БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Тонков В.Е. дело № 7(2)-181
Р Е Ш Е Н И Е
31 августа 2012 года г. Белгород.
Судья Белгородского областного суда Мартюшенко Э.В.
при секретаре Гутник С.С.
с участием:
- представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России) Скибиной Е.А.,
- представителя Губарева В.И. – Кудиновой А.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Губарева В.И. – Кудиновой А.Н. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 12 апреля 2012 года, которым оставлена без удовлетворения ее жалоба на постановление заместителя руководителя УФАС России от 8 ноября 2011 года о признании
Губарева Владимира Иосифовича, родившегося 11 марта 1974 года в с. Гостищево Яковлевского района Белгородской области, жителя г. Белгорода, Бульвар Юности, д. 7 кв. 379
виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Заслушав выступления Кудиновой А.Н., поддержавшей доводы жалобы об отмене судебного решения, представителя Белгородского УФАС России Скибиной Е.А., полагавшей жалобу заявителя оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Белгородского УФАС России от 8 ноября 2011 года ВрИО директора ОГУ «Центр социальных инвестиций и строительства» Губарев В.И. признан виновным в том, что в трехдневный срок не исполнил законное предписание № 195 от 7 сентября 2011 года комиссии Белгородского УФАС по контролю в сфере размещения заказов об устранении нарушений части 2 статьи 3, статей 4 и 5, части 2 статьи 7, части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), допущенных при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору поставщика на право заключения муниципального контракта на поставку комплектной автоматизированной блочно-модульной котельной установки ТКУ-0,7 МВт с ГВС, с дымовой трубой для объекта – «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Бессоновка Белгородского района Белгородской области» (предписываемый контролирующим административным органом способ устранения допущенных нарушений Закона о размещении заказов – аннулирование торгов и размещение на официальном сайте в сети «Интернет» информации об этом).
Указанное постановление обжаловано защитником Губарева В.И. – Кудиновой А.Н. в районный суд.
Судебным решением от 12 апреля 2012 года жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в вышестоящий суд, защитник Кудинова А.Н. просит об отмене состоявшихся по делу решений как незаконных и необоснованных, сославшись на несоответствие изложенных в них выводов фактическим обстоятельствам дела, и ошибочное толкование руководителем контролирующего органа и судьей законодательства о размещения заказов.
Изучив материалы дела, и проверив доводы жалобы защитника Кудиновой А.Н., нахожу ее подлежащей удовлетворению.
Частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, его территориального органа.
Отношения, связанные с размещением заказов для государственных или муниципальных нужд, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и иными нормативными правовыми актами.
Применение этих законодательных актов, регламентирующих правоотношения при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и устанавливающих единый порядок размещения заказов, в итоге направлено на достижение цели, указанной в ст. 8 Конституции Российской Федерации, - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Это, в свою очередь, обусловливает содержание статья 70 БК РФ, в которой установлен исключительный порядок расходования бюджетных средств бюджетных учреждений, включающий, в частности оплату поставок товаров, выполнение работ и оказание услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам.
Согласно статье 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), принятие которого обусловлено целью устранения возможных злоупотреблений, возникающих при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, повышения эффективности и снижения коррупционности при осуществлении этого процесса.
В части 1 статьи 3 Федерального закона дается понятие "государственных (муниципальных) нужд", под которыми понимаются потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий как государства, так и государственных заказчиков.
Приведенная формулировка дает основание полагать, что государственным (муниципальным) заказом является обеспечение за счет бюджетных и внебюджетных средств государственных (муниципальных) потребностей в товарах (работах, услугах), а целью размещения государственного (муниципального) заказа выступает удовлетворение нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как видно из оспариваемого решения, позиция антимонопольного органа состоит в том, что в качестве муниципального заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме выступило областное учреждение – ОГУ «Центр социальных инвестиций и строительства», а уполномоченным органом – орган исполнительной власти Белгородской области – Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области, в то время как Закон о размещении заказов предусматривает наличие статуса муниципального заказчика исключительно у органов местного самоуправления, казенных учреждений и иных получателей средств соответствующего муниципального бюджета.
