ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.08.2011 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

                                                                                    Кировский районный суд г. Томска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский районный суд г. Томска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2011 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

судьи М. В. Абрамовой

при секретаре Л.В. Харьковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город Томск к Товариществу собственников жилья «Победа» о взыскании суммы нецелевого расходования субсидии,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Победа» о взыскании суммы нецелевого расходования субсидии. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка по обращению директора МУ «Центр технического надзора» о нарушении законодательства о реформировании жилищно-коммунального хозяйства при капитальном ремонте многоквартирного жилого /________/ в /________/.Распоряжением Администрации г. Томска от 20.04.2010 N р475 «О распределении денежных средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов» распределены полученные из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотренные в бюджете муниципального образования «Город Томск» средства на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, включенными в муниципальную адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска» на 2010 год, утвержденную постановлением администрации города Томска от 30.12.2009 N 1340 «О муниципальной адресной программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска» на 2010 год». В соответствии с указанным распоряжением товариществу собственников жилья «Победа» на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: /________/ в /________/ выделены денежные средства, полученные бюджетом муниципального образования «Город Томск» из Фонда содействияреформирования жилищно-коммунального хозяйства, в размере /________/ рублей, а также средства местного бюджета муниципального образования «Город Томск» в размере /________/ рублей.

В соответствии с Программой на капитальный ремонт указанного многоквартирного жилого дома также направлены средства собственников помещений дома в размере 184 519 рублей, что составляет 5 % от общей стоимости капитального ремонта.

В ходе проверки установлено, что ответчиком не обеспечено использование выделенных средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» исключительно на выполнение работ, перечень которых предусмотрен ч.ч. 3, 5 ст. 15 названного закона. Так, денежные средства, предназначенные на капитальный ремонт жилого дома по /________/ в /________/, израсходованы, в том числе на установку счетчиков (водомеров) горячей и холодной воды в квартирах, хотя указанные счетчики не относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

По указанному факту прокуратурой района председателю ТСЖ «Победа», а также Главе администрации Кировского района г. Томска внесены представления об устранении нарушений законодательства о реформировании жилищно-коммунального хозяйства и бюджетного законодательства.

Из ответов ТСЖ «Победа» и Главы администрации района на представления прокурора следует, что в принятии мер по устранению нарушений закона отказано.

Средства местного бюджета использованы на установку внутриквартирных счетчиков (водомеров) горячей и холодной воды в квартирах - то есть не на ремонт общедомового имущества.

Внутриквартирный счетчик воды не является общим имуществом, так как предназначен для обслуживания одного жилого помещения, поскольку учитывает внутриквартирное потребление воды.

Также невозможно отнести внутриквартирные счетчики воды к общему имуществу многоквартирного жилого дома по решению общего собрания собственников. Таким образом, действия ТСЖ «Победа» по установке счетчиков воды в квартирах дома повлекли расходование средств, предусмотренных Федеральным законом № 185-ФЗ, на сумму /________/ рублей не по целевому назначению. Указанные денежные средства подлежат возвращению в бюджет муниципального образования.

На основании изложенного просит суд взыскать с товарищества собственников жилья «Победа», ИНН /________/, сумму субсидии в размере нецелевого расходования средств в размере /________/ рублей в пользу муниципального образования «Город Томск» с зачислением на единый счет бюджета муниципального образования «Город Томск».

В судебном заседании помощник прокурора Фролов А.И. требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель материального истца Горовцова И.В., действующая на основании доверенности от 24.02.2011 сроком действия один год, представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, иск поддержала.

Представитель ответчика Благовещенская Л.К. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что замена существующих счетчиков и установка новых была произведена после консультаций с представителем администрации и согласования проекта со всеми необходимыми инстанциями.

