Советский районный суд г. Улан-Удэ
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Улан-Удэ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 августа 2010г. Дело Номер обезличен
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Бадмаевой Д.Н.
при секретаре Шоноевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ... об оспаривании действий органа местного самоуправления (признании недействительными публичных слушаний),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, в котором просит признать недействительными публичные слушания по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Улан-Удэ», назначенные и проведенные Улан-Удэнским городским Советом депутатов 5 августа 2010г. Обосновывая свои требования, заявитель ссылается на следующее. В нарушение требований, предусмотренных ст.7 ч.1, ч.2 Положения о публичных слушаниях в городском округе «город Улан-Удэ», утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005г. №271-32, об извещении населения города о публичных слушаниях путем опубликования в средствах массовой информации правового акта о назначении публичных слушаний и проекта решения, выносимого на публичные слушания, проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Улан-Удэ» нигде, кроме официального сайта городского Совета депутатов, опубликован не был. Тем самым, нарушены права граждан – жителей г.Улан-Удэ и лично его права, предусмотренные не только вышеуказанным Положением, но и ст.3, ст.28 ч.4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о праве граждан на осуществление местного самоуправления и о порядке организации и проведении публичных слушаний, в соответствии с которым предусмотрено заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта» жителей. 5 августа 2010г. в 9 часов 50 минут он пришел на публичные слушания, однако пропущен в зал не был с мотивировкой его опоздания, несмотря на то, что он был включен в заранее поданный организаторам список участников публичных слушаний от политической партии КПРФ, данный факт был отражен в средствах массовой информации, в частности в газете «Московский комсомолец в Бурятии» №33 (624) от 11.08.2010г. Помещение, в котором проводились публичные слушания, не был предусмотрен под вмещение большого количества людей. В публичных слушаниях приняли участие только 127 человек, что явилось нарушением требований ч.4 ст.6 Положения, предусматривающей обязанность комиссии по проведению публичных слушаний учитывать возможность свободного доступа для жителей города, а также требований ч.1 ст.6 Положения о том, что организационно-техническое и информационное обеспечение обеспечивается органом, принявшим правовой акт о назначении публичных слушаний. По мнению заявителя, порядок проведения и организация публичных слушаний 5 августа 2010г. существенно ущемили его права и свободы, предусмотренные ст.ст.3, 130 Конституции РФ.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2, допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства заявителя, согласно ч.6 ст.53 ГПК РФ, заявленные требования поддержали, просили удовлетворить заявление в полном объеме, в своих пояснениях ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в самом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Улан-Удэнского городского Совета депутатов по доверенности ФИО3 заявление ФИО1 признал не обоснованным, подтвердив доводы, изложенные в письменных возражениях, представленных суду.
Выслушав участников процесса, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По вопросу нарушения прав и свобод публичными слушаниями, проведенными представительным органом местного самоуправления, гр.ФИО1 заявлены доводы о том, что в нарушение п.4 ст.5 Положения о публичных слушаниях не было опубликовано в средствах массовой информации решение городского Совета о назначении публичных слушаний; в нарушение п.п.1,4 ст.6 Положения не было организовано организационно-техническое и информационное обеспечение проведения публичных слушаний, была нарушена возможность свободного доступа жителей города, он же сам, придя как гражданин на публичные слушания, будучи зарегистрированным в партийных списках, не был допущен в зал; в нарушение ст.7 Положения не был опубликован проект решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Улан-Удэ» в средствах массовой информации, не менее чем за 30 дней до публичных слушаний.
В соответствии со ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся, в том числе, по инициативе представительного органа муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе представительного органа муниципального образования назначаются представительным органом муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Согласно ст.15 Закона Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» от 07.12.2004г. №896-III население муниципального образования непосредственно участвует в осуществлении местного самоуправления в следующих формах: публичные слушания. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности. Органы государственной власти Республики Бурятия и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в Республике Бурятия обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Согласно ст.12 Устава городского округа «город Улан-Удэ», утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007г. №624-23 (далее-Устав), для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города Улан-Удэ городским Советом, мэром города могут проводиться публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением городского Совета.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005г. №271-32 утверждено Положение о публичных слушаниях в городском округе «город Улан-Удэ» (далее – Положение).