Между тем, в соответствии с соглашением № 009 от 16 мая 2011 года в рамках выполнения долгосрочной целевой программы «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы и развития инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011-2013 годы» функции муниципального заказчика и финансирования муниципальных контрактов на выполнение работ, поставку товаров и оказание услуг по объектам муниципальной собственности муниципальным образованием «Белгородский район» делегированы ОГУ «Центр социальных инвестиций и строительства».
Названное соглашение заключено во исполнение постановления главы администрации Белгородского района № 49 от 13 мая 2011 года «О передаче полномочий муниципального заказчика».
Согласно пункту 6 постановления правительства Белгородской области от 16 октября 2010 года N 336-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы и развитие инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011 - 2013 годы" Управлению государственного заказа и лицензирования Белгородской области (Бондарев Г.И.) поручено осуществлять функции по размещению заказов с целью заключения муниципальных контрактов путем проведения торгов в форме конкурсов и аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, на выполнение строительно-монтажных работ, разработку проектно-сметной документации, поставку технологического оборудования, мебели, инвентаря, оказание услуг по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта на основании соглашения о передаче функций заказчика между администрациями муниципальных районов и городских округов и ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области", ОГУ "Центр социальных инвестиций и строительства".
По смыслу части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
Содержание данной нормы позволяет сделать вывод об отсутствии в Законе о размещении заказов запрета иным бюджетным учреждениям выступать в качестве муниципального заказчика и финансировать муниципальный контракт.
Порядок финансирования строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов социальной сферы и развития инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011 год за счет средств областного и местного бюджетов установлен постановлением правительства Белгородской области № 5-пп от 17 января 2011 года.
Исходя из пункта 4 этого постановления, управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области осуществляет функции по размещению заказов с целью заключения муниципальных контрактов путем проведения торгов в форме конкурсов и аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, на выполнение строительно-монтажных работ, разработку проектно-сметной документации, поставку технологического оборудования, мебели, инвентаря, оказание услуг по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта на основании соглашения о передаче функций заказчика между администрациями муниципальных районов и городских округов и ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области", ОГУ "Центр социальных инвестиций и строительства".
Заказчик:
- осуществляет организацию расчетов с исполнителями работ, оказания услуг, поставок товаров на основании контрактов, заключенных по результатам аукционов (конкурсов) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- осуществляет контроль за исполнением обязательств исполнителей по муниципальным контрактам;
- представляет отчетность об использовании бюджетных средств;
- получает разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта, оформляет акты на сдачу объекта и осуществляет передачу затрат муниципальному образованию.
Финансирование объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта, включая поставку технологического оборудования (подпункт «в» пункта 4) осуществляется с лицевого счета заказчика, открытого на едином лицевом счете бюджета муниципального образования, в объемах согласно программе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011 год.
Перечисление средств местного бюджета на счет заказчика осуществляется в соответствии с поквартальной разбивкой и сводной бюджетной росписью местного бюджета.
Перечисление средств с единого лицевого счета местного бюджета, открытого финансовому органу муниципального образования в отделении Федерального казначейства, на счет заказчика осуществляется на основании представленных заказчиком платежных документов.
Следовательно, в соответствии с установленным Порядком ОГУ «Центр социальный инвестиций и строительства вправе открывать счет заказчика в отделениях Федерального казначейства, на который с единого счета финансовый орган муниципального образования перечисляет денежные средства на соответствующий объект, и с которого заказчиком производится финансирование по соответствующему заказу, а в силу части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов заказчиками могут являться любые получатели бюджетных средств.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает прямого запрета для осуществления ОГУ «Центр социальных инвестиций и строительства» полномочий муниципального заказчика.
Эти обстоятельства не позволяют признать постановление должностного лица контролирующего органа и последующее судебное решение законными и обоснованными, ввиду чего они подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах жалоба защитника подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Белгородского УФАС России от 8 ноября 2011 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода 12 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении Губарева Владимира Иосифовича отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу защитника Кудиновой А.Н. удовлетворить.
Судья Белгородского
областного суда Мартюшенко Э.В.