Представители третьего лица - МУ «Центр технического надзора» Менькова Е.И., действующая на основании доверенности от 11.07.2011, и Татаркин В.А., действующий по доверенности от 01.07.2010 в судебном заседании иск полагали подлежащим удовлетворению.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

На основании п. 1 ч. 3, ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 185-ФЗ к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с названным ФЗ относится, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения. Направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домахмогут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 названной статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта, проведение обязательного энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

На основании п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и
предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме,
в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты,
лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в
которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более
одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным
собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых
потребностей собственников помещений в данном доме, включая
помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного
развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и
подобных мероприятий;

крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного
дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное
оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри
помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с
элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для
обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и
расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер
земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом,
определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и
законодательства о градостроительной деятельности. (часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ). Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилогопомещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания) определен состав общего имущества многоквартирного жилого дома: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного
кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и
благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные
подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного
многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и
спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на
котором расположен многоквартирный дом.

Пунктом 5 Правил содержания, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на

ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Администрации г. Томска от 20.04.2010 N р475 «О распределении денежных средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов» распределены полученные из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотренные в бюджете муниципального образования «Город Томск» средства на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, включенными в муниципальную адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска» на 2010 год, утвержденную постановлением администрации города Томска от 30.12.2009 N 1340 «О муниципальной адресной программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска» на 2010 год». В соответствии с указанным распоряжением товариществу собственников жилья «Победа» (далее - ТСЖ «Победа») на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: /________/ в /________/ выделены денежные средства, полученные бюджетом муниципального образования «Город Томск» из Фонда содействияреформирования жилищно-коммунального хозяйства, в размере /________/ рублей, а также средства местного бюджета муниципального образования «Город Томск» в размере /________/ рублей. В соответствии с программой на капитальный ремонт указанного многоквартирного жилого дома также направлены средства собственников помещений дома в размере /________/ рублей, что составляет 5 % от общей стоимости капитального ремонта. Однако денежные средства, предназначенные на капитальный ремонт жилого дома по /________/ в /________/ израсходованы, в том числе на установку счетчиков (водомеров) горячей и холодной воды в квартирах, хотя указанные счетчики не относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Внутриквартирный счетчик воды не является общедомовым имуществом, поскольку предназначен для обслуживания одного жилого помещения, так как учитывает внутриквартирное потребление воды.

Указанные факты подтверждаются договором подряда № 185-116 К от 21.05.2010 на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления, холодного и горячего водоснабжения жилого /________/ в /________/ между ТСЖ «Победа» и ООО «МирэксГрупп» последним были проведены работы по установке счетчиков (водомеров) холодной воды, что подтверждается актом на снятие выполненных работ от 23.11.2010. Денежные средства перечислены ТСЖ «Победа» ООО «МирэксГрупп» платежными поручениями №№ 10 от 07.07.2010, № 8860138 от 01.11.2010, № 10250993 от 16.11.2010.

Доводы представителя ТСЖ «Победа» о возможности отнесения внутриквартирных счетчиков воды к общему имуществу многоквартирного жилого дома по решению общего собрания собственников не основан на положениях действующего законодательства и не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Согласно ст. 44 ЖК РФ, определяя полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не наделяет его полномочиями по лишению собственников помещений дома их единоличной собственности и по отнесению указанного имущества к составу имущества дома, находящегося в общей долевой собственности, тем самым лишая их права по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своей единоличной собственностью без согласия остальных собственников дома.

В соответствии с пп. «а» п. 1 Правил содержания, к которому апеллирует Ответчик, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.

Вместе с тем, п.2 указанных Правил содержания определяет состав общего имущества исчерпывающим образом, не допуская его расширения.

Таким образом, Правила содержания позволяют лишь поименовать состав общего имущества дома, определяемого в соответствии с п. 2 Правил, например для целей определения существенных условий договора управления многоквартирным домом (пп. 1 п. 3 ст. 162 ЖК РФ), но не вправе произвольно включать в состав общего имущества предметы единоличной собственности жильцов.

Указанная позиция также подтверждается Письмом Минрегиона РФ от 04.04.2007 № 6037-РМ/07 «Об определении перечня общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирном доме, в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества, вправе самостоятельно определять состав общего имущества в многоквартирном доме, руководствуясь статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 2-9 Правил содержания общего имущества.