Согласно ст.ст.2,3,4 Положения публичные слушания проводятся в целях обсуждения проектов муниципальных правовых актов с участием населения города; выявления учета мнения и интересов населения. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. На публичные слушания выносятся, в том числе, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав. Публичные слушания проводятся по инициативе физических и юридических лиц, населения города, городского Совета, мэра города Улан-Удэ.
Согласно п.п.1,2,4 ст.5 Положения публичные слушания, проводимые по инициативе городского Совета, назначаются решением городского Совета. В решении (постановлении) о назначении публичных слушаний указываются: сведения об инициаторах публичных слушаний; вопросы, выносимые на публичные слушания; время и место проведения публичных слушаний; сроки подачи письменных предложений по обсуждаемым вопросам; состав комиссии по проведению публичных слушаний. Решение городского Совета о назначении публичных слушаний подлежит обязательной публикации в средствах массовой информации.
Согласно п.п.1,2,3,4 ст.6 Положения организационно-техническое и информационное обеспечение проведения публичных слушаний обеспечивается органом, принявшим правовой акт о назначении публичных слушаний. Городской Совет в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не позднее 10 дней организует проведение первого заседания комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний и осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности комиссии. На первом заседании члены комиссии избирают председателя комиссии и определяют его полномочия по организации работы комиссии и проведению публичных слушаний. Комиссия определяет место и проведения публичных слушаний с учетом количества приглашенных участников и возможности свободного доступа для жителей города и представителей органов местного самоуправления; определяет перечень должностных лиц, специалистов, организаций и других представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных слушаниях в качестве экспертов, и направляет им официальные обращения с просьбой дать свои рекомендации и предложения по вопросам, выносимым на обсуждение; проводит анализ материалов, представленных инициаторами и экспертами публичных слушаний; утверждает повестку дня публичных слушаний; назначает ведущего и секретаря публичных слушаний для ведения публичных слушаний и составления протокола; определяет докладчиков (содокладчиков); устанавливает порядок выступлений на публичных слушаниях; организует подготовку итогового документа; регистрирует участников публичных слушаний; публикует в средствах массовой информации результаты публичных слушаний не позднее чем через 15 дней со дня их проведения.
В силу ст.7 Положения извещение населения города о публичных слушаниях производится не позднее чем за 10 дней до даты проведения публичных слушаний путем опубликования в средствах массовой информации правового акта о назначении публичных слушаний и проекта решения, выносимого на публичные слушания. Проект решения городского Совета о внесении изменений и дополнений в устав городского округа не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав городского округа подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного городским Советом порядка учета предложений по проекту указанного решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Комиссия вправе использовать другие формы информирования населения о проводимых публичных слушаниях.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами Улан-Удэнским городским Советом депутатов в целях публичного обсуждения проекта решения о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа "город Улан-Удэ" 23 июня 2010 года принято решение за №297-23 о назначении по собственной инициативе публичных слушаний по проекту решения "О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа "город Улан-Удэ" по адресу: <...>. Этим же решением установлены дата и время проведения публичных слушаний - 5 августа 2010 года в 10 часов 00 минут, срок для подачи письменных предложений по проекту решения "О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа "город Улан-Удэ" - до 31 июля 2010 года, утверждены состав комиссии по проведению публичных слушаний и Порядок учета предложений по проекту решения "О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа "город Улан-Удэ" и участия граждан в его обсуждении, а также постановлено о публикации настоящего решения в средствах массовой информации.
