Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные решения
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2011 года Няганский городской суд ХМАО - ЮГРА в составе:
Председательствующего судьи: Беца Г.Д.
секретаре: Балабановой Ю.Н.
При участии истца. ФИО1 и его представителя. ФИО2
Представителя ответчика ФИО3
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по иску ФИО1 к ГУ Управлению о понуждении к восстановлению пенсии
У С Т А Н О В И Л
Истец предъявил в суд исковое заявление к ответчику о понуждении к восстановлению пенсии
По существу исковых требований представитель истца в суде пояснил: - его отец, ФИО1 обратился в ГУ Управление Дата с заявлением и приложенными к нему документами для восстановления назначенной с Дата пенсии.
Дата ответчик направил в его адрес письмо, согласно которого в восстановлении пенсии ему было отказано по той причине, что он, являясь гражданином , на территории Российской Федерации подтвержденного регистрацией места жительства, либо вида на жительство для иностранных граждан не имеет. В связи, с чем ему не может быть восстановлена выплата пенсии, назначенная с Дата по прибытии из .
Считает решение ответчика об отказе в восстановлении выплаты пенсии необоснованным и незаконным по следующим обстоятельствам.
По прибытии из респ. Украина Дата истец обратился в с пенсионным делом получателя трудовой пенсии по старости, назначенной отделом социальной защиты населения по .
В качестве документа, удостоверяющего личность истец предоставил паспорт гражданина , в качестве документа, подтверждающего место жительство - свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Указанные документы у истца были приняты, выплата пенсии по прибытии была ему восстановлена с Дата, пенсию он получал на почте по месту фактического проживания.
Таким образом, право на назначение трудовой пенсии, в силу ст. 4 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1 от 20.11.1990 года, согласно которой «проживающие в РСФСР граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами РСФСР, если иное не предусмотрено Законом или договором», у него было реализовано на законных основаниях, ограничений в выплате пенсии по причине отсутствия гражданства либо постоянной регистрации в городе к нему не было предъявлено.
Длительное время, начиная с Дата получать пенсию, он не мог в силу определенных обстоятельств и пенсионным фондом выплата пенсии была приостановлена с Дата по истечении 6 месяцев неоплаты.
Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 22 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающихправо установление трудовой пенсии, если со дня прекращения выплаты прошло не более 10 лет, с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором ПФР получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы.
Согласно п. 4 ст. 22 вышеназванного Закона при восстановлении выплаты пенсии право на указанную пенсию не пересматривается. При этом, размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом.
В конце Дата истец ездил в , привез оттуда справки о заработной плате за 60 месяцев подряд, по той причине, что при назначении пенсии в по документам пенсионного дела справка о заработной плате не была использована для расчета размера пенсии, так как, во-первых, она была написана на украинском языке, в иностранной валюте, а во-вторых, по Российскому законодательству заработная плата должна быть предоставлена за 60 месяцев подряд, в пенсионном же деле была справка за 24 месяца.
В ноябре 2010 года истец обратился с заявлением с приложенными к нему: паспортом гражданина , справкой УПФ о том, что на пенсионном учете там не состою, справкой о заработной плате за Дата.
Право на пенсию истцом было приобретено по законодательству, распространяющему свое действие на момент обращения - Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1 от 20.11.1990 года, согласно которого «проживающие в РСФСР граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами РСФСР, если иное не предусмотрено Законом или договором».
Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит такого основания для прекращения выплаты пенсии, как «неприобретение» гражданства, утрата гражданства, окончание срок, а регистрации по месту жительства либо места пребывания.
Учитывая, что право на пенсию в Дата у истца было реализовано на законных основаниях, ограничений в сроке выплаты пенсии не предъявлялось, новый Закон не ограничивает круг лиц, имеющих право на восстановление выплаты назначенной пенсии, в связи, с чем считаемнеобоснованным отказ Пенсионного фонда в в восстановлении выплаты пенсии по причине отсутствия гражданства либо постоянной регистрации в городе.
