Кроме того, само по себе признание судом не соответствующей действующему законодательству проведение аттестации - является достаточным способом защиты нарушенного права.

Требование о вынесении частного определения по факту отсутствия в таможне профсоюза является надуманным. Как следует из 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах, и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года N 10-ФЗ, профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Соответственно, работодатель к формированию профессиональных союзов отношения не имеет. Из ст.384 ТК РФ следует, что инициатором образования комиссий по трудовым спорам являются работники, а не работодатели.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛА:

Иск С. к таможне о признании аттестации не соответствующей действующему законодательству удовлетворить частично.

Признать не соответствующим действующему законодательству проведение аттестации **.**.2010г. в отношении С.

В удовлетворении остальных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в кассационном порядке в Верховный суд Республики Бурятия со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: подпись

Копия верна: Н.Л. Гармаева

Решение вступило в законную силу