Из материалов дела следует, что извещение населения города Улан-Удэ о публичных слушаниях его инициатором произведено путем официального опубликования (обнародования) решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов №297-23 от 23.06.2010г. вместе с проектом решения о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа "город Улан-Удэ" в средстве массовой информации - Республиканской общественно-политической газете «Правда Бурятии» 01 июля 2010г. №28. Одновременно с опубликованием правового акта о назначении публичных слушаний с проектом решения, выносимого на публичные слушания, в указанном СМИ инициатором слушаний опубликованы состав комиссии по проведению публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Улан-Удэ» и Порядок учета предложений по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Улан-Удэ» (далее –Порядок учета предложений).
Согласно повестке заседания комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний от 08.07.2010г., организованном Городским советом, на заседании комиссии был избран председатель комиссии (... определены его полномочия по организации работы комиссии и проведению публичных слушаний, назначены ведущий ... ... и секретарь публичных слушаний для ведения публичных слушаний и составления протокола ... были определены докладчик ... место проведения публичных слушаний: <...>, зал №1, перечень должностных лиц, специалистов, организаций и других представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных слушаниях в качестве экспертов, утверждена повестка дня публичных слушаний, установлен порядок выступлений на публичных слушаниях, определены план работы по подготовке и проведению публичных слушаний, перечень задач, необходимых для проведения публичных слушаний.
Из вышеизложенного следует, что представительным органом местного самоуправления, как инициатором проведения публичных слушаний, были соблюдены требования ст.ст.5,6,7 Положения, касающиеся назначения, подготовки и информационного обеспечения публичных слушаний.
В связи с чем, доводы заявителя о не публикации заинтересованным лицом в СМИ решения городского Совета о назначении публичных слушаний, проекта решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Улан-Удэ» в средствах массовой информации, не менее чем за 30 дней до публичных слушаний, об отсутствии организации организационно-технического и информационного обеспечения проведения публичных слушаний, судом не принимаются во внимание, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Что касается доводов заявителя и его представителя относительно публикации решения о назначении публичных слушаний и проекта решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Улан-Удэ» в средстве массовой информации, тираж которой составляет всего 10 000экз., сами документы опубликованы лишь на 12 странице, из-за чего они не могли найти необходимую им информацию, суд не принимает во внимание. Как видно из обзора печатного издания СМИ - Республиканской общественно-политической газете «Правда Бурятии неделя», в нем опубликовываются все официальные документы органа местного самоуправления Администрации г.Улан-Удэ, в том числе, и нормативные правовые акты его представительного органа, что соответствует Уставу городского округа «город Улан-Удэ», согласно которому муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете "Правда Бурятии - Неделя" (ч.3 ст.48 Устава). Положение, предусматривающее обязательную публикацию правового акта о назначении публичных слушаний с проектом решения, выносимого на публичные слушания, не устанавливает требование о такой публикации в конкретном средстве массовой информации, имеющим определенный тираж выпуска СМИ.
Доводы стороны заявителя о не допущении ФИО1 на публичные слушания ввиду не обеспечения Улан-Удэнским городским Советом депутатов технической возможности принять участие всем желающим из-за отсутствия мест в зале, суд находит необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 8 Положения установлено, что перед началом публичных слушаний проводится регистрация его участников.
Согласно утвержденному выше Порядку учета предложений, граждане, проживающие на территории города Улан-Удэ и обладающие избирательным правом, вправе принять участие в обсуждении проекта решения путем внесения предложений к указанному проекту решения. Предложения принимаются и регистрируются Улан-Удэнским городским Советом депутатов по адресу: 670000, <...>. Предложения принимаются до 31 июля 2010 года. Предложения к проекту решения вносятся в письменной форме. В предложениях должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и личная подпись гражданина (граждан). Регистрация участников заканчивается за 10 минут до установленного времени начала заседания публичных слушаний. Участники публичных слушаний имеют право вносить устные предложения. Устные предложения, а также письменные предложения, поступившие после уставленного срока их приема, могут быть включены в итоговый документ публичных слушаний по решению комиссии по проведению публичных слушаний.