Согласно п. 2 ст. 23 начисленные суммы пенсии, выплата которых была приостановлена ПФР, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии.
С учетом изложенного просил обязать Государственное учреждение - восстановить выплату пенсии с Дата.
Истец ФИО1 поддержал заявленное его представителем.
Ответчик, в лице его представителя исковые требования не признала, пояснив суду следующее.
- Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
По ранее действующему законодательству согласно ст. 4 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1 от 20.11.1990 года «проживающие в РСФСР граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами РСФСР, если иное не предусмотрено Законом или договором».
Буквально это означает, что отсутствие постоянной регистрации иностранного гражданина на территории Российской Федерации по ранее действующему законодательству не имело значения для осуществления выплаты пенсии, как гражданам РФ, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, что касается норм нового действующего законодательства, то правом на получение пенсии пользуются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Гражданским Кодексом Российской Федерации статьёй 20 оговорено: «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает».
Истец является гражданином , на территории Российской Федерации подтвержденного регистрацией места жительства, либо вида на жительство для иностранных граждан не имеете.
В связи, с чем ему не может быть восстановлена выплата пенсии, назначенная с Дата по прибытии из респ. В связи с изложенным просила отказать в исковых требованиях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на пенсионное обеспечение.
С Дата пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях.
В соответствии с ст.3 п.3 указанного закона иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
По ранее действующему законодательству в соответствии ст.4 Закона « О государственных пенсиях в РСФСР за № 340-1 от 20.11.1990 года проживающие в РСФСР граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании истец Дата обратился в пенсионный фонд с пенсионным делом, как получатель трудовой пенсии, назначенной отделом социальной защиты населения по .
Указанные документы были приняты и истцу производилась с Дата выплата пенсии по месту его фактического проживания в .
Начиная с Дата, он по определенным обстоятельствам (причину истец отказался пояснять) не смог получать на почте пенсию и по прошествии полугода ответчик действия по начисление и перевода пенсии на почту прекратил, в связи с ее невостребованностью.
В Дата он обратился с заявлением о возобновлении ему выплаты пенсии, но ему было отказано, поскольку он не имеет регистрации в Российской Федерации и прописан на .
В соответствии с п 3.п.п. 2 ст.22 ФЗ « О трудовых пенсиях» за № 173-ФЗ от 17.12.2001 года выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) восстанавливается:
по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
Как видно из материалов дела выплата пенсии была приостановлена с Дата, вновь за восстановлением получения пенсии истец обратился к ответчику в Дата, т.е. до истечения 10 летнего перерыва.
По смыслу п.4. указанного закона при восстановлении выплаты пенсии право на указанную пенсию не пересматривается.
Следовательно, предъявив в пенсионный фонд заявление на восстановление получения назначенной истцу пенсии в Дата он не утратил на нее право, в силу указного закона.
Отказывая в восстановлении пенсии, ответчик ссылался на п.3 ст.3 Федерального закона « О трудовых пенсиях» в Российской Федерации за № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку истец зарегистрирован в по месту пребывания, а основная его регистрация на , ответчик, полагая его постоянным местом жительства , отказал в восстановлении пенсии. Между тем данная позиция ошибочна.
Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П).
Таким образом, отказ истцу в восстановлении выплаты пенсии по причине отсутствия постоянной регистрации неправомерен и его исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того в материалах дела имеется решение суда об установлении факта проживания истца в ,, которое вступило в законную силу и для суда имеет преюдициальное значение.
В соответствии с п 2 ст.23 ФЗ « О трудовых пенсиях» за № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии.
Истец обратился за восстановлением трудовой пенсии в Дата, следовательно, выплата пенсии должна быть восстановлена с Дата.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное учреждение восстановить ФИО1 выплату пенсии с Дата
Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд через Няганский городской суд в течение 10 дней
Судья Г.Д. Беца.