Ссылка Ответчика на п. 6 приложения № 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 140, предусматривающий установку поквартирных счетчиков горячей и холодной воды, в обоснование своей позиции является необоснованной, так как содержащиеся в нем положения носят рекомендательный характер, не имеют общеобязательной силы нормы права и противоречат требованиям закона.

В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

На основании ст. 28 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Таким образом, действия ТСЖ «Победа» по установке счетчиков воды в квартирах дома повлекли расходование средств, предусмотренных Федеральным законом № 185-ФЗ, на сумму /________/ рублей не по целевому назначению. Указанные денежные средства подлежат возвращению в бюджет муниципального образования.

Целевое предназначение - неотъемлемый признак бюджетных средств. Федеральным законом № 185-ФЗ предусмотрены цели, условия и порядок предоставления сумм финансовой поддержки на проведение капитального ремонта. В частности, в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 185-ФЗ средства Фонда, долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и собственников помещений могут использоваться только на проведение закрытого перечня работ (указан в п. 3 ст. 15 Федерального закона № 185-ФЗ), разработку и проведение государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта.

В п. 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за
счет средств Государственной корпорации Фонда содействия

реформированию ЖКХ, утвержденных Постановлением Правительства РФ

от 30.12.2009 № 1134, расшифровано, что нецелевым является, в том числе, использование указанных средств на цели, не соответствующие целям, определенным региональными адресными программами, для реализации которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, включая направление средств Фонда на банковские депозиты, приобретение активов (валютных ценностей, ценных бумаг, иного имущества), осуществление расходов без документального обоснования таких расходов, а также на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в нарушение требований, установленных ч. 5 ст. 15 и ч. 9 ст. 20 Федерального закона № 185-ФЗ, и на проведение мероприятий в отношении многоквартирных домов, не включенных в региональную адресную программу.

На основании ч.ч. 1, 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за
исключением государственных (муниципальных) учреждений),
индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей
товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Руководствуясь п. 4.2. Положения о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2010 году, утвержденного постановлением администрации г. Томска от 20.04.2010 № 341, Субъект субсидирования обязан возвратить в бюджет муниципального образования «Город Томск» полученную субсидию в случае нецелевого использования Субъектом субсидирования предоставленной субсидии.

В силу п. 4.2. действующего Положения о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2011 году, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 13.05.2011 № 473, Субъект субсидирования обязан возвратить в бюджет муниципального образования «Город Томск» полученную субсидию в случае нецелевого использования Субъектом субсидии, в том числе выявленного по

результатам осуществления контроля контрольно-ревизионного управления администрации Города Томска.

Расходование ТСЖ «Победа» денежных средств, предназначенных Федеральным законом № 185-ФЗ на проведение капитального ремонта общего имущества дома, на установку внутриквартирных счетчиков воды, утверждение ТСЖ «Победа» проектной документации с учетом этих работ, приемка работ и подписание акта их приемки существенно нарушили порядок расходования средств на проведение капитального ремонта жилых домов, препятствуют реализации принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. Таким образом, нарушены интересы муниципального образования «Город Томск» в сфере бюджетного процесса, а также неопределенного круга лиц - собственников помещений в многоквартирных жилых домах, - право которых на получение средств Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства и местного бюджета не было реализовано по причине нецелевого расходования денежных средств, которые могли были быть направлены на капитальный ремонт их домов, а также иных лиц, заинтересованных в решении вопросов местного значения, которые могли быть решены за счет необоснованно израсходованных ТСЖ «Победа» денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Кировского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город Томск к Товариществу собственников жилья «Победа» о взыскании суммы нецелевого расходования субсидии удовлетворить.

Взыскать с ТСЖ «Победа» сумму субсидии в размере нецелевого расходования средств в размере /________/ рублей в пользу муниципального образования «Город Томск» с зачислением на единый счет бюджета муниципального образования «Город Томск».

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г. Томска

Судья: М.В. Абрамова