Из анализа положений Порядка учета предложений следует, что право граждан по внесению предложений по обсуждаемому проекту предусмотрено несколькими способами путем внесения письменных предложений до 31 июля 2010г., внесения письменных предложений после установленных сроков их приема; внесения устного предложения, непосредственно в зале проведения публичных слушаний.
Ссылаясь на нарушение своих прав по не допуску его на публичные слушания, при подаче заявления ФИО1 сам указал, что 5 августа 2010г. в 9 часов 50 минут он пришел на публичные слушания, однако пропущен в зал не был с мотивировкой его опоздания, несмотря на то, что он был включен в заранее поданный организаторам список участников публичных слушаний от политической партии КПРФ. Между тем, в судебном разбирательстве заявитель и его представитель ссылались на то, что ФИО1 пришел на публичные слушания не позднее, чем 09:50 минут, хотя он и не засекал точное время, но не был допущен из-за отсутствия мест в зале, что подтверждается пояснениями свидетеля .... По мнению заявителя, регистрацию как участник публичных слушаний он не проходил и не должен был проходить, так как был включен в партийный список участников от КПРФ и считает, что эти списки уже являются регистрацией.
В судебном заседании установлено, что регистрация участников публичных слушаний 5 августа 2010 года производилась по определенному Городским советом месту проведения публичных слушаний по адресу: <...>, зал №1, на втором этаже, непосредственно у входа в зал №1. Поскольку время проведения публичных слушаний было назначено в 10 часов 00 минут 05.08.2010г., следовательно, по утвержденному Порядком учета предложений правилу регистрация его участников закончилась в 09 часов 50 минут, т.е. за 10 минут до установленного времени начала заседания публичных слушаний.
Допрошенный по ходатайству ФИО1 свидетель ... в суде пояснил, что заявителя ФИО1 он увидел на первом пункте допуска на первом этаже, примерно без пятнадцати десять, может быть, плюс-минус 3-4 минуты. Сам он пришел в администрацию без пятнадцати десять, прошел первый пункт допуска, потом поднялся на второй этаж, пока его там разворачивали, пока он спускался, прошло примерно 3-4 минуты. Точно сказать, что ФИО1 подошел без пятнадцати десять или без десяти десять, он не может. Конечно, он время не засекал, но, предположительно, это было в пределах этого промежутка времени, то есть с 09:45 по 09:50 часов, думает, что ФИО1 он видел примерно без тринадцати минут десять на первом этаже.
Оценивая показания названного свидетеля в совокупности с позицией заявителя, отраженной в поданном суду заявлении, суд приходит к выводу о том, что утверждение заявителя о его приходе на публичные слушания не позднее, чем 09:50 минут, своего объективного подтверждения в судебном разбирательстве не нашло, поскольку показаниями свидетеля ... факт прихода ФИО1 на публичные слушания до окончания регистрации его участников достоверно не подтвержден.
Таким образом, суд считает установленным то обстоятельство, что заявитель не смог принять участие в публичных слушаниях ввиду его явки по окончании регистрации участников публичных слушаний. При этом суд считает возможным не согласиться с мнением заявителя о том, что регистрацию как участник публичных слушаний он вообще не должен был проходить, т.к. был включен в партийные списки, которые приравниваются к такой регистрации, в данном случае его должен был регистрировать БРО КПРФ.
Из представленного заявителем письма Бурятского республиканского отделения Коммунистической Партии Российской Федерации (БРО КПРФ) от 29.07.2010г. исх.№378 на имя Председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов ФИО4 следует, что БРО КПРФ на приглашение принять участие в публичных слушаниях 5 августа 2010г. сообщило о своих представителях, которые будут принимать участие, в числе которых указан и ФИО1 -1-й секретарь Железнодорожного райкома КПРФ, просило включить в список выступающих секретаря рескома КПРФ ФИО5 и юриста Октябрьского райкома КПРФ ФИО6, а также направило свои предложения по поводу внесения изменений и дополнений в Устав г.Улан-Удэ л.д.20).
