Волжский городской суд Волгоградской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Волжский городской суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № ...
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего федерального судьи Петрушенко Ю.В.,
при секретаре: Самойлик Т.С.,
... рассмотрев в открытом судебном заседании, в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по заявлению Абрамовой О.А. о признании приказа МВД РФ от 31 декабря 2005 года № 1173 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928» недействующим полностью со дня его принятия,
У С Т А Н О В И Л:
Абрамова О.А. обратилась в суд с заявлением о признании Приказа МВД РФ от 31 декабря 2005 года № 1173 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928» недействующим полностью со дня его принятия, указав в обоснование своих требований, что определением Волжского городского суда Волгоградской области ... удовлетворено заявление представителя заинтересованного лица - УВД г. Волжского об отмене решения Волжского городского суда Волгоградской области ... по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом доводы заявления обоснованы ссылкой на приказ МВД РФ № 1173 от 2005 года. Между тем, данный приказ не прошёл государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован в установленном порядке в «Российской газете» и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Сведения об этом приказе отсутствуют в информационных системах. Отсутствие государственной регистрации и отсутствие официального опубликования являются нарушениями требований Конституции РФ, Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года, Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009.
Положения приказа МВД РФ № 1173 от 2005 года легли в основу отмены решения Волжского городского суда ... по вновь открывшимся обстоятельствам. Отменённое решение восстанавливало права заявителя и обязывало УВД г.Волжского произвести замену паспорта. Нарушено право на разрешение судом гражданского дела на основании вступившего в силу нормативного правового акта (ч. 1 ст. 11 ГПК РФ). В связи с сем считает, что не прошедший государственную регистрацию и официально не опубликованный приказ МВД РФ № 1173 от 2005 года непосредственным образом затрагивает её права и законные интересы.
В судебное заседание Абрамова О.А. не явилась, о дне слушания дела извещена лично л.д.150), представила в суд заявление с просьбой дело рассмотреть в её отсутствие, представлять свои интересы доверяет Пузанову Ю.В. л.д.105).
Представитель Абрамовой О.А. по доверенности Пузанов Ю.В. в судебном заседании доводы заявления поддержал в полом объеме, дополнил, что кроме того, что оспариваемый приказ нарушает права заявителя, он негативно отражается на всей сфере деятельности государства, поскольку является приказом о создании организации, однако ни где не опубликован и не прошел регистрацию в Минюсте РФ.
Представитель заинтересованного лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом л.д.147). В порядке судебного поручения представил в суд отзыв на заявление Абрамовой О.А., в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие л.д.72-75). В отзыве указал, что оспариваемый Приказ МВД РФ регулирует вопросы организационно-штатного характера, не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливает правовой статус организации и не имеет межведомственный характер. В этой связи Приказ не нуждается в государственной регистрации и не подлежит официальному опубликованию, а потому заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом л.д.147). В порядке судебного поручения также допрошен не был ввиду неоднократных неявок в судебное заседание л.д.143). В представленном суду письме ... указал, что Приказ МВД РФ от 31 декабря 2005 года № 173 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928» на государственную регистрацию не представлялся л.д.69).
Суд, выслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Согласно пункту 10, 11 и 17 Правил государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В судебном заседании установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» утверждено Положение о Федеральной миграционной службе. Пунктом 3 Указа (в ред. от 21 декабря 2005 г.) установлена предельная штатная численность Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов в количестве 29 760 единиц л.д.99).
Согласно п.1 указанного Положения, в нем определён правовой статус Федеральной миграционной службы как федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. А также Положением установлены полномочия и организация деятельности л.д.100).
В целях реализации Указа № 928 от 19 июля 2004 года издан Приказ МВД России от 31 декабря 2005 года № 1173 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928» л.д.84-94).
Согласно пункту 1 Приказа Федеральной миграционной службе передана в установленном порядке с 01 января 2006 года штатная численность подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и паспортно-визовых подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах.
Кроме того, пунктом 2 Приказа утверждены нормативы создания территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации (приложение № 1 к Приказу), а также Перечень должностей, подлежащих замещению лицами начальствующего состава органов внутренних дел, прикомандированными к территориальным органам ФМС России по субъектам, прикомандированными к территориальным органам ФМС России по субъектам Российской Федерации, соответствующих им специальных званий и должностных окладов (приложение № 2 к Приказу).
Пунктом 4 Приказа с 1 января 2006 г. внесены изменения в лимиты численности, финансируемой по федеральному бюджету, ГУВД Волгоградской области (приложение № 28 к Приказу).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемый Приказ МВД России от 31 декабря 2005 года № 1173 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928» не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливает правовой статус организаций и не имеет межведомственный характер, он не может по своей правовой природе являться нормативно-правовым актом, поскольку регулирует вопросы организационно-штатного характера Федеральной миграционной службы.
По указанным основаниям Приказ не нуждается в государственной регистрации и не подлежит официальному опубликованию, а потому не требует судебного пресечения его юридической силы из-за отсутствия таковой.
Подобная правовая позиция согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в ряде постановлений (от 16 июня 1998 года № 19-П, от 11 апреля 2000 года № 6-П, от 18 июля 2003 г. № 13-П, от 27 января 2004 г. № 1-П), а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ярде определений (от 14 октября 2009 года №47-Г09-47).
Доводы представителя заявителя в судебном заседании о том, что оспариваемый Приказ подлежит государственной регистрации и официальному опубликованию, поскольку является приказом о создании Федеральной миграционной службы, судом не могут быть приняты как обоснованные, поскольку как установлено в судебном заседании, Федеральная миграционная служба создана на основании Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», которым утверждено Положение о Федеральной миграционной службе. Указанным нормативно-правовым актом определён правовой статус Федеральной миграционной службы.
Не нашли своего подтверждения в судебном заседании и доводы заявления Абрамовой О.А. о том, что оспариваемый приказ непосредственным образом затрагивает её права и законные интересы, поскольку его положения легли в основу отмены решения Волжского городского суда ... по вновь открывшимся обстоятельствам, которое восстанавливало её права и обязывало УВД г.Волжского произвести замену паспорта.
Как усматривается из материалов дела, заочным решением Волжского городского суда Волгоградской области ... на паспортно-визовую службу УВД г. Волжского была возложена обязанность выдать Абрамовой О.А. паспорт гражданина РФ нового образца 1997 года л.д.51).
Определением Волжского городского суда Волгоградской области ... заочное решение Волжского городского суда ... отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. Основанием к отмене, как указано в определении, послужило предоставление документального подтверждения об отсутствии надлежащих сведений о приобретении Абрамовой О.А. гражданства РФ, что не было известно при постановлении решения суда л.д.52).
Приказ МВД России от 31 декабря 2005 года № 1173 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928», устанавливающий штатную численность подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и паспортно-визовых подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах, не являлся основанием для отмены решения Волжского городского суда ... по вновь открывшимся обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Абрамовой О.А. в удовлетворении заявления о признании приказа МВД РФ от 31 декабря 2005 года № 1173 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928» недействующим полностью со дня его принятия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Волжский городской суд Волгоградской области.
Судья - Ю.В. Петрушенко
Справка: мотивированное решение изготовлено ...
Судья - Ю.В. Петрушенко
СОГЛАСОВАНО:
Судья Ю.В.Петрушенко
15.07.2010г.