Положением о публичных слушаниях в городском округе «город Улан-Удэ» четко установлено, что регистрация участников публичных слушаний проводится перед началом публичных слушаний, что означает ведение регистрации участников непосредственно в день публичных слушаний и самим организатором публичных слушаний. В этой связи, суд считает, что направление БРО КПРФ вышеуказанного письма со списком представителей, желающих принять участие в публичных слушаниях, не может расцениваться как регистрация участников публичных слушаний и не предоставляет право заявителю и другим указанным в нем лицам на участие в публичных слушаниях без прохождения регистрации, в нарушение требований действующего Положения. Более того, Положение и Порядок учета предложений не предусматривают возможности заявлять гражданам или организациям списки участников публичных слушаний. В этой части следует отметить, что в публичных слушаниях из лиц, указанных в письме БРО КПРФ, прошли регистрацию перед началом публичных слушаний и приняли в них участие ...., что подтверждается представленными суду списками присутствующих (зарегистрировавшихся) на публичных слушаниях и протоколом публичных слушаний от 05.08.2010г. Кроме того, на публичных слушаниях заслушивалось выступление от БРО КПРФ .... Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что другие члены БРО КПРФ заблаговременно прошли в установленном порядке регистрацию участников публичных слушаний и приняли участие в них.
Судом также не принимаются во внимание доводы заявителя о том, что помещение, в котором проводились публичные слушания, не было предусмотрено под вмещение большого количества людей, из-за чего в публичных слушаниях приняли участие только 127 человек, комиссией по проведению публичных слушаний не была учтена возможность свободного доступа для жителей города, поскольку Положением о публичных слушаниях не предусмотрены какие-либо критерии и требования к размерам площади помещения, в котором определено проведение публичных слушаний.
В соответствии с п.9 ст.8, ст.9 Положения в итоговом документе отражаются все поступившие в письменном виде предложения, за исключением предложений, снятых (отозванных) автором. Устные предложения, а также письменные предложения, поступившие после установленного срока их приема, могут быть включены в итоговый документ по решению комиссии. Комиссия вправе производить редакционные правки итогового документа, без изменения смысла поступивших предложений. Комиссия направляет рекомендации публичных слушаний соответствующим органам и должностным лицам городского округа для рассмотрения и обеспечивает публикацию итогового документа публичных слушаний в средствах массовой информации. Письменные предложения, не включенные в итоговый документ, прилагаются к итоговому документу и не являются его составной частью.
Судом установлено, что Улан-Удэнским городским Советом депутатов принято решение от 16 августа 2010г. о включении в итоговый документ всех предложений, поступивших в письменном виде до 31 июля 2010 года; предложения ...., поступившие после установленного срока их приема и не включенные в итоговый документ, решено считать приложениями к итоговому документу в соответствии с п.2 ст.9 Положения. Кроме этого, решено итоговый документ вместе с оригиналами всех поступивших письменных предложений и протоколом публичных слушаний направить в Улан-Удэнский городской Совет депутатов для рассмотрения, опубликовать итоговый документ публичных слушаний в средствах массовой информации до 20 августа 2010 года.
Вышеуказанное решение представительного органа и итоговый документ публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Улан-Удэ» опубликованы в Республиканской общественно-политической газете «Правда Бурятии неделя» 19 августа 2010г. в №35.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем действия представительного органа местного самоуправления - Улан-Удэнского городского Совета депутатов по проведению публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Улан-Удэ» соответствуют требованиям действующего законодательства, совершены в пределах его компетенции, не ограничивают и не нарушают права и охраняемые законом интересы ФИО1, соответственно, основания для удовлетворения поданного заявления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 ... оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Бадмаева Д.Н.
...
...
...
...0